Пятница , 29 Март 2024

Гог и Магог

Статуи Гога и Магога, установленные в Гилдхолл, Сити Лондона

Кто этот Гог, князь Роша, и какую державу подразумевает пророк под словом «Рош»? Самый простой ответ: Рош — это Русь, а Гог — русский князь. Такого мнения придерживались многие исследователи Библии и христианские писатели, хотя однозначного единодушия по этому вопросу не существовало.

В 38-й главе Иезекииля Гог — это личность, князь из земли Магог,
Частица ма в санскритском языке заключает идею земли и поставленная пред именем Гога может значить «земля Гога».

В Бытие 10 Магог — это человек, но не упоминается Гог; Спустя столетия еврейская традиция изменила «Гог от Магога», то есть имя Гог могло быть  образовано из Магог.

Гог и Магог (ивр. ‏גּוֹג וּמָגוֹג‏‎ [Gog u-Magog]) — в иудейской эсхатологии названия народов, которые пойдут войной на народ Божий, но будут повержены огнём с неба.

Ещё менее годится для определения земли Магог легендарная «скифская стена», построенная Александром Македонским, которая тянулась от Дербента на Каспийском море до Понта Евксинского и у арабов эту стену называли именем созвучным с Магог.

Легенда о Гоге и Магоге, » стене и железных воротах» также была включена в баллады об Александре Великом. По одной из версий, «Готы и Маготи» — короли нечистых варварских народов, изгнанные за горный перевал Александром и блокированы стеной и запертыми железными воротами.

Гог и Магог осаждают Город Святых.

В документах раннехристианских писателей Гог и Магог превратились в апокалиптические орды, силы Сатаны восставшего против Бога. На протяжении всего средневековья их именем нарекали викингов, гуннов, хазар, монголов, туранцев или других кочевников, совершавших нападения на христианские монастыри и земли, или даже как десять потерянных колен Израиля.

В романах и средневековой литературе говорят, что народы Гог и Магог занимаются людоедством, на средневековых космологических картах, или mappae mundi, иногда рядом со стеной Александра.

Дьявол, Гог и Магог атакуют Святой город. (из русской рукописи XVII века)

В Новом Завете Гог и Магог упоминаются в книге Откровения, где они не отдельные люди, а народы Гога и Магога союзники сатаны совершившие нашествие на город святых в конце тысячелетнего царства.

все Библейские нации — Гог, Магог (русские), Ашкенази (германцы)

В Ветхом Завете, в Книге пророка Иезекииля также есть пророчество о Гоге из земли Магог, согласно которому Гог — это имя предводителя, который придёт из страны Магог с войной на землю Израиля и потерпит военное поражение от Бога. Согласно иудейской эсхатологии предсказание, описанное в книге пророка Иезекииля, исполнится незадолго до прихода Мессии (ивр. ‏מָשִׁיחַ‏‎).

Оба пророчества описывают разные события в различные временные периоды: в первом случае идёт речь о событиях после тысячелетнего царства, в которых принимают участие два народа из «четырёх углов земли», во втором случае — период до тысячелетнего царства, в котором присутствует предводитель Гог из северного по отношению к Израилю народа Магог.

Текст пророчества из книги пророка Иезекииля, 38-39 главы

«И было ко мне слово Господне:
«Сын человеческий! Обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество, и скажи — так говорит Господь Бог:
«Вот, Я — на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала!»
(Иезекииль, гл. 38, ст. 1—3)

Так начинается пророчество, которое сделал пророк Иезекииль о некоем Гоге, князе Роша и прочих земель. А заканчивается оно такими словами:

«И будет в тот день: дам Гогу место для могилы в Израиле, долину прохожих на восток от моря, и она будет задерживать прохожих; и похоронят там Гога и все полчище его, и будут называть ее долиною полчища Гогова. И дом Израилев будет семь месяцев хоронить их, чтобы очистить землю. И весь народ земли будет хоронить их, и знаменит будет у них день, в который Я прославлю Себя, — говорит Господь Бог. — И назначат людей, которые постоянно обходили бы землю и с помощью прохожих погребали бы оставшихся на поверхности земли для очищения ее…» (гл. 39, ст. 11—14).

Гог из земли Магог, простирающейся «от пределов севера» (38:15), князь Роша, Мешеха и Фувала (38:3), во главе «великого сборища полчищ», среди которых войска Ирана, Эфиопии и Ливии (38:5), а также «Гомер со всеми отрядами его», «дом Фогарма от пределов севера» и многие другие народы (38:6) вторгнется в землю Израиля (38:8) с целью завладеть большой добычей (38:10-12).

В тот день гнев Божий воспылает в ярости (38:18) и Он призовёт меч против Гога (38:21) и будет судить его и его войско «моровою язвою и кровопролитием», и прольёт «на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу» (38:22). Гог, его войска и все народы, которые будут с ним, погибнут в Израиле и будут отданы на съедение «всякого рода хищным птицам и зверям полевым» (39:4), после чего «на землю Магог и на жителей островов, живущих беспечно», Бог пошлёт огонь (39:6).

В результате этих событий Бог будет прославлен перед глазами многих народов (38:23, 39:21) и в глазах народа Израиля (39:7), который будет знать, что Бог есть «Господь Бог их, от сего дня и далее» (39:22).

Локализация событий

В разные времена были распространены версии связывающие «Гога и Магога» с  «полунощными» — «северными» народами.

Романизированный еврейский историк Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» писал, что

«Магог же положил начало тому народу, который от него получил название Магога, а ими [греками] именуется скифами».

«Лютеранский хронограф» XVII века, переведённый в 1720 году Гавриилом Бужинским, повествует, что «От магога родишася Геты и Массагеты племя Скифское»

А. П. Лопухин, толкователь Священного Писания, основываясь на том, что массагеты во времена Геродота предположительно жили между Каспийским и Аральским морями, сомневается в том, что массагеты может быть связано с именем «Магог». Однако некоторые из исследователей, например У. Тарн, полагают, что массагеты жили от Каспийских степей до Карпат, что на востоке их ограничивало устье Яксарта (совр. Сырдарья), а севернее Каспия жившие там аорсы.

И. Пьянков, Деланоз и Г. Штейн полагают, что в геродотовом «Араксе» следует видеть армянский Аракс, то есть, по их мнению, массагеты времён Томирис обитали на западных берегах Каспийского моря, севернее реки Аракс. М. Геворгян, комментируя переведенную им «Историю Бузанда» пишет, что

«Маскуты или массагеты жили на берегу Каспийского моря, принадлежали к скифскому племени. По Географии VII в. Анании Ширакского, их местопребывание значится у западных берегов Каспийского моря, до города Дербента»

По мнению других исследователей, поражение, нанесённое гуннам армянским царём Трдатом III, провозгласившим в 301 году христианство государственной религией древней Армении, могло обуславливать их некоторую политическую зависимость от их южных соседей, известных под именем «маскуты» (арм. форма «массагеты»), что и побудило некоторых авторов говорить о существовании в IV веке на территории Кавказской Албании «гуннского государства» во главе с царем маскутов Санесаном.

Л. Коулмен, автор «Исторической хрестоматии и атласа Библейской географии», локализует Магога («Magog») на северо-западе Прикаспийской низменности, именно там, где в своём «Землеописании» локализует гуннов Дионисий Периегет. Дионисий  располагает гуннов при Каспийском море, описание которого он начинает с его северо-западной стороны. С его слов гунны пребывали между каспиями и скифами, последние из которых населяли побережье Кронийского (Каспийского) моря, по «устью» дельты Волги.

Гунны идут на Рим. Иллюстрация худ. Ульпиано Кеки.

По мнению современных исследователей, военные походы гуннов IV века воспринимались европейской цивилизацией как исполнение библейских пророчеств и ассоциировались с «Гогом и Магогом». Иероним Стридонский, описывая азиатский поход гуннов 397 года, сообщает, что гуннская орда двигалась с Танаиса (р. Дон), где находились «невероятные», «страшные» массагеты; весь восток «содрогнулся» от сообщений вестников, что

«от далекого Меотиса (Азовского моря), земли ледяного Танаиса и страшного народа массагетов, [через проход] где в Кавказских ущельях Александр [Македонский] дверью запер дикие народы, вырвалась орда гуннов».

Гунны разоряют римскую виллу в Галлии. Иллюстрация худ. G. Rochegrosse (1910 г.)

Феофан Византиец утверждал, что народы, живущие на восток от Танаиса, в древности носили имя массагетов. Прокопий Кесарийский рассказывает об римском полководце Аэции, который в битве на Каталаунских полях, одержал победу над огромным войском массагетов и других скифов, возглавляемых царём гуннов Аттилой.

В поздние средневековье «Гог и Магог» отождествлялись с восточнославянскими племенами и татаро-монголами. Например, Лев Диакон в своей «Истории», описывая поход князя Святослава на Византию, говорил о восточных славянах,

«что этот народ безрассуден, храбр, воинствен и могуч, что он совершает нападения на все соседние племена, утверждают многие; говорит об этом и божественный Иезекииль такими словами: „Вот я навожу на тебя Гога и Магога, князя Рос“».

Датский хронист XII века Саксон Грамматик для обозначения Руси применял форму «Konuhardіa», а её население попеременно именовал русами и гуннами. По этому поводу Олаф Верилий писал, что «Саксон Граматик русов и гуннов считает одним и тем же народом».

Трактования Гога и Магога в религиях мира.

В христианстве

«Острожской Библией», в Пророчестве Иезекииля 38:2-3, «князь Рош» назван «князь Росска». В связи с этим некоторыми русскими толкователями, например Павел Флоренский, истолковывал «Гога и Магога» в позитивном ключе. В книге «Опыт раскрытия пророчеств апокалипсиса» Иоанн Кронштадтский приводит родословную троих сыновей Ноя и пишет:

«Из потомства Иафета, от второго сына, Магога или Гога произошли, — Скифы или Гунны, Татары, Турки, Монголы, Манджуры, Туранцы, Сарты, Киргизы, Башкиры, Калмыки, Финны, Литва, Угры или Мадьяры. Вот этим-то народам дается общее название Магог».

Далее приводит происхождение русских:

«От шестого сына, Моссоха, — Сарматы, а от них все многочисленные славянские племена запада и востока Европы, а именно: Поморяне, Болгары, Сербы, Хорваты, Словаки, Руссины, Поляки, Малороссы, Белороссы, Великороссы».

Таким образом они тоже потомки Иафета. Упоминаемый князь Росс, согласно источнику, имеет отношение к Русинам.

Выражение «Гог и Магог» встречается в библейской книге Откровение Иоанна Богослова:

«Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их — как песок морской» (Откр. 20:7).

В иудаизме

В многочисленных сказаниях Талмуда (смотри Аггада), в Мидраш и других иудейских источниках «Гог и Магог» — это всегда жестокие и кровожадные народы, последние битвы которых с другими народами мира произойдут в «земле Израиля» перед приходом машиаха (или мессия). Помимо привычных ассоциаций с лидийцами, мидянами, парфянами или скифами, некоторые хасидские учителя интерпретировали «Гога и Магога» как завоевательные походы Наполеона.

В исламе
«Яджудж и Маджудж» (араб. يَأْجُوج وَمَأْجُوج‎ Yaʾjūj wa-Maʾjūj; перс. یگوگ و مگوگ‎ yagug va Magug) в Коране соответствует библейскому «Гогу и Магогу».

В Коране говорится, что во время своего путешествия праведник Зуль-Карнайн, который, по утверждениям Абу Абдуллаха аль-Куртуби, Мухаммада ат-Табари и Ибн аль-Асира, жил во времена пророка Ибрахима (или Авраам), совершал с ним паломничества и получил его благословение, дошёл до народа, жившего «между двумя преградами», возможно, между Большим и Малым Кавказом. Этот народ обратился к Зуль-Карнайну с просьбой спасти их от притеснения народов «Яджудж и Маджудж». Зуль-Карнайн воздвиг «железную стену», так «Яджудж и Маджудж» оказались в заточении. Со слов пророка Мухаммеда, они каждый день роют подкоп под стену, и после убийства Даджжаля (или Антихриста), когда люди будут в спокойствии, выйдут из заточения.

«Яджудж и Маджудж» питаются только кровью и человеческим мясом, всё сметут на своём пути, убьют множество людей, выпьют воду всех больших рек и озёр.

Рассказ о железных воротах распространилось по всему Ближнему Востоку в первые века христианской и исламской эры. Они появляются в Коране в главе Аль-Кахф как Яджудж и Маджудж (арабский: يَأْجُوجُ وَمَأْجُوجُ; Yaʾjūj wa-Maʾjūj), примитивные и аморальные племена, которые были отделены и отгорожены Зуль-Карнайном (двурогий Александр Македонский — Искандер-двурогий), который упоминается в Коране как великий праведный правитель и победитель.

Византийский правитель, защищенный викингами Гог и Магог

Некоторые современные мусульманские историки и географы рассматривали викингов как Гога и Магога.

В наше время Гог и Магог по-прежнему ассоциируются с апокалиптическим предсказанием, особенно в Израиле и мусульманском мире.

Самые торговые народы мира, смыслящие в богатствах, понимают, что одна жадность вооружила Гога и его народы и побуждает их к войне. Как войско Гога составлено из отдаленнейших народов, так и торговцы собираются в его армию со всех концов света.

74 Магог — библейское имя. В Библии им назван второй сын Иафета при перечислении потомства трех сыновей Ноя (Быт., 10, 2); в заключение перечня говорится: «От них распространились народы по земле после потопа» (Быт., 10, 32). Кроме того, в Библии же именем Магог называется некая земля, в которой царствовал Гог (Иезек., 38, 2 и 39, 6). В средние века считалось, что в далеких восточных странах есть царство Гога и Магога, враждебное всему христианскому миру. В предыдущем примечании приведен текст из «Иудейских древностей» Иосифа Флавия, который ставит знак равенства между «Магогом» и «скифами». Иероним это повторил: «Магог- Скифы« (Lib. hebraic. quaest. in genesin, 20, 2). Но Иероним — писатель начала V в., — несомненно, вкладывал в понятие «скифы» («Магог») иное содержание, чем Иосиф Флавий — писатель I века. Под магогом — скифами Иероним подразумевал современных ему гуннов. Такое объяснение держалось и позднее: в начале VI веке архиепископ Кесарийский Андрей в комментарии к Апокалипсису писал, что библейские племена Гог и Магог — те же скифские племена, «которые мы зовём гуннскими« (MPG, 106, col. 416). Вместе с тем Иероним не рассматривает готов как представителей племени магог и сомневается, прав ли Амвросий (ум. в 397 г.), его современник, в комментарии на книгу Иезекииля («De fide», II, 17), приписывая имена Гога и Магога не скифам, а готам, «недавно неистовствовавшим в нашей стране»; «наоборот, продолжает Иероним, — все ученые скорее привыкли называть готов гетами, чем гогом и магогом». Однако в VII в. Исидор Севильский писал: «Магог — от коего, как полагают, ведут своё происхождение скифы и геты»; и еще: «древние называли [готов] чаще гетами, чем готами» (Isid. Etymol., IX, ?, 27 и 89).

Иммигранты в Древнем Риме
Нашествие Гога

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*