Дикое Поле — устаревшее название не разграниченных и мало заселённых причерноморских и приазовских степей между Днестром на западе и средней Волгой на востоке, от Куликова поля на севере до Чёрного и Азовского морей и Крыма на юге.
По первым письменным историческим документам («История» Геродота и другие античные историки), на всей территории, находящейся севернее Чёрного моря, у античных авторов Понтийское море (Понт Эвксинский), обитали скифы, однако мало заселённость территории и отсутствие охраняемых границ позволяли кочевым народам осуществлять грабительские вылазки на эту территорию.
Степи Дикого Поля были пригодны для развития земледелия, скотоводства и промыслов, что способствовало началу их освоения ещё во времена Древнерусского государства. Этому, однако, препятствовали набеги степных кочевников, которые волнами набегов прокатывались по этим землям с древнейших времён (хазары, печенеги, половцы, татары).
На землях Дикого Поля хозяйничали скифы, сарматы, печенеги, тюрки и половцы, создавшие в степях Северного Причерноморья своё государство, которое в летописях называли Половецкой степью.
Для защиты от набегов кочевников в пограничные земли из древнерусского города Киева и других русских городов направлялись княжеские дружины, которые создавали сторожевые посты, а в дальнейшем из военных пограничных сторожевых постов вырастали большие поселения и города.
В 1093-1111 годах Владимир Мономах несколько раз организовывал военные походы в эти края. Войска русичей возвращались домой «полониша скоты, и кони, и вельблуды, и челядь». В 1223 году через Дикое Поле промчались войска Чингисхана, а в 1243 году на этой земле побывал его сын Батый, включивший Дикое Поле в состав Золотой Орды.

Северное Причерноморье — «Пустынные места» ( латин. Loca Deserta, по-польски Dzike Polie — Дикое поле)
Вплоть до 1550 года Половецкая степь была местом сражений между Московской Русью, Золотой Ордой и Великим Литовским княжеством. Муравский шлях от Перекопа до Тулы был дорогой по которой шли завоеватели в глубь Руси. После них, как писал иеродиакон Игнатий, «Не видно ни града, ни села, ни одной души!» Ордынские войска численностью в 20-80 тысяч доходили до границы Дикого Поля одним войском, а затем рассеивались небольшими отрядами, грабя и убивая всех, кто попадался на пути. В то время бытовало выражение «выбрать село», то есть убить стариков и маленьких детей и угнать в плен всех остальных.
С 1550 года началось строительство Большой засечной черты -фортификационных сооружений, состоящих из рвов, валов и сторожевых башен на ней.
Продолжилось заселение Дикого Поля в XIV—XV веках, когда часть территории правобережья Днепра вошла в состав Литовского государства, позднее объединившегося с Польским Королевством в Речь Посполитую (1569 г.). В этот период времени земли Дикого Поля осваивались и заселялись переселенцами крестьянами и холопами с территории правобережья Днепра и беглыми крепостными крестьянами из России и Речи Посполитой.
Позднее территория Дикого Поля была под контролем казаков.

засечные черты древнерусского государства 16 — 17 века
В XVI—XVII веках Московское правительство на территории Дикого поля для ведения борьбы против турецко-татарской экспансии создавало системы оборонительных сооружений, включающие крепости, засеки, земляные валы и рвы, организовывало станичную и сторожевую службу. На оборонительных линиях селились служилые люди.
В XVI—XVII веках правительство Польско-Литовского государства Диким Полем считало Причерноморские земли, находившиеся на восток и юг от Белой Церкви, и раздавало их магнатам и знатнейшим в частную собственность как незаселённые.
В конце XVII века название «Дикое Поле» перестало употребляться.
География Дикого поля
В границах Дикого Поля сейчас располагаются нынешняя Луганская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская, Николаевская, Одесская, Полтавская, Сумская, Харьковская и Херсонская области Украины, Приднестровская Молдавская Республика, а также Тульская, Липецкая, Тамбовская, Воронежская, Волгоградская, Орловская, Курская, Белгородская и Ростовская области России.
Топонимы и гидронимы Дикого поля
Названия древних поселений и рек в пограничном между Русью и Диким Полем районе сохранялись на территории «Дикого поля» многие столетия. Древнерусские города Змеев и Донец, сожжённые татарами в XIII веке, сохранили свои названия 450 лет между двуми письменными упоминаниями о них — Слово о полку Игореве (под 1185 г.), Ипатьевская летопись и третья редакция Книги Большому Чертежу (1627 г.), превратившись в Змиево городище и Донецкое городище.
Река Харьков, согласно Филарету (Гумилевскому), сохранила своё название также с XII до начала XVII века; река Донец также сохранила своё название более 400 лет, правда, вниз по течению из старинного Донца (Уд) в современный (Северский) Дон.
Существовавшие в XVI веке руины окрестных разорённых городов — Хорошево городище, Салтовское городище, Чугуевское городище, Змиевское городище — при их новом заселении в XVI веке не изменили своих названий, став Хорошевом, Салтовом, Чугуевом, Змиевом. Харьковское городище в момент его нового заселения сразу стало Харьковом и город ни в одном источнике иначе не назвался.

Глодосская золотая шейная гривна. VIII век.
Поминальные храмы VII и VIII века в селе Глодосы и Вознесенка.
Как вы понимаете в многовековой обороне земель Дикого поля от набегов кочевников погибало много воинов, которых ежегодно поминали их соплеменники. Поминальный храм Дикого поля в честь воинов найден в селах Вознесенка и Глодосы.
Историк-археолог А. К. Амброз связывал археологический памятник в селе Вознесенка и Глодосы с поминальным храмом, в бассейне Южного Буга на пологом берегу реки Сухой Ташлык. Памятник сильно разрушен (размыт) водохранилищем. Сохранилась только его северо-восточная часть. Однако с полной уверенностью можно утверждать, что, по сравнению с Вознесенкой, Поминальный храм Глодосы сооружен значительно менее фундаментально [Смиленко А.Т., 1975, с. 109-111].

Подвеска золотого ожерелья. VIII век. Работа византийских мастеров. Село Глодосы
Поминальный храм Глодосы найден между двух береговых оврагов, устьями впадающих в Сухой Ташлык и расположенных примерно в 40 м друг от друга, вырыты два параллельных, сильно заплывших в настоящее время рва (шириной 1,3 и 2,8 м). Представляется вероятным, что овраги, обрамляющие вместе с этими рвами почти правильный прямоугольник, образовались из рвов, упиравшихся в береговой обрыв с южной стороны этого сооружения.
Яма с поминальными дарами находилась в восточной части площадки Поминального храма Глодосы. Поминальный обряд в этом месте совершался ежегодно в течении многих лет, о чём свидетельствуют напластования из поминальных даров и остатков поминальной трапезы (тризны) брошенные в яму и присыпанные землёй. Берег водохранилища почти вплотную подошёл к ней, и яма стала активно разрушаться небольшим длинным овражком, перерезавшим всю оставшуюся площадь памятника. Обнаружили Глодосский клад случайно местные жители.

золотого ожерелья с подвеской в виде лунницы. VIII в. Работа византийских мастеров. Село Глодосы
История находки Гладосского клада VII и VIII вв.
В июне 1961 года, школьник Володя Чухрий из села Глодосы, Кировоградской области, возвращался с поля, где помогал своей матери пропалывать свеклу. В какой-то момент он заметил взлетающего степного орла, который держал в своих когтях суслика. Мальчишка начал искать на земле камень, чтобы запустить его в птицу и вдруг заметил под валуном что-то блестящее. Он потянул предмет и вытащил красивое золотое украшение. Но, как оказалось, оно было не одно. В тайнике под камнем он обнаружил множество ценных вещей.
Среди найденных предметов были золотые и серебряные украшения, фрагменты оружия и различные церемониальные предметы. Не осознавая всего значения своей находки, Володя забрал их домой и спрятал в погребе. Однако любопытство заставило его обратиться к учителю истории, который посоветовал написать письмо директору Кировоградского историко-краеведческого музея. А после этого учитель сообщил о находке участковому, капитану Солодееву. Вскоре участковый пришёл к Чухриям и посоветовал отдать в музей найденный клад, о котором родители Володи даже не догадывались. Но после расспросов мальчик отдал милиционеру всё, что было им найдено. К тому моменту посланное в музей письмо было получено, и целая группа археологов, во главе с Смиленко Аллой Трофимовной выехала в Глодоссы.
Первым делом археологи приехали к Володе, но тот объяснил, что все найденные предметы он отдал участковому милиционеру. Специалисты отправились к капитану Солодееву, и представьте их удивление, когда тот сообщил, что не догадывался о значении «побрякушек» и отдал их играть детям. Специалистов насторожило такое нелепое объяснение пропажи вещей и они сообщили в КГБ. Гладосский клад в полном объёме был обнаружен на чердаке, во время обыска в доме Солодеева, за сокрытие ценностей капитану дали 5 лет.

Золотые подвески. VIII в. Работа византийских мастеров. Село Глодосы
Глодосский клад состоит из 270 предметов, в том числе ста золотых предметов общим весом 2,58 килограмма и семидесяти серебряных предметов общим весом чуть более килограмма. Среди наиболее ярких артефактов можно отметить детали вооружения, в том числе инкрустированные золотом, золотые серьги, перстни, браслеты, посуда из серебра и многое другое.
Одним из особенно интересных предметов является медальон с изображением Эроса с луком в руке и колчаном за спиной. Такие изображения дают ценное представление о художественных традициях и иконографии того времени.

Глодосское сокровище-рукоятка меча
Археологи провели раскопки на месте обнаружения сокровищ и сделали вывод о том, что в этом месте похоронен некий знатный воин, погибший от рубленных ран. Из-за богатейшего погребального инвентаря специалисты считают, что он был, возможно, вождём племени. Само место захоронения, расположенное недалеко от берега реки Сухой Ташлык, было богато украшено, что также отражало высокий статус покойного.

Глодосское сокровище-эфес меча
Доктор исторических наук, советский археолог Смиленко Алла Трофимовна (1923 — 2006) — специалист в области славянской археологии, проводила дополнительное исследование археологического памятника Глодосы и дала оценку этой находки как захоронение вождя, произведенное по славянскому обряду трупосожжения.
Находка Глолосского клада относится к VII–VIII векам нашей эры, неспокойному периоду в истории Северного Причерноморья. В то время этот регион был населен славянскими племенами и часто подвергался набегам хазар, могущественной конфедерации кочевников. Артефакты свидетельствуют о том, что погребённый воин, возможно, был военачальником, княжеского войска, сражавшегося против набегов кочевников и, возможно, погиб в бою.
Вещевой комплекс археологического памятника Глодосы позволил археологу Смиленко связать находки Глодосского клада и с Вознесенским памятник, раскопки которого она также считала славянскими захоронениями. Однако если в Вознесенском сильно обгорелые обломки косточек были неопределимы, а определимые принадлежали лошадям, то в раскопках в Глодосах на дне ямы были обнаружены следы трупосожжения — две кучки перегорелых костей, смешанных с золой. Над костными останками были уложены погребальные дары: конская сбруя — удила, стремена, золотые бляхи узды; оружие — обломки меча в золоченых ножнах, копьё, кинжал; украшения — в основном составленные из золотых византийских монет; оплавленные сасанидские золотые сосуды. Многие другие вещи археологического комплекса также несли следы пребывания в сильном огне.
Что касается костей, то из 100 обломков извлеченных из золы 22 костных останка принадлежали человеку возмужалого возраста. На сохранившихся кусочках черепа и бедра заметны зарубки, что, видимо, свидетельствует о гибели человека от тяжёлых рубленных ран, нанесенных ему во время сражения. Все эти факты дают основание считать Глодосы погребальным памятником воина.
(Поминальный храм Глодосы, С.А. Плетнёва. Kочевники южнорусских степей в эпоху средневековья IV—XIII века)
В конце XIX — начале XX века село Глодосы реке Сухой Ташлык представляло собой бывшее военное поселение Глодассы, Елизаветградского уезда, Херсонской губернии. В 1861 году в селе Глодосы проживало 8696 человек. Функционировали 2 церкви, школа, 51 ветряная мельница ветряных, 4 кузницы, 9 лавок, шинков — 4. Еженедельно проводились ярмарки.
Находка Гладосского клада VII и VIII вв., по-прежнему, привлекает внимание историков и археологов. Древние артефакты клада не только раскрывает художественный талант его создателей, но и позволяет глубже понять социальную и политическую динамику раннего средневековья.