175 лет назад, 29 (17) июня 1849 года, в Тифлисе родился Сергей Юльевич Витте — государственный деятель, министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892–1903), председатель Комитета министров (1903–1906), председатель Совета министров (1905–1906). Деятельность Витте привела к резкому ускорению темпов промышленного роста в Российской империи, за что его прозвали «дедушкой русской индустриализации».
Витте был сторонником ускоренного развития промышленности и капитализма в России. Содействовал «первой российской индустриализации» 1890-х годов. Разработал программу реформ, предложенную Петром Аркадьевичем Столыпиным. Провёл реформу налогообложения промышленности.
Витте добился увеличения налогов и принятия льготного таможенного тарифа по отношению к отечественным производителям при котором покупать отечественные товары стало выгоднее. Сам Витте утверждал:
«Создание своей собственной промышленности — это и есть та коренная, не только экономическая, но и политическая задача, которая составляет краеугольное основание нашей протекционной системы».
Достижения экономических реформ быстро сказались на росте темпов развития экономики России — этот период по праву называют эпохой промышленного подъёма.
«В Петербурге его кипучая деятельность скоро вышла за рамки специальности, и он сделался авторитетом не только по железнодорожному вопросу, но и по вопросам экономической жизни страны. Его восхождение по ступеням чиновничьей иерархии было весьма быстро, и всего через несколько лет после прибытия в Петербург он уже встал во главе министерства финансов. Он занимал этот пост (исключая 1903 — 1905 годы) до того самого дня, когда, как мы видели, сделался главой первого конституционного правительства России» — писал о нём министр иностранных дел А. П. Извольский.
Рассмотрим пять важных событий из истории Российской империи, к которым приложил руку Сергей Витте.
1. Развитие железных дорог
Свою карьеру Сергей Юльевич начал именно с железных дорог: после окончания физико-математического факультета Новороссийского университета в 1870 году поступил в управление Одесской железной дороги, где прошел все ступени — от работы кассиром до должности начальника эксплуатации:
«Так, я сидел в кассах станционных, грузовых и билетных, затем изучал должности помощника начальника станции и начальника станции, потом контролёра и ревизора движения; затем занимал должности на различных станциях, где преимущественно было грузовое движение, и на станциях, где было преимущественно пассажирское движение» — писал он позднее в «Воспоминаниях».
Карьера 26-летнего служащего чуть было не оборвалась с Тилигульской железнодорожной катастрофой 1875 года, повлекшей за собой гибель более 100 новобранцев и ранение ещё 120 человек. Масштаб происшествия привлёк особое внимание властей, Витте и начальник дороги Н. М. Чихачёв были приговорены к четырём месяцам тюрьмы. Однако за время расследования Сергей Юльевич отличился организацией перевозки войск к театру военных действий русско-турецкой войны 1877–1878 гг., и в итоге тюремный срок заменили двухнедельной гауптвахтой.
В 1880 году Витте был назначен на пост начальника службы эксплуатации в администрации Общества Юго-Западных железных дорог. Он незамедлительно приступил к реформированию системы грузоперевозок и всего за 4 года увеличил чистый доход Общества от эксплуатации железных дорог более чем в 3 раза — с 4,3 до 13,6 млн рублей.
«… ещё в родном мне Киеве, будучи юношей, я много слышал о выдающихся дарованиях этого незаурядного человека, обнаруженных им в период управления местными железными дорогами» — вспоминал генерал Ю. Данилов.
В марте 1889 года Сергей Юльевич стал начальником вновь образованного Департамента железнодорожных дел Министерства финансов и произведён в действительные статские советники. Понимая важность эффективности работы железных дорог в едином государственном комплексе, он начал выкупать многочисленные частные железные дороги.
В феврале-августе 1892 года Витте занимал должность министра путей сообщения, и за столь короткий срок сумел ликвидировать ставшие обычным явлением крупные скопления не перевезённых грузов, а также реформировать железнодорожные тарифы, эффективность которых он понял ещё во время работы Обществе Юго-Западных дорог.
Позднее именно Витте способствовал созданию Транссибирской магистрали и КВЖД. Несмотря на то, что идея прокладки железной дороги, по словам самого Сергея Юльевича, «не встречала особенного сочувствия в высших государственных сферах», в 1891 году было принято решение о начале строительства Великого Сибирского пути, от Уральских гор до Тихого океана.
К слову, именно во времена Витте в моду вошли легендарные мельхиоровые или серебряные подстаканники для чая, которые стали символом железнодорожных пассажирских перевозок в России.
2. Ведение винной монополии в России.
Сергей Юльевич Витте стал автором четвертой по счёту винной монополии в истории России: до него подобные меры вводились в 1474 году, в 1652 году и в 1696 году. Последняя, созданная по указу царя Петра I, вскоре им же и была заменена на винокуренную пошлину для производителей в пользу государственной казны.
Государственная монополия на продажу алкоголя в России была установлена при содействии Витте в 1894 году, и доход от торговли водкой целиком поступал в государственную казну.
Винная монополия государства распространялась на очистку спирта и торговлю крепкими спиртными напитками. Винокуренные заводы могли принадлежать частным предпринимателям, однако производимый ими спирт покупался казной, проходил очистку на государственных складах и продавался в государственных винных лавках. В полной мере монополия действовала с 1906 по 1913 год. «Пьяные» деньги составляли в то время около четверти всех доходов государства.
3. Денежная реформа
В феврале 1895 года Сергей Юльевич Витте — уже министр финансов — представил императору Николаю II доклад о необходимости введения золотого обращения. Витте предлагал ввести золотой стандарт, принятый в Англии, а не золото-серебряный, формально действовавший во Франции. Подготовка реформы началась ещё в 1880-х гг. и была вызвана неустойчивостью денежной системы.
Денежная реформа 1895–1897 гг. устанавливала золотой стандарт или свободный обмен кредитных билетов на золото.
Государственные кредитные билеты России, прежде обеспечивались серебром, а стали обеспечиваться золотом и размениваться на него без ограничения суммы. Этот шаг, необходимый для ещё большей интеграции в мировую экономику, свидетельствовал о росте международного престижа. В результате реформы изменилась структура денежного обращения страны, и до 1914 года Россия получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом.
В ходе реформы была проведена деноминация золотого рубля, что соответствовало мировым ценам на золото. Прежний империал — 10 рублей образца 1886 года — стал равен 15 рублям нового образца. Монета с таким номиналом чеканилась только в 1897 году. Она сохранила за собой гордое и красивое название «империал».
«Я совершил денежную реформу так, что население России совсем и не заметило её, будто ничего не было… И ни единой жалобы! Ни единого недоразумения со стороны людей» — писал автор реформы.
С началом Первой мировой войны в 1914 обмен денег на золото был прекращён, и все 629 миллионов золотых рублей исчезли из обращения.
4. Портсмутский мирный договор.
В связи с поражением русских войск при Цусиме в конце мая 1905 года и развитием революционных событий в России правительство Российской империи твёрдо решило заключить мир, поставив точку в «маленькой победоносной войне» с Японией.
Возглавлял дипломатическую миссию Сергей Юльевич. После долгих переговоров 5 сентября (23 августа) 1905 года был подписан Портсмутский мир.
Витте одержал дипломатическую победу: даже признавая поражение, российская делегация добилась соглашения на своих условиях.Заключил мирный договор с Японией, по которому Южный Сахалин переходил к Японии, вторая же половина острова Сахалин сохранилась за Россией. Корея становилась сферой влияния Японии, ей также отходил Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним. При этом Россия не платила контрибуции. Мир был с негодованием встречен в Японии, однако после его заключения вновь возобновилось прерванное в 1895 году русско-японское сближение.
За успешное заключение Портсмутского мира с Японией Сергею Витте было пожалован графское титул, а общественность наградила его прозвищем «граф Полусахалинский».
Витте проявил незаурядные дипломатические способности заключение Портсмутского мира с Японией, а также Союзный договор с Китаем, торговый договор с Германией.
5. Манифест 19 октября 1905 года
Осенью 1905 года забастовочное движение охватило всю Россию, в нем участвовало 120 городов. 21 (10) октября 1905 года остановилось движение идущих из Москвы поездов, в тот же день было прекращено и движение поездов, отправлявшихся из Санкт-Петербурга.
К 30 (17) октября 1905 года во Всероссийской октябрьской политической стачке участвовали уже 2 млн человек. Во многих городах было отключено освещение, не выходили газеты, не работали водопровод и телефон. Собирались деньги на создание вооруженных дружин. В этих условиях Витте, председатель Совета министров Российской империи, убедил Николая II подписать манифест.
30 (17) октября 1905 года во время Октябрьской Всероссийской политической стачки, император Николай II подписал «Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка». Текст манифеста вошедшего в историю под названием Манифеста 17 октября 1905 года был подготовлен А. Д. Оболенским и Н. И. Вуичем под руководством С. Ю. Витте.
В этот день Россия перестала быть абсолютной монархией, а гражданам России были дарованы свободы, однако острые социально-экономические проблемы так и не были решены.
Сергей Юльевич Витте (1849 — 1915) считал конституционные уступки единственным средством сохранить самодержавие. Спустя два дня после подписания документа император Николай II писал матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне:
«В течение этих ужасных дней я виделся с Витте постоянно, наши разговоры начинались утром и кончались вечером при темноте. Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного военного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу… Другой путь — предоставление гражданских прав населению; свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную Думу — это, в сущности, и есть конституция. Витте горячо отстаивал этот путь, говоря, что хотя он и рискованный, тем не менее единственный в настоящий момент… Манифест был составлен им и Алексеем Оболенским. Мы обсуждали его два дня, и наконец, помолившись, я его подписал».
Манифест даровал народу «незыблемые основы гражданской свободы», неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний, признать Государственную думу законодательным органом.
Сам Витте стал председателем реформированного Совета министров.
При активном участии Витте проведены государственные реформы, включая создание Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, введение избирательного законодательства и редактирование Основных государственных законов Российской империи.
Сергей Витте полагал, что Манифеста 17 октября завершит революцию 1905 года, однако общество встретило его неоднозначно — многие просто не понимали, «что можно и чего нельзя» в новых условиях. Левые силы расценили документ как свидетельство слабости царского правительства, консервативные круги — как ненужную уступку революционерам. Либеральная общественность встретила предполагаемые преобразования с воодушевлением.
Документ завершался призывом «ко всем верным сынам России помочь прекращению… неслыханной смуты» и вместе с государем «напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле».
По собственному желанию Витте отправился в отставку 22 апреля 1906 года. Умер 28 февраля 1915 года в Петрограде от менингита.