Вторник , 23 Апрель 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Гизерих, король вандалов

Гизерих, король вандалов

О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ДЕЯНИЯХ ГЕТОВ«Getica» Иордана.

Гизерих, король вандалов.

{167} Но Гизерих 490, король вандалов, был уже призван в Африку Бонифацием 491, который, будучи обижен императором Валентанианом, не мог иначе, как [подобным] злом, отомстить империи. Он склонил их своими упрашиваниями и перебросил через переправу в теснине, которая называется Гадитанским проливом 492; он отделяет Африку от Испаний {168} едва семью милями 493 и выводит устье Тирренского моря в бушующий океан.

Гизерих был весьма известен в Риме в связи с поражением, которое он нанёс римлянам 494; был он невысокого роста и хромой из-за падения с лошади, скрытный, немногоречивый, презиравший роскошь, бурный в гневе, жадный до богатства, крайне дальновидный, когда надо было возмутить племена, готовый сеять семена раздора и возбуждать ненависть.

{169} Такой-то человек вошёл, приглашенный, как мы сказали, уговорами Бонифация, в империю в Африке; там он долго правил, получив, как говорится, власть от бога. Перед кончиной 495 призвал он ряд своих сыновей и приказал им, чтобы не было между, ними борьбы в домогательстве власти, но чтобы каждый по порядку и по степени своей, в случае если переживет другого, т. е. старейшего, чем он, становился наследником; а за ним шёл бы следующий. Они соблюдали это на протяжении многих лет и в благоденствии владели королевством, не запятнав себя, как обычно бывало у других варварских племёнмеждоусобной войной, потому что каждый, в свою очередь, один за другим принимал власть и правил народом в мире.

{170} Порядок же их наследования был таков: первый — Гизерих, отец и владыка, следующий — Гунерих, третий — Гунтамунд, четвертый — Тразамунд, пятый — Ильдерих. Этого последнего, на беду собственному племени и позабыв наставления прародителя, изгнал из королевства и убил Гелимер;

{171} сам же, как тиран, преждевременно захватил власть. Но сделанное не прошло ему безнаказанно, потому что вскоре он испытал отмщение со стороны императора Юстиниана: вместе со всем своим родом и сокровищами, над которыми он, награбивши их, трясся, был он привезен в Константинополь Велезарием 496, мужем славнейшим, магистром армии на Востоке, ординарным экс-консулом и патрицием, и предстал в цирке великим для народа посмешищем; он испытал позднее раскаяние, когда узрел себя низвергнутым с вершины королевского величия и, оказавшись вынужденным вести частную жизнь, к которой не желал привыкнуть, умер.

{172} Так Африка, которая по делению земного круга описывается как третья часть мира, на сотый почти год вырванная из-под вандальского ига и освобожденная 497, была вновь возвращена Римской империи. Некогда, при ленивых правителях и неверных полководцах, была она отторгнута варварской рукой от тела Римского государства, теперь же, при искусном государе и верном полководце, она возвращена и радуется этому поныне. Хотя немного спустя после того она и плакала, ослабленная внутренней войной и изменой мавров, однако победа императора Юстиниана, дарованная богом ей на пользу, довела до мира начатое дело. Но зачем говорить о том, чего не требует предмет [нашего рассказа]? Вернемся к основной теме.

{173} Валия, король готов, до того свирепствовал со своими войсками против вандалов, что намеревался было преследовать их и в Африке 499, если бы только не отвлек его тот же случай, который приключился некогда с Аларихом, когда тот направлялся в Африку 499. Прославившийся в Испаниях, одержав там бескровную победу, он [Валия] возвращается в Толозу и оставляет Римской империи, после изгнания врагов, несколько ранее обещанных провинций.

 {174} Много позднее его (Валия) постиг недуг, и он удалился от дел человеческих в то самое время, когда Беремуд, рожденный Торисмундом, — на него мы указывали выше 500 в списке рода Амалов, — вместе с сыном Витирихом переселился в королевство везеготов, [уйдя] от остроготов, всё ещё подчиненных гуннскому игу в землях Скифии. Сознавая свою доблесть и благородство происхождения, он тем легче мог считать, что родичи передадут верховную власть ему, известному наследнику многих королей. Кто же, в самом деле, мог колебаться относительно Амала, если бы был волен избирать? Однако, он сам до известного времени не хотел обнаруживать, кто он такой.

 {175} Готы же после смерти Валии поставили преемником ему Теодерида501. Придя к нему, Беремуд скрыл выгодным молчанием, с присущей ему великой уравновешенностью духа, блеск своего происхождения, зная, что царствующим всегда подозрительны рожденные от царского поколения. Итак, он претерпевал безвестность, чтобы не смущать установленного порядка. Вместе с сыном своим был он (Беримуд) принят королем Теодоридом с высшими почестями, вплоть до того, что король не считал его чужим ни в совете, ни на пиру, и всё это не из-за благородства происхождения, о чем он не знал, но по причине твёрдости духа и силы ума, чего тот не мог скрыть.

Комментарии (490 — 499)

490 Гейзерих — король вандалов (428-477). При Гейзерихе вандалы покинули Пиренейский полуостров и обосновались в северной Африке. Современником Гейзериха, из везеготских королей, был не Валия, как пишет Иордан, а преемник его, Теодорид (419-451 г.г.).

491 Бонифаций — один из высших военачальников при императоре Гонории и особенно при Галле Плацидии и её сыне Валентиниане III (425-455). Деятельность Бонифация развивалась в Африке, где он, «стратиг всей Ливии» (Bell. Vand.,  3, 16), командовал войском готов-федератов и достиг полунезависимого положения. Олимпиодор (Olympiod., 42) отмечает его военные успехи и популярность среди населения (Ibid. — эпизод с крестьянином). Но в 427 г. против Бонифация были двинуты войска империи. Источники не указывают причины этого похода против своего же стратига, к тому же защищавшего Африку и изгнавшего из владений империи «множество варварских племен» (Ibid.). Кассиодор в хронике под 427 г. записал, что Бонифаций «держал Африку неправильно» (infauste), а Прокопий указал, что он будто бы стал тираном, незаконно захватил власть, отторг Ливию от империи (Bell. Vand.,3, 17).

Понимая, что сопротивление империи ему не по силам, Бонифаций, по свидетельству Прокопия и Иордана (писавших более ста лет спустя), якобы склонил вандалов переселиться из Испании в Африку, заключив с ними военный союз для совместного отражения врага, т. е. военных сил империи. Этот рассказ передаёт, по-видимому, легенду (ср., например, сообщение Иордана о Стилихоне, который в 406 г. призвал вандалов, шедших вместе с аланами и свевами, пересечь Рейн и занять земли в Галлии, — Get., 115). Легенда была передана, главным образом, писателями IV века. О «приглашении» вандалов Бонифацием писал Иордан ( 167) и подробно рассказал Прокопий (Bell. Vand., 3, 14-36). Однако более ранние авторы не говорят об этом; даже в хронике Кассиодора, уже далекого от событий V века, но вполне в них осведомленного, появление вандалов в Африке связывается с приходом в Испанию везеготов, вытеснивших вандалов: «gens Vandalorum а Gothis exclusa de Hispaniis ad Africam transit». О роли, которую играл Бонифаций в этом крупном движении племён, нет ни слова. Кассиодор обозначил это событие 427 годом, но, как известно, принято считать более точной дату, приводимую Идацием, — май 429 г. (Idat. Chron., а. 429). Объяснения, почему вандалы переправились в Африку, Идаций не даёт.

С указанным событием нельзя не сопоставить неоднократно отмечавшегося источниками стремления варварских племён переселиться в Африку в поисках мирной и сытной жизни. В 410 г. готы с Аларихом пошли из Рима на юг с целью попасть в Сицилию, а оттуда переправиться на африканское побережье: смерть Алариха расстроила их планы (Get., 157). Везеготы с королем Валией пытались на кораблях достигнуть Африки, но их попытка не увенчалась успехом (Get., 173; Oros., VII, 43, 11-12). Однако эти неудачи не изменили давнего намерения германских племен завоевать страну, богатую хлебом. Его осуществили вандалы. Бонифаций, будто бы сговорившийся с вандалами о разделе африканских земель империи на три части (две части — двум вандальским королям-братьям, одну самому Бонифацию; см. Bell. Vand., ?, 3, 25), вступил тем не менее в борьбу с пришельцами. Сначала он старался изгнать их, будто бы раскаявшись в намерении разделить Африку, как сообщает Прокопий, затем он выдержал длительную осаду (430-431 годов) в городе Гиппоне в Нумидии. Тогда же из Рима и из Константинополя прибыло большое войско под предводительством Аспара; произошло сражение, которое выиграли вандалы. Африка была потеряна для империи, а Бонифаций в 432 г. вернулся в Рим. Плацидия, по-видимому, чтобы умерить власть и влияние действительно всесильного Аэция (ср. Bell. Vand., ?, 3, 29), противопоставляла ему Бонифация. Она как будто даже заменила Аэция Бонифацием (ср.: Idat., Chron,, а. 432) и этим вызвала крупные военные столкновения между ними (Марцеллин Комит — под 432 г. называет эти столкновения «громадной войной», «ingens bellum»). Аэций ранил Бонифация, и тот умер от раны спустя три месяца, в 432 г.

492 Гадитанский пролив (Fretus Gaditanus) — нынешний Гибралтар. Название пролива произошло от имени города Гады (Gades, ныне Кадикс).

493 «Семью милями» (septem millibus) отделяется Африка от Испании. Ширина Гибралтарского пролива в наиболее широком месте равна 37 км, в наиболее узком — 13 км. Так как римская миля (mille passus) равна приблизительно 1,5 км, то, по Иордану, расстояние это указано как более узкое (несколько более 11 км).

494 Имеется в виду нападение Гейзериха на Рим 2 июня 455 г. и отмеченное рядом источников разграбление города в течение двух недель. См. прим. 565.

495 Гейзерих умер 24 или 25 января 477 г.

496 Войско Велисария было отправлено морем на завоевание Африки летом 533 г. После победы над вандалами и уничтожения их государства, что явилось следствием двух битв (под Карфагеном, в пункте под названием Ad Decimum, и к западу от Карфагена, в пункте под названием Tricamarum), Велисарий взял в плен Гелимера, последнего короля вандалов, правнука Гейзериха. Все эти события очень подробно и с живостью современника, а нередко и очевидца, описаны Прокопием (Bell. Vand., II) и подтверждаются более краткими сообщениями других историков. Летом 534 г. Гелимер, знатные вандалы, среди которых были и оставшиеся в живых Асдинги, множество пленников и огромное количество сокровищ (они описаны Прокопием — Bell. Vand., II, 9, 3-8) были отправлены в Константинополь. В честь Велисария, победа которого сравнивалась с победами римских императоров, в столице был проведен триумф (пояснил Прокопий, — Ibid., II, 9, 3). От дома победителя на ипподром (у Иордана — цирк), где присутствовал Юстиниан, среди пленников шел и низверженный Гелимер. По рассказу Прокопия, Гелимер получил затем поместье в Малой Азии (в Галатии), где жил как частное лицо. Примечательно, что этот последний вандальский король продолжал носить титул, который напоминал о союзе вандалов с аланами ещё во время их общего похода из-за Рейна в Африку. Прокопий отметил, что в письменном обращении к Гелимеру стояло: «ω Βανδίλων και ’Αλανων βασιλεΰ!» = О король Вандилиона и Алана!»; на чаше из Фонцазо (Fonzaso близ города Фельтре, к северу от Венеции) имеется надпись: «Celamir rex Vandalorum et Alanorum« (CIL, VIII, 17412; Chr. Courtois, Les vandales et lAfriquc, p. 380, No 111). Не отмечаемые в титуле вандальских королей свавы (свевы), которые двигались так же, как и аланы, вместе с вандалами, дошли с ними до Африки. Красноречива в этом отношении надгробная надпись из Гиппона (Hippo Regius) с датой 11 сентября 474 г.; умершая (по имени Эрменгон) определена как «Suaba»: «...recessit Ermengon Suaba bone memorie in расе…» (Ibid., p. 375, No 70, pl. V).

497 Мирный договор Гейзериха с Римом после захвата африканских провинций вандалами в 429 г. и в последующие годы был заключен в феврале 435 году. Велисарий в 533-534 гг. вернул империи эти провинции. Под «Африкой», о которой пишет Иордан и другие авторы (Vict. Tonn., а. 534), надо понимать территорию ныне Туниса и частично восточного Алжира и западного Триполи (см. карты Chr. Courtois, Les vandales et lAfrique, p. 172, 182, 187).

Хотя Иордан старался не отвлекаться от основной темы, от своего propositum, он не мог не упомянуть, что византийский император не сразу завладел завоеванными вандалами африканскими провинциями, потому что в связи с началом византийского господства в Африке вспыхнуло крупное восстание, о котором Иордан глухо упомянул в «Getica»: он мимоходом сделал запись о происшедшей внутренней, междоусобной войне (intestinum proelium; Get, 172) и об измене мавров. В «Romana» ( 369) он дал, собственно, очертание всей картины: пока Велисарий, направленный Юстинианом на «Готскую» войну, находился в Сицилии, «он узнал, что в Африке неистовствует гражданская война и внутренние бои [междоусобица]» («conperit in Africa civilia bella intestinoque proelio dibacchari»). Восставших возглавил «последний из солдат» («pene ultimus militum»), по имени Стотза (Stotzas, у Прокопия Στότζας)), прислужник (clientulus) магистра армии Мартина. Стотза захватил власть тирана («tirannidem arripiens») и стал «вдохновителем мятежников» («auctorque seditiosorum effectus»). Были убиты поставленные от империи iudices, т. е. начальники федератов (у Прокопия ήγεμόνες φοιδεράτων), и началась война против византийского правителя завоеванной Африки Соломона. Все земли, как утверждает Иордан, Стотза подверг разорению. У Марцеллина Комита имеется краткая запись, интересная тем, что подчеркивает именно солдатское восстание: «разразилась гражданская война, и солдат восстал против своего собственного начальника» («civile bellum exoritur et miles in proprio duce insurgit», — Marcell. Comit., a. 535). Наиболее пространно и подробно о восстании солдат и присоединившихся к ним рабов писал Прокопий: «В Ливии произошло восстание среди стратиотов» — στρατιώταις στάσις εν Λιβύη ενέπεσεν (Bell. Vand., II, 14, 7); «и на этом закончилось то восстание» — καιη μεν στάσις αύτη ες τοΰτο ετελεύτα (Bell. Vand., II, 17, 35). Такое внимание историка — расценивавшего события с позиций Византии — к социальному движению, размах которого вынудил самого Велисария принять меры для усмирения восставших (rebelles), говорит об угрожающей обстановке, создавшейся в возвращенной к свободе Африке («in libertate revocata», — Get, 172). Как известно, восстание Стотзы было поддержано и некоторыми вандалами, и частью местных племён (Bell. Vand., II, 23, 1). Последние у Иордана названы (Rom., 385) «маврами противной стороны» («Mauri partis adversae») в противоположность тем племенам, которые выступали как союзники империи («Mauri pacifici»). После смерти Стотзы (Bell. Vand., II, 24, 14) начатое им революционное движение продолжалось ещё несколько лет (до 548 г.), причём в Северной Африке оно приняло массовый и антирабовладельческий характер. Детальный анализ африканского восстания 30-40-х годов VI века дан в статье 3. В. Удальцовой «Народные движения в Северной Африке при Юстиниане».

498 В этом месте несколько разъясняется, отчего у Иордана произошла путаница в рассказе о нападениях Валии, короля везеготов, на вандалов. Иордан ошибочно связал преследование вандалов Валией с уходом вандалов из Испании в Африку (429). Везеготы из южной Галлии перебросились в Испанию; их король Валия хотел перевести везеготов дальше, в Африку, по-видимому с той же целью, какая была у Алариха в 410 г.: предоставить своему народу мирную страну для проживания (ср. Get., 157 «…Per Siciliam ad Africam quietam patriam transire»). Путь, намеченный Валией, был в общих чертах тот же, по которому впоследствии пошли вандалы. Однако, около Кадикса флот Валии был разбит бурей (конец 415 г.), и король везеготов отказался от мысли об Африке. С этого времени Валия — федерат империи — принялся освобождать Испанию от вандалов, аланов и свевов (в 416-417 гг.) Одна часть вандалов (вандалы-силинги) была уничтожена, другая часть (вандалы-асдинги), значительно ослабленная, соединилась с аланами и пересекла Гибралтар, а свевы были отодвинуты в Галлецию. Переход вандалов в Африку в 429 г. совершился уже после смерти короля Валии (в 419 г.)

499 Когда Аларих после взятия Рима в 410 г. двинулся к югу, намереваясь переправиться в Сицилию, а затем в Африку, высланные вперед его корабли были разбиты бурей, а он сам вскоре умер (Get., 157-158).

500 См. Get., 81. Приход Беремуда к Теодориду I, королю везеготов, относится к 419 году.

501 Теодорид I, король везеготов (419-451 г.г.).

«Getica» Иордана.

Далее… Иордан об Атилле, повелителе гуннов. {176 — 186}

Иордан об Атилле, повелителе гуннов
Иордан о походе везеготов Атаульфа

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*