Греческая мифология. А.А. Тахо-Годи.
Герои.
Мифы о поколениях людей — подготовка героизма
Классическая мифология представляет богов в постоянном общении с миром людей, который с древнейших времён достаточно усовершенствовался. Мы говорили уже о первых людях, почти не отличимых от растений и зверей, вылепленных из земли и воды, не заслуживших от Зевса ничего иного, кроме желания их уничтожить. Правда, в греческой поэзии, например у Гесиода в его поэме «Труды и дни», жизнь людей древнейшего времени мыслится каким-то золотым веком, так что поэт прямо называет самое раннее поколение людей «золотым».
Однако первые, не знали ни земледелия, ни ремёсел, но зато земля сама давала им обильный урожай, а тучные стада составляли их богатство. Старость не приближалась к ним, и, собственно говоря, смерти они также не знали, а были скрыты землей и по воле Зевса превратились в благостных демонов, покровителей человечества (Гесиод. Труды и дни. стр.109-126).
Оказывается, что каждое следующее поколение людей, а их всего пять, несёт в себе ростки ухудшения, пока жизнь не становится невыносимой.
Второе — серебряное — совсем не похоже на предыдущее. Люди сохраняют детство чуть ли не до ста лет, тешась забавами, но зато, возмужав, умирают очень быстро, наказанные Зевсом за нежелание приносить жертвы богам. Земля скрыла и это поколение, оказавшееся все-таки в почете у смертных как поколение блаженных людей (Гесиод. Труды и дни. стр. 127-142).
Третье поколение — медное. Люди этого поколения не ели хлеба, обладали небывалой силой, любили войну, выделывали медное оружие, не зная железа. Третье поколение людей перебили друг друга и ушли безымянные в царство Аида (Гесиод. Труды и дни. стр. 143-155).
Четвертое поколение, созданное Зевсом, — род славных героев-полубогов, погибший в войнах. Это те самые герои, что сражались под Фивами и участвовали в Троянской войне. Однако некоторые из них по воле богов обитают на Островах блаженных, не изведав смерти, трижды в год собирая там плоды, приносимые землей (Гесиод. Труды и дни. стр. 156-173).
Поколения мифологического прошлого кончаются этим четвертым родом, так как пятое поколение людей, к которому причисляет себя поэт Гесиод, относится к историческому прошлому греков VIII веку до н. э.
По мысли Гесиода, неиспорченность близких к природе людей принадлежит золотому веку. Зато по мифологической традиции, поддержанной трагиком Эсхилом в «Прометее прикованном», это были примитивные создания, мало чем отличающиеся от муравьёв, но зато спасённые и направленные на путь совершенствования Прометеем.
Характерно, что Зевс, потерпевший неудачу с истреблением этих людей, в дальнейшем всё-таки послал потоп на землю, истребивший как раз то, названное Гесиодом третьим, медным поколением людей, известных мощных духом, страшным видом, силой и страстью к битвам. Античные поэты, в частности Овидий (Метаморфозы. I стр. 246-380), живописуют ужасы этого потопа. Пережили этот потоп только Девкалион, сын Прометея, и его жена Пирра, дочь Эпиметея (Овидий. Метаморфозы. I стр. 318, 350, 390). Именно родичи Зевса, примерная супружеская пара Девкалион, сын Прометея, и его жена Пирра, были помилованы Зевсом Кронидом. Зевс создал новый род людей, бросая себе за спину кости своей матери-Земли, то есть камни (Овидий. Метаморфозы. I стр. 390-413). Прометей, хотя и через своего сына Девкалиона и племянницу, также участвовал в создании ещё одного рода людей.
По другой версии, человеческий род пострадал от потопа, после того, как Зевс испепелил титанов, растерзавших Диониса Загрея. Тогда и люди и боги оказались в пучине вод. Но если боги были бессмертны, то люди, настигнутые гибельными волнами, оказались вскоре погребенными в бездне. И только Девкалион, непревзойдённый мореплаватель, построив ковчег без парусов, бороздил на нём бескрайние водные просторы. В тот момент, когда мир перестал быть миром и жизнь готова была прерваться, Зевс прекратил потоп, Гелиос высушил землю, смертный род снова отстроил города, дома, дворцы, и природа вновь стала улыбчивой (Нонн. Поэма о Дионисе V стр.250-388).
В те времена, когда родился Гермес, а его старший брат Аполлон основал своё святилище в Дельфах и Деметра странствовала в поисках дочери, род человеческий уже укрепился, возрос, знал хлебопашество, ремесла, торговлю. Люди бороздили на кораблях моря, плыли чуть ли не на край света, стремились к упорядоченной жизни, управлялись царями, почитали богов, строя им храмы и принося обильные жертвы.
Были даже целые народы, особенно дорогие богам. Эфиопы на крайнем востоке и крайнем западе приглашали на пиршество богов, именуясь «беспорочными». Гиперборейцы на далеком севере принимали у себя Аполлона.
Феаки (др.-греч. Φαίᾱκες, Φαίηκες, лат. Phaeaces), потомки Посейдона, на загадочном острове Схерии (др.-греч. Σχερίη или Σχερία, возможно, Керкира), жили в Гиперии блаженной, беспечальной жизнью, проводя целые дни за пирами, плясками, играми, омовением в банях (Одиссея. VIII стр. 248), наслаждались роскошью царских дворцов, а также удивительным изобилием природы (Одиссея VI-VIII).
Феаки построили город на острове Схерии и жили счастливо, среди сказочных садов, плодоносивших круглый год. Войн феаки не знали, контактов с чужеземцами избегали, но людей, случайно заброшенных судьбой на их остров, принимали радушно и помогали им вернуться домой, вручив на прощание драгоценные дары. К берегам острова Схерия пристали аргонавты по пути из Колхиды, затем буря пригнала к его берегам Одиссея, потерпевшего кораблекрушение у острова Керкира.
Феаки спасали терпящих бедствие на море, отвозя их в родные места на своих быстроходных кораблях, что вызывало гнев Посейдона, наказавшего их за помощь Одиссею. Это у них на пиру Одиссей повествует о своих скитаниях (ОдиссеяIX-XII). Феакам боги являются в собственном виде и пируют с ними за одним столом. Феаки милы богам, так же как Киклопы (Циклопы), или как буйное племя гигантов (Одиссея VII, стр. 201-206).
В последнем утверждении чувствуется гомеровская ирония по поводу превознесения людей, близких к природе и не терпящих никакого вмешательства со стороны, поскольку свирепые Киклопы (Циклопы), мирно разводящие стада, оказались на деле людоедами (Одиссея IX, стр. 106-566), а гиганты числятся среди предков феаков, они тоже потомки Посейдона, погубленные своим же владыкой Евримедонтом (явное смещение понятий — гиганты как дети Земли и противники богов и гиганты как племя, сначала любимое, а потом истребленное богами).
Однако как ни простирают боги свою власть за пределами Олимпа, как ни вмешиваются в дела земли, то создавая, то истребляя людей, то покровительствуя им, то питая злобу, ещё больше они мечтают укрепить и утвердить свою волю и свои замыслы, опираясь на своих же собственных потомков, близких по крови. Отсюда стремление Олимпийских богов вступать в брак со смертными людьми.
Сначала это делают богини, как типичные матриархальные владычицы, выбиравшие себе мужей.
Афродита, влюбленная в троянца Анхиза, приходит к нему на свидания и рождает от него Энея (Гомер. гимн. IV). Богиня Эос влюбляется в троянца Титона, вступает с ним в брак и дарует ему бессмертие, забыв дать вечную молодость (Гомер. гимн. стр. 218-238). Селена тайно приходит в пещеру к Эндимиону (Аполл. Род. IV 54-65).
Боги не отстают от богинь и, вступая в брак со смертными женщинами, создают поколения героев. Но здесь нам следует остановиться и разобраться в том, что древние греки понимали под героизмом и героями и как можно в сжатом виде представить всю историю героизма вплоть до V в. до н. э.
Вслед за этим мы подробно остановимся на различных типах мифологических героев и на гибельной судьбе всего героического поколения в конце мифологического развития.
Далее… Кого греки называли героями?