Географическое положение: Финикия (от греч. Φοίνικες, фойникес, буквально «страна пурпура») — древняя страна, находившаяся на восточном, так называемом, Левантийском побережье Средиземного моря, на территории современных государств Ливана, Сирии и Израиля.
Финикия располагалась на узкой полоске земли между морем и цепью Ливанских гор не было крупных рек и долин с плодородными почвами, мало было места для полей и пастбищ.
Финикийцы сажали виноградники и рощи оливковых деревьев. Из оливок они выдавливали душистое масло. Вино и масло финикийцы могли обменивать на пшеницу.
Основные занятия финикийцев — активная морская и сухопутная торговля, мореплавание, кораблестроение. Славилась Финикия и строительным лесом. Толстые бревна из кедра ливанского отправляли в Египет и в другие страны. Из прочного дерева строили финикийцы свои быстроходные корабли. Вдоль бортов сидели прикованные к скамьям гребцы-рабы.
Много было у финикийцев искусных ремесленников — ювелиров, резчиков по дереву и слоновой кости.
В Финикии было изобретено прозрачное стекло. Мастера смешивали чистый белый песок с содой и плавили эту смесь, как медную руду.
Удобным было и само положение Финикии — на восточное побережье Средиземного моря выходили торговые пути из Двуречья. На ослах и верблюдах прибывали торговые караваны в портовые города финикийцев Библ, Сидон и Тир, а из них товары отправлялись дальше — и в Египет, и в Грецию, и в самые далекие земли.
Из страны в страну путешествовали отважные финикийские мореходы, получая немалую прибыль. Купцы могли привезти льняное полотно из Египта, пурпурные ткани, вино, стеклянные бусы и сосуды ил Финикии или «живой товар»—рабов.
Царской роскошью считались ткани, окрашенные в пурпурный цвет, не выгарающий на солнце, и не теряющий яркий цвет при стирке.
Промышленный способ получения пурпура, изобретённый в Финикии, был довольно сложен. Его описание можно найти в «Естественной истории» Плиния Старшего. Пурпур — это ярко красный краситель, добываемый из трёх видов морских улиток (рапана). Сперва требовалось с помощью снастей наловить на мясную приманку достаточное количество улиток. Из желез улиток выдавливали особый секрет, который вываривали на медленном огне в чане, и в течение двух недель из него приготавливали краситель. Наконец, краситель был готов; он выглядел желтоватым, но ткани, окрашенные им, после сушки на солнце приобретали характерную пурпурную окраску. Цвет менялся под воздействием солнечных лучей.
Искусные финикийские мастера, меняя способы обработки красителя и его состав, а также повторно окрашивая ткани, получали самые разные оттенки. Цвет пурпура, по словам римского архитектора и инженера Витрувия, зависел от того, в какой части Средиземного моря была поймана пурпурная раковина. Так, у берегов Галлии пурпур — тёмный, в северо-западной части Средиземного моря — синеватый, на востоке и западе — фиолетовый, на юге — красный.
В Финикии производство пурпура процветало. Особой популярностью во всем Средиземноморье пользовались ткани из Тира. «Тирийский пурпур считается безусловно самым красивым из всех, — писал Страбон. — Ловля раковин багрянки производится поблизости, и все прочее, что необходимо для крашения, легко доступно» .
По некоторым находкам мы можем судить о размахе древнего производства. В окрестностях Сайды (Сидона) в 1864 году была обнаружена огромная груда раковин, оставшихся от пурпуроносных моллюсков. Эта рукотворная стена простиралась на 120 метров; ее высота достигала восьми метров! По оценкам исследователей, здесь содержится свыше 200 тысяч кубических метров раковин.
Популярность финикийского пурпура объяснялась также его качеством. Одежды, окрашенные в пурпур, можно было стирать и подолгу носить — краска не линяла и не выгорала на солнце. Особым спросом пользовались тонкие шерстяные ткани, окрашенные в пурпурный цвет.
По преданию, Александр Македонский нашёл в Сузах, во дворце персидского царя, десять тонн пурпурных тканей, вытканных почти два столетия назад и ничуть не вылинявших с тех пор. Ткани эти были куплены за 130 талантов. Один талант равнялся тогда примерно 34 килограммам золота .
Такая цена на пурпурную ткань объяснялась дефицитом красителя. Для получения одного фунта красителя добывали около 60 тысяч улиток. Вот почему эти ткани всегда оставались предметами роскоши. Одежда из пурпура была привилегией царей и императоров, жрецов и сановников.
В финикийском городе Библ древние греки покупали египетский материал для письма — папирус (по-гречески библос]. От греческого слова «библос» произошло название священной книги христиан Библия, означающее «книга», а также слово «библиотека».
Искусство мореплавания финикийцы использовали не только для добрых целей. Среди них были и морские разбойники, пираты, грабившие чужие корабли.
Людей, застигнутых врасплох на торговых кораблях в Средиземном море, похищали и продавали в рабство.
Нехватка земли в Финикии привела к поиску свободных территорий, и колонизации чужих земель в 10—6 веках до н. э. вдоль побережья Средиземного моря. Постепенно финикийцы захватили многие острова Средиземного моря и прибрежные территории Северной Африки, где они основали финикийские поселения — колонии.
Самой известной колонией финикийцев стал Карфаген, основанный на севере Африки в 9-8 веках до н. э. выходцами из города Тир. Постепенно Карфаген превратился в богатейший город, ставший центром могущественного государства. Ему подчинялись не только другие финикийские города-колонии, но и некоторые народы, жившие в Африке и Испании.
Финикийские корабли выходили даже в Атлантический океан, достигая северных земель Европы и западных берегов Африки. Они первыми в мире совершили примерно в 600 году до н. э. морское путешествие вокруг всей Африки.
Из Северной Европы отважные финикийские мореплаватели привозили олово и янтарь.
Боги финикийцев.
Финикийцы поклонялись богу Ваалу, божеству из Вавилонии, где Ваал известен был под именем Бэла в ассиро-вавилонской этнокультуре. Имя Ваал или Баал часто встречается на финикийских и клинообразных надписях, также у греческих и латинских авторов, означает «владыка».
Имя бога Баал происходит от слова ведического санскрита «Бала» -bala — «власть, военная сила, мощь, энергия, войско, армия» (отсюда Балаклава). Имя бога войны в древней Греции — Паллас (Pallas), также имеет прямую связь со словом из ведического санскрита «Бала» , и именем финикийского бога Ваал — верховного бога грома и молний, бури, войны, покровителя государства. Эпитет греческой богини военной стратегии и мудрости Афины — Палада (др.греч. Παλλς Ἀθηνᾶ — Афина-Воительница).
Βἡλος — Belus, Бэл — верховный бог хананеев, которому поклонялись также изменявшие своей вере израильтяне. Имя Βἡλος — Belus, Бэл входит в состав множества финикийских и карфагенских личных имён, как Анни-бал («Ваал есть милость»), Асдру-бал («Ваал есть помощь») и др.; арамейских, как Абд-бал («служитель Ваала»); ассиро-халдейских, как Вал-та-сар (Бел-сар-усур — «Ваал да покровительствует царю»), и др.
Изредка оно встречается даже в еврейских именах, как Баалхапан, Ешбаал, Мериббаал, и др.
Имя Βἡλος — Belus, Бэл употреблялось также и как имя нарицательное для обозначения господина, собственника, обладателя раба или вещи, владельца или хозяина дома (Исх. 22, 8; Суд. 19, 22), поля (Иов 31, 39), вола (Исх. 21, 28; Ис. 1, 3), владетеля богатств (Екклез. 5, 12) и др.; затем мужа или господина жены (Исх. 21, 3 и т. п.).
Отсюда можно заключить, что слово Ваал в приложении к Богу первоначально было лишь эпитетом, выражавшим Его верховное господство и указывавшим на Него, как на Владыку всех вещей; только впоследствии оно сделалось собственным именем и особым божеством, Ваалом, владыкой всех богов, и соответствовал главному небесному светилу — СОЛНЦУ, источнику всякой жизни на земле. Некоторые толкователи находят подтверждение солнечного характера Ваала в самом тексте Св. Писания (4 Цар. 23, 4). Классические писатели также отождествляют Ваала с солнцем: «Бог называется Ваалом на пуническом языке», говорит Сервий, «и Бэлом у ассириян; он в одно и то же время есть Сатурн и Солнце» (Комментарий на Виргилия in Aeneid. I, 729). Как бог солнца, Ваал есть «владыка небес». Эпитет «Баал-» имели и другие финикийские боги.
Из религиозный верований финикийцев позднее в мифологии языческих семитов появился Ваал, как олицетворение мужской производительной силы. Много раз повторяющееся свидетельство библейских историков: «Оставили сыны Израилевы своего Господа и стали служить Ваалу, делая злое пред Господом». Память об этом развращении евреев была увековечена в сказании о городах Содоме и Гоморре, где культ Ваала принёс особенно горькие плоды.
Образ Ваала стал образом дьявола в христианстве.
ВЕЕЛЬЗЕВУЛ или Вельзевул (Баал-зебуб), — библейское название сирийско-финикийского божества Ваалзевув, считавшегося покровителем и защитником от мух, рои которых составляют ужасную казнь для людей и животных в жарком климате Востока. В библейских книгах имя сирийско-финикийского Ваала встречается в двух неодинаковых смыслах. В Ветхом Завете имя Вельзевул (Баал-зебуб), употребляется в значении местного аккаронского божества филистимлян, пользовавшегося славой оракула и у соседних народов, и у евреев, в период их уклонения от истинной религии. Царь израильский Охозия, заболев, посылал в Аккарон послов с поручением спросить у Вельзевула, «выздоровеет ли он от болезни?» (4 Цар. I, 2).
В Новом Завете мы встречаем имя Вельзевул в значении сатаны или главы злых духов или демонов. Сирийско-финикийский бог Вельзевул не был иудейским, поэтому подвергся демонизации, и стал отождествляться с сатаной. По мнению некоторых, в этом сказалось желание унизить сатану низведением его на степень жалкого «бога мух». Другое филологическое толкование имени Велзевул означает «бога навоза» или всякой нечистоты и грязи. Он считался главным виновником мучительной болезни бесноватых, обыкновенно удалявшихся от общества людей в нечистые места, кладбища. Согласно с таким воззрением, фарисеи, видя, как Христос изгонял бесов, дерзко утверждали, что Он делал это «силою Веельзевула, князя бесовского» (Матф. 12, 24—27; Марка 3, 22; Лук. 11, 15—20).
Культ Ваала совершенно совпадал с культом его жены Астарты, так как служение ей было вместе с тем служением и Ваалу, её оплодотворителю. Жена Ваала Астарта, представляет богиню Земли и плодородия, пассивную или воспринимающую силу природы. Внешним символом Ваала всегда служил phallus, в виде колонны с усеченной вершиной. Геродот (2, 44) рассказывает, что две такие колонны были в храме Геракла (греч. Ήρακλεος — ГЕРАКЛЕОС (др.-греч. Ἡρακλῆς; Ἡρα —Хера; κλῆς — Слава; в рус. яз.: Херослав), т. е. Ваала, в Тире.
В Финикии главное святилище Ваала находилось в Тире. Одною из существенных особенностей культа были там священные процессии, во время которых жрецы — иеродулы предавались иступленным пляскам, сопровождавшимся нанесением себе ран. Отсюда культ Ваала перешёл в Карфаген, где имя его слышится в именах Ганнибала (милость Ваала), Аздрубала (помощь Ваала) и др.; позже следы бога Ваала мы встречаем в Риме, в лице императора Гелиогабала, который, в качестве жреца сиро-ханаансого солнечного бога Ваала, плясал вокруг устроенного жертвенника Ваала.
Своим богам финикийцы приносили человеческие жертвы: в раскрытую пасть огромного идола, в которой пылал огонь, бросали младенцев.
При раскопках финикийского города Моция было обнаружено ритуальное кладбище, где захоронены сотни глиняных сосудов с обгоревшими останками принесенных в жертву младенцев. Над захоронениями воздвигались небольшие стелы с изображениями финикийских богов, которым приносились эти жертвы.
Финикийский алфавит.
В Финикии придумали очень простую систему письма. Каждый знак соответствовал отдельному звуку и был буквой. Их было всего 22. Но букв для гласных звуков финикийцы не изобрели. Строчки писали не слева направо, как мы, а справа налево. Финикийский алфавит заимствовали древние греки, которые добавили буквы, обозначавшие гласные звуки. От финикийского и греческого алфавита произошли почти все алфавиты в мире.
Возможно, финикийцам мы обязаны названием континента — Европа — так звали, согласно мифу древних греков, дочь финикийского царя. Однажды, юная Европа играла на берегу моря. Бог Зевс, восхищенный ее красотой, принял образ белого быка и склонился перед девушкой, предлагая ей прокатиться. Европа взобралась на спину ласкового животного, но внезапно бык кинулся в море и стремительно поплыл от берега. Белый бык доплыл до острова Крит, где Европа стала женой Зевса и родила ему трёх сыновей. Именем Европы стали называть часть Западного Средиземноморья, а затем и весь континент. Похищение Европы стало одним из любимых сюжетов художников.
В начале 13-12 веке до н. э. на восточное побережье Средиземного моря стали нападать «народы моря» — филистимляне. Они захватили земли южнее финикийских городов, эти территории стали называться по имени филистимлян — Палестиной
Финикию и Палестину тысячи лет связывали сложные отношения. Между ними случались и войны, и примирения, велась торговля.