ФАМИНЦЫН, Александр Сергеевич, род. 24 октября (5 ноября) 1841, Калуга, – 24 июня (6 июля) 1896, Лигово, под Петербургом, – русский музыковед и композитор. Был при жизни одним из самых известных петербургских историков музыки и музыкальных критиков. Как ученый-музыковед, интересовался историей народной музыки и песенного творчества, проводил исследования по фольклору, народным инструментам. Занимался изучением славянского язычества и его следов в народных песнях, заговорах, заклинаниях и других обрядовых текстах. Автор книг: «Божества древних славян» (1884).
А.С. Фаминцин получил хорошее музыкальное образование, которое завершил в Лейпцигской консерватории (1862-64), преподавал историю музыки и эстетику в Петербургской консерватории (1865-72), автор исследования «Древняя индокитайская гамма» (1889), «Скоморохи на Руси» (СПб., Тип. Э. Арнгольда, 1889), «Гусли, русский народный музыкальный инструмент» (СПб: Общество любителей древней письменности, 1890), «Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа: Балалайка. – Кобза. – Бандура. – Торбан. – Гитара: Исторический очерк» (СПб., Тип. Э. Арнгольда, 1891). Его обширный труд «Биографический и исторический словарь русских музыкальных деятелей», начатый в 1880-е годы, остался незаконченным. Фаминцын был членом этнографического отдела Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете.
Фаминцын Александр Сергеевич. Божества древних славян. Санкт-Петербург. 1884 год.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Введение — Славянское племя
I. Предметы поклонения древних славян, засвидетельствованные письменными памятниками
А. Южные славяне
Б. Западные славяне
В. Восточные славяне
II. Жертвенные обряды. Молитвы, жертвоприношения с гаданиями
Жертвенные обряды южных славян
Жертвенные обряды западных славян
Жертвенные обряды восточных славян
III. Основы религиозного мировоззрения древних ариев Ирана и Индии, древних греков и пелазгов, древних италийцев и народов литовского племени
у индусов
у древних греков и пелазгов
у италийцев — Основы религиозного мировоззрения древних италийцев
Сабинские племена и славянские народы
у литовского племени — Основы религиозного мировоззрения народов литовского племени. — Обряды жертвоприношения у литовцев и пруссов.
IV. Система славянской мифологии. А. БОЖЕСТВА НЕБЕСНЫЕ. 1. 1. Единый верховный небесный бог.
— Небо — Христианский Бог
Единый верховный небесный бог Южных славян.
Западные славяне — Единый верховный небесный бог западных славян. Идол небесного бога Святовита
Восточные славяне — Единый небесный бог восточных славян
2. Солнце. Замещение его Богом.
3. Олицетворения солнца
у южных славян — Олицетворение солнца у Южных славян
у западных славян:
— Олицетворение солнца у Западных славян — Ясонь.
— Отождествление Огня с богом Солнца.
— Бог Солнца — Ярый витязь.
— Крестовое дерево — Солнце.
Олицетворения солнца у восточных славян
— Древнерусский обычай «водить кобылку» на святках
— Хорс-Дажьбог значит Конь-Солнце
— Ярило — бог весеннего солнца
— Солнечный Тур и Турица — покровители весеннего плодородия.
— Святочный Авсень (Усень) — образ Солнца
— Лад — бог согласия, любви, весны и веселья.
— Купало — бог плодов земных
Царица Вода — сестра Солнца
— Царица Вода — Белена, Макошь и Ясонь
— Царица Вода — Денница
— Царица Вод — Купала, Марена, Сива
— Царь Солнце, как бог плодородия (и Роженицы)
— Царь Солнце, как бог оракул (и гадальщицы)
4. Святой Юрий в простонародном сознании
Святой Георгий — волчий пастырь и защитник стад