Среда , 11 Сентябрь 2024
Домой / Античный Русский мир. / Факты о расселении славян в европейских землях.

Факты о расселении славян в европейских землях.

Эпоха, в которую погибает казавшаяся вечной Римская империя…

Отрывок из книги историка Игоря Гусева «История латвийских русских» (С древнейших времён до начала XX века)

О да, мы из расы
Завоевателей древних,
Которым вечно скитаться,
Срываться с высоких башен,
Тонуть в седых океанах
И буйной кровью своею
Поить ненасытных пьяниц –
Железо, сталь и свинец.
Н.С.Гумилёв

Великое переселение народов. Так называют эпоху, в которую погибает казавшаяся вечной Римская империя, уходит античный мир и начинается средневековье, одним видевшееся мрачным, другим — оздоровляющим. Этот процесс продолжался века и заложил основы современной Европы.

Уже с конца последнего тысячелетия до нашей эры устремляются на юг некоторые народы с побережья Северного и Балтийского морей, постоянно надвигаются племена с востока — сарматы, аланы, роксаланы и другие. Кельты и германцы теснят друг друга с одних и тех же территорий, то продвигаясь к границам Римской империи, то уходя далеко на север или на восток, разорванными группами расселяются остатки некогда обширного фракийского мира. О многих племенах и языках и вовсе ничего не известно, поскольку у них не нашлось наследников.

На огромных пространствах от Иллирии до Днепра приходят в движение славянские племена, окажутся у побережий Северного и Балтийского морей, Адриатики, Эгейского моря, большими группами проникнут в Малую Азию, вберут в себя многие народы и частично ассимилируются сами. В числе иных двигалось и славянское племя русинов–рутенов.

 

Шли они через Карпатские горы, частью оседая в приглянувшихся им местах. Греческий географ II века н. э. Птолемей Клавдий называет эти горы Венедскими.

И доныне жива ещё Подкарпатская Русь, хозяева которой — подкарпатские русины до сих пор сохраняют сознание своей принадлежности к народу Великой Святой Руси. И хотя пытаются сегодня объявить их украинцами, цвет народа, его совесть продолжают бороться за свою исконную русскость, не отказываясь от многовековой духовной традиции, не желая предавать память предков.

готское государство Германариха

Известно, что во II–IV вв. н.э. славяне входили в Готское государство Германариха. В V веке славяне составляли большинство населения Гуннской державы Атиллы. В археологической культуре того времени чётко прослеживаются типичные славянские черты. Именно после распада государства Аттилы славяне по–настоящему становятся заметны на исторической арене.

В VI–VII вв. славяне расселились на территории Балкан, Прибалтики, Средиземноморья, Приднепровья, достигают Испании. Примерно три четверти Балканского полуострова были завоёваны славянами за столетие. Вся область Македонии, примыкавшая к Фессалонике, называлась Склавенией.

 

Сохранились сведения о мощных славянских флотилиях, бороздивших море у Фессалии, Ахеи, Эпира, достигавших южной Италии и Крита. Почти везде славяне–арии сливаются с местным населением. На Балканах — с фракийцами, обогащая южную ветвь славянства. В Прибалтике они смешиваются с кельтами–венетами и северными иллирийцами. Так появились балтийские славяне — венды.

Янтарный путь в Рим

Упоминания о венетах имеются у ранних греческих и римских авторов. Так, например, Геродот (V в. до н. э.) говорит о том, что янтарь приходит с реки Эридана от венетов. Венеты в древности славились разработкой янтаря и торговлей им.

Греческий поэт Софокл (497–406 гг. до н. э.) отмечал, что янтарь родится где–то далеко на севере, в какой–то реке у индов, живущих у северного океана. Рассказы Софокла об индах представляют собою отзвук рассказов финикийских купцов о виндах, т. е. вендах.

Известия о славянах в античных источниках встречаются ещё в начале I тыс. н. э. Римские авторы также именовали их венедами или венетами. О них упомянуто в труде Гая Плиния Старшего (23–79 годы н. э.) «Естественная история», содержащем географическое описание Европы, Северной Африки и Ближнего Востока.

О том, что под именем венедов, вендов действительно скрывались славяне, свидетельствует Иордан — автор «Гетики», написанной в середине VI века. Он сообщает:

венеты — «многочисленное племя», проживавшее «от истоков Вистулы (античное название Вислы — И.Г.) на огромных пространствах… Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они всё же называются славянами и антами».

Имеется ещё один древний картографический источник, упоминавший о вендах — так называемые Пейтингеровы таблицы (Tabula Peutingeriana). Таблицы эти
сделаны на основе карты мира, составленной при императоре Августе (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.) его другом Випсанием Агриппой.

Сведения о венедах содержатся в сочинении Публия Корнелия Тацита «Германия», написанном в 98 году.
Их областью была тогда территория между Германией и сарматами, западными пределами которых считалось Среднее Поднепровье. Описаны они и Клавдием Птолемеем, в его труде «Географическое руководство» (третья четверть II века). Там сообщается, что венеды — один из крупнейших этносов Европейской Сарматии.

Балтийские славяне-венды

Германское название ВЕНДЫ сохраняется за славянами доныне — именно так немцы именуют славян–лужичан.

Венедами называли славян и прибалтийские финны (эстонское vene, финское venäläinen, карельское venea — русские, Vena — Русь). Ранее предполагали, что это название славян было заимство вано от германцев. Однако новейшие археологические изыскания показывают, что славяне вступили в контакты с прибалтийскими финно–уграми независимо от германцев уже в начале I тыс. н.э., когда славяне поселились на землях Балтии, в бассейнах Ильменя и Псковского озера. При шли они из областей, прилегающих к Висле, которые, согласно Иордану, принадлежали славянам–венедам.

Любопытно, что в латвийских учебниках истории о вендах стараются не упоминать вообще, а относительно их самих латышский историк Э.Мугуревич сделал глубокомысленное заключение, что это «одна из групп курземских ливов,
живших в низовьях Венты и получивших своё имя от этого гидронима».

Мало кто знает, что в те времена сложились и долго существовали несколько земель, носивших имя Русь.
Источники дают столько различных земель «Руси», что среди них легко затеряться.

западная часть Эстонии (Ридала — Роталия–Руссия)

Известный историк профессор Аполлон Кузьмин отмечал, что только в Прибалтике упоминаются четыре Руси: остров Рюген, устье реки Неман, побережье Рижского залива и западная часть Эстонии (Роталия–Руссия) с островами Эзель и Даго (ныне Сааремаа и Хийумаа).
А.Г.Кузьмин (1928–2004).

В Восточной Европе имя «Русь», помимо Поднепровья, связывается с Подкарпатьем, Приазовьем и Прикаспием. Академик Б.А.Рыбаков обращал внимание на сведения о Руси в устье Дуная. Академик Трубачёв Азовско-Черноморская Русь.

У славян в памяти всегда жило представление о своей дунайской прародине. В польских и чешских хрониках «матерью всех славянских народов» называли Паннонию — область Среднего Подунавья. Там помещалась едва ли не самая важная «Русь».  В X–XIII веках здесь существовала Ругия, Руссия, или Рутенская марка. Ныне это территория Австрии и северных районов Югославии. Именно отсюда «Повесть временных лет» выводила полян–русь и всех славян.

Факт широкого расселения родственных славянских родов и племён по разным частям Европы и даже Северной Африки очевиден. Притязания одних родов на господство по отношению к другим, им родственным, побуждали последних отделяться и уходить дальше от честолюбивых сородичей. Рутены–руги–русы, пережили примерно то же, что наблюдалось у готов, аланов, свевов, вандалов и прочих народов. Ещё в X веке византийцы называли русь «дромитами», то есть подвижными, странствующими.

Византийские и германские средневековые авторы именовали славян «склавинами» (южная ветвь) и «антами» (восточная племенная ветвь). Славян, живших по южному побережью теперешнего Балтийского моря, прозвали «венедами» или «вендами», а само море величали тогда Вендским, Варяжским.

Готский историк Иордан (VI век), называвший венедов, склавинов и антов родственными племенами, связывал с ними и племя росомонов, или «народ рос». Племя с таким именем упоминается в Причерноморье сирийским источником (VI век).

«Датская история» Саксона Грамматика жившего в конце XII века, полностью не переводилась на русский язык. Очень мало её привлекали и специалисты. Обычно вспоминается рассказ о походе датчан на остров Руйяну (Рюген) в 1168 году, который Саксон описал как участник и очевидец. Многочисленные же сведения о Руси, Рутении, рутенах (русинах) из первой части его сочинения остаются, как правило, вне поля зрения историков. Дело в том, что эти данные не вписываются ни в одну из исторических концепций и поэтому проще всего их вовсе не замечать. Например, прибалтийские историки не пытаются объяснить, почему столица упоминаемой Саксоном Руси — Ротала — находилась на восточном побережье Балтики (провинция Роталия-Ридала в Эстонии), а имена рутенских правителей нигде не находят аналогий.

Русь на Балтике известна уже по документам X века. О рутенах (русинах), живущих на севере от поляков, рассказывает в середине XII века продолжатель хроники Оттона Фрейзингенского. О них много говорят авторы Жития Оттона Бамбергского Герборд и Эбон, сопровождавшие епископа, когда тот крестил поморян. Рутены долгое время оставались язычниками и считали христиан своими врагами.

Английский хронист XIII века Матфей Парижский сообщает о войнах, которые датский король Вальдемар II вёл «во Фризии и Русции» ради обращения местных жителей в христианство. Эти войны составляют важную тему датских хроник и эпоса, причём речь идёт о язычниках, каковые к тому времени сохранялись лишь на островах и восточном побережье Балтики. Роджер Бэкон, тогда же, упоминает о «великой Русции», которая опоясывает Левковию — Литву «с обеих сторон» моря.

В хронике Петра Дюсбургского, написанной в начале XIV века, упоминается о рутенах (русинах), которые появились на рубеже XII–XIII веков в устье Немана незадолго до прихода туда немецких рыцарей. Надо полагать, что были это рутены, покинувшие остров Рюген после захвата его датчанами.

В папских буллах XIII века Ливония, в которой учреждались католические епархии, именуется «Руссией». В середине XIV века в ряде областей Эстонии произошло восстание против немецких феодалов (восстание Юрьевой ночи). Наиболее успешно оно проходило в Роталии, в особенности на острове Эзель. Согласно исследованиям профессора А.Г.Кузьмина, организаторами и основной боевой силой восставших были ротальские «русские».

В позднейших шведских источниках Роталия неоднократно называется «Руссией». К «Руссии» причислялась и соседняя с Роталией область Вик. Позднее в этом районе документы упоминают «русские сёла». Балтийские рутены–русины описываются в источниках вплоть до XVI столетия.

На Военно–топографической карте Ф.Ф.Шуберта (съёмка 1865 г.) в окрестностях устья реки Неман отмечены топонимы: Веннерн, Венскен, Венцке, Винденбург (3), Ругины, Ругуль (2), Русс (2), Руссио.

Распространение топонимов и гидронимов с элементами вен– /вин– рус– /рос– /руг– на территории Латвии и Эстонии. По военно–топографической карте Ф.Ф.Шуберта (съёмка 1846–1863 гг.).

К VI веку восточнославянские племена заселили всю область своего нынешнего проживания — от Карпатских гор на западе до Днепра и Дона на востоке и до озера Ильмень на севере.

Племенные союзы восточных славян — северяне, древляне, кривичи, вятичи, радимичи, поляне и прочие уже имели обособившуюся от общества, но ещё контролируемую им, княжескую власть.

На территории будущего Древнерусского государства славяне за столетия слились со многими народами. В IX веке славянские племена и княжения занимали обширные земли, превышавшие площадь многих государств Западной Европы. Антропологические исследования истории существенно затрудняются тем, что примерно с середины II тысячелетия до н. э. и вплоть до принятия христианства у многих европейских народов похоронный обряд включал трупосожжение.

У славян значительно раньше, чем у германцев и других соседей, исчезла кровнородственная община, уступив место общине территориальной. На территории расселения славян уже с эпохи бронзы прослеживаются небольшие жилища славян –полуземлянки, которые могли вместить лишь «малую семью», тогда как по соседству жили племена, жилища которых принимали помногу десятков человек — «семью большую». Это исконное различие окажется весьма существенным при становлении классового общества. На западе с распадением кровнородственных общин «семья большая» исчезала вообще, а выделяющаяся на её обломках «малая семья» оказалась лицом к лицу с государством, с феодалом, с Властью.

У славян община была формой территориальной организации, которую государство не могло ни заменить, ни уничтожить. Она сохранится на многие столетия, становясь между человеком и Властью. Поскольку община носила территориальный, а не кровнородственный характер, она легко принимала «чужих», а славянин в иной среде быстро усваивал обычаи других народов.

Прокопий Кесарийский — крупнейший византийский историк середины VI века, описывая быт и нравы славян, указывает, что они «не знают судьбы». Любопытно, что представление о судьбе, столь значимое для большинства средиземноморских и западноевропейских народов, у славян предстаёт в совершенно особом свете. Языческое мировоззрение знает и неотвратимый фатум — рок, и изменчивую судьбу — фортуну. Славянское язычество принимало лишь судьбу.

Это обстоятельство будет сказываться позднее и на форме христианства: католичество больше акцентирует внимание на предопределении, нежели православие, распространявшееся в славянских землях. На Руси не получит распространение столь близкая Западу астрология, хиромантия и каббалистика. Это отмеченное Прокопием Кесарийским традиционное отличие, заставляет по–иному взглянуть на особое отношения к судьбе у русских.

Кто и когда основал Ригу?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*