Этрусский бог Херкл, (Хркл, Херкле, Геркле), (др.-греч. Ἡρακλῆς, лат. Hrcle Hercle, Hercele, Herecele, Herkle) считался в этрусской мифологии прародителем этрусков. Напомню, похожая легенда была и у скифов, ведь, по свидетельству Геродота, скифы так же считали своим прародителем Геракла и Змееногую скифскую богиню.
Херкле в понимании этрусков — это идеальный и справедливый царь, добродетельный труженик, праведный мудрец и помощник нуждающихся, способный силой разума и знаний укрощать дикое естество природы. Изображали Херкле (Геркле) традиционно в львиной шкуре, с дубиной в руке.
Самые древние свидетельства поклонения богу Геркле у этрусков относятся ко второй половине VI века до н.э. На этрусских зеркалах, на большой гидрии для воды, найденной в этрусской Цере, изображён Херкле, и его подвиги, которые были очень хорошо знакомы этрускам по греческим мифам. (Геркле и Атлант, Геркле и Ахелес и др.). Херкле изображали рядом с Менрвой, как супругов или как пару возлюбленных.
Могучая голова Херкле украшала этрусские бронзовые и серебряные монеты IV века до н. э.
О времени появления культа этрусского Херкле у учёных нет единого мнения. Возможно, культ бога Херкле распространился среди этрусских племён ещё в период их пребывания в эгейско-анатолийском регионе, который был тесно связан с Северным Причерноморьем, где народы говорящие на пра-санскрите разделились на Индо-европейскую семью языков и Индо-иранскую.
Геродот в «Истории» (книга 4) рассказывает о скифской реках и области Геррос, где протекает река Герр. Геродот пишет:«Седьмая река Герр вытекает из Борисфена…» Река Герр — это старое русло Борисфена (Днепра), где царские скифы-сколоты (земледельцы) хоронили своих царей. По-скифски: «послать к праотцам» = «послать на Герр»!
Геродот рассказывает, что “афиняне получили фаллический столб Хермай (греч. ε̉ρμαι̃; лат. Hermae) от пеласгов, ибо пеласги населяли ранее Самофракию, именно, от них происходит обычай «самофракийских оргий», где главным персонажем был фаллический символ — Херъ (Х — буква древнерусского алфавита). Совершенно, очевиден корень Херъ в именах богов Эллады: Гера (др.-греч. Ἥρα, микен. e-ra;) — жена Зевса, покровительница браков, супружеской любви и родов. Вестник богов Гермес (др.-греч. Ἑρμῆς, микен. e-ma-a2) — сын Зевса и Геры. Эрос — Έρως — (h)eros — бог любви и полового влечения, его имя происходит от слова Херъ и санскрита — harṣa — хорошо, возбуждение, подъём, эрекция.
Имя древнегреческого легендарного героя, славящегося своей мужской силой, и совершившего 12 подвигов — Ήρακλεος — ГЕРАКЛЕОС (др.-греч. Ἡρακλῆς; Ἡρα -Хера; κλῆς — Слава; по рус.: ХераСлав (=ЯроСлав), или сокращённо ГЕРАКЛ; на лат. Геркулес (лат. Herculēs), .
Исследователи считают, что культ Геракла был воспринят этрусками от греков, проживающих на италийском побережье в городе Кумы в VII—VI веках до н. э. С городом Кумы этруски поддерживали тесные торговые связи. Бесспорно, что этруски способствовали распространению культа Геракла среди латинян и других италийских племён.
Римляне позаимствовали культ этрусского Херкле, и мифологию подвигов греческого героя Геракла, и ввели его в свою мифологию под латинизированным именем Геркулес — лат. Herculēs, повторив мифы о подвигах Геракла в своей интерпретации.
На нескольких этрусских зеркалах изображено, как богиня Уни в присутствии других богов, вскармливает взрослого бородатого Геракла, очевидно, так проводилась ритуальная церемония усыновления Геракла богами, и принятия его в сонм богов.
Легенда о Геркле и Уни.
Когда могучий бог Геркле был ещё младенцем, его увидели богини Уни и Менрва, и были поражены красотой ребенка. Из материнских побуждений Уни решила покормить его грудью, но малыш так больно укусил её, что Уни вскрикнула от боли и бросила его на землю. Менрва пожалела ребёнка и передала его кормилице.
Когда же малыш вырос, а рос он не по дням, а по часам, и превратился в сильного юношу, люди стали называть его Херкле (Геркле), а Менрва стала его возлюбленной супругой и ввела его в круг богов. Особенность этрусского Геракла «расти не по дням, а по часам», воплотилась в этрусском боге-младенце и пророке Таге (Тагет), на латыни его имя Тархон (Tarchon), который считался сыном Геракла и Менервы. По этрусской легенде младенца Тага с лысой головой и лицом старика, нашли лукумоны прямо в борозде во время пахоты, и мудрый младенец пропел им священное учение, формулирующие теорию и правила прорицания.
Богиня Уни не забыла свою первую встречу с Геркле и продолжала враждовать с ним.
Из-за враждебного отношения богини Уни молодой Геркле был вынужден много странствовать по свету, и совершать подвиги. Легенды рассказывают, что во время своих странствий Геркле стал свидетелем горячего спора между юношами и взрослыми мужчинами о том, кто из собравшихся обладает большей силой и доблестью. Спор был яростным, но бесполезным, ибо никто не мог предложить критерий, по которому можно было бы судить о силе. Геркле посмеялся над спорящими, а они обратились к нему с просьбой рассудить их спор. Геркле согласился и, взяв лежавший неподалеку огромный железный брус, одним ударом вогнал его глубоко в землю, после чего предложил собравшимся пригнуть брус к земле. Многие попытались сделать это, но не смогли даже сдвинуть его с места, тогда Геркле, взявшись за вершину бруса двумя руками, легко согнул его, показав своё превосходство в силе, и резко выдернул брус из земли. Не успели окружающие люди прославить силу Геркле, как вслед за выдернутым брусом из земли хлынул мощный поток воды. Все собравшиеся быстро разбежались, а вода, затопив окрестности, образовала озеро, которое существует в Этрурии и поныне.
Во время другого странствия Геркле встретил прекрасную нимфу и полюбил её. Вскоре у Геркле родился сын Эпиур, и было предсказано, что его трижды будут представлять богам. Действительно, когда Геркле узнал о рождении сына, он пришёл к его матери и взял новорожденного с собой. Явившись в собрание богов, Геркле показал младенца главным богам и попросил Тинию благословить ребёнка. Тиния согласился, но внезапно Эпиур исчез, и Геркле долго горевал об утерянном сыне. Прошло много времени, прежде чем однажды Херкле, увидев подростка, узнал в нём пропавшего Эпиура. И снова Геркле взял сына с собой на представление богам, и снова его сын пропал. Лишь на третий раз, когда Эпиур стал уже взрослым юношей, Херкле в третий раз привёл его в собрание богов. И там, в присутствии Менервы, согласившейся быть его приёмной матерью, Эпиур был принят Тинией в число божеств Этрурии. Так сбылось божественное предсказание.
Геркле был не только мощным богом, но и горячим спорщиком, готовым отстаивать свои права с оружием в руках. Как-то он встретил прекрасную лань и решил поймать ее. А лань эта была уже посвящена богине Аритими, и та вступилась за своё животное. Но Геркле и не думал уступать, он даже начал угрожать богине своей дубиной, тогда Аритими схватила копье и готова была поразить Геркле, но в дело вмешался Тиния и приказал богам прекратить спор.
Однажды бог Невунс (Нетун) оставил два котла с водой. В это время с разных сторон к котлам подошли Геркле и Уни. Им обоим очень понравились большие котлы, сделанные из блестящей бронзы, с ручками, украшенными головами змей, да и хозяина этих котлов нигде не было видно. Боги принялись спорить, кто же из них станет хозяином прекрасных сосудов. Конечно, они сразу вспомнили о былой неприязни, и это придало их спору особую остроту. Уни в тот момент была вооружена копьем, и готова была поразить дерзкого Геркле. В ответ Геркле поднял свою тяжелейшую дубину, готовясь нанести удар богине. Неизвестно, чем бы это могло закончиться, если бы в тот момент не появился Невунс, который быстро решил их спор, забрав свои бронзовые котлы.
Как-то раз богиня Уни шла густым лесом, и неё неожиданно напали лесные существа — Паны из свиты бога вина и виноделия Фуфлунса (Диониса). Уни стала сопротивляться, но противников было очень много, и она не могла с ними справиться. Тогда богиня закричала о помощи, и её крик услышал Геркле, и тут же прибежал на зов. Хотя Геркле испытывал к Уни неприязнь из-за прежних ссор, он решительно встал на защиту Уни, ведь, он всегда приходил на помощь слабым и терпящим насилие. Бог Геркле взмахнул своей тяжёлой дубиной и ударом поверг наземь одного лесного демона за другим. Увидев, что с могучим Геркле им не справиться, остальные лесные демоны трусливо разбежались и Уни была спасена.
После этого случая богиня Уни изменила своё отношение к Геркле, и бог Тиния попросил Уни усыновить Геркле. Богиня согласилась, и был совершён обряд посвящения Геркла в сонм богов. Богиня Уни легла на ложе, покрыла себя и Геркла плащом и начала вести себя так, как будто она должна сейчас родить, а Геркл, изображая новорождённого выполз из под покрова плаща, будто только что родился от Уни. Затем Уни дала ему свою грудь, и Геркле приник к ней, выпив несколько капель божественного молока. Тогда все присутствующие боги воскликнули, что отныне Геркле бог и законный сын богини Уни.