Среда , 15 Январь 2025
Домой / Античное Средиземноморье / Единственному в Италии монастырю византийского обряда более 1000 лет

Единственному в Италии монастырю византийского обряда более 1000 лет

аббатство Санта-Мария-де-Гроттаферрата

Единственный в Италии непрерывно существующий более 1000 лет монастырь византийского обряда Санта-Мария-де-Гроттаферрата (итал. Santa Maria de Grottaferrata) или аббатство святого Нила (итал. Abbazia di San Nilo), основан в 1004 году святым Нилом Россанским (Нил Младший; 910 год — 26 сентября 1005 г.). Монастырь Санта-Мария-де-Гроттаферрата, основанный Нилом Младшим, находится в городе Гроттаферрата (область Лацио). Святой Нил был основателем итало-византийского монашества на юге Италии. Он почитается святым в Восточной православной и католической церквях, и его день памяти отмечается 26 сентября.

Святой Нил (от Cornelio, сокращённо Niels, ит. Nilo di Rossano — Св. Нил Россанский; греч.  Όσιος Νείλος, ο εκ Καλαβρίας — Святой Нилос из Калабрии, его мирское имя было Николай) родился в 910 году в богатой семье греков-калабрийцев византийского обряда («греческий обряд») в небольшом городе Россано (итал. Rossano, сиц. Russanu), в провинции Козенца, в Калабрии, на юге Италии. В то время Калабрия находилась под властью Византии и была греческой по языку, культуре, духовной и литургической традиции.

Во времена Римской империи город Россано носил название Росцианум (лат. Roscianum), возник около 193 года. Нил рано осиротел, но получил хорошее образование. Потеряв жену и детей, в возрасте около тридцати лет принял монашество и провёл несколько лет в отшельничестве на Монте-Гаргано подле святилища Михаила Архангела. Он был известен своей аскетической жизнью, своими добродетелями и богословскими познаниями.  Пожив отшельником некоторое время, он отправился по монастырям и был избран настоятелем в монастыре Сан Деметрио Короне (San Demetrio Corone). В 950 году на Монте-Гаргано вторглись сарацины, что вынудило святого Нила покинуть обитель и вернувшись в родной город Россано, поселился в семейных владениях у часовни во имя святого Адриана.

Вскоре к нему стали стекаться ученики и монашеская община превратилась в монастырь (впоследствии крупный итало-греческий монастырь Сан-Деметрио-Короне), но Нил не стал его игуменом, а определил руководить обителью своего ученика Прокла.

В монастыре святого Адриана он провёл около 30 лет. Его слава как святого росла. Нил Россанский приобрел авторитет среди местных жителей и защищал их интересы в спорах с властями. Магистр Никифор Эксакионит, назначенный в 964 г. стратигом Италии и Калабрии, обязал жителей Россано и других городов строить военные корабли для сражений с арабами и совершения экспедиций на Сицилию. Местные жители подняли восстание, сожгли уже построенные суда и убили капитанов. Заступничество Нил Россанского, обличившего Никифора, помогло зачинщикам мятежа избежать расправы (Ibid. Cap. 60-62). По словам жителей Россано, «он не боялся ни патриарха, ни ужасного для всех царя… и не нуждался в чьем-либо заступничестве» (Ibid. Cap. 64). Несмотря на просьбы паствы, Нил Россанский отказался стать епископом Россано, когда прежний епископ скончался. Святой Нил считал, что жизнь епископа несовместимой с аскетической жизнью и монашеским идеалом.

В 981 году, когда сарацины терроризировали Южную Италию, Нил Россанский и братия отправились в монастырь на гору Кассино, в знаменитое бенедиктинское аббатство Монте-Кассино. Хотя Нил Россанский поддерживал тёплые отношения с бенедиктинцами в Монте-Кассино, он наставлял своих монахов в соответствии с Уставом святого Василия Кесарийского (330 – 1 или 2 января 378 г.;Святой Василий Великий, др.греч. Ἅγιος Βασίλειος ὁ Μέγας; его называют эпитетом Уранофант  — греч. Οὐρανοφάντωρ — «открыватель небесных тайн»), раннего римского христианского прелата, служившего епископом Кесарии Каппадокийской с 370 г. до своей смерти в 378 г. Святой Василий Кесарийский был влиятельным богословом, который поддерживал Никейский символ веры и выступал против ересей ранней христианской церкви, борясь как с арианством, так и с последователями Аполлинария Лаодикийского.

Св. Нил Россанский

В 979 году, когда Нил Россанскому было уже 69 лет, он из-за мусульманского вторжения был вынужден оставить монастырь Монте-Кассино и вместе со всей монашеской общиной переехать  в монастырь Валлелуче (Vallelucio), который бенедиктинцы предоставили в пользование на 15 лет ему и его братии. Несмотря на разницу в обрядах, итало-византийская монашеская община святого Нила Россанского была с большим почётом принята бенедиктинцами. В монастыре Валлелучио Нил Россанский основал новую общину в Серперо (Serpero) и написал гимн в честь святого Бенедикта Нурсийского.

«Как бы мы ни отличались, мы оба делаем всё во славу Божию». — говорил Нил Россанский.

В 994 году святой Нил покинул монастырь Валлелучио и отправился в Гаэту, где жил некоторое время в пустынной местности недалеко от города. В этот период святой Нил совершил два паломничества в Рим. Во время одного поломничества в Рим в 998 году Нил заступился за своего земляка грека из Россано, Иоанна Филогатоса (John Philogathos) свергнутого антипапу Иоанна XVI. Несмотря на заступничество святого Нил Россанского, папа Григорий V (996–999) и его родственник император Оттон III жестоко расправились с антипапой Иоанном XVI, что вызвало непримиримое противостояние между ними и Нилом Россанским. Когда Иоанна Филогатоса пытали и изуродовали, Нил Россанский упрекал папу Григория V и императора Оттон III за это преступление, пророчествуя, что «ранее или поздно проклятие небес коснется их жестоких сердец». Впоследствии император Оттон III раскаялся в своём немилосердном поступке и приходил к Нилу Россанскому в Гаэте, чтобы примириться с ним. Во время другого паломничества в Рим Нил Россанский встречался со святым мученником Адальбертом Пражским, который был вынужден бежать из Праги в это время и жил в бенедиктинском монастыре Сант-Алессио в Риме.

Богоматерь с предстоящими святыми Нилом Россанским и Варфоломеем. Роспись алтаря капеллы святых Нила и Варфоломея монастыря Гроттаферрата. 1609–1612 гг. Художник А. Караччи

Когда святому Нилу было уже 94 года, он отправился в Рим со своим учеником Варфоломеем. По дороге путники обнаружили остатки большой виллы на холмах города Тускулум. Согласно приданию, Нилу и его ученику Варфоломею явилась Святая Дева Мария и они решили основать на этом месте монастырь.

Граф Григорий І Тускуланский подарил земли старой виллы святому Нилу и строительство монастыря византийского обряда Гроттаферрата (ит. Grottaferrata) началось под руководством ученика Нила настоятеля Павла.

Работы по возведению монастыря длились 20 лет.

А в 1024 году папа Иоан XIX освятил монастырь византийского обряда Гроттаферрата.

Строительство аббатство святого Нила в Гроттаферрате

Дальнейшая судьба монастыря византийского обряда Гроттаферрата не была простой, так как монастырь часто оказывался в центре конфликтов между представителями церковной власти. В 1163 году монахи покинули монастырь в связи с тем, что он был разграблен из-за противостояния между Римом и Тускулумом. Найдя прибежище в бенедиктинском монастыре Субиако, вернуться монахи смогли только в 1191 году перед тем, как Тускулум был разрушен римлянами. Утерянные владения были возвращены монастырю благодаря усилиям Пьетро Витали, назначенного настоятелем в 1432 году.  Здание постоянно достраивалось, менялся интерьер. Сооружались оборонительные башни, жилые корпуса, была создана площадь перед церковью.

Санта-Мария-де-Гроттаферрата

Монастырь Гроттаферрата впоследствии стал центром итало-византийского монашества ордена итальянских базилиан — почитателей Святого Василия Великого и греко-католичества в Италии. В настоящее время он входит в Итало-албанскую католическую церковь в статусе независимого территориального аббатства. Вскоре после основания Гроттаферраты святой Нил скончался 26 сентября 1005 года и был похоронен в монастыре, основанном им.

Святой Нил Россанский вёл крайне аскетическую жизнь и вошёл в историю как основатель монастыря Гроттаферрата. Его именуют Нил Младший для отличия от Нила Постника (Старшего). Нил Россанский (Младший) был хорошим каллиграфом, он был автором оригинальной рукописной техники греческой скорописи. Каждый день он писал «тонким плотным почерком» и за рабочий день исписывал одну тетрадь (Ibid. Cap. 16), ученик Нила Младшего Стефан ездил в Россано за пергаменом (Ibid. Cap. 32), сам Нил Младший посещал Рим «ради разыскания редких книг» (Ibid. Cap. 19).

Память святого Нила — 26 сентября. Память святого Нила Россанского-Младшего отмечается и в католичестве, и в православии (в православии как игумена и преподобного). В 1958 г. папа Римский Иоанн XXIII распространил почитание Нила Младшего и его ученика прп. Варфоломея по всей Калабрии. Нила Россанского-Младшего почитают покровителем города Россано, Гроттаферрата и ордена итальянских базилиан.

Санта-Мария-де-Гроттаферрата

Гроттаферрата в XIX—XX веках

В 1833 году Григорий XVI назначил апостольским визитатором Гроттаферраты кардинала Марио Маттеи, который предпринял грандиозную перестройку монастыря: был построен новый братский корпус; снесён ряд обветшавших зданий, что позволило образовать площадь перед церковью; посреди площади был обустроен колодец в неоготическом стиле. Все эти перестройки Маттеи сохранились в настоящее время.

12 апреля 1882 года Лев XIII постановил очистить от латинских наслоений византийский обряд Гроттаферраты от накопившихся в течение XVI—XVIII веков. Это повлекло за собой изменение интерьера церкви: был восстановлен византийский алтарь в центре пресвитерия, замыкавшее апсиду ретабло XVII века вынесено на солею и превращено в византийский же иконостас. В последующие годы в интерьере церкви появились византийские иконы. В 1903 году монастырская церковь была возведена в ранг малой базилики.

В 1870 году Гроттаферрата оказалась в составе Итальянского королевства. В отличие от большинства монастырей Папской области, секуляризованных новым правительством, Гроттаферрата была объявлена в 1874 году национальным достоянием, а её братия — хранителями этого достояния. Эта мера позволила сохранить здесь монашескую жизнь.

Санта-Мария-де-Гроттаферрата

26 сентября 1937 года монастырь Санта-Мария-де-Гроттаферрата был окончательно выведен из-под власти местного епископа (Фраскати), подчинён напрямую Святому престолу и стал территориальным аббатством. Настоятели монастыря стали именоваться архимандритами и экзархами. В настоящее время монастырь вместе с двумя южноитальянскими епархиями византийского обряда Лунгро (в Калабрии) и Пьяна-дельи-Албанези (в Сицилии) составляют Итало-албанскую католическую церковь.

Образец кирилической печати типографии монастыря Гроттаферрата, Титульный лист Богослужебного Евангелия

Монастырь византийского обряда Гроттаферрата посещали, жили в нём, работали на научном и издательском поприще представители Русского апостолата: епископ Александр Евреинов (впоследствии в нём похороненный), экзарх Леонид Федоров, протоиерей Александр Сипягин, священник Кирилл Королевский, протопресвитер Николай Толстой и журналист, историк Владимир Забугин.

Образец кирилической печати типографии монастыря Гроттаферрата

В типографии монастыря издательством Криптоферратской обители издавались богослужебные и  книги для Русского апостолата.

Музей Аббатства святого Нила – представляет коллекцию археологических и художественных экспонатов, рассказывающих об истории монастыря. Самые древние из представленных здесь предметов датируются 1000 годом.

Библиотека — основа здешней коллекции была сформирована ещё при святом Ниле. Здесь хранятся рукописи, манускрипты религиозного содержания. В настоящее время в библиотеке насчитывается около 50 тысяч печатных изданий, 500 греческих рукописей, несколько сотен редких европейских изданий (инкунабул), которые были напечатаны до 1501 года.

Территория монастыря византийского обряда Гроттаферрата довольна обширна и включает в себя несколько мест достойных внимания. Здесь можно посетить Церковь Санта-Мария – здание было восстановлено в 20 веке в  оригинальном неоготическом стиле.

Здесь также сохранились элементы первой церкви, например, византийская мозаика 11 века.

В 2004 году аббатство Святого Нила отметило своё тысячелетие.

Ангел является римскому центуриону Корнелию и велит ему найти Святого апостола Петра. Картина художника Гербранда ван ден Экхаута, Художественный музей Уолтерса.

26 сентября отмечается народно-христианский праздник День Корнилия, Корнилий (греч. Κορνήλιος, лат. Cornelius), Корней — имя происходит от латинского cornu — «рог», Корнилов день. Православная церковь чтит память Корнилиуса (греч. Κορνήλιος,  лат. Cornelius) – римского сотника из Кесарии Палестинской, который был в I веке обращён в христианство святым апостолом Петром.

Апостол Пётр крестит сотника Корнилия

Сотник Корнелий служил во второй римской военной когорте, сформированной из римских граждан. Эта когорта размещались в Сирии в 157 году под командованием легата Арридия Корнелиана (латин. Arridius Cornelianus). Возможно, Корнелий принадлежал к роду Корнелиев, известной римской семье.

После встречи с апостолом Петром, Корнилий уверовал во Христа и принял крещениеВ Деяниях апостолов (10:1) говорится, что Корнелия считают первым язычником, обратившимся в христианскую веру.

Крещение Корнелия является важным событием в истории ранней христианской церкви Христианская церковь была впервые сформирована вокруг первых учеников и последователей Иисуса, все из которых, включая Иисуса, были галилеянами, за исключением Иуды, который был иудеем.

Хотя до крещения Корнилий и был язычником, но отличался добрыми делами и глубоким благочестием. Приняв христианство, он оставил мирскую жизнь и отправился с апостолом Петром проповедовать Евангелие.
Апостол Пётр поставил Корнилия епископом и направил в город Скепсию (латин. Scepsis), где особенно распространено было идолопоклонничество. Правитель Скепсии был ярым гонителем христианства. Он предал святого Корнилия жестким мукам, но чудеса, совершённые по молитве Корнилия, обратили к христианской вере правителя и его семью, и они приняли крещение. Святой Корнилий долго прожил в Скепсии, обратил в христианство всех местных жителей и мирно скончался в глубокой старости.

Некоторые считают, что Корнелий стал либо первым епископом Кесарии (латин. Caesarea), либо он был в ранние дни христианства епископом Скепсиса (др.греч. Σκῆψις или Σκέψις; латин. Scepsis) — древнего поселение в Троаде, Малая Азия. В 1877 году деревня по соседству все ещё носила название Эски Скисепье (Eski Skisepje — «Старый Скепсис»)

Земледельческое сознание наших предков приняло во внимание не житие святого Корнилия, а его имя, в котором усмотрели связь со словом «корень» и словами производимыми от него. Поэтому ко дню святого приурочена уборка всех корневых овощей — картофеля, редьки, моркови, брюквы, хрена. Из полученных овощей готовили разнообразные блюда. В особом почёте в этот день была редька, которую в народе прозвали королевой овощей. Этот корнеплод, обладающий интересным вкусом, является кладезем полезных веществ и витаминов, необходимых для организма. Во времена Руси редька была одним из излюбленных продуктов.

Жизнь Аполлония Тианского
Славянские топонимы северной Италии

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*