Суббота , 12 Октябрь 2024
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Единый верховный небесный бог Южных славян.

Единый верховный небесный бог Южных славян.

Фаминцын Александр Сергеевич. Божества древних славян. IV. Система славянской мифологии. А. БОЖЕСТВА НЕБЕСНЫЕ.

1. Единый верховный небесный бог Южных славян.  

У всех древних славян, как и у прочих народов арийского племени, находим понятие о божественном представителе неба, едином верховном боге, живущем на небесах, властвующем над всеми прочими. Небо, как источник необходимых для всего живущего факторов: света, с одной стороны, и влаги, с другой, проявляет благотворное свое действие в странах более северных, холодных, преимущественно в образе солнца; в странах более южных, жарких, – преимущественно в виде освежающей иссушенную зноем почву дождевой влаги.

Точно так же, как у древних ариев образ бога небесного (Агурамазды, Варуны) до известной степени заслонялся образом Митры в Иране и Индры – в Индии, и у славян верховный небесный бог бледнел на западе и востоке перед богом солнца, на юге – перед дождящим богом — громовником, и понятие о нём нередко сливалось с представлением того или другого из названных богов, то есть солнца или громовника.

Южные славяне
По свидетельству Прокопия, независимо от разных божеств, которым они поклонялись, признавали «единого бога, творца молнии». Очевидно, они преимущественно почитали в небесном боге способность проявлять свою милость в виде грозы, сопряженной с обильным излиянием дождевой влаги, столь необходимой в знойной полосе, занимаемой южными славянами. Очевидно, этот небесный бог представлялся им в том же приблизительно виде, как у греков Зевс, у римлян – Юпитер.

Южные славяне, переступив Дунай, поселились в знойных широтах, где, под естественным влиянием климатических условий, за много веков раньше того возник и прославился на весь мир культ знаменитого «дождящего» Зевса Додонского. Здесь же, на юге, возник и до сего времени удерживается обычай, во время засухи прибегать к «дождевым процессиям» и обрядам, в основе своей напоминающим сходные обряды древних греков. В процессиях этих первую роль играет раздетая донага, окутанная живой зеленью девушка, дода или додола, которую поливают водой, в честь которой поют «додольские» песни, с тем, чтобы вызвать с неба столь долго ожидаемый, желанный дождь. (См. ниже ст.: «Небесная влага».)


Верховный небесный бог у южных славян носил общее всем славянским наречиям имя БОГ. (Ср. выше: бага — bagha – добрые духи в Иране, Baga – один из представителей небесного света у индусов. Родственны с этим именем славянские названия бог, bog, buh и т.д.). Рождающееся в середине зимы, когда начинают прибавляться дни, солнце у южных славян называется «Божичем», то есть сыном небесного бога. В Герцеговине и Боснии домохозяин в день Рождества Христова, рано утром, при восходе солнца, становится перед хижиной и восклицает: «Сјај Боже и Божићу!» такому-то и такому-то, перечисляя всех домочадцев. [Montenegro. 108].

«Бог»,  очевидно, первоначально означал небо или небесного владыку, а «Божич» – его чадо, солнце. И самый праздник Рождества Христова у сербо-хорватов и словинов называется «Божич», а у болгар – «Божик».  Вспомним, что у литвинов солнце точно так же называлось чадом Божьим, именно «божеской дочкой«.

В отрывке одной сербской рождественской песни, сообщенной Ганушем, упоминаются «старый Бадняк» и «молодой Божич»[Hanuš. Bajesl. Kai. 21]. Бадняк – громадное дубовое полено, повсеместно у южных славян сжигаемое накануне Рождества. Дуб (серб. hrast — храст, ср. гром), посвящаемый у всех народов верховному небесному владыке-громовнику (Зевсу, Юпитеру, Перкуну), служит в обряде сжигания бадняка эмблемой небесного бога, который возжигает свет возрождающегося в кратчайший день солнца. «Старый Бадняк» рождественской песни, чествуемый в рождественский сочельник жертвами и возлияниями, есть не кто иной, как этот верховный Бог, родивший «молодого Божича».

Для того чтобы уяснить себе, каким воображали себе южные славяне этого Небесного Бога, «творца молнии», отца солнца – Божича, интересно прочесть величание заменившего в христианстве бога-громовника, пророка Ильи, например, в одной болгарской народной песне:

….. Боже Иленче,
Сос ясно слънце на чело,
Сос месечина на г’рло,
Сос дребни звезде на снага. [Веркович. Нар. п. Макед. Буг, I, 232.].

….. Боже Илья,
С ясным солнцем на челе,
С месяцем на горле,
С дробными звездами на теле.
Такая характеристика пророка Илии, в образе неба, усеянного сияющими светилами, возможна была только в стране, где с образом громовника, замененного в данном случае Ильею, связывалось понятие о верховном представителе неба, всевышнем небесном боге.

Пророк Илья в русских песнях и заговорах, как увидим ниже, характеризуется совершенно иначе, а именно всегда как специально грозовой бог, гремящий громом и мечущий огненные стрелы. Точно так и в Риг-Веде говорится, что Индра, также громовник, творец молнии, но в тоже время и верховный небесный бог, «покатил колесо Суpьи», то есть возжег и пустил в ход солнечное колесо. [Ludwig. D. rel-phil. Ansch. d. Weda. 30.].
Небесный бог назывался ещё именем ДЫЯ (или Дия). Дый – наименование, на первый взгляд могущее показаться скорее литературным, чем народным, сходное с древнеарийским названием небесного бога, великого отца, Dyaus (греч. Ζεύς, рим. Deus); но ещё ближе сходство названия Дыя с именем римского Diespiter (Dies-pater), под которым подразумевался верховный бог, дня (dies) и света, величавшийся в гимнах салийских – «светящим Юпитером», Jupiter lucetius. [Preller. Röm. Myth. I, 188, 245. – В Моравии течёт река Дыя (Dyje, немец. Thaja). Головацкий. Геогр. слов. 109.].

Имя Дыя мы встретили в рукописи, носящей, по замечанию г. Тихонравова, следы южного, именно болгарского происхождения. Дый назван там наряду с первостепенными славянскими богами: Перуном, Хорсом и Трояном. В том же смысле латинское имя небесного бога встречаем и в чисто русских памятниках: в переписке Иоанна Грозного с Курбским, первый, между прочим, выражается так: «Предстатели называешь тленных человек, подобно Еллинскому Блядосяовию, яко же они равно Богу уподобляху Аполлона и Diа». [Карамзин. Ист. Гос. Рос. IX, пр. 117]. В том же, без сомнения, значении употреблено имя Дыя во вставке в славянский перевод Слова Григория Богослова: «ов Дыю жьрет». [Кепен. Библ. лис. 88]. В словаре Памвы Берынды XVII века Ира (то есть Гера) или Юнона называется: «жона Диева«, т.е. Юпитера; в старинном азбуковнике (по списку XVI и XVII столетий) Дий называется богом еллинским; по словам того же азбуковника: «Идусы (иды) суть дни, в ниж римляне богу Дию жертву приношаху»[Сахаров. Сказ. р. нар. II, V, 45, 154, 159].

Известно, что иды, то есть дни полнолуния в каждом месяце, были посвящены Юпитеру светящему (Jupiter lusetius = Diespiter). [Preller. Röm. Myth. I, 156].

Что Дый и Дий в старинных памятниках означают одного и того же языческого небесного бога, доказывается сличением сходных мест поучений святых отцов, где в соответствующих местах встречаются имена то Дыя, то Дия, напр.: «диева слоужения и кладения треб, критского учителя окааньнаго…» В другом месте: «не дыева се семена и краденья…» Ещё в другой редакции имя Дыя является уже замененным именем дьявола: «дьяволя служения и кладения треб…«[Тихонравов. Лет. р. Лит. IV, 3: 98, 102]. Дьяволом, бесом в поучениях святых отцов нередко назывались вообще языческие божества, в противоположность Богу христианскому.
Фаминцын Александр Сергеевич. Божества древних славян. IV. Система славянской мифологи. А. БОЖЕСТВА НЕБЕСНЫЕ.
1. Единый верховный небесный бог Южных славян.  

Далее… Единый верховный небесный бог западных славян

 

Единый верховный небесный бог западных славян
Система славянской мифологии

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*