Среда , 26 Март 2025
Домой / Новое время в истории / Дворец Юсуповых на Чистых прудах

Дворец Юсуповых на Чистых прудах

Палаты Волковых — Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке, дом 21, строение 4 — одно из самых старых гражданских зданий в историческом центре Москвы и объект культурного наследия федерального значения. Дворец легко узнать по красным стенам и белому декору. Здание не раз реставрировали, но в нём сохранились фрагменты старинных росписей и другие архитектурные элементы. Читайте, как царский охотничий дворец стал парадной резиденцией Юсуповых, правлением Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук и, наконец, музеем.

Охотничий дворец Ивана Грозного и дар Петра Великого

Точно неизвестно, когда и кто построил дворец, вся его история до XVII века состоит из легенд. Возведение здания относят к XVII веку или началу XVIII, хотя есть датировки, относящие к концу XV века или 1555 году.  Есть предположения, что палаты возвели ещё во времена царя Ивана Грозного, якобы тут трудились русские мастера Барма и Постник — те же архитекторы, что работали над собором Василия Блаженного. Семейные предания Юсуповых гласят, что здание было охотничьим дворцом Ивана Грозного.

Внутри помещения нижнего этажа палаты декорированы позолотой, стенными и потолочными росписями в стиле русского узора, растительный орнамент покрывает практически всю площадь сводов.

Одну из комнат называют красной, на её сводах расположены два изображения — хищные птицы убивают лебедя и утку.

Предположительно, эти рисунки — отсылки к соколиной охоте времен царя Ивана Грозного. Сцены охоты украшают и один из залов.

Царские Сокольничьи . Художник Литовченко

В XVI веке в этих местах росли густые леса, где и охотился царь. Поездка царя и его свиты на охоту иногда длилась несколько недель.

После охоты государь вместе с приближенными возвращался в Сокольничий дворец, как его тогда называли. Стены и потолок Сокольничего дворец украшены сценами царской охоты, отдыха, царского застолья и государственным гербом Российской империи — двуглавым орлом.

Дворцовые палаты изначально возвели как отдельные терема на подклете — нижних нежилых этажах с хозяйственными помещениями. По легенде, здание связывали с Кремлем подземные тоннели.

Самым вероятным временем постройки историки считают XVII век, когда в Москве возводили множество каменных зданий.  В те времена район называли Огородничьей или Овощной слободой, здесь выращивали овощи и фрукты к царскому столу.

Вскоре местность стала престижной, тут селились купцы, священники, знать и царские приближенные.

Палатами в России до середины XVIII века называли гражданские постройки. Обычно палаты представляли собой большое здание в два этажа, в котором находилось много разных помещений.

Нарышкинское барокко.

Архитектурный стиль Юсуповского двора относится  к Нарышкинскому барокко — направлению в русской архитектуре рубежа XVII–XVIII веков. Нарышкинское барокко (1685—1715 годы) было тесно связано с влиятельным родом Нарышкиных, из которого происходила мать Петра Великого.
Основные особенности нарышкинского барокко:
— широкое применение элементов архитектурного ордера — декоративные фронтоны, полу колонны, пилястры, арки, а также украшения в виде раковин и валют;
декор из красного кирпича и белого камня, иногда с включением поливных изразцов;
— использование центрических композиций в храмовой архитектуре.

Малый дворец

Для зданий Нарышкинского барокко характерны нарядность, декоративность, светская жизнерадостность, мажорная цветовая гамма — контрастное сочетание красных стен и белых резных деталей.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Классикой нарышкинского барокко считается церковь Покрова в Филях — пятиярусный «восьмерик на четверике», возведённый по заказу Льва Нарышкина.

Для нарышкинского барокко характерны богатый рельефный декор фасадов, орнаменты, использование в отделке двух цветов — красного кирпича и белого камня. Снаружи здание украшают наличники, колонки, карнизы и другие элементы.

Первые владельцы Юсуповского дворца.

В конце XVII века царь Пётр I пожаловал дворец вице-канцлеру и кавалеру ордена св. Андрея Первозванного (1719) дипломату  П. П. Шафирову, ставшему первым известным владельцем дворца. В 1723 году император Пётр Великий гостил во дворце-усадьбе Петра Шафирова, об этом свидетельствует походный журнал государя. Когда Шафиров попал в опалу из-за обвинений в казнокрадстве, он лишился и дворцовых палат.

Дворцовый большой зал с портретами Петра Великого и Петра II

Строение снова поменяло хозяина, новым владельцем дворцовых палат стал помощник Меншикова, обер-секретарь Военной коллегии генерал Алексей Волков. Благодаря этому здание имеет название «Палаты боярина Волкова», при том что Волков не имеет никакого отношения к боярам и хозяином дворца он оставался меньше года. Князь Меншиков потерял должность, и у Алексея Волкова отняли дворцовую усадьбу. Однако с тех пор в документах дворец стали называть палатами Волковых.

Следующим владельцем особняка был государственный деятель и дипломат, сподвижник Петра Великого, один из руководителей его секретной службы (Преображенского приказа и Тайной канцелярии), действительный тайный советник граф Пётр Толстой. В 1727 году, при правлении царя Петра II, графа Петра Толстого отправили в ссылку в Соловецкий монастырь, а здание было изъято.

Юсуповский дворец в Москве до перестройки Николаем Султановым (1890-е годы).

Владения князей Юсуповых XVIII–XIX века

В 1727 году царь Пётр II подарил дворец за заслуги подполковнику Преображенского полка Григорию Юсупову-Княжеву, который ещё вместе с царём Петром I участвовал в военных походах, сражался в Северной войне (1700 — 1721 г.г.). При царе Петре II князь Григорий Юсупов дослужился до генерала-аншефа.

С тех пор дворец стал для Юсуповых родовым гнездом и парадной резиденцией, во владении Юсуповых палаты находились почти 200 лет, до революции 1917 года. Во дворце проходили пышные приемы.

Князья Юсуповы хранили здесь художественные коллекции, ювелирные изделия и обширную библиотеку, собирали произведения искусства, были известными меценатами.

герб Юсуповых в Москве

Династия Юсуповых ведёт свою родословную от потомка Едигея, правителя Ногайской Орды хана Юсуфа, потомки которого перешли на службу к русскому царю и приняли православие. А по родовым легендам род Юсуповых идёт от Абубекира, тестя пророка Мухаммеда, то есть, имена далеких предков Юсуповых можно найти на страницах сказок «Тысяча и одна ночь».

В XVIII–XIX веках династия Юсуповых владела фабриками и деревнями, усадьбами и дворцами по всей России. Среди них — Санкт-Петербургский Юсуповский дворец на Мойке и поместье-музей «Архангельское»в Подмосковье.

Представители рода Юсуповых служили тайными советниками, министрами и военными начальниками. Сын Григория Юсупова Борис был московским губернатором, а внук Николай — сенатором и руководителем Императорского Эрмитажа.

Князь Николай Борисович Юсупов (1750 — 1831) — государственный деятель, дипломат, любитель искусства, один из крупнейших в России коллекционеров и меценатов, владелец подмосковных усадеб Архангельское и Васильевское.

В молодости Николай Борисович учился в старейшем голландском университете, где возник его интерес к культуре и искусству. Потом ему довелось посетить Англию, Францию, Италию, Португалию, Испанию, Австрию, Германию. Статус потомка рода Юсуповых позволял водить знакомства не только с представителями европейской аристократии, но и быть представленным европейским монархам. Николай Борисович бывал и у таких представителей философской мысли, как Дидро и Вольтер. Потомок Николая Борисовича, Феликс Феликсович Юсупов писал в своих мемуарах:

«Князь Николай – лицо в нашем семействе из самых замечательных. Умница, яркая личность, эрудит, полиглот, путешественник, он водил знакомство со многими знаменитыми современниками, покровительствовал наукам и искусствам, был советчиком и другом императрицы Екатерины II и её преемников императоров Павла, Александра и Николая I»

Князь Николай Юсупов собрал богатейшую коллекцию картин, рисунков и книг, которая сейчас разделена между музеем имени А. С. Пушкина, Эрмитажем, музеем-усадьбой «Архангельское» и некоторыми другими музеями. Многие произведения невозможно было купить ни за какие деньги, но дипломатические навыки Николая Борисовича позволили этим картинам оказаться в России.

Знания и связи князя Юсупова в Европе пригодились будущему императору Великому князю Павлу Петровичу и его жене Марии Федоровне, когда они в 1781—1782 годах путешествовали по Европе.

За свою жизнь Николай Борисович успел побывать в должности министра Департамента уделов, который занимался императорскими и великокняжескими усадьбами и дворцами, директором императорских театров, директором Эрмитажа и Оружейной палаты, и многих других.

Благодаря князю Юсупову мы сейчас можем любоваться на лоджии Рафаэля в Эрмитаже. Его красноречие было убедительно для папы Римского Пия VI, который разрешил их копирование и перевоз в Санкт-Петербург. Ни до, ни после Николая Юсупова ни один государственный деятель не добивался подобных разрешений.

Интересно, что будучи директором императорских театров Николай Борисович впервые применил привычную для нас нумерацию рядов и кресел. До этого в театре садились, где придется, что вызывало недоразумения у публики.

Князь Николай Юсупов был замечательным организатором. Легко определяя сильные и слабые стороны людей, Николай Борисович назначал на ответственные посты компетентных, грамотных и проверенных людей, а результат работы всегда оценивал лично. Необычным для той эпохи было и то, что Николай Юсупов проявлял заботу о своих главных сотрудниках, прося для них чины, звания, пенсии, казенные квартиры, дрова.

Князь Николай Юсупов был награждён всеми орденами Российской Империи, что однажды создало серьезную проблему, когда надо было его снова наградить. Специально для него придумали жемчужный эполет, который князь носил на правом плече. Такого знака никто больше не имел.

В московской резиденции Юсуповых на Чистых прудах с 1801 по 1803 год снимал флигель Сергей Пушкин с семьей, здесь провёл своё раннее детство поэт Александр Пушкин.

«У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот учёный
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит»

Эти, знакомые нам с детства строки Александра Пушкина не плод фантазии поэта, а воспоминания его детства. Маленький Саша Пушкин гулял с няней по известному всей Москве Юсупову саду. Сад принадлежал уникальному человеку, князю Николаю Борисовичу Юсупову. В саду рос большой дуб, обвитый цепью, а под дубом поднимался и спускался по цепи большой механический кот, которого Николай Юсупов привёз из Голландии. Кот действительно разговаривал, правда, по-голландски. Вероятно, эти воспоминания из детства отразились в поэме Пушкина «Руслан и Людмила».

Александр Пушкин (1799–1837) не только в детстве гулял в садах князя Николая Юсупова (1750 — 1831), но и был знаком с ним уже взрослым. Несмотря на большую разницу в возрасте, они даже подружились и были на «ты». Пушкину были интересны рассказы князя о екатерининском веке, о путешествиях по Европе и Востоку.
Эти рассказы повлияли на выбор героев и тем для произведений Пушкина, которые он писал в селе Болдино, где спасался от эпидемии халеры, в течение знаменитой, поэтической и творческой Болдинской осени 1830 года.

Князю Николаю Борисовичу Юсупову Пушкин посвятил стихотворение «К вельможе». Какой интересный портрет нарисован строками поэта:

«Один всё тот же ты. Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины.
Книгохранилище, кумиры, и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине,
Что ими в праздности ты дышишь благородной.
Я слушаю тебя: твой разговор свободный
Исполнен юности. Влиянье красоты
Ты живо чувствуешь. С восторгом ценишь ты
И блеск Алябьевой и прелесть Гончаровой.
Беспечно окружась Корреджием, Кановой,
Ты, не участвуя в волнениях мирских,
Порой насмешливо в окно глядишь на них
И видишь оборот во всём кругообразный.
Так, вихорь дел забыв для муз и неги праздной,
В тени порфирных бань и мраморных палат,
Вельможи римские встречали свой закат»

Князь Юсупов прожил долгую жизнь, и умер на 80 году жизни. Его пыл и любовь к жизни победила не старость, а холера. О его кончине печалились многие, Пушкин написал в письме: «мой Юсупов умер».

Князь П.А. Вяземский оставил такие воспоминания о Николае Юсупове:

«Он был благополучного сложения по плоти и по духу, в житейском и нравственном отношении. На улице его вечный праздник, в доме вечное торжество торжеств. На окнах стояли горшки с пышными, благоуханными цветами; на стенах висели клетки с разными птицами певчими; в комнатах раздавался бой стенных часов с звонкими курантиками. Всё у него было светозарно, оглушительно, охмелительно. Сам, посреди этого сияния, этой роскошной растительности и певучести, выставлял он румяное, радостное лицо, расцветающее, как махровый красный пион»

В XIX веке  Дворец Юсуповых несколько раз перестраивали и реконструировали. Над ним работали архитекторы Николай Султанов и Виктор Померанцев. Отдельные западное и восточное строения соединили между собой каменным переходом, корпуса дополнили пристройками, возвели третий этаж и парадное крыльцо.

В конце XIX столетия стены верхнего этажа декорировали росписями. В залах разместили портреты российских правителей и членов царской семьи.

Парадная лестница вела на верхние этажи, на ней можно увидеть фигуры львов с щитами, на которых изображен герб Юсуповых.

С лестницы гости попадали в комнату в китайском стиле, по стенам — гусеницы, которые превращаются в бабочек, а на потолке — два чёрных дракона.

За китайской комнатой следует тронный зал, самое большое помещение дворца.

Большой зал декорирован позолоченными решетчатыми дверьми, резным золоченым деревом, портретами царей, венецианскими зеркалами.

Потолок украшен растительным орнаментом и медальонами с двенадцатью знаками зодиака.

Голландская печь украшена изразцами — узорными керамическими плитками. Всего же дворцовые комнаты обогревали восемь печей XVII и XVIII века.

Академия и музей в XX–XXI веке

Дворец унаследовала княжна Зинаида Юсупова. Она была наследницей огромного состояния и последним представителем своего известного рода. Зинаида Юсупова вышла замуж за графа Феликса Сумарокова-Эльстона. Чтобы именитая династия не угасла, граф по указу императора унаследовал княжеский титул, герб Юсуповых и фамилию супруги.

После Октябрьской революции 1917 года семье Юсуповых пришлось покинуть Россию и уехать в Европу.

Советская власть национализировала дворец, здание перешло в государственную собственность. Несколько лет в нём размещался музей дворянского быта. Затем дворцовые палаты передали правлению Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина. Во дворце работал селекционер и ученый-генетик Николай Вавилов. В 1960-е годы строению присвоили охранный статус «объект культурного наследия» под названием «Палаты бояр Волковых (дворец Юсуповых)».

В 2000-х здание выкупила частная организация, которая начала его реставрировать. Вскоре палаты вновь вернулись сельскохозяйственной академии. После ремонта здесь открылся Музей-дворец Волковых — Юсуповых.
С середины 2010-х помещения дворца пустуют и разрушаются, росписи страдают от влажности.
Сейчас памятник архитектуры в государственной собственности, его передали в управление музею-усадьбе «Архангельское». На 2020-е годы запланирована масштабная реставрация, после которой в дворцовых палатах снова откроется музей.

Музей Христианства в "Новом Херсонесе"
Первый искусственный спутник Земли сделан в СССР

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*