Греческая мифология. А.А. Тахо-Годи.
Двенадцать Олимпийских богов и их окружение.
Несмотря на то, что в классической мифологии устанавливается традиционная картина мира Олимпийских богов, с ней не всё обстоит так уж просто и безоговорочно. Здесь имеется множество архаических рудиментов, всё ещё дающих о себе знать, целый ряд черт, указывающих на тенденции, полное воплощение которых осуществится позже, на исходе мифологического развития.
Принятое в изложениях мифологии представление о двенадцати Олимпийских богах тоже соблюдается достаточно условно. Обычно же в число двенадцати богов включается вполне устойчивая группа.
Зевс и Гера — верховные владыки Олимпа. Афина и Аполлон славятся мудростью и конструктивно-художественной деятельностью. Деметра — покровительница земледелия. Артемида — охотница. Афродита — богиня любви и красоты. Арес — божество необузданной войны. Гефест — основатель кузнечного дела и ремесел. Гермес — помощник в предприятиях человека (торговле, скотоводстве, искусстве, путешествиях). Гестия — хранительница домашнего очага. Дионис — божество виноградарства и вообще плодородия.
Однако Посейдон с гораздо большим основанием, чем Дионис, претендует на включение его в число двенадцати богов, хотя он владыка вод и обитает в морской глубине, а не на Олимпе.
Диониса же, как сына Зевса и смертной женщины, попавшего на Олимп после своего обожествления, следовало бы исключить из этого числа.
Аид хотя и царь мёртвых, но он родной брат Зевса и принадлежит вместе с ним к третьему поколению богов. Значит, Аид тоже имеет основание быть в числе двенадцати Олимпийцев.
Таким образом, на двенадцатое место в списке богов Олимпа существует три претендента и говорить о незыблемости данной канонической картины очень трудно.
Зевс раздал богам, своим союзникам, каждому определенные владения и упорядочил тем самым управление миром. Некоторые боги старшего поколения сохранили и при Зевсе уважение и почёт. Земля — Гея и Небо — Уран находятся не у дел, но тем не менее зорко следят за событиями, происходящими в олимпийском мире и, как мы знаем, подают и будут ещё подавать Зевсу полезные советы.
Титан Океан, божество одноименной реки, тоже оказался среди самых почитаемых, так как в титаномахии не выступил против Зевса. Вместе со своей супругой Тефией он наслаждается мирной жизнью на краю света.
Океан благодаря доброму нраву слывёт хорошим посредником в трудных делах. Когда Зевс пытается узнать у прикованного Прометея хранимую им тайну, то именно Океан уговаривает Прометея пойти на мировую с Зевсом и получить от него прощение. Океану трудно понять непримиримость Прометея, и он, жалея сына Иапета, все-таки уверен, что действовать, преступая меру, нельзя. Он сам, отступив от братьев-титанов, сумел соблюсти меру жизненных отношений, так что в олимпийском мире жребий его вполне благополучен.
Титаниды, сестры свергнутых титанов — мать Зевса Рея и его законная супруга Фемида, а также не вполне законные Мнемосина и дочь Океана Евринома — каждая получили свою почётную долю. Фемида правит справедливый суд, Мнемосина — живая связь памяти прошлого и настоящего — создает преемственность в развитии мира. Рее достаточно сознавать себя матерью Зевса. Что касается океаниды Евриномы, то она (по одной версии), вытесненная вместе со своим бывшим супругом Офионом с Олимпа Реей и Кроносом, теперь рождает Зевсу прекрасных детей и вполне умиротворена, восстановив через Зевса и дочерей свою связь с Олимпом.
В почёте и морской старец Нерей, вытеснивший в новой жизни своего отца Понта — божественное Море. Нерей и Океан породнились, так что пятьдесят нереид, дочери Нерея и океаниды Дориды, оказались внучками мудрого Океана по своей матери океаниде.
Три тысячи океанид — дочерей Океана и Тефии — и три тысячи потоков — сыновей Океана — вместе с нереидами целиком сохранили своё положение в мире классической мифологии, отличаясь от своей былой стихийной архаики благодетельным характером и получая антропоморфные, иной раз очень выразительные, черты.
Среди внучек Океана не только крылатые Гарпии, которым суждено погибнуть от рук героев, но и прекрасная Ирида — Радуга, вихреногая богиня, ставшая на Олимпе вестницей богов.
Дети титанов Тейи и Гипериона — Гелиос, Селена и Эос — Заря — исправно светят на небе Олимпийцев, равно необходимые богам и людям. Они помогли Зевсу в подготовке гигантомахии, на время лишив мир своего света, и Зевс подтвердил их уделы.
Даже Кербер (Цербер), медногласый пес с пятьюдесятью головами, порождение Тифона и Ехидны, охраняет у ворот царство Аида.
Нашли своё место в царстве, упорядоченном Зевсом, Сторукие, стерегущие в Тартаре титанов, и Киклопы (Циклопы), кующие Зевсу громы и молнии.
Далее… Архаические боги помогают Зевсу укрепить власть