
В наши дни вызывает некое недоумение выражение душа нараспашку. Очевидно, что душа здесь нечто иное, отличающееся от привычного содержания этого слова, хотя справедливости ради нужно сказать, что у слова душа – десятки значений, иногда очень непохожих друг на друга.
Душа нараспашку – так говорят о том, кто ничего не скрывает, кто прост в общении с людьми, искренен в проявлении своих чувств. Слово душа по своему происхождению родственно словам дух, дышать, дыхание и пр. Иногда душой и вовсе называли дыхание. Например, выражение душа зашлась, которым описывали состояние испуга, первоначально соответствовало по смыслу – «перехватило дыхание». Душа коротко ходит – об одышке. Душа смердит – о дурном дыхании изо рта. Остатки души потерять – испустить дух, умереть. Абстрактное понятие о душе как некоей витальной силе или сущности развилось из этой конкретики.
Очевидно, что дыхание в народном представлении связывалось с такими частями тела как грудь и горло. Значение «грудь, грудная полость» у слова душа отмечено в словаре русских народных говоров первым. Со всей души – «полной грудью», например, хлебнул дым со всей души. Вероятно, именно отсюда происходит синонимия понятий душа и сердце как «внутренней сущности человека», реализуемая в таких языковых фактах как душевный (сердечный) человек, душа (сердце) болит (о душевном переживании), глубоко в душе (в сердце), от души (от сердца) и пр.
Следы того, что грудь называлась душой можно обнаружить в поваренном ремесле, где шея животного называлась душкой. Например, в кулинарной части «Домостроя» говорилось о подаче на стол журавлей:
«Жаравли под зваром под белым под медвяным (белый сладкий соус), дается на шесть блюд: два папоротка («папороток» – второй сустав крыла) на два блюда, два ходила (лопатки) на два блюда, схабы (реберная часть) да душка (шея) – блюдо…».
Таким образом, прямое значение выражения душа нараспашку синонимично выражению грудь нараспашку. Внешний облик такого развязного, расхристанного парня способствовал созданию образа открытого, бесхитростного человека.
Что хошь с нами делай… что хошь бери… для всех душа на распашку, как дверь в кабаке, входи, пей! (С. П. Подъячев. Мытарства (1903)

Брать/ взять за воротник кого-то. (Волг.) 1. Подчинять себе кого-либо. 2. Настойчиво требовать чего-либо от кого-либо (Глухов 1988, 5.)
Полагаю, что в этот же контекст вписывается и выражение у него ничего за душой. Так говорят в первую очередь о человеке бедном, нищем. По построению фразы следует предположить, что душа здесь – разрез на рубахе в области груди. В этом случае всё совпадает буквально: ничего за душой – ничего за воротом (то есть на шее, на груди), там, где носили не только крест, но и кисет, карман с деньгами. Ср. душа нараспашку – человек ничего не прячет «за душой», переносно – ничего не скрывает, не таит. Именно в этом случае оправдан предлог за (душой), да и распахивается ворот, воротник, а не часть тела. Выражение у него ничего за душой сформировалось вследствие метонимического переноса.
Почему разрез на рубахе могли назвать душой? Потому что он непосредственно прилегает к душе-груди. А кроме того, ворот на рубахе расстёгивают, когда душно, трудно дышать. Однако такое значение слова душа не отмечено в словарях, но в словарях отсутствует и душа – «ямочка между ключицами» .
Ввиду близости образов выражения рубаха-парень и душа нараспашку сблизились также и по своим значениям.
Если кто-либо — душа общества, если кудрявый, играет на гармошке или гитаре, если всем нравится, душа на распашку, как говорят о нем, рубаха-парень — много шансов, что зовут такого Александр.
П. А. Флоренский. Имена (1926)

Слово душа по своему происхождению родственно словам дух, дышать, дыхание и пр. Абстрактное понятие о душе как некоей жизненной силе или невидимой сущности у наших предков связано с живым существом – «дышащим». Бог вдохнул в Адама душу и тот ожил; с последним выдохом душа отлетает от тела в мир духов. Собственно, дыхание, по представлениям наших предков это и есть душа, все остальные понятия прикрепились к этому слову позже.
Дух – бестелесное существо; обитатель невещественного, а существенного мира; бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что даёт жизнь плоти, а в духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремленье к небесному.» — писал В.И. Даль. (Толковый словарь живого
великорусского языка.)

Не падай духом, Я всегда с тобой
Молись опять, когда слабеют силы
Я Бог твой – Утешитель, Я – Живой!
Дитя Своё в беде Я не покину.
Всем нам известное, но довольно «туманное» слово дух объединяет множество значений: «сознание, мышление», «душа», «дыхание», «бесплотное сверхъестественное существо», «воздух», «запах».
В русских говорах дух обозначает также «пар», «ветер», «тепло» и др.
Когда мы говорим о различных языковых явлениях, касающихся сферы значения, смысла, то вольно или невольно обращаемся к процессам и фактам объективной реальности. В данном случае кажется, что такое исследование затруднено, поскольку речь идет о слишком абстрактной категории. И, тем не менее, отвлекаясь от её философского и теологического смыслового наполнения, обратимся к истокам взаимосвязи многообразных значений слова дух в народной
культуре славян, испытавших влияние православной традиции.
По народным представлениям о душе как о невидимой или почти невидимой субстанции она имеет облик пара, воздушного столба, ветра, тумана, маленького облачка, дымка, подобного дыханию в холодной комнате. Как объясняли белорусские крестьяне, душа — это «дух», пар (похожий на банный), который может бесконечно изменять свою форму, принимая различные образы, или же оставаться невидимым (Богданович А. Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов. Гродно, 1895).
В этом определении замечательно многое. Например, противопоставление вещественного и существенного миров, т.е. мира вещей и мира сущностей, он же – мир духов, духовный мир. Сегодня, когда говорят о духовности, в большинстве случаев не принимают во внимание этот аспект, а ведь все эти понятия восходят ещё к античной философии.
Представления о том, что именно дыхание делает человека живым, сохранялись у славян довольно долго. По народным представлениям душа имеет облик пара, воздушного столба, ветра, тумана, маленького облачка, дымка́, подобного дыханию в холодной комнате.
Известное всем славянам представление о том, что душа выходит изо рта умирающего с последним выдохом в виде воздуха, пара, у восточных славян отражено в языке. О смерти человека говорят: дух вон (русск.), дух вышел, душа вышла (блр. и укр. Полесье), испустил, выпустил, отдал дух, душу (устар. русск.). Фразеологизмы типа дух вон употребляются и как ругательство, брань в русских говорах, например, «Дух тебе вон. Бранно. Дух из тебя вон; хоть бы ты сдох. Псков., Смол.» (Словарь русских народных говоров. Вып. 8). ИЗ ИСТОРИИ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ 101

Различные синонимические выражения «дух вон», означающие смертельный исход и связанные с представлением о расставании души с телом, распространены у южных славян:
сербохорватское издахнути, испустити, изригати душу «выдохнуть, выпустить, выплюнуть душу», раздвojumu се са душом «разделиться с душой», дати душу «отдать (богу) душу», испадне душа «выпала душа», болг, душата ми дойде до зъбите* «душа моя дошла до зубов», душа пътва «душа отправляется» и т. д. (по материалам, собранным О. А. Терновской, С. М. Толстой).
На русском Севере фразеологизм дух вон встречается и со словом пар, например, у него и пар вой (Куликовский Г. И. Словарь областного олонецкого наречия в его бытовом и этнографическом применении. СПб., 1989).
Аналогичные выражения отмечены в Полесье: пара, вышла, пара вылегае, пар выпирае (укр., блр.). Впрочем, обороты пар вон и ему подобные часто употреблялись только по отношению к животным, поскольку в народе полагали, что «в скоте да в собаке души нет, один только пар» (Даль В. И. Т. III).

По поверьям, невидимую душу (дух) в облике воздушного столба или пара над могилой умершего можно наблюдать в течение первых сорока дней после смерти человека. Встреча с таким «духом» не сулит ничего хорошего, как явствует из многочисленных полесских быличек (рассказов о встречах с нечистой силой). «Белый дым», «воздух», «пар», принимающий облик усопшего, способен по ветру преследовать случайного прохожего, догнав, он садится на пленника сверху и убивает. Спасаясь от «духа», нельзя останавливаться, следует бежать против ветра и прятаться за угол, но можно «развеять, раздуть» его одеждой, а лучше – тканью белого цвета (по записям из Полесского архива).
Известен полесский обычай на сороковой день после смерти или «в шесть недель после похорон» постлать на могилу скатерть и затем поднимать её три раза за концы вверх, сопровождая свои действия напутствиями душе идти вверх, на небеса, на суд Божий. (село Дунаец Глуховсколо района Сумской области. Полесский архив).
Обычай подымать воздух связан с представлением о подъёме «духа», души «в воздух», «наверх», «на небеса», «на ответ к Богу», туда, «где ею распоряжается Бог».
У южных и восточных славян считается, что душа, отделившаяся от тела, находится поблизости от него в течение сорока дней. Потом душа удаляется и пребывает то в лесу, то в воде, то в высших воздушных сферах: в облаках, на звездах, солнце, месяце. При этом души иногда возвращаются с того света и приходят к своим родным в гости. (OraHojeBHh С. Народна енциклопедиа српско-хрватско-словеначка. Кн I. Загреб, 1925).
По славянским народным верованиям, бесплотная душа (дух) умершего питается соответственно паром и запахом. С этим представлением связаны многие ритуалы. Так, малороссы на поминках разламывали горячий хлеб, вынутый из печи, и оставляли на некоторое время у окна подышать, чтобы горячий хлебный запах, пар дошёл до покойника. У болгар на поминках какое-либо блюдо или хлеб приносили на стол обязательно тёплыми, так как считалось, что «души питаются только паром». (Вакарелски X. Български погребални обичаи. София, 1990).
По тем же причинам на поминках в Полесье ломали горячий пирог, подавали к столу дымящийся борщ и т. д. В Черниговской губернии в день смерти родителей и на поминках пекли блины, «чтобы доставить удовольствие душе умершего. Блин держат подольше на сковороде, в блинном паре и витает душа — парится». Блин держат подольше на сковороде, в блинном паре и витает душа — парится» (Гринченко Б. Д. Этнографические материалы, собранные в Черниговской и соседних с ней губерниях. Вып. 1. Чернигов, 1985).
Несколько «приземленные» былички и поверья славян о «духе» основаны на таких характерных для этой категории признаках, как бесплотность и невидимость, точнее, возможность существования невидимой, но явной материи вне человека, а в пространственном отношении — над человеком. Как мы неоднократно говорили, образом для абстрактных понятий всегда служит конкретика. В данном случае многоаспектное определение души оттолкнулось от представления дыхания в виде самостоятельной сущности, которая может находиться в теле, делая его живым, а может и покинуть тело, слившись с подобными себе духами.
Использованы материалы из статьи «Дух вон» кандидата филологических наук А.А. Плотниковой .
Русский след Русский след в мировой истории