Земли древней Палестины лежали на восточном побережье Средиземного моря. Территория древней Палестины простирается от южных предгорий Ливанских гор до северных границ Аравийской пустыни. На западе земли Палестины омывает Средиземное море, а на востоке страна граничит с сирийско-месопотамской степью. Территория Палестины крайне незначительна и достигает лишь около 26 000 кв. км.
Река Иордан, пересекающая Палестину в южном направлении впадает в очень солёное Мёртвое море. Горы и предгорья Палестины удобны для развития скотоводства. В восточной южной части Палестины в древности были леса, небольшие рощи или кустарники. Высокие деревья в лесах встречались редко и считались обиталищем божества.
Почва Палестины была богата глиной, прекрасным керамическим сырьём, служившим для изготовления сосудов и кирпича. Различными сортами камня пользовались для постройки крепостных и городских стен, а также крупных зданий.
Своей металосодержащей руды в Палестине не было. Ближайшие медные рудники находились в горах Ливана, в стране Эдом, расположенной к юго-востоку от Палестины и у залива Акаб, где были обнаружены древние разработки меди.
К северо-востоку от Мёртвого моря, в местности Телелат-Гхассул найдены интереснейшие памятники IV тысячелетии до н. э. в этом районе жили земледельцы, ведущие оседлый образ жизни. Сохранились остатки домиков из сырцевого кирпича, построенных на каменном фундаменте. Совершенствуется техника изготовления орудий труда, на смену каменным топорам приходят бронзовые. Найдены глиняные сосуды, сделанные на гончарном круге и украшенные геометрическим орнаментом. Громадное историческое значение имеют обнаруженные здесь стенные росписи, стилизованные рисунки, в геометрическом стиле, передающие своеобразную символику солнечного культа.
Археологи обнаружили на территории Палестины развалины многих древних городов, имеющих в древности большое экономическое, военное и культурное значение. Филистимляне были процветающим народом с высоким уровнем развития культуры, они были превосходными воинами.
Филистимляне появились в Сирии и Палестине, очевидно, в XII веке до н. э. Они поселились на плодородной прибрежной равнине к югу от горы Кармил. Слова «филистимляне» и «Палестина» (по-древнеегипетски — «Пелешет»), очевидно, родственны.
Филистимляне принадлежали к группе эгейских племён, которые в египетских надписях называются «морскими» народами или «народом моря». Как и другие племена Эгейского моря, филистимляне широко пользовались железом, именно филистимляне содействовали распространению железной металлургии в Палестине. При раскопках филистимских погребений были найдены разнообразные железные предметы, в том числе оружие. В Библии подробно описывается железное вооружение сказочного великана Голиафа, филистимлянина, который наводил ужас на древних евреев.
В древних сказаниях о завоевании Палестины сохранились остатки героического эпоса, в котором ярко изображены легендарные фигуры героев, как, например, Самсона, имя которого (Шимшон — «Солнечный муж») указывает на проникновение вавилонского культа солнца (Шамаш) в Палестину, живо напоминающие образ вавилонского героя Гильгамеша. Однако все эти библейские сказания облечены в легендарную, романтическую форму более поздней литературной обработки. Только в некоторых частях Библии, например, в «Песне Деборы», сохранилось далёкое воспоминание о том времени, когда древнееврейские племена вели упорную борьбу с хананейскими племенами Палестины.
Древние города Фелистимлян.
Древний город фелистимлян Лахиш в III тысячелетии до н. э. находился в южной части Палестины, между Газой и Хевроном, на торговом пути от Средиземноморского побережья в глубь страны. город уже Город достиг большого расцвета, был окружён оборонительной стеной, построенной из кирпичей и угловыми башнями. В развалинах города Лахиш были обнаружены различные виды оружия и орудия труда, сделанные из закалённой меди. Очень своеобразна найденная здесь керамика. Отметки горшечников на сосудах указывают на возникновение письменности.
Не меньший интерес представляют развалины древней крепости фелистимлян Гезера, окружённой стенами из больших каменных глыб, защищенными прямоугольными башнями. К северо-западу от Мёртвого моря, на западном краю долины Иордана, были обнаружены развалины древнего города, который исследователи сопоставляют с библейским Иерихоном. Раскопки показали, что этот город уже в IV–III тысячелетиях до н. э. представлял собой сильную крепость. Среди вещей, найденных в развалинах этого города найдены каменные и медные орудия труда и оружие самобытной сирийской формы, что указывает на высокое и самостоятельное развитие местного ремесла.
в юго-западной части плодородной Иезреельской равнины найден древний города-крепость Мегиддо, ставший во II тысячелетии до н. э. важным хозяйственным центром. В Мегиддо обнаружена целая керамическая мастерская с деревянным гончарным кругом. В эпоху гиксосского завоевания Мегиддо входил в состав Царства гиксосов, на что указывают найденные здесь египетские скарабеи гиксосского типа. Здесь же в Мегиддо были раскопаны остатки крепости, относящейся ко времени царя Соломона.
В XVIII веке до н. э. город-крепость Бет-Шан был захвачен гиксосами и попал под египетское влияние. Богатый материал для изучения взаимоотношений между Палестиной и Египтом дали раскопки древнего города Бет-Шана (современный Бей-сан), раскопанного в 5 км к западу от впадения Нар-Дшалуда в Иордан. Город филистимлян Бёт-Шан был одним из древнейших городов Палестины. В III тысячелетии до н. э. он был крупным торговым центром, куда проникали вместе с товарами иноземные культурные влияния. Во время раскопок в Бет-Шане были найдены египетские предметы времени Среднего Царства.
В развалинах города Бет-Шана были найдены остатки двух египетских храмов, множество египетских предметов и две ценнейшие надписи времени XIX династии, в которых описываются военные походы и подвиги Сети I и Рамзеса II. Предметы, характеризующие взаимоотношения Египта с Палестиной, были найдены при раскопках Джерара, одной из пограничных крепостей. Крупные раскопки были произведены также и на месте Газы — города древних филистимлян.
Историю Палестины I тысячелетия до н. э. обаготили археологические раскопки древней Самарии, где были найдены развалины дворцов Омри и Ахава, раскопки древнего Сихема и, наконец, раскопки на территории Иерусалима, где были открыты гробницы царей из дома Давида.
В Самарии во дворце Ахава было найдено 75 черепков (остраков) с хозяйственными записями; в Иерусалиме была обнаружена так называемая «Силоамская надпись» времени иудейского царя Хизкии — ок. 715 г. до н. э. В развалинах крепости Лахиша была найдена переписка начальника укреплённого города Кириат-Иеарим с военным комендантом Лахиша, относящаяся приблизительно к 556 г. до н. э.
Богатый материал для изучения Палестины дают египетские надписи, с описанием военных походов фараонов на Палестину, например, интересна летопись походов Тутмоса III, победные надписи Сети I и Рамзеса II, надпись Мернепта, списки покорённых областей и городов Палестины и Сирии, помогающие восстановить историческую географию этих стран.
Ценные сведения для более поздней истории Палестины дают вавилонские, хеттские и ассирийские надписи. Финикийские мифологические поэмы из Рас-Шамра дают обильный материал для восстановления древнейших форм религиозных верований племён, живших на территории Палестины.
Библия о филистимлянах и древней Палестине.
Ценнейшим источником по истории Палестины является Библия — «священное писание» древних евреев, в которое вошли древние мифы, выросшие на почве вавилонской и финикийской мифологии. В состав «священного писания» входят исторические книги, описывающие историю Израильского и Иудейского царств на основе древних летописей и целого ряда древних легенд вавилонской и финикийской мифологии, например, миф о сотворении мира или о всемирном потопе, образцы светской и религиозной поэзии, поучения, сборники законодательного характера, наконец, социально-политические речи и откровения пророков.
Древнейшая часть Библии восходит к IX веку до н. э., где появляется слово «боги» — «элохим» и поэтому эта часть Библии носит название «элохиста».
К VIII веку до н. э. относится часть Библии, в которой собраны легенды исторических преданий. Автор сборника называет главного израильского бога именем Яхве и потому носит название «яхваета».
В VII веке до н. э. обе эти редакции Библии были объединены в один сборник. Впоследствии Библия не один раз подвергалась редакционной обработке, так что древний текст сохранился в очень искажённом виде. Учёные установили, что Библия является очень поздним и сильно искажённым историческим источником.
Знаменитый философ Бенедикт Спиноза ещё в XVII веке доказал, что «Пятикнижие» вместе с книгой Иисуса Навина было составлено лишь в V веке до н. э., что книги «Пара-липомёнон» написаны во II веке до н. э. и что «Книга псалмов» была составлена не Давидом, а значительно позднее.
Первоначальный текст Библии был написан на пергаменте и папирусе древнесемитским шрифтом без обозначения гласных и без разделения слов. В последние века перед н. э. Библия была переписана арамейским квадратным шрифтом. В VII веке н. э. масореты (хранители текста) переписали текст заново, введя подстрочные знаки для обозначения гласных. В III веке до н. э. основная часть Библии — «Пятикнижие», было переведено на греческий язык в Египте. Затем на греческий язык были переведены и остальные библейские книги, переводы текста Билии много раз искажались на протяжении столетий.
Палестина была заселена с древнейших времён. На побережье Средиземного моря, южнее Тира, жило эгейское племя филистимлян (Felix – Счастье), которые дали название Палестине (Пелиш-тим, Пелешет). Библия выводит филистимлян потомками Каслухима, сына Мицраима, сына Хама (Быт. 10:13). Древнейшим семитским племенам, населявшим Палестину, а также отчасти Сирию в III–II тысячелетиях до н. э., были библейский народ хананеи, давший название всей стране Ханаан (в египетских надписях — Па-Канан).
В Библии хананеи представлены, как коренное население северной Палестины, где были расположены древнейшие и наиболее важные торговые города филистимлян-хананеев , с которым древние евреи ведут упорную и длительную борьбу.
Религия филистимлян.
В религии филистимляне придерживались местных ханаанских культов, главным божеством почитали Дагона — бога хлеба.
Ханаанские боги и богини были персонифицированными силами природы. Имя Баал (Ваал) (греч. Βἡλος , Belus, Бэл )— верховный бог хананеев, означающее «владыка», было титулом Хаду, бога грома и дождя. Поскольку Баал ведал дождями. туманами и росой, от него зависело плодородие земли и племён хананского общества.
Женой Баала была Астарта, или Анат, богиня любви и войны, отцом — Эль, повелитель богов. Женой Эля была Ашера, богиня-мать и повелительница моря. И Астарту, и Ашеру часто называли Баалат («властительница»). Символом бога Ваала был бык, богини Астарты (Ашеры) — львица.
К числу главных божеств принадлежали также Шамаш — бог солнца, Решеф — бог войны, Дагон — бог хлеба. Вокруг старших богов вращалось множество прочих, составлявших семьи и дворы верховных божеств. Каждый город филистимлян и хананеев имел своего персонального покровителя или своё любимое божество, часто именовавшееся «Господином» или «Госпожой» этого места.
Рассказы о богах хананеев известны как из ханаанских (угаритских), так и из иноземных источников. Ханаанские божества были жестоки и кровожадны. Они находили удовольствие в бесконечных схватках друг с другом и в беспорядочных совокуплениях. В человеческие дела они вмешивались только ради удовлетворения собственных капризов, не задумываясь о причиняемым людям страданиях. Однако порой боги хананеев могли быть добрыми и щедрыми. Словом, ханаанские божества представляли собой не более чем отражение тех, кто им поклонялся.
В главных городах Ханаана находились храмы важнейших богов. Каждый храм обслуживался жрецами, певчими и прислугой. По праздничным дням в храм входила торжественная процессия. Возглавлявший ее местный царь совершал жертвоприношение. Одни жертвы сжигали целиком, другие делили между богом и верующими.
По случаю большого праздника к процесии мог присоединиться и простой народ, ему разрешалось издали наблюдать за совершавшимися церемониями. Храмовые здания были небольшими, внутрь входили только посвященные служители — жрецы. Для каждого царя было делом чести сделать храм своего божества возможно более величественным, покрыть изваяния богов и стены святилища драгоценными металлами, подавать богам пищу на золотых блюдах.
Кроме статуи бога или символизировавшего его животного Ваал — Бык, Астарта — Львица, внутри храма имелись жертвенник для жертвоприношений, жертвенник для курений.
Наряду с храмами в Ханаане существовали и святилища, устроенные на «высоте», на горе. Внешним символом Ваала всегда служил phallus, в виде каменных столбов, шеста или ствола дерева, или колонны с усеченной вершиной (Геродот (2, 44). Народ приходил в такие святилища принести жертву или просто помолиться. Иногда местом почитания Ваала и Ашеры служили врытые в землю столбы-phallus, праобраз идола.
Во время жертвоприношения жрецы гадали о внутренностям жертвенных животных и предсказывал судьбу жертвователя. Другие предсказатели определяли будущее по звездам, общаясь с мертвыми или впадая в пророческий транс. От жрецов требовалось и умение исцелять больных с помощью молитв и магических заклинаний.
О Ханаанейской цивилизации 2200 г. до н.э., есть упоминание в аккадских текстах , где для слова Ханаан (Кинаххи) использовалось Хурритское слово кинахну — kinakhny — красный (родственные слова «киноварь» и «хна»). Хуриты жили во II—I тыс. до н. э. на юге Армянского нагорья и в северной Месопотамии. Основным занятием хананеев, жителей побережья была торговля, и в древнееврейском языке слово «хананей» стало означать «купец» .
Среди ханаанских племён наибольшей популярностью в Древнем мире пользовались финикийцы, — мореходы, купцы, кораблестроители. Финикийский диалект (пунический язык) ханаанского языка исчез в Ханаане раньше, чем в западных финикийских колониях и Карфагене, уступив место уже в эллинистические времена арамейскому и греческому.
По египетским надписям и по клинописным документам амарнского архива (по-вавилонски — страна Кинаххи) страна Ханаан охватывала всю Палестину, включая прилегающие области Финикии и Сирии. Особую группу западно-семитских племён образуют амориты, с древних времён населявшие сирийско-месопотамскую степь с её оазисами, области средней Сирии, Ливана и Антиливана.
Кочевые племена хабири вторглись в Палестину и в Сирию, захватывая один город за другим, начиная с XV–XIV вв. до н. э. Судя по целому ряду документов, племена хабири населяют некоторые области Передней Азии уже с середины III тысячелетия до н. э. и упоминаются наряду с другими западносемитскими племенами. Возможно, название племени хабири тождественно с библейским названием племени евреев (ибрим), а также с древнеегипетским словом «аперу», которым египтяне в эпоху Нового Царства обозначали пленных, захваченных в Палестине во время своих завоевательных походов в Сирию. Этот пёстрый разноплеменной состав населения древней Палестины мешал объединению страны в единое государство и облегчал завоевателям её покорение.
Палестина и прилегающие к ней области Финикии уже в III тысячелетии до н. э. представляли собой определенное культурно-историческое единство. Хананеи, населявшие Ханаан, создали своеобразную культуру, которая находилась под влиянием Шумера, Вавилона и Египта. Египтяне уже в III тысячелетии до н. э. совершали военные походы в Палестину, которые привели в конечном счёте к полному и прочному завоеванию всей страны фараонами XVIII династии. В XIV веке до н. э. египтяне стали называть территории Палестины — страна Канан, что соответствует более позднему названию Ханаан.
Ханаанская культура достигла своего расцвета в XVIII века до н. э., когда политическое влияние Египта в Палестине и в Сирии ослабло и торговые города Ханаана получили возможность самостоятельного развития. Характерные и высокохудожественные изделия ханаанского ремесла были найдены в Тель-беит-Мирсим и в Мегиддо и относятся к периоду средней бронзы. В особенности выделяются в этом отношении керамические изделия, фаянс, металлические предметы и произведения ювелирного искусства были обнаружены в погребениях и развалинах богатых домов в Гезере, Иерихоне, Бет-шемеше и в других местах.
Торговля древней Парестины.
Из древней Палестины в Египет, Грецию и на Крит вывозили продукты сельского хозяйства: пшеницу, фрукты, воск, лён, кожу и шерсть, кедровую древесину, кувшины с маслом и вином, ремесленные изделия другие товары. Из Ханаана везли пурпурные ткани, ремесленные изделия, зерно и мирру. Привозили же сюда предметы роскоши и папирус из Египта, гончарные и металлические изделия из Греции.
Упадок ханаанской культуры и искусства, ремесленного производства относится к XVIII–XVI вв. до н. э., на это ясно указывает ухудшение качества керамических изделий — в Ханаан стали ввозить микенские сосуды. Междоусобная вражда хананеев значительно облегчила израильтянам завоевание страны.
Возможно, упадок ханаанской культуры и искусства начался под гнётом египетских завоевателей, а также из-за вторжения иноземных семитских племён, воинственных кочевых племён скотоводов. Сами себя семитские племена называли «народ Израиль». Другие же народы называли их «ибрим», или «евреи», что, вероятно, означало «переправившиеся через реку» или «пришедшие из-за реки».
В Палестине семитские племена перешли к оседлому образу жизни, и занялись земледелием, стали строить города.
Завоевание Палестины древнееврейскими племенами.
Семитские-иудейские племена захватили большую часть Палестины.
Племена хабири — предки древнееврейских племён появились в Палестине и в соседних странах в середине II тысячелетия до н. э. Библейские легенды сохранили поздние воспоминания о завоевании Палестины древнееврейскими племенами. Местные хананейские племена оказывали израильтянам и иудеям упорное сопротивление, особенно на юге страны.