Вторник , 16 Апрель 2024
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Древнерусское войско князя Святослава.

Древнерусское войско князя Святослава.

Русский князь с-дружиной. Первая половина XI века.

Древнерусское войско князя Святослава.

Войско состояло из нескольких частей:
1) из старшей и младшей дружин князя;
2) дружин бояр и подручных князей;
3) «вои» — городского и сельского ополчения;
4) союзников и наёмников (варягов, печенегов, половцев и т. д.).

Святослав был настоящим воином, и русское войско была крайне подвижно и успешно наступало конных атаках.

«Вои»-ополченцы составляли пехоту русской армии.

Дружины обычно составляли тяжеловооруженную конницу. При Святославе её подкрепляла лёгкая конница печенегов,  вооружённых луками и копьями для метания (дротики-сулицы) и удара, трехгранный обоюдоострый меч, защищены кольчугами и шлемами.

Военная дружина князя Святослава Игоревича пользовалась и ладьями для передвижения по рекам — Волга, Дон, Днепр и Дунай. Русь имела мощный флот, который мог действовать не только на реках, но и в море!

Ладья из Радзивиловской летописи

Для дальних походов строили ладьи (лодьи) , в каждой ладье могли разместиться 40-60 воинов. Часть дружины князя Святослава сопровождала судовую рать по суше в конном порядке. Дружина князя Святослава могла сражаться в пешем строю, выстраиваясь для боя в несколько шеренг.

Знатный-воин-дружины-русов.-Конец-X-начало-XI-века.

Старшая дружина состояла из «княжьих мужей», или бояр. В мирное время она составляла совет при князе, участвовала в управлении государством.

Младшая дружина («отроки», «детские») являлась личной охраной князя. Дружина была ядром войска. В древнерусское войско каждый город выставлял ополчение — «тысячу», делившуюся на сотни и десятки (по «концам» и улицам). «Тысячей» командовал тысяцкий, избиравшийся народом на Вече или назначенный князем. «Сотнями» и «десятками» командовали выборные сотские и десятские. «Вои» составляли пехоту, вооружённую щитами и луками — лучники и копьями — копейщики.

В бою пехота выстаивала «стену» вроде древнегреческой фаланги. Лучники обстреливали противника, рассеивая его строй. Копейщики закрывались щитами в рост человека и выставляли копья. В ближнем бою применяли мечи, топоры, булавы и ножи «за сапожные». Защитное снаряжение состояло из кольчужной брони, остроконечного шлема с кольчужной сеткой на лицо и плечи и больших, часто во весь рост, деревянных щитов. Качество оружия и доспехов зависело от достатка воина.

Основное вооружение обычно хранилось в княжьих складах и выдавалось перед выступлением в поход. С древнейших времен русы имели стяги-знамёна, треугольные и красного цвета, а также военную музыку. Ритм музыки помогла войти в состояние боевого духа воинов, особого состояния готовности к сражению. Войска выстраивались и сражались вокруг своих стягов. «Ставить стяг» означало строиться или готовиться к бою.

Русские войска отличались высокой дисциплиной. Войско собиралось на сборном пункте и организованно выступало в поход. В походе впереди находилась сторожа, которая вела разведку путей и сил противника, добывала «языков» и охраняла основные силы от внезапного нападения. За сторожей двигались главные силы. Во время стоянок выставляли «стражу» — охранение, само место окружали повозками или частоколом, иногда окапывали.

Русская рать с успехом штурмовала и города противника внезапным приступом — «на копьё», или брала хитростью. Если не получалось быстро взять город, то войско начинало осаду.

Князь Святослав Игоревичв, памятник в с. Старые Петровцы, Киевская обл

Одно из первых описаний русских нам даёт византийский историк Лев Диакон, характеризуя киевского и новгородского князя Святослава Игоревича. Византиец увидел Святослава плывущего на скифской ладье в компании своих приближенных, от которых он, по словам историка, ничем не отличался.

«Он был умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой, – продолжает Диакон. – Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерная, но выглядел он угрюмым и диким».

Льва Диакона вполне мог шокировать внешний вид Святослава. Для византийцев постриженный наголо человек ассоциировался скорее с шутом или фокусником, но никак не с великим князем.

Между тем «святославова стрижка» была весьма популярна на Таманском полуострове, позднее её унаследовали запорожцы. Побывавший на Тамани в 1237 году венгерский монах-доминиканец Юлиан записал:

местные «мужчины наголо бреют головы и тщательно растят бороды, кроме знатных людей, которые, в знак знатности, оставляют над левым ухом немного волос, выбривая всю остальную голову».

Арабский путешественник Ибн-Хаукаль рассказывал о привычке некоторых русов брить бороду; остальные же закручивали и заплетали её, «подобно лошадиным гривам».

Современные ученые уверены, что Ибн-Фадлан имел полное право сравнить русов с пальмами, так как по антропологическим данным «поляне», составлявшие большую часть населения Киевской Руси, значительно превосходили ростом восточных славян.

Перед нами спартанец, привыкший к суровому походному быту, пренебрегающий жизненными удобствами ради быстроты движения войска без отягощающего обоза. Стремительный барс благороден: он заранее предупреждает противника о своём походе. Перед сражениями Святослав вдохновлял своё войско речами, ставшими позднее хрестоматийными. Об этих речах полководца, обращенных ко всем воинам, свидетельствуют и греческие писатели, современники событий. Византийский хронист X века Лев Дьякон приводит одну из речей Святослава:

«...Проникнемся мужеством, которое завещали нам предки, вспомним о том, что мощь россов до сих пор была несокрушимой, и будем храбро сражаться за свою жизнь! Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством. Мы должны либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, достойные доблестных мужей!»

Летописная передача речей Святослава (около 969 года) близка к этой записи участника императорских походов:

«Уже нам некамо ся дети — волею и неволею стати противу. Да не посрамим земле Русьскые, но лязем костию ту! Мъртви бо срама не имам; аще ли побегнем, то срам имам. И не имам убежати, но станем крепъко! Аз же пред вами пойду; аще моя глава ляжеть — то промыслите о собе«. И реша вой: «Идеже глава твоя, ту и главы наша съложим!»

Святослав воевал в Волжской Болгарии, в Хазарии у Каспийского моря, в печенежских степях, на территории Болгарии и в Византии. По самым минимальным подсчётам, за несколько лет Святослав прошёл походами 8000—8500 километров.

Арабский писатель Ибн-Фадлан, совершивший в 922 году путешествие на Волгу, сообщал:

«Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились на берегу реки Атиль (Волги). И я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны».

Ночные жертвоприношения. Художник Семирадский Г.И.

Сюжет картины «Ночные жертвоприношения» основан на рассказе византийского историка Х века Льва Диакона о войне киевского князя Святослава Игоревича с византийским императором Иоанном Цимисхием. На переднем плане Семирадский изобразил убийство пленных греков и расправу над младенцами, которых вырывают из рук матерей. В верхней части композиции представлен и сам князь Святослав верхом на белом коне.

В 966 году князь Святослав предпринял далёкий поход в Дунайскую Болгарию, где он провоевал несколько лет, но так и не добился особых успехов на Балканах.

Похороны руса. Художник Семирадский Г.И.

Картина «Похороны руса» написана по «Запискам» арабского писателя Х века Ахмеда Ибн-Фадлана, который участвовал в посольстве в Волжскую Булгарию. В городе Булгар Ибн-Фадлан был свидетелем похорон знатного воина-руса и подробно описал обряд его погребения. Центральное место в композиции занимает украшенная резьбой ладья, на корме которой – сам умерший воин. Во время работы над этой грандиозной и многофигурной композицией, Семирадский обращался не только к «Запискам» Ибн-Фадлана, но и к зарисовкам предметов, найденных в знаменитом Черниговского кургане Х века «Чёрная могила»

В 972 году княжеское войско возвращалось из балканского похода в Дунайскую Болгарию, князь Святослав отправился на ладьях по Днепру, и на пути домой у последних днепровских порогов, рядом с островом Хортица, князь Святослав сложил голову в стычке с печенегами, подкупленными для этой цели болгарами.

Подводя итоги короткому, но блистательному княжению Святослава, мы видим, что он вовсе не был «безрассудным авантюристом», бродившим где попало по степям. Его волжско-хазарский поход был жизненно важен для молодого государства Руси, а его действия на Дунае и за Балканами были проявлением дружбы и солидарности с народом Болгарии, которому Святослав помогал отстаивать и свою столицу, и своего Царя, и политическую самостоятельность от посягательств Византии. Поражение Святослава было концом суверенной Болгарии, возродившейся только два столетия спустя. По отношению к Руси вся стремительная деятельность Святослава не только не была невниманием к её интересам или неосознанным стремлением пренебречь ею, но, наоборот, все походы были рассчитаны на решение больших государственных задач, требовавших напряжения всех сил.

Важнейшая задача, состоявшая в обеспечении безопасности со стороны Хазарского каганата, была решена вполне успешно. Вторая задача — создание мирного торгового плацдарма на западном побережье Русского моря в содружестве с Болгарией — выполнена не была, так как здесь Руси противостояли две значительные силы: Византия и Печенегия, раскинувшаяся по степям на «месяц конного пути».

 

Древнерусский лучник X - XIII века
Русский щит VIII–XI века

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*