Афродисиас (Афродисия) — античный город в древней Карии, исторической области на юго-западном побережье Малой Азии. В настоящее время территория Карии является частью Турции. Неподалеку от руин города Афродисия находится деревня Гейре, название которой происходит от древней Карии.
Археологические раскопки показали, что люди селились здесь задолго до 3000 года до нашей эры. В середине 2-го тысячелетия дон. э. в этих местах расселились племена хеттов, к Троянской войне (XII век до н. э.) уже существовали карийцы как народ.
К концу 2-го тысячелетия до н. э. на побережье Карии появились первые греческие города, а греческая культура и язык постепенно вытеснили все карийское. Затем побережье Карии заняли персы, которых в IV веке до н. э. изгнал Александр Македонский. После смерти Александра Македонского Кария стал полем битвы диадохов (др.-греч. διάδοχος — преемник) — полководцев Александра Македонского, после его смерти разделившие империю Александра Великого в ходе серии войн. Так продолжалось до тех пор, пока римляне, одержав победу над сирийским правителем Антиохом III в 190 году до н. э., не разделили Карию между Пергамским царством и Родосом.
Именно тогда здесь и появился город Афродисиас (Афродисия). Более точный период появления Афродисии не установлен. На месте нынешнего города найдены следы древнейших поселений 6-5 тыс. до н. э.
Древнегреческие мифы говорят, что карийские города существовали ещё со времен легендарного
критского царя Миноса (
2700 — 1420 гг. до н. э.). Археологические раскопки позволили установить, что территория, на которой возникла одна из цивилизаций Малой Азии, была обитаемой ещё в бронзовый век, и в глубокой древности был известен, как
Нинова, и это название указывает на его связи с
Вавилоном.
В бронзовом веке город
Нинова приобрёл славу центра культа главной
месопотамской богини Иштар. В античные времена культ богини Иштар сменился культом другой богини Афродиты, во многом схожей с Иштар. В эллинистическую эпоху для Афродиты было построено святилище и ко II веку до н. э. вокруг святилища Афродиты вырос город —
Афродисиас.
Город процветал с конца I века до н. э. и вплоть до III века н.э.. За это период Афродисиас превратился в важный культурный и религиозный центр древнегреческой Малой Азии.
Известно, что Афродисиасе родился философ Александр Афродисийский (кон. II — нач. III век н.э..), впоследствии обосновавшийся в Афинах. Здесь жил писатель Харитон Афродисийский, автор одного из первых греческих романов «О Херее и Каллирое», созданного до II веке н.э.
У культа Афродиты было много общего с культами Артемиды или Кибелы: в эпоху расцвета эллинизма культы с одними и теми же религиозными корнями имели различные формы выражения.
В 305 году н.э. город получил статус административного центра римской провинции Кария.
Начавшееся тогда же распространение христианства, первоначально не оказало принципиального воздействия на жизнь Афродисии, как центра языческих культов древней Греции. Насильственная христианизация встретила стойкое сопротивление в городе Афродисии, где были сильны традиции языческих обрядов. Так продолжалось вплоть до восшествия на трон римского императора Феодосия I Великого (346-395 гг.), последнего правителя единой Римской империи. При нём, в 380-381 гг., в Римской империи христианство стало государственной религией. Положение Афродисии, как языческого культового центра, пошатнулось.
В VII веке византийские императоры изменили языческое имя города Афродисиас на Ставрополис — Город Креста. Название не прижилось: местные жители предпочитали называть свой город Кария.
В VII веке на город обрушились несчастья, он был почти стерт с лица земли землетрясениями и наводнениями, население вымирало от эпидемий. Однако жизнь ещё довольно долго теплилась на его руинах. Но во второй половине XI века остатки построек были разрушены во время захвата турками-сельджуками Малой Азии.
В XIII веке жители окончательно покинули Афродисию. Окончательно город пришёл в упадок после разрушения тюркским завоевателем Тимуром в 1402 г.
Руины древнего Афродисия лежат на высоком плоскогорье у подножия гряды Акдаг и горы Баба-Аагы. У её подножия — недалеко от долины, по которой протекает река Бююк Мендерес — древняя река Меандр, упомянутая во второй книге «Илиады» Гомера.
План древнего Афродисия типичен для античных полисов: с акрополем на самом возвышенном месте, крепостными стенами и главным храмом божеству — покровителю города.
Сегодня Афродисиас (Афродисия) представляет собой место грандиозных археологических раскопок: город буквально возрожден из небытия, и это только начало большой работы археологов.
Археологическая экспедиция при первом осмотре в ближайшей же оросительной канаве нашли часть скульптуры — дивную голову богини судьбы Тихе. А после сильного дождя перед глазами археологов явилась и монументальная статуя Афродиты.
Систематические археологические раскопки на территории Афродисии стали проводить в начале XX века французский исследователь Поль Годен. Постепенно площадь археологической площадки увеличилась, и в 1956 году деревню Гейре перенесли на новое место, так как она мешала изучению руин Афродисии. Само поселение Гейре возникло предположительно в XVII веке. С 1960-х годах раскопками античного города занимался турецкий историк и археолог Кенан Эрим.
Как выяснилось, развитие Афродисиас (Афродисия) происходило благодаря мраморным карьерам, что находятся к северо-востоку от города, и мастерству его скульпторов.
В городе Афродисии сохранились крепостные стены, окружающие его основную часть. В центре расположены руины епископского дворца, от которого остался только перистиль — двор, окруженный колоннадой из редкого голубого мрамора, с мраморными же наборными полами.
Предполагается, что он был перестроен из дворца римского наместника.
Театр Афродисия был построен в I веке до н. э., он много раз перестраивался в ранне-византийский период и сегодня считается одним из наиболее сохранившихся памятников античной архитектуры, в нём и сегодня идут некоторые театральные постановки. Зрительный зал театра рассчитан на семь тысяч человек.
На северной стене театра видны греческие надписи II-III веков. На внутренней стене театра выбиты надписи по заказу нескольких римских императоров.
В VI веке новой эры Афродисия всё ещё являлась оплотом язычества, хотя прошло уже 200 лет со времени, как христианство стало во всей Римской империи официальной религией, принятой в государстве. В текстах настенных надписей есть
рассказ о сложных отношениях между Римом и покорёнными городами, к которым относилась и сама Афродисия.
На стене театра выбита надпись, в которой император Септимий Север поздравляет горожан «по случаю победы над дерзкими варварами». Император Траян проявил личную благосклонность к жителям Афродисия и разрешил избранным гражданам города «на играх, гладиаторских боях, охотничьих представлениях и атлетических состязаниях, проходивших в Риме и его окрестностях… сидеть на местах, отведённых для сенаторов».
Уникальной постройкой Афродисия являются Театральные термы, в которых есть фрагменты свода в кальдариуме — горячей купальне.
За театром расположена большая площадь Тетрастион, ограниченная четырьмя портиками.
Недалеко от развалин театра археологи обнаружили
руины терм, построенные по приказу римского императора Адриана (117 — 138 гг.). Под полом терм археологи нашли довольно эффективную водопроводную и отопительную систему. Из горных речек вода втекала по каналам в водопроводную систему терм, затем рабы подогревали её в нескольких мелких бассейнах.
На стенах терм Адриана были начертаны предупреждения: «Пришедший купаться сам отвечает за сохранность денег и кошелька, пока не сдаст вещи в охраняемый гардероб».
Агора Афродисия — площадь собраний и торговли, посвященная императору Тиберию — занимала обширное пространство, окруженное портиками с ионическими колоннами. Справа от площади и ворот агоры расположен Себастейон — святилище обожествленного императора Августа с многочисленными рельефами, на которых изображены мифологические сцены, такие как «Освобождение Прометея Гераклом» или «Клавдий покоряет Британию».
Здание Одеона, или Булевтериона, — концертного зала, в котором проходили собрания городского совета — интересно в первую очередь сохранившимися в нём мозаиками и статуями.
Главное здание Афродисиаса (Афродисия) — храм Афродиты — первоначально было построено в ионическом стиле, а при императоре Адриане было окружено священной стеной.
Неизвестный античный писатель воспевал целебный солёный источник в храме богини Афродиты. Действительно в ходе раскопок на большой глубине обнаружили этот источник.
Главной святыней храма была статуя Афродиты трёхметровой высоты .
Судя по сохранившимся колоннам, в ранне-византийское время, около V века, храм Афродиты был преобразован в базилику. От храма сохранились лишь часть колонн и Тетрапилон — парадный портал, чьи бороздчатые колонны, вероятно, обрамляли вход в храм Афродиты. Парадный портал храм Афродиты украшен фронтонными горельефами, изображающими Эроса и сцены охоты крылатой богини Ники.
Первую легенду о рождении Афродиты рассказывает Гесиод, греческий поэт конца VIII — начала VII века до нашей эры. В самом начале своей поэмы «Теогония» Гесиод даёт всего одно определение внешности богини, называя её «Афродита с ресницами гнутыми». Так немного слов! Но сразу перед глазами встает красавица, чарующая взмахом длинных ресниц.
Гесиод рассказывает историю появления Афродиты на свет от богини Земли Геи и Урана, бога неба. Боясь погибнуть от своих детей-титанов, Уран возвращал их снова в недра Земли — Гея, изнемогавшая от бремени. Гея, уговорила младшего сына Кроноса, оскопить отца, бога титана Урана. Кронос (др.-греч. Κρόνος) происходит от *Kranao — «отсекать, пожинать», отсюда происходит слово кранос (грано) — зерно, то есть Кронос — бог «сеятель и собиратель урожая». По легенде, Кронос оскопил Урана серпом, стал верховным богом неба, после этого Кронос забросил свой серп (греч. Σέρπ) в море у мыса Дрепано ( др.греч. Δρέπανο— серп; Drepănum, Drépanon) в Ахайе. Кровь Урана попала в море, смешавшись с морской водой, она бурлила и пенилась. В этой пене появилась прекрасная девушка Афродита. Сначала красавица направилась к Кифере — островку, у которого встречаются три моря — Критское, Ионическое и Эгейское. Потом Афродита пристала к Кипру и именно там вышла на берег, потому часто её называют Кипридой. А имя Афродита — Ἀφροδίτη происходит от слова ἀφρός — «пена».
Афродиту почитали как богиню любви. Где ступала нога Афродиты, там расцветали травы. Ей сопутствовали боги-помощники: Эрос, олицетворяющий любовное влечение, и Гимерот, олицетворяющий страсть. В удел богине любви Афродите были даны, как пишет Гесиод: «Девичий шёпот любовный, улыбки, и смех, и обманы, сладкая нега любви и пьянящая радость объятий».
Выйдя на берег Кипра, вечно юная Афродита, сопровождаемая Эросом и Гимеротом, взошла на Олимп. Афродита зажигала любовь в сердцах людей и богов. Тот, кому богиня давала выпить вина из золотой чаши, получал вечную молодость. Только три богини остались неподвластными Афродите — это Афина, богиня мудрости, Гера, покровительница брака и материнства, и Артемида, богиня плодородия, покровительница всего живого.
В «Истории» Геродот утверждает, что выходцы из сирийского города Аскалона построили на Кипре самое древнее из всех, святилище богине Афродите Урании, то есть рожденной от бога-титана Урана. Когда же скифы разграбили святилище Афродиты в сирийском городе Аскалон, за это святотатство, пишет Геродот, Афродита наказала скифов «женской болезнью», то есть лишила мужского достоинства. Среди скифов с тех пор во множестве появились «энареи» — рожденные без определенного пола, то есть гермафродиты, а также — скопцы, сознательно оскопившие себя.
Стадион Афродисиаса, вмещавший до
30 тысяч зрителей, отлично сохранился до наших дней и обладает лучшей из дошедших до нас беговых дорожек периода античности. На огромной арене стадиона проходили соревнования по бегу, метанию копья, фехтованию на мечах, особенно зрители любили борьбу и кулачные бои.
«Сначала они громко ругались, потом в дело пошли камни, — пишет римский историк Тацит. —
Наконец, они взялись за оружие…»
Своих спортивных кумиров — гладиаторов, борцов, боксёров жители города Афродисиаса старались запечатлеть в мраморе. Так появились прекрасные статуи победителей проходивших здесь спортивных состязаний.
А от здания философской школы остался только фундамент. Крупнейшим философом-неоплатоником ранневизантийского времени здесь был Асклепиодот Александрийский, работавший во второй половине V века. Он родился в Александрии, был учеником Прокла в Афинах, но жил в Афродисии, где руководил философской школой совместно с Асклепидотом Афродисийским.
У входа на территорию раскопок расположился музей, в котором выставлены находки: бюсты императоров, византийские и римские скульптуры, статуя сидящей на троне Афродиты, саркофаги и надгробия, фризы театра. В императорском зале особое внимание вызывает статуя императора Домициана, а в зале Мельпомены представлены скульптурные изображения местных жителей. Отдельный зал посвящен истории культа богини Афродиты. Тут же большой фриз Зоила, часть памятника вольноотпущеннику императора Августа? скульптурная группа «Ахилл и Пентесилея», Пентесилея (Пенфесилея, др.-греч. Πενθεσίλεια) — в древнегреческой мифологии дочь Ареса и Отреры, царица амазонок.
Ἀφροδίτη — Аф+родита = «рождённая» — «ἀφ+ρός» — «белая пена»
Археологический комплекс руин Афродисии
-
Храм Афродиты (I в. до н. э.)
-
Театр (I в. до н. э.) и площадь Тетрастион
-
Себастеион (20 г.) и статуи горожан Антония Домитейноса и Квадии Татьяны, стадион (I в.)
-
Портик Тиберия (I в.)
-
Агора (II в.)
-
Тетрапилон (II в.)
-
Термы Адриана (II в.)
-
Крепостные стены (середина IV в.)
-
Базилика (VI в.)
-
Остатки здания философской школы
-
Палестра (гимнастический зал)
-
Фонтан Аполлона
-
Мастерская скульптора
-
Лечебные ванны
-
Жилые кварталы — инсулы
-
Церковь Великомучеников
-
Некрополи Восточный, Южный, Западный и Северный с мавзолеем Ибрагима
-
Ворота Западные, Северные и Восточные.
Любопытные факты об Афродисии.
За 10 лет первого этапа очередной стадии археологических работ, которая началась в 1961 г., было найдено около 15 тысяч золотых и серебряных монет, керамика и около тысячи статуй.
Название города «Ставрополис» впервые появляется около в 640 году н.э. в работах автора, известного как Псевдо-Епифаний.
Под полом терм Адриана археологи нашли сложную водопроводную и отопительную систему: вода втекала из горных речек по каналам, а рабы подогревали её в мелких бассейнах.
Название реки Бююк Мендерес, или Большой Мендерес, происходит от древнегреческого слова Меандр, и позднее переделанного в слово «мендерес», найденного в турецком языке по созвучию с «Меандром», означавшем «изучина» или «изгиб», так как у реки с древнегреческим названием Меандр, а также сами излучины реки назывались меандрами.
В 2008 г. на раскопках была найдена мраморная капитель колонны, изображающая крестьянку, доящую козу. Эта капитель — одна из выдающихся находок позднеантичного периода — предположительно, относится к IV веке. Мраморная капитель колонны была обнаружена на площади, окруженной мраморными стенами, богато украшенными мозаиками и фресками на улице Пятиугольного столба, между монументальными воротами храма Афродиты, ведущими в его центральный двор, и входом в Себастион.
Остатки здания философской школы Афродисии представляют особый интерес тем, что, по всей видимости, это была последняя по времени действовавшая школа неоплатонизма с языческими религиозными практиками теургии.
Наивысшего процветания город достиг при римлянах: диктатор Сулла отправил в храм Афродиты дары — золотую корону и священный двусторонний топор-лабрис (секира), следуя наказам оракула. Город пользовался также покровительством римского полководца Марка Антония и императора Тиберия, здесь бывал с визитами диктатор и полководец Юлий Цезарь.
А император Август оставил в Афродисии текст: «Изо всей Азии я избрал этот город стать моим собственным».
Один из античных авторов воспевал солёный источник, который бил в храме богини Афродиты. В наше время археологи действительно обнаружили в ходе раскопок на большой глубине этот источник. А в подвалах храма нашли статую льва и рядом — табличку, надпись на которой рассказывает о ритуальных играх с быками и львами, происходившими здесь в честь богини любви, красоты и плодородия. Согласно античной литературе, львы почитались священными животными.
На ступенях театра установлены сиденья, вытесанные из цельных кусков лучших сортов мрамора. На одной из внутренних стен театра выбиты надписи, выполненные по заказу нескольких римских императоров. В одном из текстов император Септимий Север поздравляет горожан «по случаю победы над дерзкими варварами». В другом — император Траян проявил благосклонность к жителям города и разрешил избранным гражданам Афродисии «на играх, гладиаторских боях, охотничьих представлениях и атлетических состязаниях, проходивших в Риме и его окрестностях, сидеть на местах, отведенных для сенаторов».
Кроме философской школы во всем Средиземноморье были широко известны рельефы и скульптуры Афродисийской скульптурной школы, существовавшей в I веке до н. э. — V веке н.э. Город считался центром искусств и наук. В нём была открыта школа ваяния прибывшими сюда из Пергама скульпторами. Творения этой школы отличались экспрессивным и динамичным стилем, они очень высоко ценились и в греческом, и в римском обществе.
В XVI в. рядом с Афродисией появилась деревня Кария (Гейре). В то время это было распространенным явлением: деревни вырастали рядом с античными развалинами, которые использовались местными жителями: мраморные саркофаги — как кормушки для скота или давильни для винограда, колонны служили коновязями, а храмовые плиты — порогами в деревенских домах.