Пятница , 19 Апрель 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Дополнение к теории доктора Зангера

Дополнение к теории доктора Зангера

ПОЯС МИРА
Параллели в летописи истории Евразии
Сергей Дарда.

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ. НАЗАД К ЛЕГЕНДАМ.

Глава 24. Дополнение к теории доктора Зангера.

Эберхард Зангер предоставил ряд веских аргументов, подтверждающих то, что в легенде об Атлантиде рассказывалось о троянском царстве и о событиях, приведших к Троянской войне. К аргументам Э. Зангера я могу добавить лишь следующее.

Доктор Зангер является профессиональным геоархеологом, и ключевой информацией к расшифровке легенды для него стали данные его исследований археологических объектов, подвергшихся действию природных катастроф в конце бронзового века на территории Греции. Он не проводил анализа контингента войск троянцев и греков, что в общем то и не требовалось, поскольку у доктора Зангера хватало и без этого аргументов «за». Тем не менее, без подробной информации о пеласгах, у него возникли трудности в интерпретации следующего участка текста.

На этом-то острове, именовавшемся Атлантидой, возникло удивительное по величине и могуществу царство, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка, а сверх того, по эту сторону пролива они овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении.

Дорический диалект Греции

Зная, что союзниками троянцев были пеласгийские народы, можно сказать, что египетский священник был довольно таки точен в своем описании сферы влияния Трои. Если под островом имелась в виду вся территория Малой Азии, то тогда фраза власть простиралась на весь остров, звучит правдоподобно применительно к Малой Азии. Мы также знаем из свидетельств Страбона и Геродота, что практически на всех островах у побережья Малой Азии жили пеласги и лелеги, что совпадает со словами Платона многие другие острова и соответствует гипотезе Э. Зангера.

Утверждение, что атланты владели Европой вплоть до Тиррении (Этрурии), звучит правдоподобно применительно к троянскому царству. Из списка кораблей Гомера нам известно, что союзниками троянцев были народы, пришедшие из Балканского полуострова, что может быть квалифицировано как, по крайней мере, часть Европы. И хотя Гомер не упоминает ни одного народа, пришедшего на помощь троянцам из Италии, тем не менее, у нас есть свидетельства о том, что в те времена пеласги проживали и на территории Италии (Тиррении).

В дополнение к этому, до нас дошла легенда, согласно которой одной из вероятных родин Дардана считали Италию. Все эти факты указывают на то, что существовали какие-то связи между пеласгами Италии, Балкан и Малой Азии. Тогда фразу «власть простиралась» можно интерпретировать, как свидетельство «сферы влияния троянцев», а не как свидетельство буквальной тоталитарной власти над Италией.

Будет уместным процитировать Диодора Сицилийского (5.47.3), который свидетельствует о том, что ещё во времена Дардана в Малой Азии сформировался союз многих государств:

«Из этих детей Дардан, который был человеком искусным в ремеслах, был первым, кто переправился на самодельной лодке в Азию, где сначала основал город, называемый Дарданом, а затем организовал королевство севернее города, который в поздние времена стали называть Троей, и назвал людей проживающих там дарданами. Говорят также, что он правил многими народами в Азии, и что дарданы проживающие за Фракией, были колонистами высланными им».

Цитата из Младшей Эдды, описывающая Трою сообщает о чём-то похожем но то, о чём писал Платон:

«Было там двенадцать государств, и был один верховный правитель. В каждое государство входило немало обширных земель. В городе было двенадцать правителей. Эти правители всеми присущими людям качествами превосходили других людей, когда-либо живших на земле».

Что касается Ливии, то у нас нет прямых свидетельств того, что ливийцы находились в сфере влияния троянцев. Однако, у нас есть много косвенных данных, которые предполагают, что некие союзнические отношения между пеласгами и ливийцами существовали, начиная, возможно, с 15 — 14 веков до нашей эры.

Египетские летописи сообщают, что для Египта всегда существовала угроза со стороны Ливии. Нам известно, что ливийцы совместно с пеласгами нападали на Египет, что согласуется с утверждением Египетского жреца о том, что атланты выступали в качестве агрессора против Египта.

Интересно, что в египетских летописях времен фараонов Мернептаха и Рамсеса третьего (между 1230 и 1170 годами до нашей эры), есть информация о народе, попытавшемся захватить Египет, и название которого, Tršw, многие ученые идентифицировали с названием тиренцы. И наконец Дардания перечисляется как одно из союзных государств Хеттского царства в битве при Кадеш против египетской армии.

В дополнение к вышесказанному следует добавит свидетельство Льва Африканского относительно жителей севера Африки:

«…Третьи считают, что африканцы были якобы жителями каких-то областей Азии. Эти говорят, что из-за войны, начатой против них их врагами, они бежали по направлению к Греции, которая в то время была необитаемой. Но, так как враги продолжали их преследовать, они были вынуждены перейти через Морейское море, и, явившись в Африку, там поселились, тогда как их враги обосновались в Греции. Это относится только к происхождению белых африканцев, т. е. тех, которые живут в Берберии и Нумидии«. (Лев Африканский, Происхождение африканцев).

Эта легенда о происхождении берберов поразительно совпадает с тем, что мы знаем о пеласгах.

Говоря о Ливии, следует привести следующую цитату из Аполлодора:

После того, как все эти подвиги были совершены, за восемь лет и один месяц, Эврисфей отказался зачесть очищение Авгиевых конюшен и победу над гидрой и назначил Гераклу одиннадцатый подвиг — принести золотые яблоки от Геспериды. Эти яблоки находились не в Ливии, как утверждают некоторые, а у Атланта, там, где обитают гиперборейцы. … Переправившись на противоположный материк, он на Кавказе застрелил из лука орла, клевавшего печень у Прометея: этот орёл был порождением Ехидны и Тифона. Геракл освободил Прометея, возложил на себя вместо снятых оков венок из оливы и предоставил Зевсу Хирона, который согласился стать смертным вместо Прометея.
Когда же Геракл пришёл к гиперборейцам, где находился Атлант, то, помня о совете Прометея, сказавшего ему, чтобы он сам не отправлялся за яблоками, а, взяв на плечи небесный свод, послал за ними Атланта, всё это выполнил. (Аполлодор, 2. 5. 11)

Если верить тому, о чём писал Аполлодор, то тогда, действительно, нужно предположить, что в давние времена считалось что Атлас держит небосвод не на западе Африки (Гибралтарский Пролив, Геракловы Столпы), а где-то в Причерноморье. И хотя Аполлодор не упоминает названия гор, тем не менее, его свидетельство является аргументом в поддержку гипотезы, высказанной Зангером о том, что в прошлом считалось, что Геракловы столпы находились где-то в Азии, а не в Африке.

Вообще древнегреческие историки называли Атласом горы не только на северо-западе Африки, но и горы в центральной и юго-восточной Африке, на Сицилии, на островах Эгейского моря, и на Кавказе. Точно так же и Геракловы столбы могли быть не только горными пиками на Гибралтаре, но и в Ливии, между Корсикой и Сардинией, в Пелопоннесе, в дельте Нила и возле Пантикапея (Керчи) на побережье Понта Эвксинского (Чёрного моря). А Птолемей упоминает, что индийские Гималаи называли также и Кавказскими горами.

И вот вся эта сплоченная мощь была брошена на то, чтобы одним ударом ввергнуть в рабство и ваши и наши земли, и все вообще страны по эту сторону пролива

Утверждение о том, что атланты хотели одним ударом завоевать всех, в данном контексте обьяснить трудно. В легендах о Троянской войне говорится о том, что греки напали на Трою с целью мести за похищенную жену Менелая Елену.

В диалогах Платона есть неразрешенное противоречие: с одной стороны диалоги сообщают, что атланты были агрессорами, напавшими на греков, а с другой стороны сообщается, что союз правителей Атлантиды владел огромной территорией, охватывавшей часть Азии, Африки, Средиземноморье и часть Европы, что включало в себя и территорию современной Греции.

До греческие названия островов Эгейского моря, оканчивающиеся на -ssos, -ssa, -sos, -sa

Мы также знаем, что греческие племена начали прибывать на территорию современной Греции в начале второго тысячелетия до нашей эры, и только к середине второго тысячелетия они основали более или менее стабильные поселения на бывших местах проживания пеласгов. Таким образом, греки были пришельцами, отвоевавшими у пеласгов (или атлантов, как они именуются в диалогах Платона) часть их владений.

До греческие названия островов Эгейского моря, оканчивающиеся на -nos, -na

Можно предположить, что присутствовал эффект домино: древнегреческие племена начали вытеснять пеласгов из Греции, приведя таким образом в действие этот эффект. Точно так же и после окончания Троянской войны часть пеласгийских племен была вынуждена покинуть Малую Азию, и мигрировать на территорию современных Израиля и Палестины. Тогда, с точки зрения египтян пеласги действительно были агрессорами, в то время как пеласги на самом деле были изгнаны из своих земель, что и ввергло их в территориальные конфликты с Египтом.

До греческие названия островов Эгейского моря на —-nthos, -ndos

Нам ничего не известно о реальных планах троянской коалиции. Ведь возможно, что всё возрастающая мощь изгнанных из Греции пеласгийских народов, концентрировавшихся в Малой Азии, вызывала не беспочвенные опасения греков. И тогда сама Троянская война могла быть своего рода предупредительной мерой ахейцев, желавших разрушить крепнущую коалицию эгейцев до того момента, когда они стали бы для греков действительно серьезной угрозой.

В подтверждение существования параллелей между Троей и Атлантидой, Илиада и Энеида предоставляет нам информацию, которая совпадает со следующими словами египетского жреца.

Но позднее, когда пришёл срок невиданных землетрясений и наводнений, за одни ужасные сутки вся ваша воинская сила была поглощена разверзнувшейся землей; равным образом и Атлантида исчезла, погрузившись в пучину.

Гомер сообщает в Илиаде, что после отплытия ахейцев, произошёл потоп разрушительной силы, который смыл все следы войны с троянской равнины:

И когда, Илион на десятое лето разрушив,
В чёрных судах аргивяне отплыли к отчизне любезной, —
В оное время совет Посиадон и Феб сотворили
Стену разрушить, могущество рек на неё устремивши
Всех, что с Идейских гор изливаются в бурное море:
Реза, Кареза, Гептапора, быстрого Родия волны,
Эзипа, воды Граника, священные волны Скамандра
И Симоиса, где только щитов и блистательных шлемов
Пало во прах и легли полубоги, могучие мужи:
Устья их всех Аполлон обратил воедино и бег их
Девять дней устремлял на твердыню; а Зевс беспрерывный
Дождь проливал, да скорее твердыня потонет в пучине.
Сам земледержец с трезубцем в руках перед бурной водою
Грозный ходил, и всё до основ рассыпал по разливу,
Бревна и камни, какие с трудом аргивяне сложили;
Всё он с землею сровнял до стремительных волн Геллеспонта;
Самый же берег великий, разрушив огромную стену,
Вновь засыпал песками и вновь обратил он все реки
В ложа, где прежде лились их прекрасно струящиеся воды.
(Илиада, 12. 15-34)

Следующие строки из Энеиды Вергилия можно интерпретировать двояко: либо как описания землетрясения, либо как обычный в античной литературе приём описывать войны и воюющих людей, как орудия воли богов.

Нет, не спартанки краса Тиндариды, тебе ненавистной,
И не Парис, обвиненный во всём, — лишь богов беспощадность,
Только она опрокинула мощь и величие Трои.
Сын мой, взгляни: я рассею туман, что сейчас омрачает
Взор твоих смертных очей и плотной влажной завесой
Всё застилает вокруг. Молю: материнских приказов
Ты не страшись и советам моим безотказно последуй.
Там, где повержены в прах громады башен, где глыбы
Сброшены с глыб и дым клубится, смешанный с пылью, —
Стены сметает Нептун, сотрясая устои трезубцем,
Город весь он крушит и срывает его с оснований.
(Энеида, 2. 601-611)

Двусмысленными звучат следующие строки, в которых троянцы рассказывают царю латинов о причине, заставившей их бежать из родины. Под словом «потоп» Вергилий мог иметь в виду реальный потоп, случившийся вскоре после взятия греками Трои. Но точно так же слово «потоп» могло просто аллегорически означать «нападение» ахейцев. Так или иначе, в этом отрывке проглядывается параллель с вышеупомянутыми строками из Илиады.

Мы от потопа спаслись и, скитаясь по водным равнинам,
Малого просим клочка земли безопасной — приюта.
(Энеида, 7. 228-229)

Не задолго до взятия Трои в Троаде происходили какие-то катаклизмы, которые можно интерпретировать, как предшествующие крупному землетрясению:

Так олимпийские боги, одних на других возбуждая,
Рати свели и ужасное в них распалили свирепство.
Страшно громами от неба отец и бессмертных и смертных
Грянул над ними; а долу под ними потряс Посидаон
Вкруг беспредельную землю с вершинами гор высочайших.
Всё затряслось, от кремнистых подошв до верхов многоводных
Иды, и град Илион, и суда медноборных данаев.
(Илиада, 20. 54-60)

С одной стороны, это могло быть гиперболой, подчеркивающей жестокость схватки, но так же это может быть и показателем какой-то сейсмической активности, совпавшей по времени с битвой. Также есть свидетельство Гомера, подтверждаемое свидетельством Аполлодора, что что-то неладное происходило и с рекой, протекающей рядом с Троей.

Река поднялася, волнами бушуя.
Вся, всклокотавши, до дна взволновалась и мёртвых погнала,
Коими волны её Ахиллес истребитель наполнил;
Мёртвых, как вол ревущая, вон извергала на берег;
Но, живых укрывая в пучинных пещерах широких,
Их защитила своими катящимись пышно водами.
Страшное вкруг Ахиллеса волнение бурное встало;
(Илиада, 21. 234-240)

Разьярённая река ринулась против Ахиллеса, но Гефест иссушил потоки реки, метнув в неё мощное пламя.
(Аполлодор, Эпитома, 6.7)

Необходимо отметить, что роль Посейдона в Илиаде и в истории Атлантиды была неоднозначной, и это является на самом деле аргумент против теории Э. Зангера. Согласно Гомеру, боги на Олимпе разбились на две коалиции, одна из которых неизменно помогала троянцам, а другая — ахейцам и данайцам. При этом роль Зевса состояла в том, что он наказывал и поощрял как ахейцев, так и данайцев, таким образом, проявляя мудрость и балансируя события, склоняясь, тем не менее, к тому, что Троя должна быть разрушена. Посейдон же принадлежал к коалиции богов поддерживающих греков, так как троянский правитель Лаомедон когда-то не заплатил уговоренную плату Посейдону за строительство троянской стены.

И только однажды Гомер описывает как Посейдон спас Энея, союзника троянцев, от неминуемой гибели, то ли из сочувствия к герою, то ли из страха перед возможным гневом Зевса, в случае если бы Эней погиб.

В диалогах Платона однозначно указано, что Посейдон был верховным богом Атлантиды, что коренным образом отличается от информации, предоставленной Гомером. Однако и цитата из Илиады выявляет некоторую нелогичность, ведь несмотря на то, что Аполлон был обманут, как и Посейдон, тем не менее он остался в коалиции богов, помогающих троянцам.

Искать рациональное объяснение такого рода нелогичностью очень трудно, но мне кажется, что существовала какая-то аллегорическая скрытая логика во всём этом. Большинство богов, принимающих участие в Троянской войне (по крайней мере Зевс, Афина, Афродита, Посейдон, Аполлон, Гефест и Лета) имеют пеласгийское происхождение.

Греческие племена, пришедшие на территорию Греции, столкнулись с незнакомой для них окружающей средой. Боги пеласгов, олицетворяющие могущественные силы Средиземноморья, вызывавшие потопы, шторма, землетрясения и извержения вулканов, пугали греков не меньше, чем пеласгов. И у греков не было выбора: они признали этих богов, таким образом, заручившись их моральной и физической поддержкой в покорении неведомой, но обладавшей богатыми ресурсами и хорошим климатом территории. Точно так же и меройцы, переселившись в Египет, посчитали, что лучше поклонятся местным египетским богам, поскольку они наверняка правят данной местностью, в то время как меройские боги могли остаться на родине, а не сопровождать меройцев. Таким образом, коалиции богов, описанные в Илиаде, могли просто отражать нужды греков.

Союзниками ахейцев стали самые влиятельные и «бойцовские» боги: Зевс (верховный бог), Посейдон (власть над морем), Афина (богиня-победительница, мудрость), Гефест (кузнечное ремесло), Гермес (покровитель странников), Гера (покровительница брака), и некоторое время Арей (бог войны).

Парис в древнерусской одежде и фракийской шапке на древнегреческом лутофоре

Присутствие Афины в этом списке очень подозрительно, поскольку все исторические источники единогласно сообщают, что Афина была одной из самых почитаемых богинь в Трое. Изображение воинственной богини военной стратегии и мудрости Афины-Паллады  (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ) в полном вооружении, было единственным, что хранило Трою от разрушения все десять лет войны, пока согласно одной из версий, Одиссей не выкрал этот Палладий. Видимо чтобы объяснить эту нелогичность, была изобретена легенда о суде Париса, которая давала Афине «повод» возненавидеть целый народ, который усиленно почитал её как свою верховную богиню.

Союзниками троянцев были боги, помощь которых важна в мирное время, однако не необходима в делах воинской доблести (за исключением Арея): Аполлон (искусство, здоровье и земледелие), Афродита (любовь и красота), Артемида (охота и природа), Лета/Латона (богиня-мать) и последние годы войны Арей — слабый по греческим меркам, но воинственный бог в греческом пантеоне, в римском пантеоне принявший облик могущественного Марса, бога войны.

египтяне, записывая имена родоначальников этого народа, переводили их на свой язык, потому и сам Солон, выясняя значение имени, записывал его уже на нашем языке. Записи эти находились у моего деда и до сей поры находятся у меня, и я прилежно прочитал их еще ребенком. А потому, когда вы услышите от меня имена, похожие на наши, пусть для вас не будет в этом ничего странного — вы знаете, в чём дело.

Практика перевода имен и названий, наверное, имела и свои исключения. Именам простых смертных троянцев греки наверное не всегда находили соответствия в своем языке, благодаря чему до наших дней все же сохранилось немного оригинальных до-греческих имён.

К аргументу Э. Зангера о том, что покрытые металлами стены не были чем-то необычным в эпоху Троянской войны, я могу добавить цитату из Энеиды Вергилия, в которой упоминаются балки покрытые золотом, которые троянцы бросали на ахейцев в ночь взятия Трои.

Башни рушат на них, черепицу мечут дарданцы,
Видя последний свой час, на краю неминуемой смерти
Этим оружием они от врагов хотят защититься.
Дедовских древних времен красу — золоченые балки
Катят сверху одни; …
(Энеида, 2. 445 — 449)

Естественно, Вергилий жил гораздо позже Троянской войны, и даже гораздо позже Гомера, но, тем не менее, я не исключаю, что у него был доступ к письменным свидетельствам или устным сказаниям, всё ещё существовавших в его время, но которые канули в лету в более позднее время. Примеров тому, что любая, даже очень важная информация легко предается забвению, очень много. Этрусская культура была похоронена Римом на долгие века, и только в сравнительно недавнее время этрусская цивилизация, почти случайным образом, была заново открыта. Точно так же греки в седьмом веке до нашей эры уже не знали, что их предки всего четыреста лет назад имели письменность. Свидетельство легенды об Атлантиде о письменности перекликается с тем, что Гомер в Илиаде упоминал наличие письменности в конце бронзового века.

Малая Эдда (стр. 30) также сообщает о богатом убранстве Трои: «Первым их делом было воздвигнуть святилище с двенадцатью тронами и престолом для Всеотца. Нет на земле дома больше и лучше построенного. Всё там внутри и снаружи как из чистого золота. Люди называют тот дом Чертогом Радости».

их отношения друг к другу в деле управления устроялись сообразно с Посейдоновыми предписаниями, как велел закон, записанный первыми царями на орихалковой стеле
(Платон, Критий)

разгневался царь, таковое услышав;
Но убить не решился: в душе он сего ужаснулся;
В Ликию выслал его и вручил злосоветные знаки,
Много на дщице складной начертав их, ему на погибель;
Дщицу же тестю велел показать, да от тестя погибнет.
(Илиада, 6. 167 — 171)

Следующие строки из Крития рассказывают об обычае вести записи, носящие особую важность, на пластинах из золота:

окончив суд, они с наступлением дня записывали приговоры на золотой скрижали и вместе со столами посвящали богу как памятное приношение.

То, что обычай делать записи на золотых пластинах был в ходу у пеласгов, подтверждает находка а Итальянском городе Пурги двух золотых пластин (примерно седьмой век до нашей эры) с надписями на этрусском языке. С. Билбия, который предоставил свой вариант расшифровки надписи на полотнище загребской мумии, расшифровал ряд других надписей на пеласгийских языках, включая надпись на этих золотых пластинах. Согласно его расшифровке, золотые таблицы из Пурги являлись древним документом, свидетельствовавшим передачу прав собственности на пользование землей одним из этрусских правителей своим подданным.

TУЛАР-РАСНАЛ = Граница Этрусков

Возможно именно с Посейдоновыми предписаниями перекликается информация из Старшей Эдды (Песни о богах. Прорицание Вельвы. 60):

Встречаются асы
на Идавелль-поле,
о поясе мира
могучем беседуют
и вспоминают
о славных событиях
и рунах древних
великого бога.

Более подробное рассмотрение следующих строк из диалогов Платона может приблизить нас к их пониманию.

Именно тогда, Солон, государство ваше явило всему миру блистательное доказательство своей доблести и силы: всех превосходя твердостью духа и опытностью в военном деле, оно сначала встало во главе эллинов, но из-за измены союзников оказалось предоставленным самому себе, в одиночестве встретилось с крайними опасностями и все же одолело завоевателей и воздвигло военные трофеи

Характеристики, которые египетский жрец даёт грекам всех превосходя твёрдостью духа и опытностью в военном деле, вполне подходят и для описания ахейцев Гомера. Действительно, к тому времени у ахейцев уже был значительный военный опыт, и к тому же они были действительно сильны духом, если с твердой верой в победу они решили плыть в незнакомую страну. Фраза измена союзников может быть интерпретирована по-разному. Гомер ничего не сообщает о дезертирстве, за исключением ссоры Агамемнона с Ахиллесом, который отказался вести свои войска в бой, чем едва не вызвал поражение всей экспедиции. Возможно, что египетский жрец подразумевал под изменой именно этот эпизод Троянской войны. Но возможно, что объяснение этой фразы заключается в том, что существовал конфликт внутри греческих племён ещё до начала Троянской войны.

Легенды сообщают, что приблизительно за восемьдесят лет до Троянской войны Геракл с небольшим флотом, если сравнивать с флотом Агамемнона, завладел Троей, и взял в заложники сына Лаомедона, Подарка.

Легенды так же сообщают, что между сыном Геракла, Гиллом и Атреем, отцом Агамемнона, произошёл конфликт из-за обладания Арголидой и Микенами. Гилл вызвал на поединок самого сильного ахейца на следующих условиях. Если победит Гилл, то дорийцы селятся в Арголиде. Если же победит ахеец, то гераклиды (потомки Геракла) переселятся на север и в течении последующих ста лет не будут никаких притязаний на обладание Арголидой. Победил ахеец, Гилл был убит в поединке, и гераклиды мигрировали в сторону Македонии. Историки ассоциируют приход гераклидов на территорию Греции с вторжением дорийцев. На основании данных Фукидида и легенд о Геракле, А. Бартонек («Златообильные Микены». Стр. 269), высказал предположение, что это произошло примерно за двадцать лет до Разрушения Трои.

Таким образом, имеет место поразительное совпадение событий. С одной стороны, согласно легендам, Парис похитил Елену за двадцать лет до разрушения Трои. С другой стороны, гераклиды покинули Микенское государство также за двадцать лет до взятия Трои. Платон пишет, что государство греков из-за измены союзников оказалось предоставленным самому себе. Естественно, что вышеописанную межплеменную распрю между ахейцами и дорийцами трудно назвать словом измена, однако нужно учитывать, что повествование ведётся со слов египтянина, и возможно за словом измена скрывается слово уход, миграция. Либо степень вражды между ахейцами и гераклидами (дорийцами) была такой сильной, что ахейцы огульно обвинили гераклидов в предательстве, после того как сами же их и изгнали.

Естественно на этом межплеменная распря между ахейцами и дорийцами не закончилась, и отбыв в ссылке положенный срок, дорийцы вернулись и отвоевали некогда потерянные ими территории. То, что Гомер в Списке кораблей особо указывает на происхождение одного из военачальников со стороны греков, а именно, Гомер пишет о том, что Триполем Гераклид с девятью кораблями прибыл с Родоса (периферия греческих владений) на помощь Агамемнону, указывает на то, что этот контингент гераклидов был скорее исключением в рамках Троянской кампании.

Р. Зангер пишет, что одной из первоначальных причин рытья каналов, было желание отвести в море воду, заболачивавшую Троаду и создававшую угрозу малярии. То, что такая акция в те времена не являлась чем-то невероятным, подтверждается свидетельством Павсания:

У Лелега было двое сыновей, (старший) Милет и младший Поликаон. Куда и по какой причине выселился Поликаон, я скажу в другом месте. 2. По смерти Милета, власть принял его сын Эврот. Стоячую воду с равнины, которая заболачивала её, он отвел в море, прорыв канал. Когда вода болота была спущена, а оставшаяся образовала речной поток, он назвал его Эвротом. (Павсаний, Лаконика. 1. 1)

Финикийский корабль украшен головой коня, олицетворяющем бога Солнца. Возможно, троянцы внесли в Трою именно такого КОНЯ.

Говоря о малоазийской бронзе, Э. Зангер упоминает, что возможными месторождениями олова, необходимого для получения бронзы, обладают Афганистан и Британский Корнуолл. Если верно то, что изделия из оловянной бронзы изготавливали в Троаде, а не импортировали, то тогда оловянную руду должны были экспортировать в Малую Азию из других стран. То, что троянцы использовали олово для украшения медных доспехов, свидетельствует Гомер в Илиаде (23. 562). Мы знаем наверняка, что в классический период (первое тысячелетие до нашей эры) олово для производства бронзы поставляли в Грецию из Корнуолла и Испании. Известно также что во времена Гомера свинец поставляли в Грецию из Индии. Вот что пишет о свинце Плиний (34. XVI):

«Свинца есть два рода, чёрный и белый. Драгоценнейший белый называется у греков Касситерос (cassiteros). Об оном баснословят, яко бы с островов Атлантического моря привозится на судах плетеных из прутьев, и обшитых кожею. Ныне достоверно известно, что оный (т. е. Белый свинец, олово) родится в Лузитании и Галлеции, в местах, где верхняя земля песчаниста и чёрного цвета; познаётся только по тяжести. … Чёрный свинец употребляем мы на трубки и листы; искапывается он великим трудом в Испании и во всей Галии. А в Британии находится в верхнем земляном черепе в таком великом изобилии, что из того воспоследовал само собою закон, чтобы не выплавлять оного более известного количества, (потому, что через то потерял бы цену, и сделался дешевле).

Помимо летописных данных у нас есть ещё и данные изотопного анализа металла (А. Волков, Археология: от белых пятен к точной науке. Знание-Сила, 12/00):

«Чтобы узнать происхождение металлов, а значит, оценить характер торговых отношений далекой эпохи, археологи применяют два метода — нейтронную активацию и изотопный анализ. Ведь у каждого месторождения есть свои «документы» — состав микроэлементов и изотопов. Правда, первому из них не всегда можно доверять. Состав микроэлементов — а его исследуют, облучая образец нейтронами, — меняется при обработке материала, например при его выплавке. Изотопный анализ надежнее. Кстати, во время раскопок в Трое именно он показал, откуда её жители могли получать олово для выплавки бронзы. Были проверены все известные месторождения в радиусе свыше двух тысяч километров, но лишь оловянный колчедан из далекого Таджикистана был схож с находками из Трои. Вполне возможно, что олово привозили именно оттуда, ведь находят же в Трое лазурит из Афганистана или янтарь из Балтики, столь же отдаленных земель. Торговые трассы со всех сторон света проходили через Трою. В бронзовом веке границы рухнули. Из скудного мирка общины люди попадали в бескрайний мир, совершая путешествия на тысячи километров».

Одна из гипотез предполагает, что древние финикийцы привозили олово в Малую Азию из Корнуоллских рудников, и что секрет их местонахождения хранился в строгой тайне, поскольку торговля оловом приносила огромные прибыли.

Некоторые историки считают, что позже контроль над рынком металлических руд Средиземноморья перешла к Римской империи, и что именно оловянные залежи Британского Корнуолла и были той главной причиной, по которой Рим упорно добивался контроля над далеким островом.

К сожалению неизвестно, ходили ли пеласгийские мореходы к Берегам Британского острова до Троянской войны. Нам также неизвестно, где именно в Афганистане обитали дардские племена в конце второго тысячелетия до нашей эры. Однако мне кажется вполне правдоподобной версия, согласно которой троянцы не покупали руду у иноземных купцов, а основывали рудодобывающие колонии в местах, где троянские колонисты находили нужную руду (Британия, Балканский полуостров, Афганистан). Ведь у нас есть сведения о дардах Афганистана, Балкан, а также свидетельство британских авторов о том, что Брут с троянцами прибыл в Британию через несколько поколений после Троянской войны, а само название Корнуолл происходит от имени одного из троянских вождей.

Одна из версий о том как богатая залежами олова Дардания Балканского полуострова была основана, утверждает, что Дардан послал туда колонистов из Малой Азии (середина второго тысячелетия до нашей эры). Геродот косвенно свидетельствует о том, что олово в античные времена привозили из Британии, когда писал, что он лично сомневается в том, что когда-то олово привозили в Грецию из островов на дальнем западе.

Что касается орихалка, то и тут имеются интересные параллели. В «Естественной истории ископаемых тел» Плиний пишет следующее про орихалк (34. I):

«Aurichalcum (орихалк) — златоцветная медь (латунь), которая давно уже почиталась медью отличной доброты, но в великом была уважении. Но с давнего времени не находится по истощении земли».

Хотя для античности, судя по скудным археологическим данным, изделия из латуни представляли собой сравнительную редкость в силу того, что технология выплавки латуни сложнее, чем технология выплавки бронзы, тем не менее, кое-какими находками историки располагают. На территории современной Индии были найдены изделия из латуни датируемые 2200 — 1500 годами до нашей эры. Изделия из латуни также находили и на территории Персии (второе тысячелетие до нашей эры), Пелопоннеса (15 век до нашей эры), Египта, острова Кипр (11 век до нашей эры), Фригии (8 — 7 века до нашей эры) и в Этрурии (пятый век до нашей эры). Если между Индией и Малой Азией в тот период существовали культурные, экономические и миграционные связи, то не так уж и удивительно то, что троянцы в тринадцатом веке до нашей эры могли обладать секретом изготовления латуни.

Платон пишет об Атлантиде, что «… самородный орихалк, извлекавшийся из недр земли в различных местах острова».

В главе о Малой Азии (13.1.56) Страбон пишет, что «Есть камень в окресностях Андир, который, будучи сожженным, превращается в железо, а затем, когда его разогревают в печи с добавкой какой-то земли, выделяет цинк; цинк же при добавке меди превращается в «смесь», которую некоторые называют также oρειχαλκoν. Цинк находят также недалеко от Тмола. Это те местности, на которых ранее проживали лелеги, точно так же как и возле Асса».

Гомер в Илиаде пишет, что лелеги были союзниками троянцев, а мы знаем уже, что лелеги и троянцы принадлежали к одной группе народов, между которыми были тесные культурные, технологические и экономические связи. Учитывая это, можно предположить, что у троянцев были все условия для изготовления латуни.

Существует любопытная параллель между названиями некоторых металлов, в санскрите и в греческом языке. Слова в санскрите, которые обозначали свинец — kastira, латунь — arakuta. В греческом языке им соответствуют κασσιτεροζ (касситерос) – белый свинец, олово и ορειχαλκον (орихалкос) – горная или золотая медь. Сходство названий настолько велико, что оно ввергло учёных неразрешённый спор о том кто у кого заимствовал технологии – древние греки у древних индийцев или наоборот. На мой взгляд, современные археологические данные говорят о первенстве древней Индии в выплавке бронз и латуни, с ещё большим временным приоритетом северной Персии.

Учитывая, что до прихода греков в Средиземноморье пеласгийские народы уже имели развитую металлургию, можно предположить, что и названия этих металлов были либо заимствованы греками у пеласгийцев, которые, в свою очередь, заимствовали металлургические технологии у древних индийцев, либо греческие племена сохранили эти названия в своем языке с времен далекой индоевропейской общности.

Однозначно можно сказать, что в слове орихалкос первая часть ори не связана с словом золото — aurum, поскольку в санскрите золото — hirana, которому вероятно близки греческое χρυσος, аккадское hurasu и финикийское hrs, означающие золото; (И. Шифман, Финикийский язык, Л. Липин, Аккадский язык), hataka — Hataka – золотая страна, лучшая страна, которые так же как и слова hari — жёлтый, hima — зима, hardi — сердце претерпели изменения в других индоевропейских языках: в русском h превратилось в З и С; любопытно, что финикийское hwh, означающее жить, похоже имеет связь со славянским живаху, где поменялись местами Х и Ж.

Другие слова в санскрите означающее золото — su-varna, svarna, sanasi, camicara, kanaka, kankana, hemaka, heman, rauhma, rukmamaya, kala-dhauta. Любопытно также, что древнеиндийскому kupya — медь, недрагоценный металл, соответствует греческое κυπριος — медь — от названия острова Кипр, где добывалась медь.

О богатстве Малой Азии драгоценными металлами сообщает и Младшая Эдда (стр. 30):

«Следом построили они дом, в котором поставили кузнечный горн, а в придачу сделали молот, щипцы, наковальню и остальные орудия. Тогда они начали делать вещи из руды, из камня и из дерева. И так много ковали они той руды, что зовётся золотом, что вся утварь и всё убранство были у них золотые, и назывался тот век золотым, пока он не был испорчен жёнами, явившимися из Етунхейма«.

И, наконец, любопытны некоторые параллели между версией Платона, версией Дарета и русской версией Повести о пленении Трои. Дарет утверждает, что греческие войска собрались в Афинской гавани перед тем, как отправиться в поход на Трою. Была ли эта гавань возле Афин, либо же гавань именуемая Афинской, в честь богини Афины, которая существовала неподалеку от Микен, нам сегодня не известно, но видна явная параллель с Афинами, упомянутыми Солоном.

Что касается индийцев и слонов, упоминаемых в русской версии, то опять же, первоисточник этой информации нам не известен, хотя явно на лицо параллель со слонами, упомянутыми Солоном. Одна из версий, которая пытается объяснить каким образом слоны попали в русскую версию предполагает, что летописец, который переводил историю о Троянской войне на русский язык, слабо разбирался в географии, и спутал гору Ида с Индией. Эта версия явно притянута за уши, поскольку Идейские горы принадлежали Троаде, чего переводчик, если он был образованным человеком, не мог не знать.

Птолемей упоминает, что горы в Согде, вероятно Тянь-Шань, назывались Индийскими горами (Птолемей, 6.12); зная, что троянцам помогали войска, пришедшие «из Аскании далекой», можно предположить, что между Средней Азией и Малой Азией в те годы были налажены связи, что не исключало путешествий троянцев в Асканию/Сакасену и Индийские горы в Согде.

Вполне возможно, что слоны в Малой Азии не были диковинкой в то время. По крайней мере в соседнем Египте боевые слоны и индийские дрессировщики слонов были известны до троянской войны (Индия в древности, стр. 588):

«Самым ранним свидетельством контактов индийских и африканских цивилизаций, очевидно, можно считать появление в долине Нила зебу. Зебу — уроженцы Индостана — были завезены на территорию древнего Египта в середине II тысячелетия до н. э. из Передней Азии, хотя прямые контакты народов Африки и Индостана восходят к эллинистическому времени. … Вероятно, первые индийцы прибыли в Африку как воспитатели и погонщики слонов. Интересно, что в «Толковом словаре» Гезихия говорится: «Инд — человек, чтобы управлять слоном из Эфиопии».

Суммируя упоминания Индии, слонов и эфиопов индийских, картина получается следующей. Дарет упоминал эфиопов индийских, Платон упоминал слонов, русская версия упоминала индийцев и слонов, Гомер не упоминал ни слонов, ни индийцев, ни эфиопов. Нужно учесть, что Гомер из десятилетнего периода осады Трои осветил в Илиаде всего лишь небольшой отрезок времени в конце десятого года, и оборвал своё повествование тогда, когда Ахиллес вывел свои войска мстить за Партокла. Русский вариант Повести о пленении Трои сообщает, что после того как Ахиллес опустошил троянские рати мстя за своего друга, Приам обратился за помощью к амазонкам. После того, как пришедшие на помощь амазонки погибли в боях, Приам обратился за помощью к индийскому царю Тавтанию. Таким образом Гомер не упоминал ни амазонок, ни эфиопов индийских, так как их появление на сцене по времени не вкладывалось в те рамки, которыми ограничил свою Илиаду Гомер.

Остается только добавить, что Троянская война — это своего рода бездонный кладезь теорий и гипотез, которые будут утолять жажду ещё не одного поколения исследователей.

Греко-скифское городище Керкинитида — Амазонка на коне

Заключение

Итак, подводя итоги, наверное, можно сказать, что я надергал цитат, из которых составил целую книжонку, в которой, с поверхностными комментариями, писал о странах, в которых никогда не бывал, рассуждал о языках, которых никогда не слышал, рассказывал о людях, которых никогда не видел. И вообще — писать книгу по истории древней Греции при помощи Илиады Гомера все равно, что писать книгу по географии севера Европы при помощи сказки о снежной королеве. Все это так и не так.

Я рискнул провести читателя к материку прошлого по фарватеру, проложенному Гомером, Геродотом, Страбоном, Павсанием, и многими другими. Я попытался собрать черепки человеческой памяти вместе, постарался собрать из них нечто целое, и был сам поражен тому, как все эти кусочки сошлись друг с другом. В поисках ответа на простой вопрос об истории и значении всего одного слова, мне пришлось пройти путь длинной в тысячелетия, который оказался настолько увлекательным, что уже в начале пути я забыл о первоначальной цели. Города и страны, которые поначалу были пусты и молчаливы, и взирали на меня холодными глазницами книжных репродукций, вдруг наполнились людьми, солнечным светом и дорожной пылью, а шумные улицы античных селений вовлекли меня в водоворот событий тысячелетней давности.

По необъяснимой прихоти судьбы, материальные и духовные ценности созданные и накопленные древними народами, стали фундаментом того великого здания, которое называют Историей. Наверное, самое страшное для современных историков заключается в том, что для детального изучения фундамента истории нужно будет разрушить нижние этажи, имеющие для многих уже свою ценность. Естественно верхние этажи от этого не рухнут, но здание истории будет трясти. В истории мы имеем дело в основном с идеями, гипотезами, информацией. В связи с этим возникает законный вопрос: что толку от информации, которая вводит в заблуждение? Возникает так же и другой вопрос: где тот универсальный критерий, который определяет истинность, абсолютность исторической информации?

Библиография

Литература на русском языке:

Агеева Р. А., Происхождение имен рек и озер. Наука 1985
Алтайские этимологии, отв. ред. В. И. Цинциус, Л. В. Дмитриева, Ленинград, Наука, 1984
Аполлодор. Мифологическая библиотека. Москва, Наука, 1993
Аппиан Александрийский. Римская история. Москва, Наука, 1998
Асов А. И. Русские Веды. Звездная книга Коляды.Москва, Наука и религия, 1996
Бартольд В. В., Киргизы. Фрунзе, 1927
Бартонек А., Златообильные Микены. Москва, Наука, 1991
Библия, Книги священного писания Ветхого и нового завета.
Блаватская Е. П., Теософский словарь. Москва, Ассоциация Духовного Единения «Золотой век», 1994.
Блаватская, Т. В., Ахейская Греция.
Блаватская, Т. В., Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура.
Бонгард-Левин, Г. М., Ильин, Г. Ф., Индия в Древности. Москва, 1985
Бубрих Д. В., Происхождение Карельского Народа. Петрозаводск, 1947
Бузург ибн Шахрияр, Чудеса Индии. Москва, 1959
Велесова книга. Киев, Велесич, 1995
Вергилий. Энеида. Под редакцией С. Апта, М. Гаспарова, С. Ошерова, А. Тахо-Годи и С. Шервинского. Художественная Литература, Москва, 1979
Греческо-Русский Словарь, А. Д. Вейсман, Москва, 1991
Воцель Э. Я., Древнейшая бытовая история славян вообще и чехов в особенности, Киев, 1875
Военные поселения сербов в Австрии и России, Вестник Европы, Июнь 1870
Выводы о пороско-украинских и дунайских Трояновых валах построенных не римским а русским Трояном, Киев, 1845
Геродот. История в девяти книгах. Перевод и примечания Г. А. Стратановского. Москва, Наука, 1972
Гесиод. Работы и дни. Эллинские поэты в переводах В. Вересаева, Москва, 1963
Гомер. Илиада. Перевод Н. И. Гнедича. Ленинград, Наука, 1990
Гудзь-Марков, А. В., История Славян, Москва, 1997
Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. Москва, Издательство Индрик, 1997
Дарет Фригийский. История о разрушении Трои. Алетейя, Санк-Петербург, 1997
Дульзон, А. П., Древние топонимы южной Сибири Индоевропейского происхождения. Москва, 1964
Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии, отв. ред. Г. А. Кошеленко, Наука, Москва, 1985
Еврейская Энциклопедия. Под редакцией Л. Каценельсона, Брокгауз и Эфрон, С. Пб.
Етимологічний словник української мови. Київ, 1983, 1985
Записки Юлия Цезаря. Перевод и комментарии М. М. Покровского. Наука, Москва 1993.
История Югославии в двух томах. Под редакцией Ю. В. Бромлея, И. С. Достян, В. Г. Карасеева, С. А. Никитина, Москва, 1963
Ингстад Х., По следам Лейва Счастливого. Ленинград, 1969
История южных и западных Славян. Издательство Московского Университета, 1957
Иречек К., академик, История на Българите, Издательство Наука и Изкуство, 1978
Історія міст і сіл УРСР, Київська область, Київ, 1971
Історія міст і сіл УРСР, Кіровоградська область, Київ, 1972
Каныгин Ю.. Шлях аріїв, Київ, Україна, 1997
Книги Сивилл, Перевод Марии Витковской и Вадима Витковского, Москва, 1996
Колосовская Ю. К., Рим и мир племен на Дунае. IVI вв. н.э. Москва, Наука, 2000
Кондратов, А., Этруски. Загадка номер один. Знание, Москва, 1977
Конкобаев К., Топонимия южной Киргизии. Илим, Фрунзе, 1980
Кочубаев Е., Основные типы топонимов Семиречья. Алма-Ата, 1967
Лев Африканский. Африка – третья часть света. Перевод В. В. Матвеева, Издательство Наука, Ленинград 1983
Ливий Тит. История Рима от основания города. Наука, Москва, 1989
Лингвистический энциклопедический словарь, Советская Энциклопедия, Москва, 1990
Липин Л. А., Аккадский (вавилоно-ассирийский) язык. Выпуск 1, 2. Ленинград, 1957
Малов С. Е., Памятники древнетюркской письменности. Москва, Ленинград, 1951
Махабхарата. Книга вторая Сабхапарва или Книга о Собрании. Перевод с санскрита В. И. Кальянова. Издательство Академии Наук СССР. Москва – Ленинград, 1962.
Махабхарата. Книга третья лесная (Араньякапарва). Перевод с санскрита Я. В. Василькова, С. Л. Невелевой. Москва, Наука, 1987
Махабхарата. Книга пятая Удьйогапарва или Книга о Старании. Перевод В. И. Кальянова. Наука. Ленинград 1976.
Махабхарата. Книга седьмая Дронаправа или книга о Дроне. Перевод с санскрита В. И. Кальянова. Санкт-Петербург Наука, 1993.
Махабхарата. Книга восьмая о Карне (Карнапарва). Перевод с санскрита Я. В. Василькова и С. Л. Невелевой. Наука 1990.
Махабхарата. Книга девятая Шальяпарва или книга о Шалье. Перевод с санскрита В. И. Кальянова. Ладомир, 1996
Мельникова Е. А., Древнескандинавские географические сочинения. Москва, Наука, 1986
Мифы народов мира, главный редактор С. А. Токарев, Москва 2000
Младшая Эдда. Наука, Ленинград, 1970
Монмутский Гальфрид. История бриттов. Ответственный редактор А. Д. Михайлов, Наука, Москва, 1984
Наливайко Степан, Таємниці розкриває санскрит, Київ, Просвіта, 2000
Народы Мира. Народы Европейской Части СССР, Т. 2. Наука, Москва, 1964
Народы Мира. Народы Средней Азии и Казахстана. Т. 1. Наука, Москва, 1962
Народы Мира. Народы Средней Азии и Казахстана. Т. 2. Наука, Москва, 1963
Ненний. История Бриттов. Гальфрид Монмутский. История Бриттов. А. С. Бобрович, А. Д. Михайлов, С. А. Ошеров, Издательство Наука, Москва, 1984
Нерознак В. П., Отв. Ред., Палеобалканистика и античность. Москва, Наука, 1989
Нерознак В. П., Названия Древнерусских Городов, Наука 1983.
Огієнко Іван (Митрополит Іларіон), Історія Української Літературної Мови. Либідь, Київ, 1995
Огієнко Іван (Митрополит Іларіон), Дохристиянські вірування українського народу. Обереги, Киев, 1992
Павсаний. Описание Эллады. Перевод с древнегреческого С. П. Кондратьева. Издательство Алетейя, Санкт-Петербург, 1996
Пичикян И. Р., Малая Азия – северное Причерноморье. Наука, Москва, 1984
Платон. Собрание сочинений. Мысль, Москва, 1994. том 3.
Плиний, Естественная история ископаемых тел. Примечания В. Севергина, Санкт Петербург, 1819
Поплинский, Ю. К., Из истории этнокультурных контактов Африки и Эгейского мира. Наука, Москва 1978
Полный церковно-славянский словарь, Протоірей Г. Дьяченко, Москва, 1993
Попов, А. И., Названия народов СССР. Наука, Ленинград, 1973
По следам древних культур, редактор Г. Б. Федоров, Москва 1951
Поспелов Е. М., Историко-топонимичесий словарь России. Москва, Профиздат, 2000
Преображенский А., Этимологический словарь русского языка, Москва, 1959
Реєстр війська Запорозького 1649 року, Київ, Наукова Думка, 1995
Русско-еврейский еврейско-русский словарь, Ицхак Амир, Иерусалим, 1990
Русско-хинди словарь, под редакцией В. М. Бескровного, Москва, 1957
Рыбаков, Б. А., Язычество древней Руси. Наука, Москва, 1988
Рыбаков, Б. А., Язычество древних славян, Русское слово, Москва, 1997
Санскритско-Русский Словарь, В. А. Кочергина, Москва, 1996
Серби на Україні, М. Бар’яртович, Народна творчість та етнографія, №3 1971
Системы личных имён у народов мира, Москва, Наука, 1986
Словарь древнерусского языка (XIXIV вв.), Москва, Русский Язык, 1988-91
Скальский А. О., Історія Нової Січі, або останнього Коша Запорозького, Дніпропетровськ, Січ, 1994
Скрипник, Л. Г., Дзятківська, Н. П. Власні імена людей. Наукова думка. Київ, 1996
Словарь Античности. Перевод с немецкого языка. Редколлегия: В. И. Кузнецов и др., Прогресс, Москва, 1989
Софокл. Драмы. Москва, Наука, 1990
Справочник личных имён народов РСФСР, Издание 3-е, исправленное, Москва, Русский Язык, 1978
Старославянский Язык по рукописям XXI веков, Москва, Русский Язык, 1999
Старшая Эдда, Древнеисландские песни о богах и героях, Перевод А. И. Корсуна, Издательство Академии Наук СССР, 1963
Сребродольский Б. И., Янтарь, Наука, Москва, 1984
Сребродольский Б. И., Мир Янтаря, Киев, Наукова Думка, 1988
Страбон. География в 17 книгах. Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского. Издательство Ладомир. Москва, 1994
Суперанская. А. В., Суслова А. В., Современные Русские Фамилии. Наука, 1981.
Супрычев В. А., Сказание о камне-самоцвете, Издательство Реклама, Киев, 1975
Томсон, Дж. О., История древней географии, Москва, 1953
Троянские Сказания. Средневековые рыцарские романы о Троянской войне по русским рукописям XVI – XVII веков. Подготовка текста и статьи О. В. Творогова. Ленинград, Наука, 1972
Тулаев, П., Венеты: предки славян. Москва 2000
Турский Григорий, История Франков, Москва, Наука, 1987
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, Санкт-Петербург, 1996
Филин, Ф. П., Образование языка восточных славян. Издательство Академии Наук СССР, Москва-Ленинград, 1962
Фоли Джон, Энциклопедия знаков и символов, Вече Аст, Москва, 1997
Фукидид. История. Под редакцией Я. М. Боровского. Наука, Москва, 1993
Хинди-русский словарь, составитель В. М. Бескровный, Москва, 1959
Хроника Быховца, Наука, Москва, 1966
Чертков, А. Д., О языке пеласгов. Москва
Чертков, А. Д., Пеласго-Фракийские племена, населявшие Италию. Москва, 1853
Шелухин С., Звідкіля походить Русь. Теорія кельтського походження Київської Русі з Франції.Прага, 1929
Шифман И. Ш., Финикийские языки, Москва, 1963
Щербаков В. И., Где жили герои эддических мифов? Знание, Москва, 1989
Щербаков В. И., Асгард – город богов. Москва, 2000
Энциклопедический словарь, Ф. А. Брокгауз, И. А. Эфрон
Эпос о Гильгамеше, перевод с аккадского И. М. Дьяконова, Москва-Ленинград, 1961
Эсхил, Трагедии, Москва, Наука 1989
Языки народов ССР. Финно-угорские и самодийские языки. Наука, Москва, 1966.

Литература на английском языке

A Dictionary of Classical Antiquities, By Oskar Seyffert., Published by Meridian Books, New York 1956.
A Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology, By various writers. Edited by William Smith, D. C. L., L L. D. 1876
A Dictionary of Greek and Roman Geography, By various writers. Edited by William Smith, D. C. L., L L. D. 1873
A dictionary of surnames, Patrick Hanks, Flavia Hodges, 1988
A dictionary of symbols, Chevalier, Jean and Gheerbrant, Alain
A dictionary of the Kashmiri language. Compiled by Isvatra Kaula
A Historical Atlas of South Asia, Edited by Joseph E. Schwartzberg
Atlas of the World’s Languages, general editors Christopher Moseley and R. E. Asher, second edition
Baker, R. R., The evolutionary ecology of Animal migration.
Banti, Luisa, Etruscan cities and their culture. 1973
Bell, Robert E., Place-names in Classical Mythology: Greece.
Bilbija, S. S., The Mummy of Zagreb and other ETRUSCAN, LYDIAN and LYCIAN Written Monuments.
Bruschetti, Celestino, Una singolare edizione delle tavole di Gubbio. 1981
Carratelli, Giovanni Pugliese, Le epigrafi di haghia triada in lineare A. 1963
Catalogue Of the Greek coins of Troas, Aeolis, and Lesbos. By Warwick Wroth, F. S. A.
Chadwick, John, The Knossos tablets. 1971
CLASSICAL DICTIONARY. By Charles Anthon, L L. D.,. New York: Published by Harper & Brothers, 1841
Cleator, P. E., Lost languages.
Cole, Susan Guettel, Theoi Megaloi: The Cult of the Great Gods at Samothrace. 1984
Colin Renfrew, Archeology and Language. The puzzle of Indo-European Origins.
Custance, Arthur C, A study of the names in Genesis 10,
Diakonoff, I. M., Neroznak, V. P., Phrygian. Caravan Books.
Dizionario della lingua Etrusca. Arnaldo d’Aversa.
Drews, Robert, The end of Bronze Age.
EncyclopÆdia iranica. Edited by Ehsan Yarshater. Mazda Publishers. Costa Mesa, California, 1996
Encyclopedia Americana.
Encyclopedia of Indian Culture. R. N. Saletore. Humanities Press Inc.
Encyclopedia of Religion and Ethics. Edited by James Hastings. New York. Charles Scribner’s Sons
Fialka J. J., War by Other Means. W. W. Norton & Company, New York, London
Francke, А. H., A history of Ladakh. Sterling Publishers PVT LTD. New Delhi.
Gamkerelidze, Thiomas V., Ivanov, V. V., The early history of Indo-European languages. Scientific American, March 1990
Gardner, Percy, Litt.D., F.B.A. A history of ancient coinage. 700-300 B. C. Oxford At the Clarendon Press. 1918.
General history of Africa. Vol. 2, 3. Ancient civilizations of Africa. Editor G. Mokhtar
Griffith, F. Ll., Karanog. The meroitic inscriptions of Shabul and Karanog.
Grimal, Nicolas, A History of Ancient Egypt.
Grimes, Barbara F., Editor, Ethnologue. Languages of the world. Thirteen edition. Summer Institute of Linguistics, Inc. Dallas, Texas, 1996
Hammond, N. G. L., Migrations and invasions in Greece and adjacent area.
Hammond, N. G. L., A History of Macedonia.
Hanks, Patrick, A dictionary of Surnames. 1988
Head, V. Barclay, Historia Numorum. A manual of Greek numismatics. 1911
Historical Dictionary of Albania. Raymond Hutchings, European Historical Dictionaries, # 12. The Scarecrow Press, Inc., Lanham, Md., and London 1996
Hoddinott, R. F., The Thracians.
Hummel, Siegbert, Die Meroitische sprache und das protoaltaische sprachsubstrat als medium zu ihrer deutung.
Jettmar, Karel, Bolor and Dardistan.
Kravitz, David, Who’s who in Greek and Roman mythology. 1976
Leitner, G. W., Results of tour in “Dardistan, Kashmir, Little Tibet, Ladak, Zanskar, &c.,” Vol1. Part 1,2. A comparative vocabulary and grammar of the Dardu languages.
Leitner, G. W., Results of tour in “Dardistan, Kashmir, Little Tibet, Ladak, Zanskar, &c.,” Vol1. Part 3. Legends, Riddles, Proverbs, Fables, Customs, Songs, Religion, Government and Divisions of the Shina race.
Levin, Saul, The linear B decipherment. Controversy re-examined. 1964
London: Printed by Order of the Trustees of the British Museum. 1894.
Mallory, J. P., In Search of the Indo-Europeans. 1996
Martha Ann, Dorothy Myers Imel, Goddesses in World Mythology.
Massimo Pallottino, The Etruscans. Indiana University Press
Mead, Chris, Bird migration.
Michael Wood, In search of the Trojan War.
Myers, John Linton, Who were the Greeks? 1967
Nelson’s Illustrated Encyclopedia of Bible Facts., J. I. Packer, Merril C. Tenney, William White, Jr.
Nripendra Kumar Dutt, The arianisation of India.
Papazoglu, Fanula, The central Balkan tribes In pre-Roman times. Triballi, Autariatae, Dardanians, Scordisci and Moesians. 1978
Peake, Harold, The Horse and the sword. 1933
Pliny. Natural History. The Loeb Classical Library. Edited by G. P. Goold
Price, Martin Jessop, Coins and their cities. Architecture of the ancient coins of Greece, Rome, and Palestine. 1977
Ptolemy, Claudius, The Geography. Translated and edited by E. L. Stevenson
Raison, Jacques – Pope, Maurice, Corpus transnumere du lineaire A. 1994
Rapp, George, Troy. The archeological geology. 1982
Rowland, Beryl, Birds with Human souls.
Roy Willis, World Mythology.
Rydberg, Victor, Teutonic Mythology. Stockholm, 1887
Sakellariou, M. B., Macedonia. 40000 years of Greek history and civilization.
Sandars, N. K., The sea peoples.
Schliemann, Heinrich, Ilios. The city and country of the Trojans. 1881
Schliemann, Heinrich, TROJA. Results of the latest researches and discoveries on the site of Homer’s Troy, 1882, Benjamin Bloom, Publisher
Schuchhardt C., Schliemann’s discoveries of the ancient world. 1979
Sear, Davide R., Greek coins and their value.
Sergi, G., The Mediterranian race: A study of the origin of European peoples. 1967
Seters, John Van, The Hyksos. A new investigation. New Haven and London, Yale University Press
Stipcevic, Aleksandar, The Illyrians. History and Culture.
Studi Etruschi, Vol. LI – MCMLXXXIII – (Serie III). 1985
The Anchor Bible Dictionary, Editor-in-Chief: David Noel Freedman
The Cambridge Ancient History, Volume 2, Part 2, History of the Middle East and the Aegean Region, c. 1380-1000 B. C., Edited by I. E. S. Edwards, C. J. Gadd, N. G. L. Hammond, E. Sollberger, Cambridge at University Press. 1975
The encyclopedia Britannica. A dictionary of arts, sciences, literature and general information. Eleventh edition. New York . Encyclopedia Britannica, Inc.
The Encyclopedia of Islam. New Edition. Leiden, E. J. Brill. London. Luzac&co
The Oxford English Dictionary, on Compact Disc, Oxford University Press, 1992
Thesaurus Linguae Etruscae. Massimo Pallottino, Roma. 1978
Trigger, Bruce G., The meroitic funerary inscriptions from Arminna West. 1970
Trump, D. H., The prehistory of Mediterranean. 1980
Vohra, Rohit, The religion of the Dards in Ladakh.
Wheeler, R. E. M., Five thousand years of Pakistan. 1992
Wilkes, John, The Illyrians. 1996
Willis, Roy, World mythology.
Wroth, Warwick, Catalogue of the Greek coins of Troas, Aeolis, and Lesbos. 1894
Yahuda, Joseph, Hebrew is Greek. 1982
Zangger, Eberhard, The flood from Heaven. 1992
Πλατονοσ, Ν., Inscribed tablets of Linear A system from Zakros. 1975

К оглавлению книги «ПОЯС МИРА»

Рим был древней колонией пеласгов из Аркадии
Потоп с небес

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*