Пятница , 29 Март 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Диоклетиан гонитель христиан

Диоклетиан гонитель христиан

Гай Аврелий Валерий Диоклетиан – один из величайших римских императоров (284 – 305 г.г. нашей эры). Правление Диоклетиана предсказала жрица. Ему удалось пробиться с самых низов римского общества на его вершину. Он разделил империю со своими тремя соратниками, сумев удержать контроль и полноту власти. Он отождествлял себя с божеством и держал в страхе христиан, а закончил жизнь в одиночестве, занимаясь выращиванием капусты в своём огороде.

Убить кабана

Будущий римский император Диоклетиан родился около 245 года в окрестностях Скодры (ныне албанский Шкодер) в Иллирии, и при рождении получил имя Диокл (греч.  (Διοκλής). Он был внуком раба, и сыном вольноотпущенника, происходил из низов общества. Смолоду Диокл поступил на службу в армию, довольно быстро сумел сделать себе военную карьеру, он отправился с императором Каром на войну с персами. Походы с одного конца Римской империи в другой позволили Диоклу лучше узнать большую страну. Он дослужился до командующего армией при императоре Каре. В Галлии одна друидка предсказала судьбу судьбу, она сказала, что Диокл станет императором, когда убьет кабана (лат. aper). Он поверил жрице и с тех пор убил немало кабанов, только власть всё не шла к нему в руки. Неожиданно император Кар умер, а его сын Нумериан был коварно убит префектом преторианцев Аррием Апром. Солдаты арестовали Аррия Апра —  это был период «солдатских императоров», и 17 сентября 284 г. генералы провозгласили новым императором Диокл. На глазах у войска Диокл собственноручно заколол Аррия Апра (лат. aper- кабана) мечом и воскликнул: «Я убил кабана». 20 ноября 284 года Диокл стал римским императором и взял себе имя Диоклетиан.

Разделяй и властвуй.

Диоклетиан установил новую форму монархического правления —неограниченное самодержавие — домината, сменив, созданный Юлием Цезарем и Октавианом Августом, принципат, при котором правидель  отчасти разделял свою власть с сенатом и народом. Теперь вся абсолютная монархическая власть была сосредоточена в руках императора. Ни сенатор, ни любой другой гражданин империи, не мог ограничивать власть императора, стоявшего выше всяких законов.

С его приходом к власти Диоклетиана началась новая эпоха в империи. Диоклетиан восстановил единство империи, разделив её на восточную и западную половины. Сам он правил восточной частью империи, а западной частью империи правил его друг Максимиан, которому был дарован титул Августа. Для защиты Галлии Максимиан начал войны с германцами на Рейне, а Диоклетиан оборонял сирийскую границу от персов, и воевал с сарматами на Дунае. Вместе они защищали империю и подавляли восстания.

В 291 году император Диоклетиан пришёл к выводу, что вдвоём невозможно эффективно управлять такой больной страной. Решено было избрать двух соправителей с титулом не августов, а цезарей. Цезарем Максимиана-Августа стал военачальник Констанций Хлор, отец Константина Великого, а цезарем Диоклетиана-Августа стал полководец Галерий Максимиан. Свой союз правители римской империи решили укрепить кровным родством: Констанций Хлор развелся с женой и заключил брак с падчерицей Максимиана, Галерий, тоже после развода, и женился на дочери Диоклетиана. Вчетвером они поделили империю между собой, Констанций Хлор управлял Галлией и Британией, а Галерий Максимиан – Иллирией. Оба цезаря были коронованы 1 марта 293 г., однако во главе римской империи всё же стоял, по-прежнему, Диоклетиан. Система правления четырех руководителей назвалась тетрархия (греч. τετράρχη, от τετρ — квадрат, άρχη — префект — νομάρχης — «глава»).

Диоклетиан выступил в Египет, против узурпатора Ахиллея, и в 296 г. взял Александрию после 8 месяцев осады, он сурово наказал египтян. Галерий Максимиан двинулся в Месопотамию войной против персов, которые оспаривали у римлян главенство над Арменией. В 297 г. Галерий разбил персов в Армении и заставил их уступить римлянам пять провинций за Тигром.

После долгой эпохи междоусобий и внешних войн Римская империя вновь обрела могущество, был восстановлен мир, и время Диоклетиана провозгласили «возвращением золотого века». Диоклетиан известен строительством в Риме колоссальных терм (бань) развалины сохранились по сей день, более трёх тысяч человек одновременно могли посетить римские термы.

Гонение на христиан

Последние годы правления Диоклетиана — с 303 года началось жесточайшее гонение на христиан.  До сих пор в научных кругах идут споры, чьей инициативой это было. Одни историки склонны думать, что инициатором гонений на христиан был ярый язычник Галерий Максимиан, его мать была жрицей и ненавидела христиан. Другие историки полагают, что идея принадлежала самому Диоклетиану, старавшемуся собрать воедино свою распадающуюся империю, прибегнув к помощи римских богов. В Риме религия была не только способом связи с богами, но была проинизана договорными отношениями. Римская языческая религия, заимствованная отчасти у этрусков и греков, была основана на том, что просьбы верующих боги исполнят, если принести им жертву — дать им то, что они хотят. Этрусски — предсказатели будущего, наблюдая за природными явлениями, пытались узнать волю богов и сообщали об этом правителям Рима. В Римской империи  соблюдались все языческие обряды и ритуалы жертвоприношения. Язычество было государственной религией и поклонение римским богам стало способом выражения лояльности граждан государству. Диоклетиан был консерватором и приверженцем традиционного культа римских богов, он даже взял себе имя Юпитера, а Максимиан — Геркулеса. Связав своё имя с именами богов император объявлял своё право на высшую власть в государстве.

Диоклетиан издал эдикт, по которому христиане практически лишались прав и становились «негражданами» империи, христианские храмы подвергались насильственному разрушению, христианские книги сжигали на костре, христиан разрешалось пытать и убивать, им запрещалось обращаться за защитой в суд, их лишали должностей и изгоняли из городов. Из-за того, что империя была поделена на части, в разных ее районах гонения проходили по-разному. Не везде царила та жестокость, которая была характерна для земель Диоклетиана.

Однако в отличие от предыдущих гонений на христиан, римское общество уже не видело в христианах той угрозы, что ранее, и испытывало сочувствие к христианам, страдающим за свою веру.

Гонение на христиан было прекращено уже в 311 году самим главным его инициатором – Галерием. После смерти Галерия новые императоры, Константин и Лициний, подтвердили свободу христианской веры изданием знаменитого Медиоланского эдикта в 313 году, предоставлявшему право любому гражданину империи свободно переходить в христианство.

Принимая власть, Диоклетиан оговорил, что она не будет пожизненной, а самодержавно править империей он будет всего 20 лет, и 1 мая 305 г. он торжественно сложил императорские полномочия, заставив сделать то же самое и Максимиана, хотя тот и не хотел отрекаться от власти. Цезари Галерий и Констанций, считали себя наследниками престола, получили теперь сан августов, взяв себе двух новых цезарей – Севера на Западе и Максимина Дазу — на Востоке.

Диоклетиан отправился доживать последние годы на свою балканскую родину в Иллирию, в своё поместье с великолепным дворцом близ Салоны (ныне Сплит), где он прожил 8 лет. Между новыми правителями империи вскоре возобновились междоусобная война. На попытку Максимиана и Галерия убедить Диоклетиана вернуться к власти он ответил отказом, заметив им: «Вы лучше посмотрите, какую я вырастил капусту» на своём огороде, то не стали бы приставать с такими глупостями.
Не сумев вовлечь Диоклетиана в свои смуты, они начали притеснять его. Ряд историков сообщает, что в 313 году Диоклетиана отравили, другие — что он зачах от голода и кручины, третьи же считают, что Диоклетиан скончался после продолжительной болезни.

Начиная с Диоклетиана императорская власть окончательно приняла форму неограниченного самодержавия (домината), перешедшего потом в Византию, а из неё – на Русь. Источником монархизма была признана не «воля римского народа», как считалось в эпоху принципата Юлия Цезаря и Августа, а воля Бога. Источником государственного законодательства стало не «естественное право», а высший моральный закон, Божья правда, довлеющая над всем мирозданием. Население римской империи превратилось из граждан в подданных.

Остракизм в афинской демократии
Древнегреческие вазы

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*