Вторник , 16 Апрель 2024
Домой / Древнерусские обычаи и верования / День рождения Деда Мороза

День рождения Деда Мороза

18 ноября в России празднуют день рождения Деда Мороза.

Прообразом «современного» Деда Мороза в древнерусском фольклоре  – Морозко, Студенец, Трескунец, представляют собой языческие природные стихии, почитаемые восточными славянами в виде старика низенького роста, с длинной седой бородой, стуком и постукиванием вызывающего трескучие морозы зимой. В современных новогодних спектаклях Дед Мороз предстаёт перед нами судьёй между добрыми и злыми силами, помощником и защитником всех добрых персонажей. Дед Мороз наказывает и изгоняет со сцены злых персонажей, либо прощает их, если они просят прощения, раскаиваются и исправляются. И, наконец, Дед Мороз всех одаривает подарками и исполняет желания….

В славянской мифологии Хозяина снежных полей и лесов Деда Мороза, называли Студенец, Трескун, Морозко, но чаще его называли с уважением Мороз Иванович или Мороз Васильевич. В языческой традиции праславянских племён древней Руси существовала традиция задабривания повелителя зимнего холода Морозко, Студенца, Трескунца (Деда Мороза), чтобы уберечь свою семью, скот и будущий урожай от гибели.  Считалось, что с ноября по март даже солнце робеет перед силой Мороза Ивановича.

Корни образа Деда Мороза уходят в те давние времена, когда  территорию современного Русского Севера заселяли различные индоевропейские племена.

Исследователей славянских языческих обрядов и легенд предполагают, что Дед Мороз в представлениях славян ассоциировался со всеми умершими предками рода по мужской линии. Вплоть до 18 века имя «Дед» означало «умерший предок», а старшего мужчину в семье называли «дедушка», «дедко».

Санскрит: Дада – dada — дед, дядя (старый родственник), древнерусский — ДЕД, ДЯДЯ; Питарах – pit-arach — предки (предок, ПАТРИАРХ); Пардада – par+dada — прадед (пар, пра — первый); Питаа-маха – pitaа-maha – дед (питаа — питающий, «кормилец», маха — большой);

Языческий обряд жертвоприношения ПЕРВОМУ покровителю рода — ПРАДЕДУ, патриарху, представлял собой связь с предками и обращение к их благосклонности и покровительству над всем родом.

Древние славяне представляли его в образе сильного, властного, но справедливого старичка с длинной седой бородою, хозяина морозной стужи, холода, снега и метели.

Кликальщики Овсеня (колядовщики) во время языческого обряда требовали от хозяев дома угощения и угрожал хозяевам, если они  в угощении откажут. Кликальщики обращались к хозяину дома:

«Подай-ка чарочку;
а не поднесёшь чарочку –
я преподнесу тебе палочку;
я – мороз – и помолочу твой овёс».

Хозяин на это отвечал:

«Ой, мороз, мороз,
на тебе чарочку –
ты не трожь мой овёс,
гречиху да рожь;
а лён, коноплю –
как хочешь молоти!»

В Рождественские  Святки и в Чистый четверг, осталась языческая традиция  «окликанья мороза», сохранился языческий обряд, когда  хозяин дома зазывал Мороз на трапезу и угощал его ритуальной пищей — блинами и кутьёй, так же призывал души умерших предков для покровительства дома и семьи. Известно, что традиционная поминальная еда у славян – это овсяный кисель, блины и кутья. С просьбой прийти на угощение сейчас и не приходить летом, еду для Деда Мороза оставляли на окне или на крыльце дома.

Николай Чудотворец. Икона XIII века.

С приходом христианства образ сурового прадеда, патриарха Деда Мороза стали связывать  добрым чудотворцем Святым Николаем, родившимся в III веке в городе Патара (Малая Азия, Ликия) у весьма состоятельных родителей. В небольшом городке Мира (ныне Демре) столице Ликии (греч. Λυκία)  Св. Николай стал (284 г. — 325 г.) епископом Мирликийским. После 395 года  провинция Ликия входила в состав Византийской империи, а в XI веке Ликия провинция Анталья перешла под власть мусульман.

19 декабря православная Церковь чтит память Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского. С древнейших времён на Руси почитали святителя Николая покровителем путешественников, моряков, купцов и всех странствующих по свету людей. Святого Николая Чудотворца называли «покровом для моряков», ему молились моряки, терпящие бедствие во время шторма на море.

Святого Николая считают защитником всех детей, невинных или оклеветанных, нищих. «Николай Угодник — второй после Бога заступник».

Утром 19 декабря дети искали и находили под подушкой подарок от Святого Николая. «Кто Николая любит, кто Николаю служит, тому святой Николай во всякий час помогает». Крестьяне, земледельцы молились ему о добром урожае и о хорошей погоде.

Позднее языческий персонаж Дед Мороз превратился в символ праздника Нового года.

Дед Мороз Иванович обходит свои владения, постукивая своим ледяным посохом, и от этого стука трескучие морозы сковывают льдом озёра и реки. Его ледяное дыхание веяло стужей, его волосы покрывали землю снежными вихрями, его замёрзшие слова падали на землю инеем и повисали сосульками на деревьях и крышах домов. Супруга Мороза — Зимушка-Зима.

Нельзя было жаловаться на стужу и мороз, а наоборот, следовало показывать Морозу радость и бодрость, иначе Дед Мороз мог украсть нерадивых детей. Снежная морозная зима с сильными морозами связывалась в языческих представлении славянина-земледельца с хорошим урожаем будущего года.

Во время празднования Нового года Дед Мороз и Снегурочка обходят дома, где есть дети, и приносят подарки. Хозяева дома обязательно угощают их, и это угощение подобно угощению в языческом обряде угощения Мороза Ивановича.

В некоторых семьях в наше время поддерживается языческая версия невидимости для людей Деда Мороза. Детям, желающим увидеть дарителя, оставляющего новогодние подарки под ёлкой, внушали, что это невозможно, так как он появляется тёмной ночью, когда все спят, когда никого нет в комнате.

В конце XIX – начале XX века в православной России в городской среде возник образ Деда Мороза как рождественского персонажа. В художественной литературе Дед Мороз появился в 1840 году, когда была опубликована сказка «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского, в сборнике «Сказки дедушки Иринея». В сказке «Мороз Иванович» впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового языческого образа Деда Мороза.

В поэме Некрасова «Мороз, Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних детей. Мороз Иванович живёт в ледяной стране, попасть в которую можно через глубокий колодец.

В пьесе Островского «Снегурочка» и поставленной на её основе одноименной опере Римского-Корсакова Дед Мороз — властный и жестокий старик, воплощение зимы. Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках.

Как сказочный персонаж Дед Мороз впервые появился в 1910 году на Христианское Рождество.

Образ Деда Мороза нашёл своё отражение в русских сказках, в древнерусских пословицах, поговорках, сохранившихся до наших дней. 

Дед Мороз ленивого за нос хватает,
а перед проворным шапку снимает.
Мороз невелик, да стоять не велит. 
Заковал Мороз реки, да не навеки.
Мороз лучше бани подрумянит.
Мороз красит нос.
Мороз одетым кланяться велит, а не одетых сам посещает.
Что мужику в мороз деется – бежит, да греется.
Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет.
В ноябре Мороз приосанивается.
В декабре зима стелет белые холсты, а Мороз через реки наводит мосты.
С января солнце на лето поворачивает, а зима — на мороз.
Январю — морозы, февралю — метели.
Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.

Родина русского Деда Мороза находится в живописном сосновом бору на берегу реки Сухона, что в нескольких километрах от города Великий Устюг, где построена великолепная деревянная усадьба, украшенная кружевной резьбой.

18 ноября, в День рождения Деда Мороза открывается новогодняя Рождественская почта, и Дед Мороз принимает поздравления и новогодние пожелания со всего света.

Поздравить Деда Мороза с днём рождения приходят его многочисленные родственники из разных стран мира — Санта-Клаус с Британских островов и Финляндии, Чисхан — якутский Дед Мороз, карельский Паккайне, зимний сказочник Микулаш и Ежишек (Ёжишек) из Чехии,Пер Ноэль из Франции, из Колумбии — Papa Pascual, Баббо Натале из Италии, Сегацу Сан, — хранитель горы из Японии, Сандеркласс (Sinter Klaas) из Голландии, Йолупукки из Финляндии — «Рождественский козёл».

В Греции и на острове Кипр сказочного рождественского святого называют Василием, в честь Святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Василий Каппадокийской, живший около 330 года.

Однако, ни у одного из зарубежных собратьев Деда Мороза нет такой помощницы, как его внучка Снегурочка, ставшие обязательными персонажами новогоднего праздника в советское время.

Судьба новогоднего праздника в советский период складывалась непросто. Виной тому была календарная реформа – переход с 1 февраля 1918 года на григорианский (новый) стиль, – в результате Новый год пришёлся на Рождественский (Филиппов) пост. Многие верующие и в настоящее время отмечают Новый год по старому стилю, с опозданием на 13 дней, а ёлку украшают не к календарному Новому году, а к православному Рождеству Христову — 7 января.

Не удивительно, что постепенно во многих семьях сложилась традиция встречать Новый год дваждыпервый раз с 31 декабря на 1 января, как государственный календарный праздник, второй раз — в ночь с 13 на 14 января, как Старый Новый год по юлианскому календарю, принятому православной церковью.

Сказка о Снегурочке в обработке Афанасьева А. Н.
Дедовские плачи и другие праздники ноября.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*