В наше время все привыкли называть 8 марта Международным женским днём. У нас крепко прижилась традиция, «рождённая» в 1910 году в Копенгагене, когда Клара Цеткин предложила женщинам бороться за свои права. Между тем, на Руси с глубокой древности бытовал несколько иной обычай, подчёркивающий характер этого дня. Русская православная церковь не поддерживает празднование Международного женского дня, потому что этот праздник не связан с русской культурой и традициями.
В старину 8 марта (23 февраля по старому стилю) называли «Кислыми девками». К этому времени заканчивались все гулянья на Масленицу. Считалось, что если за время гуляний на Масленицу девушки не нашли женихов и не вышли замуж, то они ещё на весь год останутся в родительском доме. Незамужних девиц называли «Кислыми девками», намекая на то, что если девушки не успели выйти замуж, то значит они «прокисли». «Кислые девки» оставались незамужними до конца весны, так как в Великий пост свадьбы на Руси не играли. «Убирай, девка, наряды, закрывай сундуки», – говорили старцы. Незамужние девицы прятали в сундуки свои наряды и приданое до лучших времён и грустили.
Однако девушки не вышедшие замуж не падали духом. Нельзя было этот день проводить в одиночестве, а то можно надолго засидеться в «кислых девках». Обязательно рядом должен быть мужчина – близкий родственник или знакомый.
Так почему «Кислые Девки»? Девушки готовили пироги и делали заговоры на кислой опаре для привлечения женихов. Когда опара начинала киснуть, напёрстком трижды черпали жидкое тесто, выпивали и читали заговор:
«Как тесто у сердца ложится на месте, так и у ретивого сердца раба Божия (имя) мысли о рабе Божией (имя) ложились бы».
Каждая девушка приходила на девичьи посиделки со своим пирогом и угощала своих подруг, таких же не вышедших замуж «кислых девок». Хорошей приметой считалось отведать пирог, приготовленный чужими руками. Это обещало скорое замужество. Наши предки верили, что этот ритуал поможет обустроить свою судьбу.
Вечером на девичьих посиделках девушки ворожили, «заговаривали женихов». Этот день считался самым удачным в году для гадания и любовных приворотов. Девушки ждали появления в небе молодого месяца, выходили на улицу ближе к ночи и начинали вертеться на правой пятке, чтобы от женихов отбоя не было они нашептывая слова: «Молодой месяц, увивай вокруг меня женихов, как я увиваюсь вокруг тебя».
Незамужние девушки 8 марта через порог заметали мусор в дом, приговаривая:
«Гоню в дом молодцов».
Вечером «кислые девки» набирали в подол снег и трясли его как в сите. «Просеяв», выбрасывали со словами: «Полю просо на девичью косу. Где мой женишок, там собака подай голосок». А после слушали, в каком дворе залает собака, там и надо было искать будущего мужа.
Молодых девушек и парней, долго не вступавших в брак, считали на Руси, чуть ли не изгоями. С одной стороны их жалели, а с другой стороны над ними шутили, насмехались, ими пренебрегали не только на Руси, но и в других странах Европы.
После празднования Нового Года главным событием была Масленица — 7-дневный карнавал, кульминация которого приходилась на последние дни масленичной, карнавальной недели перед Великим постом. Тут всё было как у всех — подарки, хулиганства, чучело Карнавала на повозке, ряженые, переодевания, обжорство.

Лазурный берег, Франция, Ментон (Menton) Карнавал 2025 г.
Перед окном старой девы могли повесить на дереве куклу, чтобы обозначить, что надежды выйти замуж у неё уже нет.
Во время карнавала шла война между парнями и девушками. Парни делали чучело женщины, а девушки мужское чучело, и каждая компания пыталась сжечь своё чучело, тогда как другая половина должна была помешать им это сделать. В процессе «войны» друг друга обливали водой (март/февраль на дворе!), а на кострах, оставшихся от от чучел, потом готовили общий ужин.
Народные приметы погоды на 8 марта:
В этот день определяли, как быстро снег сойдёт; по этому дню делали прогноз на Пасхальную неделю. На поверхность снега клали соломинку, если она проваливалась в снег, то через месяц снег полностью сойдёт.
С 8 по 15 марта могут вернуться холода. В народе по этому поводу говорили: «Месяц март любит куролесить, морозами гордится, на нос садится».
8 марта по поведению птиц предсказывали погоду.
Если воробьи трудились над сооружением гнезд, значит зиме пришел конец.
Если сороки улетели в лес, значит конец зиме.
Если сорока скачет по крыше дома, где болеет человек, то он скоро поправится. Если сорок при этом кричит – это недобрый знак.
Туман, опутавший землю в Поликарпов день, подсказывал, что лето будет ненастным. Если на крышах домов было много сосулек, значит зима задержится.
«Коли сорока под стреху лезет — ко вьюге».
Быстрые и высокие облака — к хорошей погоде.
Густой туман – лето будет ненастным.
Сороки в лес улетели – скоро наступит тепло.
Воробьи вьют гнезда — холода больше не придут.
Когда сороки под крышами спрятались – жди холодов и снегопада.
Прилетели птицы – будет много хлеба.
Вьют гнезда грачи с солнечной стороны – лето будет холодным и ненастным.
Тук дятла слышится – весна нескоро придет.
Громко поют синиц – вскоре установится теплая погода.
Кричит зяблик 8 марта – будут заморозки.Туманный день – к дождливому лету.
Если сорока под крышу прячется, то скоро начнется метель.
Если слышно крик тетерева, значит, скоро потеплеет.
Если грачи вьют гнезда с южной стороны, значит, лето будет холодным и сырым.
8 марта — день памяти Святителя Поликарпа, епископа Смирнского, он родился примерно в 80 году и проживал в городе Смирне Малой Азии. Рано оставшись сиротой, Поликарп был воспитан, по указанию Ангела, благочестивой вдовой Каллистой. После смерти нареченной матери Поликарп раздал своё имение и стал вести целомудренную жизнь, служа больным и немощным. Поликарпа
Святой епископ Смирны Вукол очень полюбил Поликарпа и посвятил его в дьякона, поручив ему проповедовать в храме Слово Божие. В то время был жив святой апостол Иоанн Богослов. Святой Поликарп был особенно близок к святому Иоанну Богослову, которого сопровождал в его апостольских путешествиях. Святитель Вукол рукоположил святого Поликарпа во пресвитера, а незадолго до своей кончины завещал поставить его епископом на Смирнскую кафедру. Когда совершалось посвящение святого Поликарпа во епископы, ему явился Господь Иисус Христос. Святитель Поликарп с апостольской ревностью руководил своей паствой.
Во времена, когда на Римский престол вступил император Марк Аврелий (161—180), направивший на христиан одно из жесточайших гонений. Римляне-язычники требовали, чтобы судья искал святого Поликарпа — «отца всех христиан» и «совратителя всей Азии». В это время святитель Поликарп по настоятельной просьбе своей паствы пребывал в небольшом селении недалеко от Смирны. Когда римские воины пришли за ним, святой Поликарп вышел навстречу и велел их накормить, а сам в это время стал молиться, готовясь к мученическому подвигу.
Страдания и смерть святителя Поликарпа описаны в «Послании христиан Смирнской Церкви к другим Церквам» — одном из самых древних памятников христианской письменности. Приведённый на суд, святитель Поликарп твёрдо исповедал свою веру во Христа, и был приговорён к сожжению. Палачи хотели прибить святителя к столбу, но он спокойно им сказал, что не сойдёт с костра, и его только связали веревкой.
Пламя окружило святого, но не коснулось его, сомкнувшись в воздухе над его головой. Видя, что огонь не вредит ему, толпа язычников и иудеев стала требовать, чтоб он был убит мечом. Когда святому Поликарпу нанесли рану, из неё вытекло так много крови, что она погасила пламя костра. Тело священномученика Поликарпа сожгли. Христиане Смирны с благоговением собрали его честные останки, свято чтя его память…
При жизни святитель Поликарп написал несколько посланий к пастве и писем к разным лицам. До нашего времени дошло его послание к филиппийцам, которое читалось в малоазийских церквах на богослужении.
Именины 8 марта отмечают: Алексей, Александр, Иван, Кузьма, Климент, Моисей, Михаил, Сергей, Николай, Фёдор.