ПОЯС МИРА
Параллели в летописи истории Евразии
Сергей Дарда.
Часть первая. ЛЕГЕНДЫ. Глава 4. ДАРДАНИЯ.
4.3 Дардания Балканского полуострова
Аппиан Александрийский. Римская История. Книга 10. События в Иллирии
Говорят, что эта страна была названа по имени Иллирия, сына Полифема; ведь у циклопа Полифема и у его жены Галатеи были дети Кельт, Иллирий и Гала; они ушли из Сицилии и властвовали над кельтами, иллирийцами и галатами, получившими от них свои названия. Это предание мне более всего нравится, хотя другие передают много иных мифов. У Иллирия, рассказывают, были сыновья Энхелай, Автарией, Дардан, Майд, Тавлант и Перреб и дочери Парто, Даорто, Дассаро и другие, откуда пошли тавлантии, перребы, энхелеи, автариеи, дарданы, партены, дассаретии и дарсии. У самого Автариея, считают они, был сын, Панноний или Пеон, а у Пеона — Скордиск и Трибалл, от которых равным образом произошли народы, носящие их имена.
Иллирийские племена. Источник: The Illyrians. History and Culture, By Aleksandr Stipčevic.
Страбон.
Книга 7. Истр, Германия, Таврика, Скифия, Фрагменты.
Глава 5.
(1) Пеония ограничена горами: по направлению к фракийской стороне — горой Родопой, самой высокой горе после Герма, а на другой стороне по направлению к северу — иллирийскими частями, областью автариатов и дарданцев.
(6) Ардиев впоследствии называли вардеями. Римляне оттеснили их от моря вглубь страны (потому что они приносили вред на море пиратскими набегами) и заставили заниматься земледелием. Однако страна эта камениста, бесплодна и не годится для земледелия, так что племя было совершенно разорено и даже почти вымерло. То же самое случилось и с прочими племенами в здешней области. Действительно, наиболее могущественные прежде племена теперь пришли в полный упадок или исчезли; так, например, среди галатов — бойи и скордисты, среди иллирийцев — автариаты, ардеи и дарданцы, среди фракийцев — трибаллы: вначале они страдали от междоусобных войн, а впоследствии — от столкновений с македонянами и римлянами.
(7) После побережья, занятого ардиеями и плереями, следуют Ризонский залив, город Ризон, и другие городки, а также река Дрилон, судоходная в верхнем течении, к востоку вплоть до Дарданской области. Последняя граничит на юге с македонскими и пеонскими племенами, подобно тому как автариаты и дасареты — разные племена — с разных сторон примыкают к друг другу и к автариатам. К дарданцам принадлежат также галабрии (Γαλαβριoι), у которых есть древний город, и фунаты, страна которых на востоке граничит с областью фракийского племени медов. Хотя дарданцы были совершенно дикими, так что вырывали пещеры под навозными кучами и там жили, однако проявляли интерес к музыке, играя на музыкальных инструментах: на флейтах и на струнных инструментах. Это племя живет во внутренней области, я упомяну о нём впоследствии.
(12) … Бессы обитают в хижинах, влача жалкую жизнь; их земля граничит с горой Родопой, с областью пеонов и страной иллирийских племен — автариатов и дарданцев. …
«География» Клавдия Птолемея. (The Geography, Claudius Ptolemy)Книга 3. Глава 9.
Местонахождение Верхней Мезии.
Трикорнийцы населяют часть этих провинций возле Далмации, месийцы живут вдоль реки Сябрус, а между ними проживают пиченцы, и возле Македонии — дарданы.
… и четыре города Дардании
Naessum — Наиссум 47 20 42 30
Arribantum — Арибантиум 47 30 42
Ulpianum — Ульпьянум 48 30 42 40
Scupi — Скопы 48 30 42 30
Словарь греческой и римской географии (A Dictionary of Greek and Roman Geography)
ДАРДАНИЯ, (DARDANIA, DARDANICE) (Δαρδανια)
Территория на юго-западе Мисии, которая получила своё название от народа её населявшего, Дарданов. (Птолемей, 3. 9. 6.) Эта область, сегодня образующая самую южную часть Сербии, стала частью восточно-Иллирийской префектуры во время правления Константина.
Центральные Балканы в доримские времена. ( THE CENTRAL BALKAN TRIBES IN PRE-ROMAN TIMES, By Fanula Papazoglu) (стр. 131-135)
Дарданцы
Ни один из народов, описанных в этой книге, не может предъявить право называться балканским в такой степени, как это могут дарданцы. Не только потому, что их территория лежала в самом сердце Балкан, но также и потому, что они были самым стабильным и самым консервативным народом на территории, где всё было подвержено постоянным изменениям, а также и потому, что они, с их корнями в далекой до-Гомеровской эпохе, и живя на границах фракийского и иллирийского миров, сохранили свою индивидуальность и, в тоже время, среди всех народов окружавших их, преуспели в сохранении себя как этнической общности, вплоть до той эпохи, когда они в военном и политическом отношении были покорены римскими войсками. В то время, как все следы автарят исчезли ещё до прихода римлян на Балканы; в то время как трибаллы и месийцы были истреблены во времена империи в таком масштабе, что их незначительные остатки трудно обнаружить, а скордичи сохранили за собой только небольшую часть той огромной территории, которой они когда то владели, в то же самое время дарданские земли простирались от реки Дрын до реки Тимок, включая верховье Вардара на юге и Ибарскую долину на северо-востоке. И затем в период, когда античная эпоха подходила к концу, и Балканы были вовлечены в широкомасштабные этнические пертурбации, дарданцы, единственный народ из всех народов, населявших центральные Балканы, играли самую значительную роль в генезисе новых народов, которые поселялись на месте прежних.
Племена центральной части Балканского полуострова во времена до Римской империи. Источник: The Central Balkan Tribes in Pre-Roman Times, By Fanula Papazoglu, 1978.
Дарданцы являются одним из древнейших балканских племён, названия которых сохранились до наших дней. В отличие от ситуации с месийцами, у нас нет прямых доказательств того, что дарданы проживали на Балканах во времена Гомера. Тем не менее, ряд обстоятельств указывает на то, что дарданы проживали на Балканском полуострове в эпоху до Фрако-Фригийской миграции, которая датируется двенадцатым-тринадцатым веком до нашей эры.
Во времена Гомера и позже, нам известно то, что дарданы проживали в северной части Малой Азии в Троаде. Их эпонимический герой Дардан воспевался в эпике как основатель троянской королевской династии. На южном побережье Геллеспонта, между Илиумом и Абидосом, находился греческий город Дардан, и согласно античным преданиям, там же в античные времена находился город Дардан, который впоследствии исчез. Район, в котором находились эти города, назывался Дарданией, и сам пролив Дарданеллы получил свое название в честь этой Дардании.
В дополнение к дарданам, на северо-западе Малой Азии существовали также и другие племена, чьи названия появляются на Балканском полуострове: мисийцы, которые как предполагают, находятся в родстве с балканскими месийцами, фригийцы, чьё название несомненно совпадает с названием балканских бригов, и остальные. Между Троадой и Фракией существовали этнические связи, которые отмечались ещё античными авторами.
Так, Страбон отмечает во Фракии племя скаев (Skaion), реку Скайос (Skaios), и крепость Скайон (Skaion), в Торое же были ворота, называемые скайскими (Skaia); во Фракии проживали Ксанфы (Xanthoi), а в Троаде была река Ксант (Xanthos); во Фракии Арисб (Arisbos) был притоком Гебруса, а в Троаде был город под названием Арисбе (Arisbe); в Троаде протекала река Ресос (Rhesos), а во Фракии одного из королей звали Ресос (Rhesos).
Связи, существовавшие между континентальной частью Балкан и северо-западом Малой Азии, указывают на то, что произошла миграция в ту или другую сторону. В конце тринадцатого и в течении двенадцатого веков до нашей эры происходило великое этническое переселение народов в большей части юго-восточной Европы и на большей территории ближнего Востока. Упоминание «людей моря» на египетских монументах и их атак на южное побережье Средиземноморья, разрушение многих государств и городов, являются далеким эхом этих перемещений. Это было неспокойное время, когда Троя пала под натиском ахейцев.
Археологические раскопки на территории всей Эгеи и Анатолии показали, что произошло быстрое разрушение более древней и более развитой цивилизации, и её замещение более примитивной материальной культурой. Мотивирующая сила этих перемещений исходила из северной части Балкан, и поэтому современные учёные считают, что во время эгейской миграции, различные народы Балканского полуострова — месийцы, фригийцы и дарданцы — пересекли пролив и поселились в Малой Азии.
Интересно отметить, что античные авторы, которые рассказывают о связях между Троадой и Фракией, никогда не упоминают балканских дарданцев как родственных дарданам Малой Азии. Диодор в этом отношении является исключением, утверждая, что Дардан правил многими племенами в Азии и что «он также поселил дарданцев за Фракией». Согласно этому преданию, однако, балканские дарданцы являются пришельцами из Тоады, в противовес теории утверждающей, что как раз наоборот, дарданы Малой Азии были пришельцами из Балкан.
Судя по другим источникам, повествующим об эгейской миграции, эта версия искажает реальную картину, хотя эта версия и возникает вновь в сочинениях позднеантичного времени у Солония, который утверждает, что дарданцы были выходцами из Троады, которые дегенерировали до варварского состояния. Объяснить, как эта версия возникла не трудно. Три могущественных народа античных времен — эпироты, македонцы и римляне, — считали легендарного Дардана, основателя троянской династии, своим далеким предком, и для них было унизительно связывать своё родство с балканским племенем, известным своей грубостью и варварскими обычаями. И если эта связь должна была быть признанной, а это было неизбежно, то это было сделано так, чтобы наименьшим образом задеть честь и достоинство троянских дарданов: для них было менее оскорбительным считать, что нецивилизованные дарданцы Балкан были потомками дарданов Малой Азии, а не наоборот. И таким образом римский император Клавдий второй, который был дарданцем, мог хвастаться тем, что в нём течёт троянская кровь, и что он кровный родственник мифичного Дардана.
Раннее присутствие дарданцев на балканском полуострове также доказывается их связью с некоторыми племенами южной Италии. Страбон называет галабриев и давнят (Γαλαβριoι, Ξoυναται) дарданскими племенами. Оба названия имеют свои тесные аналогии на Апенинском полуострове: галабры (Calabri), от имени которых Калабрия получила своё название, возможно, были связаны с дарданскими галабриями (Galabrii), а давнии (Daunii) в Апуле — с давнятами (Thunatae) Балкан. Трудно поверить в то, что такое совпадение названий было чисто случайным. Более того, родство населения Апулы и Калабрии с населением Дардании не вызывает удивления, поскольку известно, что некоторые иллирийские племена Балкан переселились на Апеннинский полуостров. И среди них вполне возможно были и дарданцы. И вполне возможно, что племя дард в Апуле, о которых Плиний рассказывает, что они были уничтожены легендарным Диомедом, имели какую-то связь с дарданцами Балканского полуострова. И поскольку переселение иллирийцев в южную Италию произошло до заселения греками этого района (это мы знаем из преданий о завоевании дард Диомедом), оно должно быть датировано концом второго или самым началом первого тысячелетия до нашей эры, что приблизительно совпадает по времени с Фрако-Фригийской миграцией.
По поводу причин, заставивших дарданцев мигрировать со своей родины, некоторых в Малую Азию, некоторых на запад Италии, мы можем делать лишь предположения. Обычно в таких случаях давление пришельцев считается причиной миграций. На Балканском полуострове приблизительно в 12 веке начался переход от бронзового века к культуре Hallstatt. Если мы свяжем иллирийцев с носителями культуры Hallstatt, то можно будет предположить, что давление иллирийцев заставило дарданцев мигрировать. Но это предположение, скорее всего не верно, поскольку, когда дарданцы вновь появляются в наших источниках через каких-то пятьсот лет, и на этот раз как исторически засвидетельствованный народ в центральной части Балкан, они уже родственны иллирийцам. Иллирийские элементы были также замечены среди дарданов Малой Азии, а также и галабрии и давнии не сильно изменились с тех пор, как они отделились от иллирийцев. Все это увеличивает вероятность принятия теории, утверждающей, что иллирийцы принадлежали к самому давнему индоевропейскому народу Балканского полуострова, и археологи все более и более склоняются к тому, что существует связь между однотипной культурой бронзового века в центральных Балканах, с иллиро-фракийской или пеласгийской культурой.
Согласно этой теории, дарданцы также могли принадлежать этим древним индоевропейским народам, из которых развились различные иллирийские племена в течении первого тысячелетия, хотя существует также и такое мнение, что дарданцы являются остатками доиндоевропейского местного населения. Учитывая скудность фактов, которые мы имеем сейчас, очень мало вероятно, что этот вопрос будет когда-либо разрешен с какой-либо степенью достоверности.
Археологические находки могут, конечно, пролить больше света на запутанный процесс этногенеза народов Балканского полуострова, и в частности дарданцев, но мы не можем ожидать от археологии разрешения проблемы этнической принадлежности. Только лингвистика может оказать нам наибольшую помощь в разрешении этого вопроса. Но здесь мы не должны забывать, что этническое происхождение и этническое родство — это не совсем одно и тоже. Таким образом, этнические отношения дарданцев только частично указывают на их происхождение. Ведь, хотя мы и знаем наверняка, что название «дарданцы» существовало ещё во втором тысячелетии до нашей эры, и возможно в той же области, где дарданцы жили позже, однако мы не можем сделать выводов, что в течении многих столетий вплоть до того времени, когда дарданцы впервые упоминаются исторически, этнический состав их населения оставался неизменным. Ведь само имя могло сохраниться, в то время как характер народа, к которому оно относится, мог полностью изменится.
(стр. 136)
Первое историческое упоминание дарданцев относится ко времени Филиппа второго (359-336 до нашей эры). Очень хорошо известно, что великий македонский царь с помощью силы или коварством заставил все соседние народы признать его власть. Среди этих народов были и дарданцы. Спасенное от забвения это первое упоминание дарданцев, к сожалению, содержится в одном коротком предложении у Юстиана:
«После того, как он стал хозяином положения в Македонии и привёл в порядок её внутренние дела, Филипп вероломным образом захватил и покорил дарданцев и остальные соседние племена«.
(стр. 142)
Когда началось нашествие кельтов в начале следующего года (281 год до нашей эры), король Дардании, чье имя не сохранилось, предложил Церавну свою помощь. Угроза, которая нависла над Дарданией не меньше чем над Македонией, объясняет желание дарданцев объединится с македонцами, чтобы совместно противостоять врагу, тем более, что дарданцы подверглись бы нападению первыми. Птолемей отверг это предложение и поплатился головой за свою гордость. Путь на юг был открыт для кельтов.
Сообщение о том, что дарданцы предложили свою помощь Церавну говорит о том, что Дардания в то время уже была организованной политически общностью с царем во главе. И скорее всего это было достигнуто значительно раньше, во времена Филиппа, что также помогает нам понять, почему Дардания и дарданцы всегда упоминаются в наших источниках как государство и народ, отличные от иллирийских государств и народов. Количество солдат, которое дарданский посол предложил Птолемею — двадцать тысяч человек, — даже если эта цифра и преувеличена, является достоверным индикатором размера и могущества Дардании во времена кельтского нашествия.
(стр. 172)
Ненависть дарданцев к македонцам можно частично объяснить разницей в степени социального и экономического развития этих соседствующих стран. Повторяющиеся набеги дарданских вооруженных банд на Македонию имели своей целью грабеж различных форм собственности. Дардания была на том уровне развития, когда хищные набеги представляют собой обычную «отрасль экономики», а Македония, которая однажды владела целым миром, была переполнена всевозможными богатствами, что и вызывало зависть её бедных соседей. Но это объяснение не может быть единственным. Те немногие источники, которые мы имеем в нашем распоряжении, позволяют нам заподозрить, что агрессивность дарданцев во времена Антигонида, была связана с определенными экспансивными тенденциями. Это было как раз то время, когда Дардания достигла своего зенита развития и в расцвете своей власти, она пыталась расширить свои владения и навязать своё правление соседним странам. По всей вероятности, как раз в это время фракийские народы, проживающие в моравской долине, были присоединены к Дардании. Также и часть Пеонии была присоединена к Дардании. И вот как раз Пеония и стала той страной, в которой интересы дарданского и македонского королевств пересеклись.
(стр. 187)
В отчёте о нашествии бастарнийцев в 30-29 годах до нашей эры мы встречаем последнее историческое упоминание о дарданцах. У нас нет никаких сведений о присоединении Дардании к Римской империи или ее превращения в провинцию. В течении приблизительно пятидесяти лет Дардания просуществовала в состоянии полу — независимости.
После окончания мезийской войны (28 год до н. э.), судьба Дардании была неразрывно связана с западно-месийским районом, вместе с которым в ранний имперский период она составила одну провинцию — Великую Мезию. По отношению того, что происходило, когда римские легионы прошли через Македонию и Дарданию дальше на север к Дунаю, нам не известно ничего. Нам также неизвестно в каком году Великая Мезия была превращена в римскую провинцию. Но поскольку мы уже ничего не слышим о военных завоеваниях в центральной части Балканского полуострова, было бы логично предположить, что 28 год является последним годом дарданской независимости.
(стр. 214)
Суммируя то, что мы сказали о сообщениях Страбона и Аппиана, следует подчеркнуть ещё раз, что они указывают на то, что не только во времена Страбона и Аппиана, но значительно раньше, дарданцев считали иллирийцами. …
(стр. 215)
У Полибуса и Ливия есть несколько упоминаний дарданцев, которые заставляют нас подумать, что дарданцы отличались от иллирийцев.
(стр. 216)
… в четвертом веке до нашей эры, к которым относится первое упоминание о дарданцах, уже тогда их отличали от иллирийцев. Но это не этническое отличие, и поэтому оно не противоречит утверждениям Страбона и Аппиана. Дарданцы могли иметь иллирийское происхождение, и в то же время о них могли говорить как об отдельном народе. …
(стр. 445)
Предположение, что Дарданское королевство состояло из большого числа племен и племенных групп, находит подтверждение в сообщении Страбона о галабриях и давнятах. И это сообщение тем ценнее, что эти два племени, как следует из их названий, принадлежали к различным этническим группам, и на основании этого можно предположить, что их присоединение к дарданцам было осуществлено с помощью силы или военных действий, из чего снова следует, что у них уже существовала развитая система политического управления. Более того, судя по дарданским именам, среди которых много редких местных примеров, в Дардании наверное существовал третий этнический элемент, субстрат народа, который населял ее изначально. Население с таким смешанным этническим составом не просуществовала бы несколько столетий без сильного правителя. Поэтому, хотя в источниках это и не упоминается, будет оправданным предположение о том, что Дарданское королевство было не обычным альянсом племён, а сверхплеменной общностью продолжительного типа.
(стр. 456)
Дарданцы отличались от скордичей тем, что они сражались, наступая тесными рядами, организовано и дисциплинировано. В вышеупомянутой битве описанной Ливием, «очень немногие из них были убиты и многие ранены, но ни одного не взяли в плен, поскольку они не покидают своих рядов когда им вздумается, но все сражаются и отступают в организованном порядке».
Но что самое интересное в военной истории дарданцев, так это огромные количества как солдат, берущих участие в сражениях, так и боевых потерь.
(стр. 469)
… И я не вижу причин, почему в свете исключительного богатства Дардании серебряными рудниками и очень раннее хождение там греческих и македонских денег, мы не можем предположить, что дарданцы пустили в оборот свои собственные деньги до того, как это сделали скордичи. Дардания была также богата золотыми рудниками. Плиний упоминает (33. 39.) (aurum) Dardanum: «даже простолюдины носят золотые украшения на своих руках; золото приходит из Дардании и называется дарданским».
(стр. 474)
В центральной части Балкан выделяющимся фактом является то, что дарданцы, у которых была самая сильная политическая организованность, не мигрировали. Они выстояли против нашествие кельтов, набеги скордичей и бастарнов, и римские завоевания, и тем не менее остались на своей первоначальной территории. Этого нельзя сказать об остальных центрально балканских племенах.
(стр. 483)
Дардания без сомнений, имела гораздо более сложную экономическую и социальную структуру, чем остальные центрально балканские племена. Она включала в себя полукочевых скотоводов, которые существовали там во все века по причине наличия сочных лугов, и оседлых фермеров, и смешанные племена занимающиеся земледелием и скотоводством, рудодобытчиков, мастеровых и купцов. До нас дошло особенно интересное утверждение о специфичных аграрных отношениях, распространенных в Дардании. Агафархид из Книда сообщает, что среди дарданцев были такие, которые владели тысячью или более батраками. Эти батраки обрабатывали землю в мирное время, а в военное время формировали бригады под командованием своего хозяина.
(стр. 488-489)
Площадь дардании была приблизительно равна 25-30 тысяч квадратных километров. Если использовать среднее число населяющих в то время этот регион людей, подсчитанное Белоком, то население Дардании не превышало 150-180 тысяч жителей.
Выводы, которые нам удалось сделать по поводу социальной и экономической структуры дарданского общества, находятся в полном согласии с тем, что нам известно о политической структуре Дардании. Из всех центрально балканских племен, дарданцы имели самые сложные социальные и экономические отношения, и самую развитую экономическую жизнь. По этой причине, их политическая общность была самой тесной и самой долговечной.
(стр. 515-519)
Теперь, говоря о дарданцах, мы переходим к светлой стороне этнографии. Тут мы уже больше не встретим упоминаний об убийствах и людских жертвоприношениях, — только упоминания о нечистоплотности и игре на музыкальных инструментах.
Я не думаю, что это всего лишь случайное событие, — хотя я и знаю, какими каналами информация о жизни центральных Балкан дошла до нас, — что только говоря о дарданцах, мы не встречаем упоминаний о таких дикарских обычаях, как человеческие жертвоприношения, питье человеческой крови, и тому подобное. И так же, как нам удалось заметить различие между дарданцами и остальными центрально балканскими племенами в отношении социальной и политической организации, так же и теперь, когда мы начинаем рассматривать их обычаи, их образ жизни оказывается более культурным, чем образ жизни остальных племен. Нас не должно запутать утверждение Страбона о том, что дарданцы были довольно диким народом. … Ведь когда он хочет проиллюстрировать их дикость, у него не находится ничего другого, как утверждение о том, что они жили в подземных жилищах покрытых навозом.…
… Рассказы о жестоком сопротивлении, которое оказывали дарданцы, защищая свою независимость, передавались из поколения в поколение. По словам Амиана Марцеллина, свирепость дарданцев была похожа на свирепость Лернийской Гидры, которая появлялась снова и снова. Это сравнение показывает силу жителей Дардании, и раздражение римлян, которые должны были потратить столько усилий и пожертвовать столькими людьми, чтобы сломить дарданцев, но оно не содержит и следа того ужаса и отвращения, которое сквозит в каждом упоминании о дикости скордичей. И это несомненно означает, что внешний облик дарданцев и методы военных действий, которые они применяли, не были такими же невиданными и неслыханными для македонян и римлян, как внешний облик и методы ведения войны скордичей и месейцев.
В Paradoxographus Vaticanus сохранилось сообщение о дарданцах, которое в действительности состоит из двух отдельных частей. Первое сообщение известно также из нескольких других источников. Оно повествует нам о том, что «дарданцы моются только три раза в жизни, — когда рождаются, когда женятся и когда умирают». Существовала даже поговорка «он моется три раза в жизни, как дарданец», которая применялась не в отношении грязнуль, а в отношении бедняков, поскольку для греков вопрос мыться или не мыться — был вопросом наличия денег. Однако в отношении дарданцев, проблема состояла именно в нечистоплотности. Наверное, была какая то причина, почему такое утверждение было сделано только в отношении дарданцев, так что я думаю, это утверждение было достоверным, хотя значение этого утверждения, наверное, было отличным от того значения, которое греки вкладывали в такую фразу.
Концепция чистоплотности и гигиенических привычек среди различных народов возникала в результате влияния различных факторов: климата, расстояния к морю или реке, природе главного вида деятельности, экономических условий, религиозных предубеждений, темперамента. Изучение примитивных народов современности показало, как широко варьируют гигиенические привычки. Существуют народы, которые моются ежедневно, но никогда не моют своей посуды; другие любят мыться, но живут в грязных хижинах; другие же натирают себя маслом и никогда не пользуются водой, поскольку верят, что она приносит болезни. Есть также и такие народы, которые в грязи видят защиту от сглаза. Древние турки никогда не мылись, поскольку верили, что их боги накажут их громом и молнией за то, что они моются. Такие же поверья существовали и у некоторых родственных им народов центральной Азии. Мы не знаем какие гигиенические привычки были у дарданцев. Возможно, они мылись, а, возможно, и нет. Но если они не мылись и трех раз в жизни, то, возможно, делали это из-за какого-нибудь предрассудка.
Наконец следует сказать несколько слов о музыкальности дарданцев. … Если музыкальность дарданцев особенно подчеркивалась Страбоном, наверное была какая то причина для этого. У Гесукия есть выражение δαρδα μελιττα = «дарда медовый», но оно непонятно, и поэтому нет смысла спрашивать связано ли оно каким то образом с дарданцами и их музыкальностью. Однако мы обязаны обратить внимание на то, что Дардания в Малой Азии была знаменита своими игроками на флейте (Δαρδανις αυλητρις у Аристофана были конечно из Малой Азии).
Страбон приписал балканским дарданцам то, что принадлежало дарданам Малой Азии. Музыкальность является наследственной чертой дарданцев, и развитие музыкальных способностей передается из поколения в поколение. Наличие одинаковых черт у дарданцев Балкан и дарданов Малой Азии возможно связано с тем, что у них было общее прошлое.
(стр. 522)
Дарданцы проявили наибольшую стабильность, они строили форты и поселения городского типа как коммерческие и административные центры, развивали индустрии и металлургию, были вовлечены в торговлю. Создается впечатление, что они одни из всех центрально балканских племён имели объединенную политическую организацию сверх племенного характера, и можно сказать, что они достигли развития уровня народа. Остальные центрально балканские племена оставались разрозненными племенными группами людей, и, строго говоря, выражение «народы» к ним не применимо.
Границы Дардании, данные различных авторов
Источник: The Central Balkan Tribes in Pre-Roman Times,
By Fanula Papazoglu, 1978
Далее…ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ЛЕГЕНДЫ. Глава 4. ДАРДАНИЯ. 4,4. Дарада Восточной Азии