Среда , 25 Июнь 2025
Домой / Античное Средиземноморье / Цивилизация Орфея

Цивилизация Орфея

Философ Александр Дугин (отец Дарьи).

Цивилизация Орфея.

Оглавление:

Орфей как гештальт европейской инициации
Биография бога мистерий: фракийская Родина
Орфей аполлонический
Орфей дионисийский
Источники и примечания

Орфей как гештальт европейской инициации

Фигура Орфея (Ὀρφεύς) в греческой мифологии играет фундаментальную роль. Он был не только архетипом певца и музыканта, но и основателем мистерий, полубогом, создателем особой орфической религии и специфической философии.

Для греков имя «Орфей» Ὀρφεύς было созвучным со словом ὄρφνη — темнота. Отсюда чёрные одежды Орфея и его связь с культом подземной богини Гекаты, которой он приносит жертвы в одном из эпизодов странствия Аргонавтов. Главный сюжет о нисхождении Орфея в подземный мир Аида также напрямую сопряжен с мраком.

Мифы об Орфее вдохновляли эллинскую культуру, будучи органической и, быть может, центральной частью религии мистерий. Сами мистерии — как Элевсинские, так и Дионисийские и Самофракийские — основывались на постоянном сценарии, варьирующемся лишь в деталях:

нисхождение посвящаемого в область смерти, в Аид, его символическое умерщвление,
созерцание структуры божественного мира,
возвращение к жизни в новом качестве, новорожденного (получившего второе рождение), неофита.

Персифона (Кора) в подземном царстве Аида (Плутона)

В Элевсинских мистериях канвой являлись поиски Деметрой дочери Персефоны, похищенной владыкой Аида Гадесом и ставшей его супругой, царицей мира смерти; её обретение и её возвращение на Олимп (хотя и временное), так как съеденный Персефоной плод граната обрек её на то, чтобы всякий раз возвращаться в мир мёртвых.

Мистерии Диониса строились на триетерическом цикле его смерти (Диониса-Загрея разорвали титаны[1]), и возвращения к жизни (зов Диониса).

Самофракийские мистерии предполагали также нисхождение посвящаемых в Аид, в царство кабиров, подземных могуществ и возвращение к жизни с новым знанием[2]

Легенда об Орфее повествует именно о таком нисхождении в царство мертвых и возвращении оттуда к новой жизни, и поэтому может рассматриваться как обобщенное выражение общего мистериального сценария. Отсюда устойчивая связь фигуры Орфея и религии орфиков, его последователей, с дионисийством, Элевсинскими культами, но также и с хтоническими культами подземных богов — кабиров, Персефоны, Гекаты и т.д.

Орфей представляет собой общую парадигму мистерии как таковой, обряда посвящения (τελεταί όργια). Этот обряд существовал практически во всех культурах — от самых развитых до самых примитивных и повсюду имел сходную структуру: смерть, воскресение, новое качество жизни, обретаемое после возвращения. Но в средиземноморской культуре, в европейском культурном круге наиболее концентрированным символом посвящения (инициации) выступает именно Орфей. В этом смысле все мистериальные аспекты европейской цивилизации сводятся к фигуре Орфея и имеют в нем свой фундаментальный образец, свой гештальт.

Относительно связи орфизма с другими мистериальными инициатическими культами существуют различные гипотезы. Так, венгерский историк религий Карл Кереньи полагает, что орфизм возник на основе дионисийских общин после того, как туда стали допускаться мужчины, тогда как на раннем этапе дионисийский фиас состоял исключительно из женщин[3]. В этом случае раннее символическое молчание (или нечленораздельная глоссолалия, издание животных звуков — как в дионисийских процессиях) посвященных женщин позднее в лице певца Орфея приобрело голос, φωνή — свойство мужчины. Патриархат связан с указующей речью (а это и есть собственно λόγος), переводящей молчаливое содержание сознания в эксклюзивный деятельный императив. Отсюда одна из проблем орфизма, отраженная в мифах: конфликт мужского и женского внутри поля дионисийских культов, где чрезмерное настаивание на той или иной гендерной герменевтике (излишняя скрытность, интуитивизм или, напротив, чрезмерно откровенное изложение таинств) порождает коллизию, отраженную в преданиях о «войне полов», относящихся к орфическому циклу.

Биография бога мистерий: фракийская Родина

В разных версиях мифа приводятся разные версии происхождения Орфея.

Как правило, фигура Орфея[4] устойчиво связывается с Фракией, территорией на Севере Балканского полуострова, населенной индоевропейским воинственным народом фракийцев, предков даков. Сравнительно недалеко — в Фессалии — располагается гора Олимп. В мифах эта страна называется страной народа киконов (Κίκονες), упомянутых ещё у Гомера в «Одиссее». Родиной Орфея было селение Пимплеи. Рос Орфей в регионе Македонии — Пиерии.

Чаще всего Орфей предстает как сын фракийского царя (вариант — речного бога) Эагра[5] и одной из муз (чаще всего Каллиопы, иногда — Полигимнии, Клио или Мениппы). В других вариантах (в частности, у Пиндара) отцом Орфея назван Аполлон. В любом случае, Орфей связан с Аполлоном самым тесным образом. Аполлон дарит ему солнечную лиру, полученную им самим от Гермеса, и покровительствует на протяжении всей жизни. Лира Орфея способна была очаровать богов, людей, животных (в том числе диких), растения и стихии мира. Восхищенные этой игрой за Орфеем следовали все живые существа Вселенной — в том числе деревья.

Миф повествует о необычно долгой жизни Орфея — 9 или 11 поколений (до Троянской войны).

Орфей был одним из участников похода Язона и аргонавтов за золотым руном, хотя, по мнению некоторых греческих авторов, это был второй Орфей, сын Мусия[6], о чём имеется упоминание у Симонида и Пиндара. Орфей пел гребцам во время плавания. Его пение победило чары сирен.

Цикл Орфея и фигур, относящихся к его кругу, прочно связан с двумя территориями — Македонией и Фракией (Балканами), с одной стороны, и Сицилией и Южной Италией (Сардиния), с другой. Между ними существует сакрально-географическая связь, подчеркиваемая в разных вариантах мифа и сюжетных линиях. Так, в Сицилию бежит жена Орфея Эвридика, спасаясь от преследования крылатого бога Аристея (Ἀρισταῖος), сына Аполлона, где она и гибнет от укуса змеи[7]. Сам же Аристей, наоборот, приходит во Фракию, где и встречает Эвридику, из Сардинии и Сицилии, где до этого учит местное население культам. В VI веке до Р. Х. орфизм получил распространение главным образом именно в Южной Италии и на Сицилии.

Орфей представлен в эллинских преданиях как религиозный реформатор, посетивший Египет и вынесший оттуда древнюю сакральную мудрость и посвятительные обряды. В некоторых аспектах его фигура весьма напоминает иранского Зороастра. Как и Зороастр, Орфей был теологом и религиозным философом. У неоплатоников он фигурирует под именем «теолог». Также на это указывает связь Орфея с солнечным богом Аполлоном. По одному из преданий, Орфей каждое утро поднимался на Пангейскую гору для того, чтобы встречать солнце Аполлона.

Аполлон-солнечный бог

Орфей аполлонический

Крайне противоречивы мифы в описании отношений Орфея к культу Диониса. Здесь мы видим две прямо противоположные точки зрения.

Одна из них состоит в том, что Орфей был противником культа Диониса. Он не почитал Диониса, упуская его имя из числа воспеваемых им богов. По другой версии, он разоблачил и сделал явными тайные обряды Диониса. При этом по Овидию выбор Аполлона привёл Орфея, после смерти возлюбленной Эвридики, к культу эфебов и сакральному гомоэротизму (однополых отношений).

Ещё один рассказ утверждает, что Орфей, не будучи посвященным в культ Диониса, подсмотрел оргии (как Пенфей в «Вакханках» Еврипида) и был за это убит (растерзан), а позднее превращён в созвездие Коленопреклоненного. Финалом этой версии аполлонического орфизма является сюжет о гибели Орфея, разорванного бассаридами-вакханками, любовные притязания которых он отклонил (также по Овидию) или иначе — бога которых он отказывался почитать[8]. Такой Орфей — фигура чисто аполлоническая.

Аполлон с лирой на крылатом грифоне

Лира (кифара), девятиструнный инструмент, связан именно с солнечным Аполлоном, тогда как символическим инструментом Диониса является флейта и другие духовые инструменты (трубы, горны и т.д.), заимствованным из круга прадионисийских мистерий Великой Матери. Согласно одному из мифов, после смерти Орфей был превращен в чисто аполлоническое животное Лебедя и помещен на небо как созвездие Лебедя, недалеко от созвездия Лиры[9].

В аполлоническом цикле растерзанное на куски тело Орфея собирают Музы, похоронившие его в Либетрах[10]. Голова же Орфея, остававшаяся живой и способная говорить (как голова Иоанна Крестителя в христианских легендах или Брана в кельтском мифе), приплыла, продолжая петь, из реки Гебр (или из реки Мелес в Смирне[11]) на лире (или сама по себе) на остров Лесбос и пристала близ Мефимны. С тех пор на острове Лесбос было святилище, где голова Орфея пророчествовала, пока Аполлон не заставил её замолчать. Святилище было посвящено Дионису. В этот храм, как и в храм в Либетрах, где по преданию Орфей был жрецом, прежде чем его растерзали бассариды, женщинам был вход запрещен. Лиру же Орфея на Лесбосе поместили в другой храм, посвященный Аполлону.

Легенды утверждают, что на могиле Орфея в Либетрах или Дионе, куда его останки были перенесены из Либетр, после того, как обрушились колонны храма, до сих пор соловьи поют прекраснее и нежнее, чем во всех остальных местах.

Шествие на Дионисиях — Сатир, Дионис на пантере, менада с флейтой

Орфей дионисийский

Альтернативная версия представляет Орфея почитателем Диониса, его жрецом. Отсюда упоминаемый Кононом сюжет, согласно которому фракийские и македонские женщины убили дионисийского жреца Орфея за то, что он не допустил женщин к мистериям (снова гендерная линия напряженных конфликтов мужского и женского начал в культе Диониса).

По другой легенде, именно Орфей устанавливает отправление культа Диониса на горе Киферон (по имени его кифары). Статуя Орфея обнаружена в храме Деметры Элевсинской (сопряженной с культом Диониса) в Лаконике. С Элевсином Орфея связывает сюжет о построении им храма Девы Спасительницы, Коры Сотеры в Лакедемонии. В этом случае сюжет о том, что Орфей был растерзан вакханками, приобретает значение повторения дионисийского жеста — сам Дионис был разорван титанами. Показательно, что в одной из версий мифа Дионис превратил вакханок, растерзавших Орфея, в дубы, священные деревья Великой Матери. От названия дуба (δρῦς) пошло выражение «дриады» (Δρυάδες), нимфы деревьев, родившиеся из «Дерева Гесперид», связанного с Западом и атлантическим регионом.

Дриадой была Эвридика — возлюбленная Орфея. Среди списка дриад фигурируют две из многочисленных жен мифического царя Египта Даная[12] — Атлантия и Феба, а так как другие имена жен — в частности, Элефантида, Европа, Эфиопиея, Пиерия и т.д. имеют имена, тождественные странам и сторонам света в древнегреческой сакральной географии, то можно увидеть в дриадах прообразы мифических континентов. Отсюда, возможно, и значение имени «Эвридика» — дословно, «Правящая далеко», что может относиться как к правительнице мира мёртвых, так и какой-то конкретной области (например, к Южной Италии — Сицилии и Сардинии).

Параллель между Дионисом и Орфеем можно увидеть и в сюжете о том, как Дионис выводит свою мать Семелу из Аида, а Орфей пытается сделать то же (но неудачно) со своей возлюбленной Эвридики.

Именно орфизм сделал позднее основой своего сотериологического учения тему о растерзании Диониса-Загрея титанами, которых Зевс поразил за это молнией, а из пепла (или пара над пеплом) появились люди, несущие в себе оболочку титанов и семя Диониса. Этот сюжет является основой орфической антропологии, основанной на метафизической двойственности человеческой природы: как потомки титанов — люди тяготеют к материи, телесности, плоти и ὔβρις, кардинальному греху титанов, состоящему в отсутствии меры, неукрощенной слепой и себялюбивой природной мощи, не признающей порядка; как носители искры Диониса, люди родственны легким светлым богам, сопричастны вечности и бессмертию, полёту и мысли. Вся этика орфизма состоит в том, чтобы раскрыть в человеке заложеное в нем дионисийское начало и подчинить титаническое. На это направлены обряды, практики, посвящения и орфическая культура в целом.

Орфей, таким образом, является точкой проблематичного пересечения двух Логосов — Логоса Диониса и Логоса Аполлона. В этом состоит уникальность его фигуры и его архетипа.

Источники и примечания:

[1] «Второй» Дионис был спасён из чрева сожжённой сиянием Зевса матери Семелы и выношен в бедре самого Зевса.

[2] При посвящении в Самофракийские мистерии, по преданию, познакомились друг с другом отец и мать Александра Великого Филипп Македонский и Олимпиада, тогда же и был зачат Александр.

[3] Кереньи К. Дионис. Прообраз неиссякаемой жизни. М.: Ладомир, 2007.

[4] Орфей впервые упомянут в текстах Алкея и Ивика. Древнейшее изображение Орфея представляет его на метопе сокровищницы сикионцев в Дельфах среди всадников, в которых обычно видят аргонавтов.

[5] Эагр считается потомком титана Атланта и его дочери Алкионы. Имя Орфей дословно означает «тот, кто охотится в одиночестве».

[6] По другой версии Мусий, напротив, был сыном Офрея.

Скифская Змееногая богиня – прорастающая дева. V века до н.э. Пантикапей (Керчь. Историко-археологический музей.)

[7] Укус змеи в ногу дриады Эвридики может отражать древний сюжет о связи змей и корней деревьев, а также об их символическом тождестве. Эвридика была дриадой, а дриады подчас изображались с корнями деревьев вместо ног. Отсюда, вероятно, архаический уровень мифа: укус змеи есть напоминание Эвридике о её хтонической природе, о её корнях, уходящих под землю, куда она и спускается после смерти.

[8] Одна из легенд гласит, что Орфей был разорван фракийскими женщинами в городе Дие (Македония). У Эсхила в трагедии «Бассариды» этот сюжет также описан в связи с горой Пангеей.

[9] Чисто аполлоническим пояснением служит одно из древних мифологических толкований, относительно того, что после смерти возлюбленной Орфей выбрал одиночество или компанию мужчин в силу «ненависти к женщинам».

танец кабиров-воинов

[10] Обнаруженное в Либетрах культовое сооружение для проведения посвящений было копией аналогичных зданий в Самофракии, которые использовались для посвящения в мистерии кабиров. Кабиры представляли собой хтонических божеств. У Аполлония Родосского три главных кабира (Аксиокерсос, Аксиокерса и Аксиерос) отождествляются с Аидом, Персефоной и Деметрой.

[11] Позднее от бога реки Гебр (или из реки Мелес в Смирне родился Гомер.

[12] В мифе об убийстве дочерями Даная Данаидами своих мужей можно увидеть указание на цивилизацию Великой Матери, а единственная ослушавшаяся отца Данаида Гипермнестра, сохранившая жизнь мужу Линкею, выступает как провозвестница аполлонического индоевропейского патриархального строя, сменившего собой предшествующую матриархальную цивилизацию — цивилизацию Данаид. Сюжет с Данаидами предвосхищает сюжет с женами Лемноса, перебивших своих мужей (за связь с фракиянками после того, как обойденная жертвами Афродита наслала на них отвратительный рыбный — по другой версии козлиный — запах). И те и другие угрожают повеситься в священном храме. Сюжет повешения (шире, удушения) связан с культом деревьев из цикла обрядом Великой Матери. С Лемноса пошел хтонический пеласгийский культ кабиров, ставший основой Самофракийских мистерий.

Существуют ли лабиринты на острове Крит?
Как строились римские дороги?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*