Цивилизация ацтеков и майя расцвела на землях ранее принадлежавших загадочной исчезнувшей цивилизации ольмеков — «каучуковых людей» (т.е. «чёрные, как каучук, люди»), и всё же эта область Америки останется малонаселенной до 19-го века.
Ольмеки, исчезнувшие из истории около 1300 года до н.э. создали календарь, который известен нам, как календарь майя и цифры майя. Воинственные племена майя позаимствовали большую часть культуры развитой цивилизации ольмеков.
Календарь майя
На территории современных Мексики, Гватемалы и Гондураса существовала огромная могущественная страна. Её населяли индейцы майя. Полторы тысячи лет назад они уже умели строить города, возводить дворцы и храмы.
Некоторые храмы служили майя обсерваториями, они наблюдали оттуда за движением Солнца, Луны и других небесных тел.
Майя были замечательными строителями, скульпторами, резчиками по дереву и камню, но в этом они не выделялись среди других народов, например древних римлян, греков, китайцев или персов, которые тоже были большими умельцами. А вот в знании астрономии и математики в ту эпоху майя не имели себе равных.
В VI веке правители майя приняли календарь, который оказался точнее всех солнечных календарей, когда-либо существовавших. Он вернее и того календаря, которым пользуемся мы с вами, — григорианского. Каким-то чудом, не имея ни космических спутников, ни телескопов, майя вычислили продолжительность солнечного года с точностью до секунд. Судите сами.
В современной астрономии продолжительность солнечного года составляет 365,2422 дня.
Юлианский календарь, по которому до сих пор живет православная церковь, насчитывает в году 365, 2510 дня.
По григорианскому календарю год составляет 365, 2425 дня.
Год по календарю майя равнялся 365, 2420 дня, то есть всего на две десятитысячных доли отличался от современных данных.
В году было 18 месяцев по двадцать дней. Месяц носил название «виналь». 18 виналей составляли тун (год). А один тун равнялся 360 кинам (дням). Последние пять дней года не входили в календарь. Майя считали их неблагоприятными. Последняя пятидневка года так и называлась: «ваайеб» — неблагоприятная. Майя говорили, что в эти дни «год умирает», и ничего не делали, потому что ничего хорошего все равно не получится.
Год для майя был главной мерой времени. 20 лет составляли катун, 20 катунов — бактун, 20 бактунов — пиктун, 20 пиктунов — калабтун и так далее. В самый большой период времени, называвшийся алаутун, входило 23 040 000 000 кинов.
Год майя начинался 16 июля. Этому дню соответствовал первый день месяца Поп. А заканчивался год 10 июля, в последний день месяца Кумху. Пять дней между этими числами как раз и составляли ваайеб.
Счёт времени майя вели с четвертого тысячелетия до нашей эры. С 3113г. до н.э. или, по другим расчетам, с 3373 года до нашей эры.
Кроме солнечного календаря, который назывался хааб, у майя был лунный календарь под названием цолкин. Вместе два этих календаря образовывали период в 18 890 дней. И только по завершении этого цикла название и номер дня в календаре повторялись.
Конечно, для создания такого сложного календаря нужна была очень хорошая система счёта. И майя ею владели. В чем-то она походила на ту десятичную систему, которой пользуемся мы с вами и которую европейцы заимствовали у арабов, в свою очередь перенявших её у персов и индусов. Это девять цифр от 1 до 9 и ноль.
У майя была двадцатичная система счёта. В ее основе лежал знак 0, который сам по себе ничего не означает, но в сочетании с другими цифрами увеличивает их в десятки раз. Ноль, расположенный слева, увеличивал в десять раз; когда майя ставили ноль сверху, это означало увеличение в двадцать раз.
Цифр у майя было всего две, они изображались точкой и чертой. С помощью трёх этих знаков майя умели рассчитывать орбиты планет, время затмений Солнца и Луны и всякие другие события на много лет вперёд.
Племена майя научились делать бронзовое оружие, серебряные украшения с камнями, художественную резьбу по камню, статуэтки и рисунки, а также позаимствовали цифры ольмеков и математические методы исчисления.
Племена майя поклонялись Солнцу — на алтаре с солярным символом — свастикой, майя приносили человеческие жертвы.
Солярные знаки и свастика, изображённые в разных видах, встречаются очень часто на архитектурных памятниках цивилизации майя.
Из вулканического камня, относящегося к 500 году н.э., древние майя создали изваяние божества, попирающего ногами символ подземного мира — крокодила (змея, дракона). Бог племени майя изображён с поднятыми вверх руками, его голову венчает корона, с символами направленными на 4 стороны света, на корону божества опираются небеса — свастическая корона.
Туристы, побывавшие на экскурсии в Мексике, Канкун, в большой каменной пещере, смогут увидеть древнейшие рисунки, сделанные на стенах пещеры красной охрой. Учёные и археологи считают, что возраст изображений людей с поднятыми руками около 7500 лет.
Исследуя цивилизацию майя, археологи обнаружили множество интересных каменных и терракотовых статуэток.
Одна из них представляет божество с отверстием в груди, где можно увидеть ещё шесть маленьких майя божеств – всего семь.
Племена майя были знакомы не только с жертвоприношениями человеческого сердца своим богам, но и с бальзамированием человеческого тела.
Так же, как и в Египте, где в ритуал захоронения фараона входило бальзамирование тела и сооружение вокруг него семи покровов, саркофагов-гробов из разных материалов. Таким образом, тело фараона было подготовлено к тайне вечной жизни и его воскрешению в ином мире.
В древнерусской культуре тайна жизни сокрыта также под семью покрововами, напоминающими семь оболочек ячменного зерна, ставшего праобразов возраждения из мёртвых — его закапывают в землю, а оно проростает весной.
Один из самых известных памятников в Копане – это Алтарь Q перед храмом 16. На каменном Алтаре запечатлена история династии первых царей из доколумбовой цивилизации майя, построивших государство с центром в Копан. Под алтарём Q, который представляет собой массивный квадратный камень, установленный на 4 камня цилиндрической формы, похоронены 13 ягуаров, принесённых в жертву.
На западной стороне алтаря Q изображен первый царь майя Яах-Кук-Мо (слева, под цифрой 1) передающий символ власти- Жезл , очень напоминающий Ваджру ведического бога Индры, своему приемнику 16 царю майя Яах-Паку (Yax-Pac) (справа). Первый царь майя Яах-Кук-Мо (Yax-K’uk’ Mo’) потерял правую руку в бою, и держит жезл в левой руке.
Современные изотопные анализы человеческих останков царя Яах-Кук-Мо (Yax-K’uk’ Mo’) показали, что он родом из Копан, в Тикаль, а не из Теотиуакана, города II века до н. э. — VII века н. э. в долине Мехико (Мексика).
На каждой из сторон Алтаря Q изображены 4 царя майя, таким образом, на Алтаре Q представлены первые 16 царей майя из династии Копан. Имена царей прочитаны русским учёным Юрием Кнорозовым на языке майя.
Интересно, что некоторые наши современники видят в украшениях царей майя, детали, похожие на современные шлемофоны, наушники, а изображение царского жезла напоминает им взлетающую в космос ракету, что даёт им основание предположить, что майя — пришельцы их космоса.
Двор святилища майя в Копане украшен резными каменными стелами, установленными в честь знаменательных событий, прославляющих имя правящих царей майя. Каменные изваяния идолов похожи на каменные менгиры или на скифские бабы, часто встречающиеся во многих европейских и азиатских цивилизациях.
На каменной стеле «C» нанесена дата её создания — это 5 декабря 711 года н.э. Каменная стела обращена на восход и на заход солнца, так же, как и на скифских курганах, каменный идол встречает первые лучи солнца на востоке и провожает его за горизонт на западе.
На западной стороне Стелы «C» изображена черепаха в форме алтаря, её называют «Космическая Черепаха», так как на её панцире изображены небесные созвездия, подробная карта звёздного неба.
Священные круглые камни майя — алтари, также имеют своих «двойников» в других цивилизациях мира. У всех народов мира большие камни служили проводниками воли богов.
Например, в древней Греции в храме Аполлона в Дельфах под деревом в священной роще лежал большой круглый камень, который называли «омвал», или «пуп земли». Стоя у священного камня омвала, дельфийские оракулы предсказывали судьбу царям и полководцам. В Средиземном море, на острове Сардиния, есть гигантские сооружения до-римской эпохи, называемые Нураги, и огромные округлые камни-«омвалы», считающиеся энергетическим местом силы.
Когда речь заходит о священных мегалитах и валунах, почему то всегда первым делом на ум приходит камень, упоминаемый во многих русских сказках, и стоящий на распутье трёх дорог. Подходя к камню всадник, решал какую дорогу жизни ему выбрать, в какую из сторон света ему поехать. В России знаменитый Синь-камень Плещеева озера исполняет желания и перемещается по берегу озера.
В изобразительном искусстве цивилизации майя есть и другие символы и ритуальные изображения, которые встречаются в культурах многих европейских народов. Например, Священное Древо Жизни.
Двуглавый орёл, смотрящий в разные стороны, и лунница в искусстве майя.
Изучив древние манускрипты францисканского монаха XVI века Диего де Ланда «Сообщение о делах в Юкатане» и братьев Вильякорта «Кодексы майя», советский учёный Юрий Кнорозов понял, что алфавит майя состоит из 29 знаков — это ключ к пониманию языка майя.
На основе трёх иероглифических рукописей майя — Парижской, Мадридской и Дрезденской, Юрий Кнорозов обнаружил, что во всех текстах встречается 355 самостоятельных знаков и каждый знак майя читался, как слог.
Это позволило Кнорозову определить тип письма, и установить фонетическое чтение некоторых слогов. В 1947 году Кнорозов составил каталог иероглифов майя, а через пять лет вышла первая публикация о результатах дешифровки письменности майя.
Полный перевод иероглифических рукописей майя Юрий Кнорозов опубликовал в 1975 году и получил за эту работу в 1977 году Государственную премию СССР.