Философ Александр Дугин (отец Дарьи).
Цивилизации Южной Америки
Оглавление:
Солярная Империя инков
Промежуточные цивилизации Иберо-Америки
Источник и примечания
Солярная Империя инков
Другая развитая цивилизация индейцев располагалась в Южной Америке, на территории современного Перу, в областях Андского нагорья и побережья Тихого океана. Уже в первой половине I тысячелетия до Р. Х. здесь возникает культура чавин, оказавшая влияние на последующее развитие всей этой территории. Вслед за ней в северной зоне Перу появляется культура мочика, на юге — паракас, а позднее родственная ей наска. В бассейне высокогорного озера Титика-ка (на территории современной Боливии) существовала цивилизация тиауанако (IX—XII века до Р.Х.), в основе которой были племена аймара. Эти цивилизации в той или иной форме существовали до VIII века по Р.Х.
На севере Перу, в прибрежной зоне XII—XV века по Р. Х., где ранее располагались основные центры цивилизации мочика, возникает огромное государство Чиму со столицей Чан-Чан. Носители цивилизации Чиму строили огромные каменные здания, прокладывали водопроводы, широко пользовались мелиорацией и удобрениями для совершенствования аграрных циклов. Чиму была цивилизацией воинов и подчинила себя многочисленные народы, располагавшиеся на её периферии. В середине XV века Империя Чиму распалась под натиском новых завоевателей — инков.[1]
Инками называли себя сакральные цари племен индейцев кечуа, которые появились в долине реки Урубамбы в XII—XIII веках, где основали свою столицу город Куско. Вокруг Куско постепенно сплотились различные племена кечуа, которые имели свои города, политические образования и укрепленные стратегические пункты.
Перед лицом агрессии племен чанка, в 1438 году сложился военный союз вокруг правителя инков Пачакутека, одержавшего победу над чанка. Это стало началом могущественного государства Тауантинсуйю (на языке кечуа — «четыре страны света»). В результате завоеваний Пачакутека и его наследников Тупака Юпанки и Уайны Капака, инки распространили свое могущество на огромную территорию от Анд до Тихого океана протяженностью с севера на юг около 5 тысяч километров (значительная часть нынешних Перу, Боливии, Эквадора, Чили, Аргентины), создав огромную южно-американскую Империю.
Империя инков включала в себя множество этнических групп, которые, с одной стороны, воспринимали от государства язык кечуа, религиозный культ — поклонение солярному Инти, правовые и политические установки, но с другой стороны, вносили свой вклад в общую культуру Империи — в области мифологии, хозяйственных практик, религиозных обрядов, различных терминов и технологий.
В Империи инки, восходящие к первым кечуа, создавшим государство, постепенно превратились в правящую касту, к которой относились как прямые потомки первых инкских правителей, так и жрецы, военачальники, философы (амауты), ученые, администраторы, вожди племен, перешедших на сторону Тауантинсуйю.
Во главе Империи стоял сакральный божественный Император, Сапа Инка (Единственный Инка), считавшийся земным воплощением сыном Солнца и божества Инти и божества Луны (Мама Килья)[2].

Инти Бог солнца у инков
Символом Императора, Сапа Инка являлся золотой диск, инкрустированный изумрудами, находившийся в храме Солнца. Солярный культ был главным в Империи инков, хотя кечуа почитали и иных божеств Мать Землю (Пача Мама), священную Воду (Мама Коча), божество растений кока (Мама Сара) и т.д.

Бог инков Виракоча с двумя стрелами
Высшим божеством был Виракоча, появившийся из примордиальных вод (озера Титика-ка) и сотворивший миры. Виракоча рассматривался как высшее божество и Божественный Интеллект, аналог греческого Нуса, νοῦς. Виракочу постоянно сопровождала волшебная солнечная птица Инти (Корекенке — андский ястреб), украшавшая короны правителей инков — Сапа Инка. Виракоча изображался держащим в руках две стрелы для метания или два боевых стержня.
Структура сакрального пространства инков состояла из трёх измерений — подземный мир мёртвых и нерождённых (Уку Пача), земной мир, где живут люди (Кай Пача), и небесный высший мир, где обитают боги инков — Инти, Виракоча, Мама Килья, Пача Камак, Мама Коча, Ильяпа и т.д..
В цивилизации инков существовала жесткая патриархальная модель отношений с доминацией ярко выраженного солярно-мужского (аполлонического) начала.
С ноологической точки зрения, андская цивилизация — Империя Инков носила в целом ярко выраженный солярный характер, и если проводить параллели со Средиземноморской культурой, ее следует отнести к Логосу Аполлона. Мы видим все характерные признаки именно вертикально-солярной организации — в культуре, обществе, политике, религии, обрядах, мифологии и т.д. Империя Инков была самая масштабной из политических форм доколумбовой Америки, и андский Логос вполне может быть соотнесен с Логосом Римским и Имперским, доминировавшим в Средиземноморье с эпохи возвышения Рима.

«Первое путешествие» Христофор Колумб прощается с королевой Испании перед дальним плаванием в Новый Свет, 3 августа, 1492.
Цивилизацию инков после прихода европейцев в 1492 году ожидала такая же судьба, как и индейцев Центральной Америки. Колонизаторы приравняли их культуру к «дикости» и «варварству», проигнорировали все интеллектуальные, духовные, пластические, социально-политические особенности этой цивилизации и уничтожили ее до основания, обратив жителей Империи инков в бесправных и безмолвных рабов. В этом смысле судьба «аполлонических» инков и «дионисийских» ацтеков и майя была весьма сходной: европейцы стерли с лица земли обе цивилизации.
Промежуточные цивилизации Иберо-Америки
Между Андской цивилизацией и цивилизацией Месоамерики располагалась промежуточная между ними Околокарибская зона, включавшая территорию современных Эквадора, Колумбии, Панамы, Коста-Рики. Жившие на этой территории (в Восточных Кордильерах) племена муисков в этой зоне ещё одну самобытную цивилизацию, имеющую элементы как центрально-американских, так и андинских культур — цивилизацию Чибча[3].
Племена муисков занимались земледелием, обладали высоко развитыми ремеслами, создавали изящные произведения искусства (особенно керамика и скульптура). Однако они не создавали столь монументальных конструкций, как майа, ацтеки или инки. Ко второй половине XV века муиски построили несколько довольно независимых государственных образований — наибольшее значение имели Богота и Тунха.
О религии муисков сохранилось мало сведений. Известно, что они почитали богиню земли и плодородия Бачуе, творца Вселенной Чиминигагуа, богиню воды Сиу[4]. Покровителем Боготы был бог Чибчачум. Муиски особый акцент ставили на культе вод. Так, на священном озере Гуатавита ежегодно проходил обряд сакрального омовения правителя, предварительно натертого накрошенным золотом.
Священного царя называли «Эль Дорадо», «El Dorado», по-испански «Золотой», что стало одним из источников легенд о стране, изобилующей золотом. Испанцы искали золото в озере Гаутавита и для этой цели даже пытались спустить в озёрную воду. А золотой песок у муисков считался символом бога Чиминигагуа[5].
Другие индейские племена пребывали в разных этносоциологических условиях, все вместе они составляли богатейшую палитру социально-культурных типов[6]. Некоторые племена занимались охотой и собирательством. Такими были большинство племен из внутренних областей Бразилии: араваки, карибы и т.д. Племена тупи, однако, представляли собой земледельческую культуру[7]. Охотой и собирательством промышляли и племена жителей Огненной земли — селькнамы (она), хауш (манекенк), яганы (ямана), алакалуфы (халаквулуп, кавескар).
Однако большинство племён бразильских индейцев занимались земледелием на высоком технологическом уровне. Так, гуарани, населявшие долины Ориноко и Амазонки, занимались подсечным земледелием, превращая огромные лесные массивы в поля. У них также было высоко развито ремесло: ткачество, гончарное дело, резьба по дереву. Общества гуарани представляли собой систему самостоятельных и политически независимых племен, во главе которых стояли вожди. В некоторых случаях они действовали совместно, отвечая на тот или иной исторический вызов.
Жившие в бассейнах рек Рио-Гранде-дель-Норте и Колорадо и некогда бывшие кочевниками хопи, зуньи, таньо, керес, известные обобщенно как племена пуэбло, также занимались земледелием. Селения пуэбло подчас состояли из огромных глинобитных домов, в которых могли расположиться более 100 человек. Социальная система пуэбло при этом несла на себе явные признаки матриархата.
На мапуче («люди земли или дети земли»), называемые также «арауканами», и другие индейские племена, живших к северу от реки Мауле, значительное влияние оказала культура инков. Они также преимущественно занимались обработкой земли. Те индейцы, которые жили южнее этой реки, сохранили самостоятельность.
Племена мапуче оказывали предельно ожесточённое сопротивление испанским завоевателям. Это — единственный индейский народ в Южной Америке, который не был завоеван ни инками, ни испанцами[8].
Значительная часть индейских племён, относящихся к промежуточным цивилизациям, представляли собой аграрные общества, то есть соответствовали в той или иной степени культуре Деметры, которая была преобладающей в Европе вплоть до XIX столетия. Поэтому даже эти архаические общества ни в коем случае нельзя считать слабо-развитыми: они обладали иным культурным кодом, иной формой, иной экзистенциальной ориентацией, нежели европейские общества, но по своим структурам и комплексности представлений, ценностей, хозяйственных практик и религиозных теорий они в целом были вполне сопоставимы с аграрными общинами в других частях мира — в том числе и на европейском континенте.
Если цивилизации Центральной Америки и Анд представляли собой сложные социально-политические организации с ярко выраженными кастами— жрецами, воинами, крестьянами, ремесленниками и рабами, то есть полностью и по всем критериям соответствовали уровню высокого технологического развития с эксплицитным и отрефлектированным Логосом, то и промежуточные общества индейцев Иберо-Америки, находившиеся на периферии основных Империй, также представляли собой высоко развитые аграрные социокультурные системы, с доминацией америндского аналога третьей функции Дюмезиля и начальной политической и жреческой организации (вожди, шаманы, навыки ведения войн, наличие развитых мифологических систем и сакральных обрядовых практик). Но колонизаторы проигнорировали и эти качества, записав представителей этих обществ в «дикари» и обратив их на этом основании в рабство.
Удивляет, что в ходе колонизации Южной и Центральной Америки (не говоря уже о Северной Америки, где англосаксы просто истребляли индейцев как таковых), столь разные социальные типы — развитые Империи с письменностью, городской культурой, наукой и развитыми искусствами, высоко-технологичные аграрные общества и по-настоящему архаичные племена охотников и собирателей (проживающих в сельве или на Огненной земле) были полностью приравнены друг к другу и обозначены одним понятием «дикари».
Если подойти к проблеме цивилизационного Логоса индейских культур Иберо-Америки, расположенных на периферии более отчетливых цивилизационных центров, то она всякий раз должна ставиться заново — с учётом конкретного этнического, мифологического и социально-политического контекста. Было бы ошибкой записывать это культурное многообразие в узкую априорную форму: в случае каждого племени требуется тщательно анализировать структуру его мифов и социальных особенностей, чтобы подойти к гипотезе о ноологической структуре его культурного кода. В качестве подготовительного материала в этом вопросе нам могут послужить работы основательного французского этнолога, создателя направления структурной антропологии Клода-Леви-Строса[9], много лет тщательно изучавшего миры американских индейцев, собравшего и систематизировавшего огромный материал.
Источник и примечания