Пятница , 11 Октябрь 2024
Домой / Язык – душа народа / Что значит фраза ‘не лезь на рожон’

Что значит фраза ‘не лезь на рожон’

Выражение «лезть на рожон» связано с охотой на медведя. Победить «царя русского леса» в рукопашной схватке практически невозможно, поэтому следовало не подпустить его близко к себе. Вес взрослого медведя достигает 300-400 кг , поэтому он легко может «заломить» охотника.
В старину охотники, бортники, собираясь в лес, брали с собой деревянный кол с острым железным наконечником, которое и называлось «рожно».

При охоте на медведя использовали охотничий рожон, повествуется в словаре Розе Т. В. Это широкий нож, заточенный с обеих сторон и укрепленный на длинной палке.

Рожно использовали как оружие защиты охотника, когда дикий зверь неожиданно нападал первым. Медведь при нападении на человека вставал на задние лапы, обрушивался на охотника всей своей массой, напарываясь на на остриё рожна и непременно погибал. Получается, что зверь сам «лез на рожон», словно напрашиваясь на гибель.

Эта трагическая сцена на охоте красноречиво рассказывает нам, что ждёт того, кто провоцирует противника, создаёт угрозу жизни для охотника, и собственным неразумным поведением ведёт к смерти.

Перед Вами тот самый рожон, на который советуют никому не лезть. Очень хитроумный и эффективный самолов на хищников. Разного размера рожны в старину ставили и на лисицу, и на волка, и на медведя. На центральной пике закреплялась приманка, скажем, тушка птицы.

Зверь стремился достать приманку и становился на задние лапы, опираясь передними на трезубец. В конце концов его лапы оказывались между зубьями и защемлялись намертво. Использовались по всему Северу России.

Этимологический словарь Макса Фасмера:
Рожо́н
род. п. рожна́ «кол, острый шест«, рожны́ мн. «навозные вилы», укр. роже́н, род. п. рожна́, русск.-цслав. ражьнъ – то же (Златоструй ХII век; см. Срезневский. III, 19), раждьнъ «кол; вилка», Иерем. (Упырь; см. Срезневский., там же), болг. ръже́н «кочерга, вертел», сербохорв. ра́жањ-, род. п. рожња «вертел», словен. rážǝnj, род. п. rоžnja, чеш. rоžеň, польск. rożen, в.-луж. rоžеń, п.-луж. rоžеń, rоžоn.
Произведение от рог затрудняют формы на rа-, позволяющие предположить происхождение из *оržьn- или *orzni̯o- (Торбьёрнссон 1, 64; Младенов 565; Брюкнер 466). С другой стороны, ставится вопрос о происхождении от rаzъ, raziti и сближении с rоgъ. Неубедительно сравнение с греч. ὄρχατος «ограда», ὀρχάς, -άδος ж. «забор«, ἐρχατάω «обношу оградой«, вопреки Лёвенталю; о последних словах удачнее Гофман,( Gr. Wb. 95). Едва ли также к лит. rãginti, rãginu «побуждать, принуждать«, вопреки Маценауэру (LF 16, 175).

Рог – «то, чем рвут, роют». Вслушайтесь в древние производные и вы поймете, что, прежде всего, ими называли оружие: рожон, рогатина, рогатка, рогдица (палица). Все они предназначены для того, чтобы пробить, прорвать доспех или другой защитный покров. Несколько веков назад даже лопата называлась – рогалия.

В словаре Ожегова:
РОЖОН, рожна, м. (стар.)- кол (в 1 знач.).
С рожном идти на кого-н. (вооружившись колом).
На рожон лезть (идти) (разг. неодобр.) — предпринимать что-н. заведомо рискованное.
• Против рожна переть
(идти) (прост, неодобр.) — действовать против силы с негодными средствами.
Какого рожна надо (недостает)? (прост, неодобр.) — что ещё нужно, чего не хватает?

В словаре Д.Н.Ушакова:
РОЖО́Н, рожна, ·муж. (·обл. ·устар. ). Острый кол, укрепленный в наклонном положении.
Лезть (итти) на рожон (разг.) — предпринимать заведомо рискованные действия, обреченные на неудачу и сулящие неприятности.
Ни рожна (·прост. ·вульг. ). — ничего. Ни рожна не дам тебе.
•Какого рожна
(надо, не достает)? (·прост. ·вульг.) — что ещё нужно?
«Какого ещё им рожна надобно?» А.Тургенев.
«Вам какого ещё рожна не достаёт? — сердилась мать.» Г. Успенский.
Против рожна итти (переть); (·прост.) — действовать с негодными средствами против силы, когда все действия заведомо обречены на неудачу.
«Я сказал себе: никогда не прать против рожна.» Салтыков-Щедрин.
Против рожна не попрёшь.
На какой (или на кой) рожон
(·прост. ·вульг.) — зачем, на что?
На какой рожон ты звал меня с собой?

Синонимы выражения «идти на рожон»:
-играть с огнём;
-ходить по острию ножа;
-лезть куда не просят;
-напрашиваться на неприятности;
-совать голову в петлю;
-звать беду на свою голову.

Во всех выражениях содержится значение дерзкого поступка, переходящего за грань разумных действий, так как дерзость сопряжена со смертельной опасностью.
Хотя известно, что бесполезно давать советы о соблюдении осторожности тем, кто не дорожит своей жизнью, не соблюдает никаких правил,  дерзко их нарушая, и не видит и не хочет видеть границ дозволенного, не признавая очевидной смертельной опасности, ведущей к гибели.

В старинных русских документах можно найти сведения об охоте на медведя русских царей. Например, в 1564 году царь Иван Грозный ездил в село Черкизово «и повеле по островам осоки осечи и медведи пущати, и тешился там не по один день».

Охота на медведя была очень опасной. Она требовала большого мастерства и храбрости. По традиции, использовали рогатину — тяжёлое мощное копьё с широким наконечником. К его трубке крепилась крестовина, которая сдерживала зверя. Рогатины, изготовленные кремлевскими мастерами, были выкованы из булатной стали и украшены орнаментом, насеченным золотом.
Рогатиной пользовались и во время поединка с медведем«медвежьей потехи». Эту традиционную русскую забаву также обслуживали дворцовые охотничьи ведомства.

В XVI столетии большими любителями зрелища «медвежьей потехи» были великий князь Василий III, цари Иван Грозный и Фёдор Иванович, а в XVII веке — царь Михаил Федорович.
Бой с медведем происходил на круглой площадке, обнесенной стеной. Охотник выходил на поединок, вооруженный одной лишь рогатиной. Он должен был, крепко уперев древко рогатины в землю, успеть всадить её в сердце зверю, когда тот двигался ему навстречу. Охотника-победителя ожидало царское угощение. Однако поединок не всегда заканчивался благополучно: из восьмидесяти человек, награжденных царём Михаилом Фёдоровичем за «медвежью потеху», более тридцати в той или иной степени пострадали от дикого зверя.

В собрании Музеев Московского Кремля сохранились подвески XVII века из медвежьего когтя, превращенные в оберег.

Смысл фразы 'иди в баню'
След Быка в Крымских названиях

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*