Воскресенье , 10 Ноябрь 2024
Домой / Язык – душа народа / Что в имени Сурожь-Согдия?

Что в имени Сурожь-Согдия?

карта-эратосфена — 2 в. до н.э.

ПОЯС МИРА
Параллели в летописи истории Евразии
Сергей Дарда.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ. ЛИНГВИСТИКА.

  Глава 16. Катиджавар-Крым, или что означает имя Сергей.

Что в имени Сурожь-Согдия?

Птолемей описывал народ Sargati (Птолемей, 3.5) приблизительно там, где находится современный город Сураж Витебской области. Посёлок городского типа Судак на юго-восточном берегу Крыма славяне встарь называли Сурожь, жителей Сурожа называли сурожанами, а Азовское море — Сурожским морем (арабы Азовское море называли Бахр-Судак, древние греки — Меотида = «Материнское» для Понта Эвксинского). После того, как в 13 веке Судак был разрушен монголо-татарами, городом завладели генуэзцы, которые называли его Солдая.

Любопытно, что крымский город Сурожь имел и другое название – греки называли этот город Сугдея; а в Якутии есть река Согдум, которую также называют и Сугжа. Эти два этнонима отдаленных в географическом плане друг от друга  показывают, что существует разница в произношении некоторых похожих топонимов/гидронимов: в разных языках в таких топонимах/гидронимах Д и Ж меняются местами.

Одним из древних ирано-говорящих народов Средней Азии в античные времена был народ согдийцы, проживающие в стране Согд/Сугду/Согдиана (Σογδιανος у греков и Suguda, Sugud у персов). Согдийцы были известны как образованный, древний торговый народ с развитыми металлургией и земледелием, обитающий большей частью на территории современных Узбекистана (северо-восточная половина) и Таджикистана (западная половина); именно там согдийцы основали ряд торговых поселений вдоль большого участка Великого Шёлкового Пути, соединявшего Средиземноморье с долиной реки Янцзы в Китае. Общая длинна всего Шёлкового пути около шести с половиной тысяч километров.

Предполагается, что уже во втором веке до нашей эры согдийцы контролировали Шёлковый Путь, по которому шёлк импортировался из Китая в Средиземноморье – Рим и Грецию. Одежда из шёлка была в одно время настолько популярна у римлян, что отрицательный торговый баланс с Китаем поставил Рим в тяжелое положение, заставив римлян добиваться контроля над Великим Шёлковым путём.

В шестом веке нашей эры вопрос об импорте шёлка встал очень остро и в Византии, что описал Л. Гумилев в книге Древние тюрки (Глава 4) следующим образом. В Византии в этот период шёлк ценился на вес золота и имел хождение в виде международной валюты для найма войск и расширения границ влияния Византийской империи. В этот же период тюрки разгромили эфталитов, контролировавших Согд.

Под властью тюрков у согдийцев открылись самые широкие перспективы в торговле шёлком, так как, во-первых, тюрки предоставили согдийцам безопасный доступ в Китай, а во-вторых, сами тюрки брали дань с китайцев шёлком, и, в свою очередь, были заинтересованы в том, чтобы согдийцы сбыли и этот тюркский шёлк, которого у тюрков скопилось невероятное количество.

Империя Сасанидов — Новоперсидское царство или Третья Персидская империя — античное и средневековое государство, образовавшееся на территории современных Ирака и Ирана, контролировало часть Шёлкового Пути проходившего по территории северного Ирана, из враждебности к Византии, а также пытаясь защитить развившееся к тому времени свое шелководство, ввели квоты и тарифы на поступавший в Византию из Согда шёлк, что затормозило византийскую экспансию. Возить же шёлк по северной дороге в то время было равносильно смерти. Все это привело к длительному периоду напряженности и военным столкновениям в Средней Азии.

Вскоре Иран перекрыл шёлковый путь вообще. В середине шестого века нашей эры согдийцы послали караван с шёлком в Константинополь через Иран, однако Сасаниды не дали добро на транзит товара. После долгих размышлений иранский правитель скупил весь шёлк у согдийских купцов и публично сжёг весь товар на площади. Согдийские купцы вернулись с выручкой, рассказали о случившемся и начали готовить второй караван. Согдийские купцы наверное знали о том, что у жителей Северного моря одно время было так много янтаря, что те использовали его вместо дров для топки печей; вероятно, что-то похожее, решили согдийцы, происходит и в Иране.

Когда второй караван с шёлком из Согда прибыл в Иран, Сасаниды начали рассматривать два бизнес плана: по одному плану, они скупали бы шёлк у согдийцев, после чего устраивали бы публичные фейерверки и хороводы у костров, а по другому плану, согдийцев следовало бы отравить, а шёлк конфисковать для нужд дворцовой знати. Второй план показался более привлекательным в финансовом плане, хотя его исполнение и привело к политическому разрыву между Ираном и Согдом

Понимая, что в сложившейся обстановке нельзя быть зависимым от импорта шёлка, константинопольский правитель Юстиниан Первый (527-565 г. г. н.э.) уговорил двух монахов привезти контрабандой из Китая несколько личинок шелкопряда, что монахи и сделали (согласно гипотезе Н. В. Пигулевской, личинки в Константинополь были привезены из Согда – Древние тюрки, Л. Гумилев). С тех пор Европа стала меньше зависеть от импорта шёлка из Азии, — появился невысокого качества византийский шелк, что, естественно, не разбило китайской монополии на высококачественный шёлк, за который любители шёлка согласны были платить любые деньги. В течении почти трёхсот лет Византия хранила секрет изготовления шёлка, но в 13 веке нашей эры византийские шелкопряды начали производство шёлка в Италии: в Европе если секрет известен одному, то это уже не секрет — появился итальянский, а затем и французский шёлк, после чего секрета шёлка уже не существовало.

Вероятно, контрабанда шёлковой технологии из Китая в Европу была первым известным случаем успешного промышленного шпионажа. Второй случай текстильного промышленного шпионажа, который по своим масштабам и успеху даже превзошёл «шёлковое дело», была контрабанда устройства механического ткацкого станка из Британии в Америку в 1813 году (J. Fialka, War by other means). Это была эпоха промышленной революции, когда изобретенный Эдмундом Картрайтом механический ткацкий станок произвёл переворот в жизни Британии, превратив её в самую богатую и самую технически продвинутую державу. Зная, что экономическое чудо держится на секрете технического механизма ткацкого станка, правительство Британии сделало всё возможное, чтобы другие страны не получили информации об устройстве этого станка. Несмотря на все меры защиты и наказаний, талантливый американский математик Кабот Лоуэлл, пробыв в Шотландии три года, вернулся в Бостон, Массачусетс, где воссоздал британский механический ткацкий станок. В городе, который позже назвали его именем, Лоуэлл основал первую в Америке фирму, производившую ткани на механических станках. Именно с этого началась промышленная история Соединенных Штатов, которая превратила отсталую страну в экономического и технического лидера.

Предполагают, что в седьмом веке согдийцы значительно расширили свои торговые связи, добавив к числу своих товаров и пушнину, привозимую из северных стран. Но в первой половине восьмого века, арабы под предводительством Кутейба-ибн-Муслима, разгромили разобщенные конфедерации согдийских правителей. Часть согдийцев была истреблена, часть угнана в рабство, а часть бежала на север. Согдийцы Пянджикента, Самарканда и окрестностей этих городов в 721 году пытались бежать в Фергану, однако были почти все уничтожены арабами (По следам древних культур, стр. 230). В 8 веке нашей эры в результате арабского нашествия Шёлковый Путь зарос бурьяном, а затем пережил период непродолжительного расцвета в 13-14 веках в период татаро-монгольского нашествия.

Вероятно Сугд/Сурожь крымский был одним из поселений согдийцев на северном шёлковом пути, который связывал Крым не только с Грецией и Италией, но и со Средней Азией, хотя этимологию этого топонима М. Фасмер подает как производную из осетинского sugdae, означающего священный, видимо, намекая, на то, что это имя городу дали сарматы.

В Москве сурожскими купцами назывались русичи, которые вели торговлю со Средиземноморьем через крымский Сурожь, а суровским, или суражским товаром называли «изделия из шёлка, шерсти и хлопка» (М. Фасмер). Вероятно, что города Сураж в Тернопольской области и Суражичи в Черниговской области на Украине, Сураж Брянской области в России, Сураж Витебской области и Сураж Городнянского района в Белоруссии были основаны сурожскими купцами на пути из Крыма на север – в Прибалтику и Москву. Есть также город Сураж в Польше на реке Нарве, а также город Серадз на реке Варте. Любопытно, что в разных древних хрониках, описывавших эпоху движения славянских народов на запад (середина первого тысячелетия до нашей эры), упоминались два древних славянских племени – серадзане и сагудаты, где сагудаты, вероятно, является западной транслитерацией этнонима серадзане.

Шёлк

То, что искусство изготовления шёлка было открыто в Китае, возможно, не является случайностью, так как шелкопряд, дающий наилучшее волокно, питается листьями белой шелковицы, родина которой Китай. Согласно древним китайским легендам шёлк (ssuшёлк на китайском, sheshi — на иврите) был случайно открыт первой женой китайского императора Хуан-Ди (правил 2698 – 2598 г.г. до нашей эры), после чего жену императора возвели в ранг Богини Шёлка. Археологические находки заставляют предположить, что на самом деле в некоторых регионах Китая шёлк был известен примерно за тысячу лет до Хуан-Ди.

Сначала в Китае одежду из шёлка шили для правителей, и только позже изделия из шёлка стали доступны средним слоям населения.  От существовавших в то время грубых хлопчатобумажных изделий, одежда из шёлка отличалась особой мягкостью, воздухопроницаемостью, влагопроницаемостью, защитой от жары и холода, и, возможно, уже были известны и антисептические свойства шёлковых тканей. Заморские правители, не смотря на баснословные цены, немедленно переходили на шелковый гардероб, как только у них появлялся доступ к шелку.

Когда финансовые выгоды от торговли шёлком с иностранцами стали очевидны, китайский императорский дом монополизировал изготовление шёлка, и стал торговать им с другими странами; насколько выгодно было торговать шёлком видно из того, что были периоды в Китае, когда шёлк приобретал статус валюты. Китайские императоры строго контролировали сохранение коммерческой тайны изготовления шёлка – под страхом смертной казни никто не имел права разглашать секреты шелкового бизнеса. Тайна изготовления шёлка охранялось так строго, что в античном Средиземноморье, куда шелк стал поступать из Китая в незапамятные времена, никто не знал технологии его изготовления.

Долгое время в Средиземноморье считалось, что шёлковая пряжа растёт на листьях какого-то особенного дерева; однако, примерно во времена Плиния жители Средиземноморья узнали о шелкопряде, хотя в скандинавских источниках 12 века всё ещё упоминались серы, которые счёсывают пряжу с листьев и продают её в других странах для изготовления тканей.

Известно, что в Средней Азии китайский шёлк появился в первом тысячелетии до нашей эры; в Египте о шёлке знали уже в 11 веке до нашей эры, — именно этим периодом датируется одна из египетских мумий женщины, в волосах которой был найден лоскут шёлковой ткани, а о времени начала торговли шёлком в Средиземноморье данных нет, хотя Дж. Томсон (История древней географии, стр. 61) упоминает, что куски шёлковой ткани были обнаружены в доисторических слоях при раскопках Трои; в сакских курганах долины Пазырык в Горном Алтае советские археологи обнаружили китайские шёлковые ткани 5-6 веков до нашей эры (По следам древних культур, редактор Г. Б. Федоров, стр. 136), сохранившиеся благодаря условиям вечной мерзлоты. Предполагается, что в Индии шёлк появился во время правления в Китае династии Хан (206 век до нашей эры – 220 век нашей эры). Во втором веке до нашей эры китайские купцы открыли широкомасштабную торговлю шёлком с Индией. Считается, что индийцы стали посредниками между китайцами и странами Средиземноморья в торговле шелковыми тканями.

Итак, у нас есть информация о городе купцов Суроже/Сугде, через который славяне торговали с Грецией и Италией, есть информация о согдийцах/сугдийцах в Средней Азии, которые контролировали большой участок Шелкового Пути, по которому в Европу доставлялся китайский шёлк. Вот как этимологию английского слова шёлк — silk, подает Оксфордский словарь английского языка (The Oxford English Dictionary, Secondedition, on CD).

Silk — шёлк, формы: sioloc, seolc, seohic, seolc, seolk (solk), seolke; selc, selk(e, silk, silke; sylk(e, sylcke.
Праиндоевропейское sioloc, seoloc, раннее *siluc, в старославянском и русском ШЁЛК, в латинском serica — «шёлк», «щетина, волосы», . Древнескандинавский silki, исландском silki, происходит от латинского sericus или греческого σηρικοςшёлковый, принадлежащий Серам.   Серы (Seres, Σηρες) —  народ восточного Китая, который импортировал шёлк. Переход Р в Л вероятно произошёл в некоторых языках, от которых это слово перешло в индоевропейские языки. От латинского seta — сеть, Old French seie, Middle English say, Spanish seda, Italian seta, Dutch zijde, German Seide — шёлк, образовано Setaceousсетчатый.

Seric
Латинское sericum«шёлк», множ. число serica — «шёлковые одежды, шёлк«, от Sericus (1) принадлежащий Серам, (2) сделанный из шёлка., от греч. Serikos «шёлк; относится к Seres — «восточному народу из Азии, от которого греки получали шёлка. Средиземноморское производство шёлка началось в 552 году н. э., когда агенты из Византии, выдавая себя за монахов, контрабандой вывезили шелкопряда и листья шелковицы из Китая

Seres
Лат. Seres (греч. Σηρες), откуда sericum – шёлк.
Название народа Seres встарь населяющего часть Восточной Азии, производившего шёлк в Китае. По-китайски si — шёлк, маньчжурский sirghe, монгольский sirkek — шёлк. В корейском языке шёлкsir, что перешло от торговцев китайским шёлком из Азии в древнегреческий и древнелатинский язык.

Serian
Серийский червь, тутовый шелкопряд. Шёлк называли Серийская шерсть.

Serge. Варианты: Sarge, surge, searge, sierge, serg, sharge, serge.
Старофранцузский Serge — саржевая ткань, sarge — саржа, современный французский serge = serga, sargua, португальский, каталанский sarja, испанский sarga, румынский sarica, от вульгарной латыни * sarica, в средневековье озачало «ткань из шерсти, смешанной с ШЁЛКОМ или льном», в классической латыни * serica «шёлк», заимствованно из греческого serike — шёлк, serikos«из шёлка«. Из французского слово SergeСерж перешло в другие тевтонские языки, одна из германских форм слова шёлкsarsche, передаёт в транскрипции звук Ж, датский sargie, sars, шведский sarge, sars.

Вероятно так первоначально называли шёлк, хотя в ранне английском нет тому доказательств. Названия ткани * serica «шёлк» часто используют для наименования более дешёвых и грубых тканей, как sarge — саржа, чем те, от которых произошло их название. У славян саржа означало шёлк (М. Фасмер)

  1. Шерстяная ткань, свойства которой значительно отличались в разные периоды. До 16 века так в основном называли ткани для портьер, покрывал и т. д.; после 16 века так называли ткани, из которых шили одежду для менее состоятельных слоев населения, по причине износостойкости, а не цены, которая тоже была не мала. Теперь так называют очень прочную переплетенную по диагонали камвольную ткань, или ткань на основе гребенной шерсти, которую часто используют для изготовления одежды.

Получается, что древние греки и итальянцы словом sericus, σηρικος — шёлковый называли шёлковые ткани, а сам шёлк называли сересская шерсть, по имени восточно-азиатского народа серес/серы, который был китайским народом. Точно также, в западной Европе изделия из фарфора называют просто Сhina, что буквально в переводе означает Китай, так как именно из Китая фарфор пришёл в Европу, а в средние века на Руси цини называлась китайская материя. Древнегреческие и древнелатинские слова и считают предками слова шёлк в современных европейских языках.

Предполагается, что французы первые заимствовали слово seric у итальянцев, откуда это слово попало в германские и славянские языки, где в английском слово serge первоначально означало только шёлк, а затем позже Р заменилось на Л, и появилась современная форма слова шёлк — silk, и стало означать вообще тканный материал. Точно также в старину название города Амстердам писали то через Р, то через Л – Амстелдам, по названию реки Амстел и дамбе на ней.

Скорее всего серами древние греки называли торговцев китайским шелком, но толкователями терминов позднего времени была выдвинута гипотеза, что серами греки и латины называли китайцев, привозящих шёлк из Китая.

Наверное, серы, они же сурожцы, они же согдийцы, суть один и тот же народ, который был посредником между Китаем и Средиземноморьем в торговле шелком, от имени которого и сам шелк в Европе начали называть серге/саржа. Наличие же двух форм этого слова – серес и серже, предполагает, что этноним серы является сокращенной или видоизмененной формой этнонима, в последнем слоге которого присутствовал звук К/Г/Ж.

Возможно, что сарга, которое в русском языке означает серое домашнее сукно, а также саржа, что означает в русском языке способ саржевого переплетения нитей ткани, украинское сердак, означающее суконное платье у галичан, черкасин это хлопчатобумажная серая ткань, карельское sarga и финское sarka, означающие грубую шерстяную ткань, эстонское сарак, означающее рубаха, эрзянское саржа, означающее хлопчатобумажную или шёлковую ткань и суре, означающее нить, а также сермяга, означающее просто грубую ткань, чувашское сара, означающее женский набедренник, башкирское сергетыш, означающее войлочный потник, мокшанское серьгат, означающее шерстяные обмотки, производные от слова, первоначально означавшего только шёлк, но затем используемого для обозначения  ткани или разных изделий из любой ткани.

У индийских женщин словом sari, sarhi называется одеяние, сделанное в виде длинного яркого, обычно шёлкового отрезка ткани, да и сама ткань, из которого делают сархи, называется также – сари, или сархи; саргон\сарунг это национальная одежда у индонезийцев; в аккадском sirijam жилет, камзол, а древние евреи при молитве облачались в белые льняные длинные рубахи, которые назывались саргенесс; у древних греков σισυρα — сисира — верхнее платье, σπειρον — спеирон одеяние, полотнище из ткани, рубище, χαλασιρις — халасирисдлинное льняное платье.

По поводу славянского сарафан, сорочка, старославянского сракасорочка, английского и скандинавского sark, малазийского sarong, означающих приблизительно одно и то же — этимологи окончательно не определились, хотя ответ очевиден. Также и шарпан означает кусок ткани, который женщины носят на затылке (чувашия), сорпан – женский платок у черемисов и мари, а у казахов sarpaiпочетная одежда.

Интересно, что в древнерусских летописях шёлковые ткани называют дараги, дороги, – вероятно, летописец заменил С в слове сараги на Д. В татарском и киргизском слово darai означает тяжёлую шёлковую ткань, а в чувашском taraj означает шёлк , С заменилась на Т, так же в украинском языке кирея — длинная суконная верхняя одежда и киркитайка — род ткани, С превратилось в К.

Любопытно, что следующая швейная терминология не только одинакова в современных языках и санскрите, но и созвучна европейскому слову шёлк.

Скандинавская богиня Сив

Санскритское sivana, означающее шитье, шов, означающее ткачиха и siv, означающее шить, и сиван, означает шитье на языке хинди, очень близко греческому συειν, славянскому шить, шов, английскому sew, шведскому sy и датскому sye; санскритское siri, означающее женщина-ткачиха, очень напоминает славянское швея и английское sewer; санскритское sutra — ШНУРОК, нить, похоже на славянское шнурок, английское thread — нить; вероятно, сюда же относится и аккадское sake, кравчий и subatu, означающее одежда, ткань.

Слово Sarj в санскрите имеет два различных круга значений: 1) течь, лить; 2) ткать, плести, вить, что близко латинскому sartor — «портной», образовано от PIE корня * serk — целиком, основа sarcire — починить, т.е. «сделать целым», в английском sewer — 1) швец.

В круг швейной терминологии входят и слова шерсть и лен, появление которых восходит вероятно к временам индоевропейской общности. Общеславянскому волна (которому возможно родственны волокно, волос), означающему шерсть, родственны санскритские vala — ВОЛОсы и vellanaВОЛНА, волнение, санскритское urna; от PIE *wele- ВОЛос, шерсть, комВОЛьный — шерстяной, происходит староверхнегерманское wolla,  германское wol, английское wool, шведское ull, датское uld, литовское и латышское vilna, латинское lana, греческое ληνος, уэльское gwlan, ирландское olann, латинское vellus.

Общеславянскому лён, родственны латинское linum, греческое λινου, литовское linai, латышское lini, готское lein, ирландское lin; а также слово нить, линия — английское line, староверхненемецкое lina, французское ligne, датское linie.

В санскрите слово varatraВЕРВь, верёвка, имеет своих далеких родственников в других языках называют способы использования верёвки, например, верёвкой кРЕПят — rope верёвка в английском, от Proto-IE: *strang-e — крепить, стягивать.
Proto-Germanic *raipaz — кРЕПить верёвкой, Old Norse reip, West Frisian reap, Dutch reep верёвка, Old Frisian silrap — ремешок, Gothic skauda-raip, German reif — КРЕПление; Old English rap — КРЕПить, верёвка, шнур.

Сураштра

В Махабхарате упоминался древнеиндийский народ сураштра и страна Сураштра, которые во времена Махабхараты располагались на территории Качского Рама и на полуострове Сураштра (нынешний полуостров Катхиявар в Индии, штат Гуджарат) на северо-востоке Арабского Моря.

Птолемей (7.1) называл эту страну Сурастреной, Syrastrena; Страбон упоминал прибрежную индийскую страну Сараосту (11.11.1), но неясно где она находилась. В Жизни Мерлина Гальфрида Монмутского (1216) упоминается Сигейское болото в Индии, что, возможно, является болотом Качского Рама.

Полуостров Катхиявар был одним из очагов Хараппской цивилизации (третье тысячелетие до нашей эры), где людские поселения располагались в основном по берегам рек и на океанском побережье. Любопытно, что народ, который в Махабхарате назывался шурасена, (у буддийских авторов сурасена — Г. М. Бондар-Левин, Индия в древности, стр. 194), проживал в верховьях реки Сарасвати (несколько выше современного Дели), в то время как сураштры проживали в районе где Сарасвати впадала в Арабское море.

В настоящее время Сурат, один из крупнейших городов Гуджарата, в прошлом крупнейший порт Индии, является гуджаратским текстильным центром с развитой шёлковой индустрией, где производился сурат — особый вид хлопчатобумажной ткани. Столица Гуджарата, Гандхинагар, является одним из самых больших текстильных центров Индии, а город Ахмадабад содержит 60% всех текстильных предприятий Гуджарата, за что Ахмадабад называют индийским Манчестером. Да и сам Гуджарат, население которого составляет приблизительно 3% от всего населения Индии, известен развитой текстильной промышленностью, и производит около 30% хлопчатобумажных тканей в Индии.

Именно в Гуджарате жил народ сураштра, который был известен в Индии, как народ потомственных производителей шёлковых и хлопчатобумажных тканей: от 40% до 70% сураштрийцев вовлечены в шелковый бизнес, — беспрецедентная процентная доля (Ethnologue. Languages of the world, by Barbara F. Grimes).

Традиционно сураштрийцев в Индии называли Pattunoolkaarar, что означает шелкопряды. Древние греки и римляне торговали шёлком с сураштрийцами, а благосостояние последних описывал китайский путешественник Юан Суанг (книга Sourashtras in Tamilnadu, by K. R. Sethuraman):

«множество импортных и экспортных товаров свалены в кучи в городе Вала; сотни миллионеров можно наблюдать наслаждающимися своим богатством. И все религии здесь идут рука об руку в совершенной гармонии».

В настоящее время почти все сураштрийцы проживают на самой южной части Индии в штате Тамил Наду. Существует несколько теорий по поводу миграции сураштрийцев из Гуджарата в Тамил Наду, самой общепринятой из которых считается версия, по которой сураштрийские текстильщики мигрировали из полуострова Катхиявар в Тамил Наду много столетий тому назад по приглашению местных правителей.

Альтернативная версия истории переселения предполагает, что сураштрийцы бежали из Катхиявара в годы, когда Мухаммед Газнийский (из города Газни на территории Афганистана) оккупировал север Индии. Мухаммед совершал ежегодные набеги на север Индии начиная с 1001 года нашей эры. Во время этих набегов войска Мухаммеда грабили индийские города, население уничтожали или насильственно обращалось в ислам, разрушались древние индийские храмы. Террор, который закончился только после того, как Турки сельджуки захватили город Газни в 1033 году, и насильственная исламизация стала причиной миграции многих индийцев с севера Индии на юг в Тамил Наду.

В Тамил Наду только небольшая часть шурастрийцев нашла возможность продолжать дело предков – большинство сураштрийцев вынуждены были переквалифицироваться. В наше время сураштрийцы, проживающие в Тамил Наду, Карнатаке и Андхра Прадеше говорят на сураштрийском языке, который является одним из диалектов гуджаратского языка (около 44 миллионов говорящих на гуджаратском языке), который в свою очередь принадлежит к индоиранской, индоарийской подгруппе. Около 450 тысяч человек на юге Индии в настоящее время считают сураштрийский язык своим родным языком, на сураштрийском языке шёлкpatshut, а на иврите pishtahхлопок.

Несмотря на то, что изготовление тканей упоминалось ещё в текстах Риг-веды, что подтверждает древность этого искусства в Индии, у нас нет письменных свидетельств на основании которых можно было бы безапелляционно утверждать что народ сураштра как-то связан с шурасенами, согдийцами и сурожцами. Сам народ сураштра проживал на довольно таки приличном расстоянии от Великого Шелкового пути. Скорее всего, Сураштра в древности могла использоваться либо как перевалочный пункт в мореходной торговле либо как ответвление торгового пути, который по Сарасвати связывал север Индии с её западным побережьем. Не исключено, что часть жителей страны Сураштра могла основать колонии на севере, заняться сухопутной торговлей шёлком, а благодаря своим торговым связям перенять искусство изготовления шёлка у китайцев в очень раннее время. Занявшись изготовлением и продажей своего шёлка, сураштрийцы могли быть известны у древних греков как серы/согдийцы, а у славян – как сурожцы.

Не исключено также, что первоначально саргой/саржой называли только хлопчатобумажную ткань, импортируемую в Средиземноморье из Индии до появления шёлка; когда же на рынке появился шёлк, который по многим показателям превосходил хлопок, то саргой/саржой начали называть исключительно шелк. Терминологическая преемственность проглядывает в том, что некоторые современные восточно-азиатские фирмы, вовлеченные в текстильную индустрию, используют слово Сураж в своих названиях: Suraj Cotton Mills (Сураж Коттон Милс) в Пакистане и Suraj Textiles (Сураж Текстильз) в Индии.

Несмотря на недостаток письменных свидетельств, археологические находки дополняют общую картину текстильной индустрии и торговых связей древней Индии с другими странами. Хотя шёлк пришёл в Индию в сравнительно позднее время, известно, что ткани из хлопка изготавливались в северной Индии ещё во времена Хараппской цивилизации (Индия в Древности, стр. 99-100), так как почти в каждом раскопанном доме хараппского периода, были найдены пряслицы, и кусочек хлопчатобумажной ткани найден в Мохенджо-Даро. Вполне возможно, что уже в третьем тысячелетии до нашей эры сураштрийцы уже изготавливали хлопчатобумажные ткани, что позже позволило им сравнительно легко освоить и производство шёлковых тканей.

В Средней Азии, и на территории Таджикистана (бывшая Согдия) археологи обнаружили неоспоримые доказательства культурных и торговых связей в третьем тысячелетии до нашей эры с северо-западом Индии (Индия в древности, стр. 100). Аналогичная ситуация и в Туркменистане (Индия в древности, стр. 596):

«В результате новых исследований советских археологов в Алтын-депе, в Южной Туркмении (недалеко от Ашхабада), было установлено наличие контактов между городами долины Инда и поселениями эпохи бронзы Южной Туркмении – контактов, относившихся к периоду расцвета Хараппской цивилизации».

В Алтын-депев Южной Туркмении была обнаружена древнеиндийская печать с пиктограммами без рисунков, что, по мнению некоторых историков, свидетельствует о том, что на территории античного Туркменистана проживали люди, способные прочесть древнеиндийские надписи. Эти древние связи со Средней Азией могли стать фундаментом для основания там индийских торговых колоний во второй половине первого тысячелетия до нашей эры и открытия Великого Шелкового Пути.

Центральная часть Согда, находившаяся на территории современного юго-востока Узбекистана, в наше время является центром текстильного производства. Во времена Советского Союза небольшой юго-восточный участок Узбекистана выводил Узбекскую республику на первое место по производству хлопко-волокна и шёлка-сырца (БСЭ). Крупным центром хлопководства и шелководства в Узбекистане является Сурхандарьинская область, прилегающая к реке Сурхандарья, притоку Сырдарьи; Сурхандарья протекает по южной границе Узбекистана и частично принадлежит Афганистану, в котором эта река называется Суркхан.

Гидроним Сурхандарья/Суркхан настолько близок по звучанию к топониму Сурожь и этнониму сураштра, что, учитывая также и текстильные параллели, можно предположить о существовании более древнего названия этой реки – Суржан. В 1933 году на территории Таджикской ССР во время археологических раскопок одного из согдийских городов были найдены фрагменты шёлковых и хлопчатобумажных тканей местного производства, а также горсть хлопка сырца, что доказывает существование хлопководства и шелководства у согдийцев еще в 7 веке нашей эры (По следам древних культур, стр. 213-214).

Крупным центром хлопководства и шелководства в Средней Азии является также и Ферганская долина. Считается, что жители Ферганской долины, которую пересекал Шёлковый Путь, заимствовали у китайцев шёлковые технологии ещё в ранний период существования Шёлкового Пути. Традиции шелководства передавались из поколения в поколение вплоть до нашего времени. Еще в начале ХХ века Фергана поставлял около 90% всей шёлковой и хлопковой продукции Туркестана (Ферганская область, А.Махмудов, И.Тухтасинов, М.Гольверк, А.Гафуров). Вероятно хлопководство развивалось параллельно шелководству, что позволяло более полно утилизировать ткацкие «производственные мощности», и что вывело сегодня Узбекистан на третье место в мире по экспорту хлопка.

Вполне возможно, что между современным передовым производством хлопка и шёлка в Узбекистане и народом сураштра нет никакой связи, но если такая связь имелась, то тогда нужно признать, что согдийцы были не просто посредниками в торговле шелком, но и организовали свою местную текстильную индустрию, которая послужила фундаментом создания современной узбекской текстильной промышленности.

У согдийцев было две важные причины вносить путаницу в географические представления о месте обитания серов: во-первых, торговля шёлком приносила существенные выгоды, которые любое вооруженное соседнее государство могло легко отнять, так как Согдия была страной торговой, а не милитаристской; во-вторых, согдийцы наладили производство своего шёлка, продавая который они извлекали больше прибыли, чем от перепродажи китайского шёлка.

Вероятно Узбекистан является не единственным местом, куда согдийцы или сураштрийцы принесли свои производственные технологии. Любопытно, что на эмблеме города Сураж Брянской области (бывший поселок Суражичи Черниговской губернии) изображена конопля «в знак изобилия сего растения, которым жители и производят торг», а одной из ведущих отраслей промышленности развитых в этом Сураже является швейная промышленность; не исключено, что в прошлом суражцы, торговавшие через Согд тканями с Московией и Прибалтикой, принесли с собой и адаптировали свои швейные технологии под местное сырье (коноплю), так как Брянск является не самым лучшим местом для разведения хлопка. Любопытно, что город Сегед, на юге Венгрии у границ с Югославией, тоже знаменит своей хлопчатобумажной, шёлковой и льняной промышленностью.

В сураштрийском городе Лотхала (полуостров Катхиявар) найдены доказательства существования широкомасштабной международной морской торговли ещё в третьем тысячелетии до нашей эры; там же, в Лотхале были найдены печати с изображениями, характерными для территории Персидского залива.

В Шумере археологи обнаружили кусок хлопчатобумажной ткани с оттиском хараппской печати – по мнению авторов книги Индия в древности, одной из функций так называемых хараппских печатей с не расшифрованными ещё надписями ставили на товарах, экспортируемых из древней Индии.

Клинописные свидетельства из Аккада времен правителя Сарагона (третье тысячелетие до нашей эры) упоминали, что корабли купцов из Индии регулярно останавливались в гавани неподалеку от его столицы. Географическая близость Финикии к Аккаду, позволила финикийцам стать не только известными мореходами. но и торговым народом, занимающимся торговлей шёлковыми тканями, привозимыми из финикийских городов Сидона и Тира.

Древнее название финикийского города Тир было Сарр (современный город Сур), что очень близко к греко-римскому названию «шёлкового» народа серов.

Сидонские красные шелковые ткани были настолько знамениты, что они очень часто упоминались древними летописцами; любопытно, что на старославянском языке тёмно-красную шелковую ткань называли червень, от слова червоный (красный), которое в латинской транскрипции принимает вид cerveny, а в сербохорватском – црвлен, что опять возвращает нас к основе сер.

Находки археологов свидетельствуют также о том, что между Индией времен Хараппы и Средиземноморьем существовали связи (Индия в древности, стр. 591), которые продолжались по крайней мере до 16 века до нашей эры, — именно этим периодом датируются фаянсовые бусы, идентичные таким же бусам, найденным в критском городе Кносс (Индия в древности, стр. 93); и именно в 16 веке до нашей эры, согласно одной из теорий, Хараппская цивилизация пришла в упадок, что очень близко к периоду упадка цивилизации на Крите.

Далее… Что в имени Киргизы ?

Что в имени Киргизы ?
Что в имени Дардан?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*