ПОЯС МИРА
Параллели в летописи истории Евразии
Сергей Дарда.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ. ЛИНГВИСТИКА.
Глава 16. Катиджавар-Крым, или что означает имя Сергей.
Что в имени Сергей?
Имя, которое словари объясняют как древнее латинское фамильное имя, Сергей, происходящее от имени Сергиус, согласно Виргилиевой Энеиде, было привезено беженцами из разрушенной Трои в Италию и первоначально произносилось как Сергест (Вергилий, Энеида, 5. 120): «Правил «Кентавром» Сергест – от него получил своё имя Сергиев дом».
Имя Сергей, Сережа находится в большем употреблении в восточнославянских странах, чем в Италии, Греции и в других странах. Этимологию имени Сергей трудно объяснить с помощью современных славянских языков, но ведь ни латинский, ни греческий, и ни итальянский язык не предлагают правдоподобных альтернатив, за исключением латинской версии, предполагающей, что имя Sergius происходит от слова servius, означающего служить, и библейской версии, предполагающей, что имя библейского Патриарха Серуг на древнееврейском означает сила, твердость, что перекликается с санскритским Saraga, означающим сильный, мощный, а также с сарзори, что означает на языке хинди сила, упрямство, с древнегреческим χυρος — хирос, означающем сила, власть и χαρτος — хартос (бумага) , означающем сила, могущество.
СИЛА от PIE корень * strenk- СТРОГИЙ, тесный, узкий, протогерманский * strangaz, Old Norse strangr — сильный, Dutch Streng — строгий, строгий, Old High German strang — сильный, смелый, жёсткий, староверхненемецкое strango (СТРОГО), strengi, German Streng — строгий, шведский strang, датский streng — строгий.
Древнеанглийский strang — физически мощный, мощный по действию; strangg — СТРОГИЙ, сильный, суровый, современным английским strong, означающим сильный, убеждённый
Ниже я привожу несколько альтернативных гипотез, которые, к сожалению, не дают окончательного ответа на вопрос этимологии имени Сергей, но, тем не менее, очерчивают контекст блока информации, возможно, связанной с происхождением этого имени.
В 12 веке до нашей эры троянские беженцы привезли в Италию имена Юл, Сергей/Сергест, Эней и Асканий, которые каким то образом были связаны с малоазийскими, среднеазиатскими и причерноморскими топонимами, гидронимами или этнонимами середины второго тысячелетия до нашей эры. Помимо «Энеиды» Виргилия, личное мужское имя с основой сер/сур упоминалось у разных народов в различные исторические эпохи. Имя Сурочан упоминается в Махабхарате.
Известно, что царя, правившего в Вавилоне приблизительно в 24 веке до нашей эры, звали Саргон первый (Sharrum-kin на аккадском); Саргоном вторым называл себя ассирийский правитель (8 век до нашей эры), который возводил свою родословную к вавилонскому Саргону первому.
Сына персидского царя Артаксеркса звали Согдий, что, возможно, было одним из вариантов произношения имени Сурожень. Старшего сына персидского царя Артаксеркса II звали Дарий (др.-перс. Dārayavauš; IV век до н. э.)
Имя патриарха Серуга, живший примерно в 2300 году до нашей эры, упоминается в Библии (Лук., 3.35), а исследователи Библии считают, что это имя связано со страной Саруг в Месопотамии близ города Харана (Еврейская Энциклопедия. Т.14). Саркисом звали героя древнего армянского эпоса.
Данные Велесовой книги о том, что в четвертом поколении после князя Кия звали Сережень, подтверждают то, что на Руси примерно за пятьсот лет до крещения и ввода в широкий обиход греческих и латинских имён, одно из разновидностей имени Сергей/Сережа уже было в употреблении.
Есть информация о славянском былинном богатыре Суровце (Сурог, Суровень, Пленко Сурожанин), отце богатыря Чурилы Пленковича, имя Пленко, возможно, связано с названием Плеяд – Пленкинь, а имя Сурилы некоторые специалисты связывают либо городом Сурожь, либо с рекой Сорог «ниже малого Киевца». Богатыря Чурилу Пленковича щёголя-красавца «с личиком, будто белый снег, очами ясна сокола и бровями чёрна соболя» называли торговым гостем – Сароженином или Сурожанином.
На то, что между личным именем Сергей и названием античного народа серы, привозившего китайский шёлк в Европу, существует связь, указывает слишком много взаимно пересекающихся фактов, которые трудно назвать совпадениями. Тем не менее, это не приближает нас ни на шаг к этимологии этнонима, которая не обязательно должна быть связана со словом шёлк на каком-либо языке. Так же и английское слово china, означающее фарфор, не объясняет этимологии этнонима китайцы или в английской транскрипции – Chinese.
Город Судак (Сугдея) в Крыму славяне встарь называли Сурож, Азовское море – Сурожским, а Птолемей упоминал европейский народ саргаты. Сурожане упоминаются и в Велесовой книге, вероятно, то же, что и восточноевропейское славянское племя серадзане, территория Польши.
3A | Заспіваймо славу Суражію, І ось камонь злат Суражіщіїв скаче в небесах. |
6B | Дві гілки роду звалися велика і мала борусь, А сурожці звалися Сурозькою руссю. І вели війну боруси. Тако була там не війна, А тривала ворожнеча між родами роздирала борусів на частини. Тому боруси не могли стати проти греків і наступу скіфів. Ті були жовтими, а руси були русими й блакитноокими. Сильна й неугавна війна продовжувалась, аж поки у Сурожців не стало князів сильних, І греки дали вищтче ворогам, як і нам. |
7Є | І Дажбо нас народив од корови Замунь, І були ми кравенці і скіфи, анти, руси, боруси і сурожці. |
21 | І се мали на Волині дулібській храми, І о Суренжі на морі сурськім і синім. І се велика втрата для нас, Бо храми суренські побиті ворогами. |
22 | І ті руси на півдні створили град сильний Суренж, Який не створити грекам; І греки його розтрощили і русів побити хотіли. |
30 | І се повінчаємо Небо і Землю, і справимо весілля їм, Де чоловік є Сварежь і навпроти нього — жона його. |
31 | Бога світла славимо Суронжа, аби минула зима і повернуло на літо. |
36Б | І се Кий помер, будучи нашим володарем тридцять літ. І по ньому був син Лебедян, який звався Славер, і той Був двадцять літ. А о тому був Верень з Великограддя також двадцять літ. І по тому Сережень — десять. |
В Велесовой книге в информации о Суронже просматривается два разных пласта. Во-первых, о Суронже написано как о боге света (санскритское Sur, Sura, Surya — солнце), таким образом, приравнивая его функции к функциям отца Солнца, света и огня, покровителя кузнечного дела Сварога (ему соответствует малоазийский пеласгийский бог покровитель огня и кузнечного дела Гефеста), или как он назван в Велесовой Книге Сварежь. Во-вторых, в Велесовой книге этноним сурожане стоит в одном ряду с этнонимами, имеющими своей составной частью компонент РУС: туРУСены, этРУСки, РУСы, боРУСы, поРУСы и может быть, что в слове суРОЖ компонент РОЖ является видоизмененным РОС или РУС, а произношение этнонима суросцы превратилось в сурожцы.
Возможно, что и сами по себе основы сур и сар, которые являются зеркальным отображением основ рус и рас, также как и «земляные» основы дол, долина, долонь и ляд, лядина, ладонь, и растительные основы осока, сак, шак и кас, каш, камыш. Основы сур и сар связаны с водой, поскольку неоднократно встречаются в гидронимах: река Сура — приток Волги, река Сура возле Симбирска, притоки Днепра Мокрая Сурья и Сухая Сурья, река Сиргис, впадающая в Северский Донец (который в свою очередь впадает в Азовское – Сурожское море), Сурские пороги на Днепре в устье Мокрой Суры, кавказская Кура, река Сарава во Франции, река Сора (современная Сор) в Великобритании, река Саар в Германии (от названия которой названы Германский штат Саарланд и его столица город Саарбрук), реки Сырдарья и Сурхандарья в Узбекистане, тихоокеанский залив Суруга, Сура (приток Пинеги), Сургут (приток Оби), приток Днестра – Сарата/Серетос, Большая Сурень и Малая Сурень в Башкирии, река Суров в Могилянской области, река Сарс в бассейне Камы, река Сары в Ярославской области, река Сарысу в Казахстане (образуется слиянием рек Жаман-Сарысу и Жаксы-Сарысу). Река Сорога упоминается в былине о Чуриле Пленковиче, что предположительно связано с топонимом Сурож (М. Фасмер). В территории Украины в тернопольской области протекает река Серет, а немного южнее в Румынии протекает река Серет, на которой стоит город Серет. Интересно, что несколько городов на самой большой европейской реке Волге, низовье которой буквально испещрено реками и водоемами, имеют схожие названия: Саратов и Сарицин (Saryγsyn — бывший Царициын, современный Волгоград). Город Саранск, столица Мордовии, стоит на реке Саранка, в основе названия которой лежит мордовское слово «сара – «большое осоковое болото, заболоченная пойма», что соответствует географическим условиям», как пишет Е. М. Поспелов в Историко-топонимическом словаре России. На востоке от Новгорода протекает ручей Серегеж, от которого и сама местность так называется.
В России называли сурожкой сырую, низменную местность. Вполне возможно, что славянские сугорок — холмик, сугроб — снежный занос являются близкими по строению к топониму сурожь, который может означать сырой, водянистый, речной, озерный. И скорее всего это не совпадение, что слова сурож и сырость так близки по звучанию, — вероятнее всего эти слова имеют общее происхождение.
В ведическом санскрите слова с приставкой «sa»— или «so» означают «состоящий из…, совместно с…», Сака — sacā — «вместе с…, рядом», вероятно так же, что приставка су в слове сурож обозначает соединение, как в словах супруги, где су + прягу (соединять, запрягать), сосед, союз, суводь, сутолока. Тогда сурож – это место соединения многих рек или место скопления воды, река Соча («so» + cyut — соч’ют — течь совместно, ч’ётати — cyotati — сочиться). Со-Ч’ют – «вместе текут» все реки, ручьи и потоки с гор, впадая в большую реку Сочи.
Топоним Сураж и производное от него личное имя Сураж, от которого позже образовалось имя Сережа, Сергей, Серж, скорее всего, впервые появилось у древнеиндийского народа сураштра, который в позднее время был известен у славян как народ сурожане; личное же имя Сураж (Suraj) до сих пор в обиходе в Индии. Учитывая, что сураштра был индоевропейским народом, говорившим на языке мало отличавшемся от санскрита, то и значение имени Сергей можно попробовать определить из санскрита.
В санскрите su-rasa означает богатый водой, что является этимологической основой для образования гидронима Сарасвати (в иранских источниках – Харахвати). Согдийско-сакские река Зеравшан, озера Зареч и Сарез, возможно, происходят от измененной основы сур, а имя царицы киргизских саков Зарины, возможно, происходит от водной основы сур, (хотя не исключены варианты с основой зоря, звезда и с основой царица).
Сарасвати и Зеравшан являются многоводными реками, которые питают около 50 горных речек в районе Зеравшанского ледника (Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии, стр. 273), а обширная оросительная система зеравшанских каналов, которая питала поля Согда в районе Самарканда в 7 веке нашей эры, продолжает служить людям и в наше время.
На севере России сурошка — сырая, низменная лесистая местность. Не исключено, что гидронимы на основе сур были первоначальной основой топонимов типа Сурожь, которых помимо крымского Сурожа было несколько на территории Руси. Любопытно, что одно из древних балканских племён, проживавших на южном побережье озера Балатон, называлось озериаты. Любопытно, что озеро, в котором берёт своё начало Волга, раньше называлось Сережар, а теперь переименовано в Селигер. Вот еще несколько слов из санскрита, с которыми славянские сырость и озеро находятся в родстве:
Sar – струиться, течь (на древнеперсидском zher это море, а zariab это морская вода)
Sara – жидкий, текучий, вода
Sarani – поток, струя, река (лат. seranum, исп. serano – влажный осадок, англ. seren)
Sarayu – название реки
Saras – озеро (на языке хинди сар — озеро, пруд, на древнеславянском зеро — озеро)
Kasara — озеро, пруд
Sarasa – озерный,
Sarasi – пруд, лужа; (на русском чаруса — трясина, болото, топь, заросшая сверху травой)
Sardra – сырой, мокрый
Sarj – течь, лить, проливать
Sagara – море, океан (ср. рус. согра – топкое болото, сага – речной залив)
Sira – поток, река
Sarasvati – название реки
Su-rasa — богатый водой
Sura-jivin – живущий виноделием, винокур
Sravanti — река
Sarasvant – изобилующий водоемами.
Полуостров Катхиявар, на котором жил народ сураштра, находится в штате Гуджарат на западе полуострова Индостан между Качским и Камбейским заливами Аравийского моря, по размеру и форме он напоминает Крым. Катхиявар опоясан уникальной для Индии областью солончаковых болот, эта территория называется Качским Рамом, во время муссонов почти полностью затопляется водой, превращая часть полуостров Катхиявар буквально в остров. В прошлом недалеко от Катхиявара, через Качский Рам, в море впадала река Сарасвати — «богатая водами». Учитывая это, нет никакого совпадения в том, что в имени народа сураштра и названии реки Сарасвати просматривается основа сар/сур, указывающая на связь с водой.
То, что на территории Согда были реки Сарджас, Сурхандарья и Зеравшан, в таджикском Памире озеро Сарез, приуральских коми называют зырянами, а один из родов енисейских киргизов назывался езерским, это дополняет общую ономастическую закономерность, связанную с народом, имя которого в Азии и в Европе ассоциировалось с шёлком. К. Конкобаев даёт этимологию реки Зеравшан как золотоносная река, от основы зар — золото, что, скорее всего, неверно. (К. Конкобаев, Топонимия южной Киргизии, стр. 13, ).
В одной из статей книги Алтайские этимологии (стр. 152) авторы выражают искреннее недоумение по поводу того факта, что в языке зырян, которые живут на огромном расстоянии от Индии, присутствует слово САР, которое на зырянском языке означает МОРЕ, что соответственно ближе всего только к санскритским и пенджабским словам saras — водоём, озеро и sar — озеро, пруд; любимый же напиток зырян — сурь, что родственно санскритскому сура; у Брокгауза и Эфрона упоминается, что «Зырянские поселения расположены исключительно по берегам рек».
Происхождение русского слова чаруса, чурас, означающего небольшое но глубокое озеро, связано с санскритским Saras — озеро. Возвращаясь к крымскому городу Сурож следует сказать, что современное название этого города, Судак, в тюркских языках означает буквально ручей, приток, и именно так называется река, которая впадает в Чёрное Море возле Судака, что является калькой с древнего значения названия Сурож, о котором, вероятно, было ещё известно в то время, когда этот город стал принадлежать татарам и был переименован из Сурожа в Судак. Другая лингвистическая параллель в терминах с основой сур/сар проявляется в следующем: в санскрите и языке хинди слово sura означает хмельную жидкость, а sura-jivin означает винокур, или живущий виноделием; у коми-зырян домашнее пиво называется сур.
Вероятнее всего, этноним сураштра почти прямое соответствие русского сурожка — сырая местность, означает живущие в речной/озерной области, или более прямое и историческое — живущие на Сарасвати.
Суммируя, можно сказать, что если личное имя Сергей, Сережа происходит от этнонима сураштра народа, который основал торговые колонии вдоль Великого Шёлкового пути, то тогда это имя может означать либо речной, озёрный, либо живущий в многоводной области, живущий на Сарасвати.
То, что в английском языке сохранилась древняя форма названия для шёлка, которая звучит как раш или раск, только подтверждает «речное» происхождение этого слова, на языке хинди шёлк — рэшам. А то, что древнее название для шёлка — серик происходит от топонима сураштра, не есть исключение – так, например, бухаркой называли особый вид хлопчатобумажной ткани, производимой в Бухарской области; сурожскими тканями называли шелковые и шерстяные ткани, привезенные из Сурожа, а луданью называли шелковую ткань из города Лоо на побережье Чёрного моря.
Из памятника в честь Кюль-Тегина (С. Е. Малов, Памятники древнетюркской письменности) видно, что в одном документе десятого века нашей эры упоминаются одновременно киргизы Енисея и Согдийцы. У Птолемея во втором веке нашей эры одновременно упоминаются серы и согдийцы. Если действительно предположить, что сурожцы, согдийцы, серы и киргизы это один и тот же народ, то каким образом часть этого народа, мигрировавшая к Енисею начала называться киргизами абсолютно независимо от киргизов Тянь-шаня? Ответ на этот вопрос может заключаться в том, что в вокальных системах различных языков этот этноним будет устойчиво принимать ту или иную форму. Под влиянием одних языков этот этноним звучал как киргиз, харгис, хагас; под влиянием других языков этот этноним произносился как сурожь, сураштра; под влиянием третьих — суряне, зыряне, зырянжи; под влиянием четвертых — серы, сугды. Примеров перехода подобных звуков много: так, британский город Керкер, упоминаемый Гальфридом Монмутским, произносился также и как Цирецестрия, а современное произношение этого топонима – Чичестер.
В греческом языке нет шипящих звуков, поэтому индийское и славянское Сураштра/Сурожь у греков звучало без шипящих звуков – Согдия/Серия. То, что в тюркских языках шипящие звуки и звук С имеет тенденцию переходить в звуку К, известно из многих примеров: санскритское хима и славянское зима в тюркских языках превратилось в кима, кимеэ; славянское шкура/скура превратилось в курк/керек; хрупкий превратилось в кеврке. Вполне возможно, что и киргис/харгас возникло из сурожь/согдия. Киргизы Тянь-Шаня попали под интенсивное влияние тюркских народов гораздо позже, чем киргизы Енисея, и, возможно, поэтому этноним киргизы в Тянь-Шане начал упоминаться только в летописях позднего времени.
Тут будет уместным дать несколько примеров древнегреческой швейной терминологии: так χεριχιζω — «херехизо« у древних греков это ткать, χερχις — «херхис» (рус. холст) — ткань, а χερχιστιχη -«херхистихе« — ткацкое искусство. Звуковая транскрипция этих слов вертится вокруг основы керкис не случайно, — эти слова связаны все с теми же словами Σηρες — «серес», σηρικος — «сирикос», σηρικον — «сирикон», означающими шёлк; возможно с этим как-то связаны санскритское karpasa — хлопок, хлопчатобумажная ткань, karttar — прядильщик, и из языка хинди – каргах — ткацкий станок, карпаси — хлопковый, и каргхэвала — ткач.
Как же тогда быть с тем, что на древнеиндийском, древнегреческом, древнееврейском языках слова, похожие на имя Сергей, означают сила, твердость, власть?
В аккадском sirratu — веревка, канат, повод, узда, а также в переносном смысле управлять, царствовать, обуздывать, в аккадском sarru и sarratu – царь и царица, а еврейское женское имя Сара означает буквально княгиня. В древнегреческом σειρα — «сеира» — верёвка, аркан, σειραιος — «сеираиос» — пристяжная лошадь, χρειων — «хреион» — царь, χρειουσα — «хреиоса» — царица.
В санскрите sarathya — обуздание, что возможно связано с составным словом sarathi — возница колесницы, состоящее из основы sа – совместно, и ratha — колесница, воитель, герой, которому родственны славянские рать, ратный, СОРАТНИК, литовское rati — колесница и немецкое ritter— всадник, рыцарь; на древнеперсидском sairi — власть, sarem — глава, sra — сильный, могущественный; на языке хинди расси — веревка, рас — 1)поводья, 2)взять под свою власть, и саркар — господин.
Начиная с Юлия Цезаря в течении почти двухсот лет имя Цезарь передавалось как императорский титул. Скорее всего этимология имени Цезарь восходит к аккадскому, шумерскому, древнегреческому и санскритскому sirratu/sarru, saru, sarathya, от которых в славянских языках – царь, в германских языках появились кезарь и кайзер, а в Тибете — Гесар.
Вполне возможно, что английское steer — управлять, происходит от PIE корня * steu-ro- , и расширенной формы корня * sta— «стоять, твёрдо«, греческое stauros — «столб», и родственные этому слову термины в остальных древних и современных германских языках от Proto-Germanic *steurjanan, в славянских – СТЕРНО — кормовое весло, руль, Old Norse styra, Old Frisian stiora, Dutch sturen, Old High German stiuren, Old English (Mercian) steran, от West Saxon stieran, German steuern — рулить, Gothic stiurjan — управлять, утверждать, родственное *steuro — руль, рулить, управлять, связаны с вышеупомянутыми терминами древних индийцев и аккадцев.
Вполне возможно, что основа для этой управленческой терминологии восходит к слову веревка шнур, (англ. rope — КРЕПи), которые, вероятно, могли произойти от имени народа, вовлеченного в торговлю и изготовление тканей – от народа серов/сураштрийцев.
В санскрите слово varatra — ВЕРВь, верёвка, имеет своих далеких родственников в других языках называют способы использования верёвки, например, верёвкой кРЕПят — rope верёвка в английском, от Proto-IE: *strang-e — крепить, стягивать.
Proto-Germanic *raipaz — кРЕПить верёвкой, Old Norse reip, West Frisian reap, Dutch reep верёвка, Old Frisian silrap — ремешок, Gothic skauda-raip, German reif — КРЕПление; Old English rap — КРЕПить, верёвка, шнур, англ. rope.
Пытаясь объяснить почему у россиян, украинцев и белорусов личное имя Сергей в течении длительного времени является одним из самых популярных, необходимо заглянуть в историю того, как в христианское время давали личные имена. Начиная с десятого века церковь начала борьбу с древними славянскими именами: обязательным правилом стала практика давать при крещении имена только из списка православных святых. Так многочисленные славянские Жданы, Милавы, Любомиры, Радогосты, Любомыслы, Весняны, Голубы, Милонеги, Ясыни, Жизнеславы, Славомилы, Святославы, Любавы, Рады, Синеоки, Лепославы, Добрыни и Соколы были заменены на Андреи, Александры, Василии, Елены, Сергеи, Константины, Марии. Но так, как славянские имена иногда все-таки проскальзывали в обиход, то при Петре Первом был издан правительственный указ, запрещавший использование не церковных имен вообще. Популярность имени Сергей можно объяснить тем, что близкий вариант имени Сергей, Сережа (Суражка) было известен в греческом Σέργιος, латинском Sergius, итальянском Sergio с древних времён, и в Византии Σέργιος было церковным именем, известным на Руси с дохристианских времён.
Я глубоко убежден, что у любого современного личного имени очень богатая и древняя история, порой с непредсказуемыми параллелями. Взять хотя бы имя древнего славянского правителя Кия, по имени которого назвали город Киев. Одна из теорий утверждает, что этимология этого имени восходит к основе ковать, и что следовательно, имя Кий означало кузнец, коваль. Одного из героев иранской мифологии звали Кава (Кова), который был кузнецом, сделавший знамя из кожаного кузнечного фартука, которое стало знаменем династии Кеянидов, персидских правителей. По одной из версий имя сына Адамы и Евы, Каина, означает кузнец, что близко древнееврейскому qajin — кузнец, арамейскому qjn — ковать, греческому καιν — ковать. Одного из героев балтийского эпоса звали Кальвисом, который был кузнецом и помощником громовержца. И это всего лишь небольшой срез ономастической информации по одному имени в разных странах и разных эпохах.
«Земля полян с городом Киевом стала центром владений Рюриковичей с 882 г. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944 г., по случаю похода Игоря на греков, и заменяется, вероятно уже в конце Χ века, именем Русь (Рось) и Кияне. Со всех точек зрения объяснение древнерусского Киевъ как производного от древнерусского личного имени Кый, Кий, известного также у остальных славян, особенно в более ранние времена, и как имя, прозвище человека, и как нарицательное «палка», «дубинка», «то, чем бьют» (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, 2-е изд. М., 1986. Т. II. С. 230; Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. М., 1966. С. 189 – 190;). Прилагательное Кыйив — «принадлежащий Кию». Кий —«дубина», «орясина» с древних времён воспринималось как лестное сравнение крепкой мужской стати с дубиной, со стволом дуба.» («К истокам Руси.» Народ и язык. Откуда есть пошёл Киев… и другие вопросы. Академик Трубачёв Олег Николаевич.)
Топонимы
Три события любопытным образом произошли приблизительно в одно и тоже время, во втором веке до нашей эр : 1) начало широкомасштабной торговли шёлком между Китаем и Индией; 2) первые упоминания о киргизах Енисея; 3) начало контроля согдийцами Великого Шелкового Пути. Возможно, это всё простое совпадение, но, возможно, также, что и не было никакого совпадения, а был большой спрос на шёлк, заставивший один из народов либо мигрировать на очень большие расстояния, либо основать отдаленные колонии, чтобы получить выгоды от торговли шёлком.
Несмотря на то, что у нас нет письменных свидетельств миграции киргизов между Тянь-Шанем и Енисеем, тем не менее, ономастические данные позволяют утверждать, что миграция киргизов происходила. Учитывая то, что этнонимы типа куру, бхарата, сураштры, сауверы упоминались впервые в более ранний период как индийские народы времен Махабхараты, то, вероятно, появление похожих поздних этнонимов в Средней Азии и Сибири – кури, буруту, киргизы, сибиры, — могло быть результатом более поздней миграции из Индии через Среднюю Азию на север в Сибирь.
Существует какая-то преемственность и в топонимах, которые оставляли после себя мигрирующие киргизы. В Тянь-Шане один из горных хребтов, где кочуют киргизы, называется Алатау, а енисейские киргизы называли себя киргизами алатау, что вероятно не является простым совпадением. Вероятно, что горы Алтая, находящиеся на полпути между енисейскими киргизами и Тянь-шаньскими, получили своё название из того же источника, что и горный хребет Алатау; в настоящее время среди многих алтайских народов два называются кыргызами и пайлагасами. Один из киргизских родов на Енисее назывался кергеж, что возможно отражает более древнее самоназвание этого народа (сергес).
На Аму-Дарье возле реки Зеравшан находится город Чарджоу, который напоминает видоизмененный Сарджоу; в этом же регионе находится и река Сарджас. Озеро Заречь, на котором обитали саки в Средней Азии, возможно, этимология связана с названием реки Зеравшан в Согде, с названием езерского рода у енисейских киргизов, с названием зыряне/суряне, которым называют коми, с названием реки Зырянка в Пермской области (река Зырянка есть также и в Якутии – приток Колымы), и топонимом Суронж.
В таджикистанском Памире находится озеро Сарез (Сарезское); на восток от Алтайских гор в Монголии находится озеро Хиргис-Нур, что, наверняка, связано с пребыванием там енисейских киргизов. Упоминание о правителе енисейских киргизов по имени Ажо и народом азами, южными соседями енисейских киргиз, перекликается с ферганским гидронимом — рекой Яса, а также с тем, что арабские и персидские авторы иногда называли Яссами киргизов Тянь-Шаня (К. Конкобаев, стр. 143). Возле Тянь-Шаня протекает река Ила, а в правобережье Байкала струится река Илка. В книге Топонимия южной Киргизии К. Конкобаев приводит множество других топонимов-двойников в Алтае и южной Киргизии, которые подтверждают, что киргизы мигрировали в этом регионе.
Интересны также следующие параллели в лексике и гидронимах. В киргизских степях Казахстана есть большое озеро Балкаш, название которого созвучно озеру Байкал. Утверждать, что этимология названий этих двух озёр одинаковая оснований нет, но к этим двум гидронимам можно добавить ещё ряд других гидронимов: Балтийское море, озеро Балатон, реки Балыклей и Балыклейка (их этимологию возводят к тюркскому богатая рыбой), залив Байкал в северо-западной части острова Сахалин, Балканы.
Словом бакалда означают озеро, оставшееся после разлива Волги, бакай – речной поток, баклуши – маленькие озёра в пойме реки (Астрахань), балка в польском языке это маленькое озерце, а в русском балка – русло высохшей реки, болото в русском – это болото, болонь – пойменный луг; сюда же можно отнести близкое русскому слову болото английское pool — лужа; на алтайском балкаш — грязь, точно также как и на киргизском; на киргизском и алтайском баткак — топкое место; болото на тюркском, староузбекском и башкирском баткак, на уйгурском и алтайском — паткак, на казахском батпак, на азербайджанском батлак, на туркменском батка, на турецком batak, на татарском баткалык, на чувашском путлах, на персидском batlaq; на монгольском и киргизском булун — залив.
Этноним болгары/волгары связан с гидронимом Волга, который связан со словом – влага, волога (на иврите влага — лахут); но тюрки вполне могли произноситься как Болга, на монгольском булаг — родник, на калмыцкое булг — ключ, источник, родник; тюркское булак — источник, арык; татарское булак — ручей, староузбекское булаг — родник; древнеуйгурское пулак — источник; тувинское булак — источник, родник; узбекское булок — родник, источник.
От PIE корня * bheug— «сгибаться», прото-кельтское * buggo- «гибкий», bog — «мягкий, влажный», гэльское и ирландское bogach «болото», происходит английское bog — болото. А американское bayuk — болото считается заимствованным в английский язык через французский (Луизиана) из языка североамериканского племени чакто (Choctaw), говорившего на языке, принадлежащем к семье маскогиенских (Muskhogean) языков, на котором bayuk означало болото.
Один из народов и их страна, упоминаемые в Махабхарате, имеют различное, но схожее произношение: Бахли, Бахлика, Балхи, Балхика, Валхика; столица Балхики был город Балх; греки эту страну называли Бактрией.
В китайском Тибете находится город Согды, на юго-западе Ирана есть три топонима Согад, а в Хабаровске – город Согда; Птолемей писал о городе Суреска (Cyrescha), реке Зарисп (Zariaspes) и городе Зарисп (Zarispa) на территории соседней с Согдом Бактрией, а Алайские горы на территории современного Узбекистана Птолемей называл Согдийскими горами.
Множество топонимов с основой сер*ж и сур*ж есть на северо-западе Индии, в восточной части Ирана, на севере Пакистана, Афганистана и Китая.
Иран | Пакистан | Индия | Афганистан |
Seraj | Surazhvali | Surajpura | Sergay |
Serajeh | Suraga | Surajgar | Surgari |
Seraji | Surag | Surajgara | Surgay |
Seraz | Surjani | Surangi | Sergal |
Sereshk | Surangi | Surajpur | Sergha |
Sereshkeh | Surazhpur | Surjagarh | |
Sereshbar | Surg | Surjanagar | |
Sergan | Saraj | ||
Serizjan | Cerga |
Учитывая наличие множества топонимов с основой серг/сург/сураж/сураг/сераж на 32° параллели, проходящей по Пакистану, Афганистану и Ирану, можно предположить, что в древние времена южный шёлковый путь пролегал значительно южнее, чем предполагают сегодня историки.
В России помимо бесчисленного количества Серговок, Сергово, Сержачей, Сержино, Сергино, Сергеевок и Сергеевиц есть топонимы типа Суражевка, Суразов, Сразово, Суразовка, которые отражают более древний лексический пласт, так как в них отражен более древний вариант произнесения этнонима сурожцев/согдийцев. Не случайно и само географическое расположение этих древних топонимов. Так населенный пункт Суранаш находится в Горно-Алтайске, Суразов, Суразовка и Верхняя Суразовка находятся в Красноярском крае – юго-западная часть территории енисейских киргизов; Дальнее Суразово и Ближнее Суразово — в Кемерово. Две Сурожевки находятся недалеко от китайской границы: одна на Амуре возле города Свободный, а другая возле Владивостока.
На территории Франции есть тоже много современных топонимов, которые, похоже связаны с основой ser*g: Sergeac, Sergy, Serignac, Serignan, Serrigny, Serzy, Sergines, Serignan, в Бретани недалеко от Бреста по два топонима Kerguz и Kergoz. Происхождение этих топонимов, возможно, не связано с древними торговцами шёлком, но интуиция подсказывает мне, что какая-то связь с шёлком должна быть, хотя бы с некоторыми из этих топонимов.
***
Подводя итоги, нужно отметить, что либо древние народы переживали кризис жанра в области этнонимики и называли себя и друг друга похожими по звучанию словами за неимением альтернатив, либо была какая-то историческая преемственность в названиях, которые мы встречаем в различных уголках Евразии у совершенно различных по сегодняшним меркам народов.
Вот лишь некоторые повторяющиеся этнонимы и названия стран, которые упоминались выше (этот список не исчерпывает всех случаев существования сходных этнонимов – так, сюда не включены многие этнонимы, включая этнонимы на основе слова гора: Гарии, Грецы, Гурийцы, Гурджийцы, Хурриты, Хоринцы, Хори, Хорваты и Белые Хорваты, Хорутане (словенское племя), Каринтия, Карпы, Карпианы. Этнонимы Даки на Балканах и Дахи в Средней Азии, от которых Дагестан, вероятно происходят от основы дах, означающей гора, крыша; этнонимы, с основой кет/хет – Хатаны, Хатты, Хетты, Кеты, Котины, Геты, Котины, Готы, Гутии/Кутии, Гуцулы; этнонимы с основой ор/ар – Ории, Орантцы, Ойроты, Оретаны, Ориты, Арианцы, Арии, Артеи, Армении и многие другие):
Европа, Британия | Античное Средиземноморье | Сибирь, Средняя и передняя Азия | Античная Индия |
Осы, Оссии, Асайи | Асы, Азаны, Асионы | Азия, Азы, Асии | Асуры? |
Аскания, Саксония | Оски, Сиканы | Саки/Сакасена | Шаки/Саки |
Амазонки балтийские | Амазонки | Стрираджая | |
Балты, Волохи, Булоны, Валхи, Уэльсцы/валийцы | Бактрия | Балхики/Бахлики | |
Бреги | Фригийцы, Обрики | Евреи | Бхригу, Абхиры? |
Бриты, Бреты | Бритты | Буруты | Бхарата |
Венеды, Вятичи | Ионийцы, Венеты, Энеты | Ваны | Яваны, Ванаю |
Галлы, Кельты, Галичане, Голядь, Галинды | Галлаты, Гализоны, Халибы | Галлы, Галилеяне | Култу/Кулу |
Дардания | Дардания | Дандары? | Дарды |
Кимры, Камбрия (Уэльс) | Киммерийцы | Шумеры | Симиру, Кримы |
Курляндия/Курша | Куреты | Кури/Курыканы | Куру |
Лузитаны, Лугии, Ляхи, Лужичи, Лучане | Луканы, Луконцы | Ликаонцы | Лохи |
Людиники, Латыши, Литва | Лидия, Латины | Лата, Ладаки | |
Московия, Месия | Мисия | Мосхи | Матсьи/Маччхи |
Поляне?, Полесцы | Пеласги | Палестина | Пулинды? |
Свардоны, Сиверцы | Себрия, Кибиры | Сибири, Савиры | Саувиры, Кубера |
Сурожь, Саргаты, Серадзане, Серды, Сагудаты | Серы | Сугдия/Киргизы, Каргасы, Серы, Саргаты, Саргаты | Сураштра |
Тарусаты, Терсины, Русы, Рутены, Реция, Русины, Россомоны, Пруссы, Прасийцы | Турсены/Расены | Рушанцы | Шурасена, Ришики, Рохитака, Прасии |
Далее…ВТОРАЯ ЧАСТЬ. ЛИНГВИСТИКА. Глава 17. До Кирилла и Мифодия