Четверг , 25 Апрель 2024
Домой / Язык – душа народа / Что в имени Мисийцы, Лидийцы, Галлы?

Что в имени Мисийцы, Лидийцы, Галлы?

ПОЯС МИРА
Параллели в летописи истории Евразии
Сергей Дарда.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ. ЛИНГВИСТИКА.
Глава 15. Что в имени ?

Мисийцы, Лидийцы, Галлы.

Что касается лидийцев и мисийцев, то Геродот писал о Мисе и Лиде от которых пошли народы мисийцы (Mysi) и лидийцы (Lydi), что «Лид и Мис были братьями Кара» (1.171). Помимо этого свидетельства отца истории, сохранились данные о народе, проживающем в Малой Азии, чьё название приводилось на сирийском языке как muški, что звучит примерно мушки/мужки, и, что, вероятнее всего соответствует мисийцам. В египетских источниках 13 века до нашей эры, при описании малоазийских союзников хеттов, перечисляются народы мажа и мужанеты.

В древнем славянском источнике 11 века Слово, како погани кланялися идолом упоминаются «фряжския слоньница и гусли мусикийския», где приводится форма производная от топонима мисия, откуда ясно, что для древних славян мисийцы были мусикийцами. В 10 веке нашей эры Лидия малоазийская в славянских источниках упоминалась под именем Людийска (Старославянский Словарь по рукописям 10-11 веков). Учитывая разногласия в произношении этнонимов мисия и лидия, скорее всего эти этнонимы произносилось в оригинале не совсем так, как записано у греческих историков.

Не исключено, что первоначально Лид — означал люд, человек, люд, — свободный человек, а Мис — муж, мужчина. Однако, в силу того, что греки не выговаривают шипящие звуки (например древнегреческое σιτoς, произносимое через С, у славян произносится через Ж, жито, — близкое словам жить), то для удобства произношения греческие авторы изменили слово муж на слово мис/мус, которое и закрепилось за этим народом в этом измененном виде.

Битва греков с амазонками — 440 гг. до н.э.

Вероятно, и этноним амазонки — Aμαξων, означает буквально «без мужей, безмужние, живущие без мужчин» — приставка а в начале слова — отрицание, меняющее смысл слова на противоположный не только в греческом языке и санскрите, но и у других народов древнего Средиземноморья. По греческой же интерпретации, амазонки означает безгрудые —  α-μαξoς, поскольку амазонки, как считали греческие авторы, прижигали своим девочкам правую грудь дабы та не мешала стрельбе из лука — по мнению историков придуманная легенда, которая является всего лишь попыткой объяснить непонятное иностранное слово с помощью похоже звучащих греческих слов.

Сражение греков с амазонками

Вероятно, варианты произношения мис и мес, люд и лид отличаются друг от друга, точно также как и слова муж и люд у разных народов произносятся по-разному: мож у словен, можа у чехов, межа у лужичей; на санскрите Manu это 1)мудрый, 2)человек, а man — «думать, знать, иметь мнение», близкое общеславянским мнить, мнение, память, а также литовскому mineti, menu, латышскому minet, греческому μεμοναпомню, латинскому meminiвспоминаю, готскому manполагаю, английскому memoryпамять, французскому memoire, испанскому, португальскому и итальянскому memoria.

На санскрите manushaчеловек, а manujaпотомок Ману; manus человек, родоначальник людей у древних индийцев (возможно какая-то связь с критским царём Миносом и египетским Мином – первым человеком-правителем; на языке хинди мардмужчина; на языке Авесты manдумать, manushумный, mashya (mashyka, mashyi) — человек, смертный; на финском mies — мужчина, человек.  Согласно Тациту у древних германцев  был прародитель, мужское божество – Манус; menschчеловек в современном немецком; в современном английском masculineмужской, в итальянском и испанском – masculinо,(от древне-французского mascle), man — человек в современном английском, в испанском языке macho означает мужского пола по отношению к животным и цветам, в основном; в норвежском, испанском, итальянском и португальском musjik, mujik, mugic, mujique соответственно означает буквально мужик, крестьянин; в латинском mas, masculusособь мужского пола.

В одной древней персидской легенде рассказывается о сотворении мужчины и женщины, где мужчину зовут Машия, Mashia, а женщину – Машияна, Mashiana, что буквально означало мужчина и женщина; этноним меря, mari, marij, буквально означает мужчина, муж.

на санскрите lokaлюди, второе значение – страна, у чехов лид — люди, log в языке хинди, liut – в древневерхненемецком, liud – в древнесаксонском, ludis – в прусском, ljaudis – в латышском, liaudis – в литовском; в английском Lad — парень , ladde — «пехотинец», «молодой слуга мужского пола», человек низкого рождения; «тот, кто ведом» лордом;  ladyв 1200 году встречается в форме lafdi, lavede (ла+ВЕДЕ), происходит из древнеанглийского ‘hlæfdige’  — «меситель хлеба» «служанка, женщина, которая готовит пищу в домашнем хозяйстве, домохозяйка»; laddie – из шотландского парень; в аккадском awelu и awelutu означает человек и человечество соответственно.

Для обозначения людей и человека древние шумеры использовали два слова: Lu и Muh/Musen; возможно эти слова были синонимами, но вполне вероятно, что существовало какое-то различие в шумерском обществе между теми, кого называли Lu и теми, кого называли Muh.

Распространенные среди славян имена Лидия, Lydie – чех., Lydia – слов., (объясняется в словарях как заимствованное из греческого Λυδια, означающее буквально лидиянка, уроженка Лидии, страны в Малой Азии), и Людмила (составное имя ЛЮД- МИЛ-, т. е. милая людям), а также мужское имя Людислав, имеющее также производные варианты Люда, Людя – наверняка имеют одну и ту же древнюю основу: люд, людин – свободный человек; древнеславянское мужское имя Людевид по звучанию очень близко германскому имени Людовик/Людвиг, этимологию которого почему-то не связывают со славянской основой люд.

luda gibo Etae sigilae = Луда сделал эту брошь

Далекого потомка британского Брута звали Луд; именно он переименовал столицу британцев Новую Трою в Каир Луд, т. е. город Луда, что позже во времена римского господства под влиянием латыни было изменено через Людинум в Лондиниум. Город Лидия на севере от Палестины и город Лудда (современный Луд) в Палестине описывал Птолемей (Птолемей, 5.14., 5.15) в своей Географии.

То, что этнонимы могут происходить от основы, означающей человек, муж, видно на примере финно-угорских племён. Считается, что этнонимы меря, мурома, мари, удмурт, коми-морт, мордва, и мокша происходят от одной древней основы, имеющей значение муж (А. И. Попов, Названия народов СССР, стр. 102-105). В современных мордовских языках мирдье означает муж; в марийском языке маримуж, мужчина; в удмуртском языке муртчеловек, муж, что очень близко слову смертный. Финно-угорский этноним мещера производят от mesh, meshk (меш, мешк), означающего пчела, подразумевая, что мещеряки были пчеловодами, а также этот этноним иногда отождествляют с этнонимами мажар, Megyer, Magyar (мадьяр, венгр); но не исключено, что этот этноним также происходит от слова муж.

На севере России в Ленинградской области и в районе Онежского Озера проживает финно-угорский народ, который в современной литературе называют вепсами, а в русских хрониках девятого века его называли весью. Вепсы расселены тремя группами, одна из которых называет себя вепсами. Остальные же две группы называют себя людиниками, ludiniki, ludilaine, а свой язык — людийским. Д. В. Бубрих (Происхождение карельского народа) считает, что до 13 века славяне называли эти народы чудью и весью, но с тринадцатого века славяне начали называть чудью также и вепсов. Позже, самоназвание весь/вепсы исчезло, а появилось название славянского происхождения люди. Согласно другой теории (Языки народов СССР., Том 3, М. М. Хямяляйнен, Вепсский язык) этноним людиники является древним самоназванием народа, которое происходит от индоевропейского люди, которое в языке вепсов, также как и в русском языке, означает люди. Древние славяне называли эти народы встарь собирательно чудью, чухарями, кайванами и просто не выделяли отдельно людиников. После революции самоназвание одной из групп, а именно вепсов, было распространено учёными и на людиников, наверное потому, что западные хронисты (Иордан, Саксон Грамматик) выделяли именно вепсов, называя их васами, васинами, виззинами, виссинами (Vas, Vasina, Vizzi, Vissinus).

Этноним же людиники сохранился в нескольких современных топонимах – село Ладва, Ладва-Ветка в Карелии невдалеке от Онежского озера, Людя в Удмутрии, Люда в Карелии, Людони в Псковской области, Людоватое (на восток от Карелии), Лоде – шесть топонимов в Латвии, возможно Ладожское озеро и может быть этноним латыш. Несмотря на то, что сегодня людиники проживают небольшими компактными группами (по данным 60-х годов всего вепсов в СССР проживало около 16 тысяч человек), тем не менее, современное расположение топонимов указывают на то, что в далеком прошлом область проживания людиников была значительно шире.

Есть ли какая-то связь между людиниками российскими и лидийцами малоазийцами сегодня неизвестно. Исторических документов, сообщающих о миграции малоазийских лидийцев к Балтийскому морю, нет, однако, ряд фактов предполагает, что условия для такой миграции были. Известно, что лидийцы были пеласгическим народом в Малой Азии в эпоху, когда существовали торговые связи и обмен информацией между пеласгами Средиземноморья и народами, жившими тогда в Прибалтике. Единственный индоевропейский народ на сегодняшний день, самоназвание которого наверняка связано со словом люди, и созвучное Лидии малоазийской, это людиники.

Есть летописные сведения о союзе западнославянских племён, которые назывались лютичами, и которые проживали в 8-12 веках нашей эры на южном побережье Балтийского моря, хотя, считается, что последние сами себя называли велетами, а лютичи это было название появившееся в позднее время. Многие историки склоняются к тому, что мисийцы мигрировали на север Европы из Малой Азии после Троянской войны, что не исключает аналогичной миграции и для родственных мисийцам лидийцев. Польские мазовшане (среднее течение Вислы) и мазуры (северо-восток Польши, соседи Литовцев), чьи этнонимы сходны с этнонимами мисийцев/месийцев, обитали гораздо севернее мисийцев балканских.

Согласно Геродоту, часть лидийцев до Троянской войны мигрировала в Италию под предводительством Турсена, от которого и народ был назван турсенами, этрусками. Но мы также знаем, что когда Эней прибыл в Италию после Троянской войны, ему пришлось воевать с латинянами. Возможно, что часть лидийских колонистов оставила за собой старое малоазийское название лидийцы, которое с течением времени преобразовалось в латинцев, латинов. Таким образом, вырисовывается круг сходных топонимов-этнонимов: латины, латыши (Lethi, Lethigalli), лидийцы, людиники, лютичи.

Согласно Хронике Быховца, примерно в 452 году, когда Аттила подошёл к Риму, многие римляне бежали в Венецию. Из Венеции некий князь Палемон вместе с пятью сотнями воинов, и вероятно их людьми, отплыли из Венеции, и обогнув Европу с севера, пришли в Прибалтику, где и поселились. Вот что сообщает хроника Быховца (стр. 35-36) о происхождении названия страны Литва, повествуя о жизни итальянских мигрантов в Прибалтике:

«А в то время, когда Кернус господствовал в Завилейской стороне, люди те его осели за Вилией и играли на трубах дубасных, и назвали тот Кернус берег на своём итальянском языке по-латински, Литус, где люди размножаются, а трубы, на которых играли, — труба, и назвал тех людей по-своему, по-латински, соединив берег с трубою, — Листубаня. А простые люди не умели говорить по-латински и начали называться просто Литвою, и с того времени начало называться государство Литовским и увеличиваться со стороны Жемайтии».

Эта часть хроники, повествующая о переселении народов из Средиземноморья на север Европы, не воспринимается всерьез современными историками, точно также как и другие хроники такого плана.

Есть ещё несколько этнонимов в Прибалтике, которые совпадают с этнонимами античного Средиземноморья. Часть Латвии встарь называли Курземе, что буквально означает земля куров (от народа курши/кори/корсь); более известное название – Курляндия; с эти этнонимом перекликаются индийские куру, восточносибирское племя кури/курыкане, проживавшие возле Байкала, самодийский народ кураки, проживающий в Таймырской тундре.

Саамов, северных соседов карелов, славяне когда-то называли лопарями, шведы – lappar, фины – Lappi, откуда и название страны Лаплландия; Геродот, Страбон и Павсаний писали о древнем пеласгийском народе, проживающем в Фессалии, который назывался лапифами, который воевал с кентаврами, и был уничтожен Гераклом. Геродот писал о самосцах, жителях средиземноморского Самоса, что совпадает с этнонимами саамы и самодийцы, которых ещё называют самоядью (суффикс –ядь как в словах челядь, рухлядь, а не как указатель людоедства – А. И. Попов, Названия народов СССР, стр. 87). Возможно, что древнее пеласгийское Самос, о котором греческие историки писали, что этим словом пеласги называли остров, означает земь, земля, что похоже на прибалтийский этноним жемоить/жемоть, которое у латинских авторов превратилось в samogita.  (А. И. Попов, Названия народов СССР, стр. 95).

Упоминают летописи также и некий прибалтийский народ терсины (А. И. Попов, Названия народов СССР, стр. 47-48):

«Древнерусское Тьрть, Трть, Тре, и пр. – «одна из северных волостей Великого Новгорода» — постоянно упоминается в договорах с князьями; уже в 1216 году мы встречаем в летописи указание на «Тьрского даньника», т. е. сборщика дани на Терском берегу Кольского полуострова (между устьем Варзуги и Святым носом). Ещё в IX веке посланный английским королем Альфредом Великим норманнский викинг Отер (Ohthere) нашёл на восточном побережье этого полуострова племя Terfinnas (по-русски Терская лопь). В норвежских источниках XVIXVII вв. эта местность (или её часть) носит название Ternes, Trennes и т. п., в финском языке существуют две формы: Turja и Tyrja».

Прибалтийские этнонимы голядь и галинды также очень похожи на этнонимы западноевропейских и балканских галлов/кельтов/калетов, украинских галичан, переднеазиатских галилеян, древнеиндийских култу, современные кулу, проживающие в священной долине Кулу в предгорье Гималаев, где расположено имение Рерихов.

Давид победил Голиафа

Галиндов упоминал Птолемей приблизительно на севере Мазовии в районе Мазурских озер. Литовское племя голядь, которое связывают с галиндами и которое несколько раз упоминалось в славянских летописях 11-12 веков, проживало по рекам Протве, Угре, Оке, и, возможно Москве-реке. По преданиям, на горе возле деревни Чертовой Мещовского уезда, проживал разбойник Голяда, которого идентифицируют с былинным Соловьем Разбойником. Любопытно, что имя разбойника Голяда совпадает с именем филистимского воина Голята, которого принято называть Голиафом.

На дальнем Востоке в Приморском крае проживают остатки древнего народа, который называют гольдами. Интересно, что существует расхождение во мнениях по поводу общности народов, которые проживали в Причерноморье, и назывались гализонами, галлизонами, каллапидами, амазонками, халибами на реке Галис, алибами, халдеями, алазонами (см. глава География Событий).

Согласно римским историкам этноним галлы происходит от слова, означавшего у галлов петуха, откуда и в латыни слово галлус, означающее петух. Этимология слова галлус связано со словами голос, звук, гологолить точно так же как и слово кур — петух связано со словом крик. Общеславянские слова голос, глагол, галдеть связаны с  санскритом goречь, kal (kalate, kalita) — звучать, kalaja значит петух, kaulina значит слух, молва, klech значит говорить, ghu (ghavate) означает произносить, chal (calate, chalita) значит говорить, славить, хвалить, hlas (hlasati) значит звук, звучать, hva (hvayati) значит звать; на ирландском gallслава; на уэльском galwзвать; древнегреческое γλοσσαязык; на древнеисландском kallaзвать, а gala — петь; на средневерхненемецком kalzenболтать, а на староверхненемецком kallon — звать и gellenкричать; на старонорвежском kallaзвать; на древнеисландском skvalaкричать, звать, а holхвала; англосаксонское hol, готское holonи латинское calumnia означают клевета, что близко словам слава, слово, хвала, хула; на староанглийском ceallianзвать, на современном английском callзвать; древневерхненемецкое gellanкричать, а galanпеть; на финском halistaшуметь, звучать; на украинском галакати, галайкатиразговаривать. Возможно название птицы галка связано с тем, что эта птица галдит, много щебечет – также как и в немецком языке nachtigallсоловей, или дословно «поющий в ночи».

Голый кельтский воин III–II в. до н. э. Римляне называли кельтов галлами

Альтернативно, можно предположить, что этноним галы этимологически связан со словами голый, галявина. Гал это голое место, галявина, а голутьва вырубка, просека; у латышей галагололед; на древневерхненемецком kaloлысый;

Тут уместным будет упомянуть прибалтийских лужичей. Созвучные этнонимы упоминались в разных источниках в разных частях Евразии: лузитане это древний кельтский народ, проживавший на территории современной Португалии (португальцы и сейчас называют себя lusos), Страбон и Тацит писали о восточногерманском племени лугии; племя луканов проживало в Италии; Лукия – это страна на юге Малой Азии, а североиндийский народ лохи упоминался в древнем индийском эпосе.

Проводя азиатские параллели, интересно заметить, что два топонима – Лоде и Ладва абсолютно идентичны многим топонимам пакистанского Пенджаба. Страбон (11.11) упоминал страну Мусикана, которая находилась в Индии. У древних индийцев была страна Лата и народ в ней проживающий латы. Северо-восточная часть Кашмира сегодня называется Ладак, а жители Ладака называют себя ладакцами или ладакхами, а часть Ладакха называют Дардистаном, хотя официальное название области Ладакха и Дардистана на современных картах это Джаму и Кашмир. В тесном соседстве с Ладаком в долине реки Инд находится Балтистан, населенный людьми, называющими себя балти (хотя нужно заметить, что балты прибалтийские это сравнительно молодое географическое наименование, как полагают, происшедшее от имени одного из готских родов). Балти, дарды и ладакци, которые упоминаются в Махабхарате как дарада, ладака и балхи, имеют не только общую культуру, но и их языки, являются ближайшими родственниками, относящимися к группе кашмирских/дардских языков. Со времен Махабхараты дарады, ладаки и балхи поменялись местами – дарады и ладаки мигрировали на юг а балхи на север; кроме ладаков Махабхарата упоминает также и народ латитхи, который граничит со страной ладаков на севере. В незначительном расстоянии на юг от ладакцев проживал народ матсьи (возможно масианы Страбона – 15.1.27), что вызывает ассоциации с малоазийскими мисийцами, соседями лидийцев. Древние летописи также упоминают страну женщин, которую индийские летописи размещали на севере Индии, греческие летописи – в Малой Азии и Африке, а древние норвежские летописи – севернее Финляндии возле Балтийского моря.

Возвращаясь к мисийцам нужно сказать, что название греческого города Микены было пеласгийского происхождения. Учитывая тенденцию перехода С в К, не исключено, что имя царевны Микены, от которой и был назван греческий город Микены имеет общую этимологию с названием пеласгийского народа мисийцев.

Мы знаем что и у этрусков были похожие имена: так имя царя этрусков, выступивших против Энея, звали Мезентием, а знатного и богатого этрусского дипломата Мецената стало именем нарицательным, означающим человека, покровительствующего искусству и литературе. Фамилии типа Мизин, Мизиненко, Мизенко, Мисенко, Мошко, Мусиенко широко распространены среди славян, и возможно некоторые из них происходят от топонимов Мисия или Мусия. Возможно некоторые происходят от имени Мусий/Мойсей, которое интерпретируют как, либо древнееврейское, либо египетское, означающее сын.

Некоторые авторы считают, что Мисийцы или Мосхи – это народ, который в Библии упоминался под именем Маж/Мешех, и который мигрировав из Малой Азии или Причерноморья на север, основал Московское царство. Встарь жителей Москвы итальянские купцы называли мусками, откуда и название камня мусковит, добываемого в Подмосковье.

У западных славян была легенда, согласно которой у Пана, жившего в Паннонии было три сына – Лях, Чех и Мех; Лях стал править в Польше, Чех в Чехии а Мех стал правителем Московии. По этимологии же топонима и этнонима Москва и московиты написано тонны классических работ, которые выдвинули много правдоподобных гипотез.

Вот что сообщает Энциклопедический Словарь Брокгауза и Эфрона по поводу слов муж и люд:

«Люди (ед. ч. людин) – старинный термин. Так называлась до половины 13 века одна часть свободного населения на Руси, не состоявшая на службе у князя, но платившая ему подати, дани (другая часть свободного населения – княжие мужи). По Русской Правде за убиение людина – вира простая, а за княжого мужа – двойная. Из людей набирались ратники, составлявшие обыкновенные городовые полки, под предводительством княжеских бояр или тысячников».

Таким образом, эти два слова – люд и муж, — идут парой не только у Геродота (братья Мис и Лид), но и в истории Руси. Более того, они идут парой и в Библии – Луд и Маш/Мешех были сыновьями Сима (по одной из версий Маш был внуком Сима). Да и в географическом плане лидийцы и мисийцы были соседями в Малой Азии, точно так же как и людиники, проживающие в Ленинградской области, соседи жителей Московии, а ладаки были соседями матсьийцев в Индии.

Ливийцы

Нижеприведенная цитата, повествующая о народе Мешвеш, который скорее всего связан с малоазийскими месийцами, повествует также и об истории названия африканской Ливии:

«Стела в Эль-Аламене указывает на то, что эта территория принадлежала Рамсесу второму и на ней мы находим первое упоминание Либоу (Libou). От имени этого народа греки произвели географическое название «Ливия», которое в то время определяло регион перемещения этого народа, а затем со временем этим словом они уже называли всю Африку. Во время царствования Мернатепа в 1227 до нашей эры, мы находим упоминание народа Мешвеш, который был западным соседом любовьцев». (General history of Africa. 2. Ancient civilizations of Africa. Editor G. Mokhtar)

Слово любовь является древним индоевропейским (lobhayati, lubh– санскрит, love – английский, lieb – немецкий), а топонимы типа Люберцы, Любляны, Люблин, Любовь, Любино очень часто встречаются в славянских странах, а один из древних славянских народов так и назывался — любушане.

Ливия (Либия), героиня древних легенд средиземноморья, от которой была названа Ливия, и которая была матерью Лелега, вероятно носила женское имя Любовь. Далеко идущие выводы на основании этой скудной информации делать опасно, но все же вероятность того, что название Ливии имеет в своей основе слово любовь, достаточно велика. Вот что по поводу прибалтийских ливов, которых в древнерусских летописях называли либь, любь, написал А. И. Попов (стр. 77):

«Заметим в заключение, что латышское название ливов (libieshi) имеет то же происхождение, что и древнерусск. любь, либь; однако этимологически это племенное имя совершенно не ясно».

Далее…ВТОРАЯ ЧАСТЬ. ЛИНГВИСТИКА.
Глава 15. Что в имени Оски, Бреги?

Что в имени Оски, Бреги ?
Что в имени Пеласги, Лелеги ?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*