Пятница , 6 Декабрь 2024
Домой / Язык – душа народа / Что в имени Атлас?

Что в имени Атлас?

ПОЯС МИРА
Параллели в летописи истории Евразии
Сергей Дарда.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ. ЛИНГВИСТИКА.
Глава 15. Что в имени ?

What’s in a name? That which we call a rose
by any other name would smell as sweet.
William Shakespeare

Предположения, высказанные в этой главе, наверное, будут встречены наибольшим расхождением во мнениях. Крайности приводят к смешным результатам в любом деле, а тем более в этимологии.

Я прекрасно осознаю, что этимология это такая область человеческого творчества, где возможны ошибки и неточности, но, тем не менее, рассматривая индоевропейские параллели на евразийском континенте, очень трудно не затронуть теорию общего происхождения некоторых слов, этнонимов, топонимов и имен богов и людей.

Атлас.

Этимология имени Атлас, Aτλας, неизвестна. Греческие источники сообщают, что это имя Атлас, Aτλας означало боец, победитель — «атлет».

Некоторые считают, что это имя происходит от словосочетания альтланд — высокая земля. Действительно, много гор названы сходными названиями: Атлаские горы, Альпы, Алтайские горы, горный хребет Алатау в горах Тянь-Шаня), страна Италия. Любопытно, что пруссы называли бога подземного мира Патолос, чьё имя означает подземныйpa (tоl), где tula — земля. Другие считают, что Атлас происходит от слова алтын (золото), поскольку в горах есть залежи золота, у некоторых народов алтын означает медь. По Е. Кочубаеву (Основные типы топонимов Семиречья) топонимы типа Аладаг, Алатау, Алтай, Аларча, Алатогай созданы на основе тюркского улу, улуг, улы, алий, означающих великий, возвышенный, могущественный.

В древних индийских легендах упоминается Атала, как один из подземных миров, в котором обитают демонизированные во времена Махабхараты Асуры, добрые боги ведических времен. Прослеживаются некоторые параллели со свергнутым титаном Атласом в греческой мифологии, за исключением того, что Атлас в греческих легендах держал на своих плечах небосвод, а Атала в индийских легендах — это подземный мир.  У аккадцев Arala это тоже подземный мир, мир мертвых.

На санскрите Атала означает «бездонный», от слова Tala, имеющего, кроме значения дно, глубина, ещё и несколько других значений: 1)равнина, долина; 2)ладонь; 3)подошва ноги; 4)поверхность, чему родственно санскритское talika — ладонь; на языке хинди Атал это 1)бездонный, глубокий, 2)ад, а тал это 1)дно, 2)поверхность.

Все эти значения слова невероятным образом перекликается со славянскими дол и дола, означающими почва, пол, низина; долонь, долань и ладонь, означающими как часть руки, так и просто ровное место; славянское Ад, вероятно, имеет древнее происхождение, и не заимствовано из греческого Адес — αδης, означающего Ад, Аид (др.-греч. Ἀΐδης (Aidis — Авидис — «невидимый») или ᾍδης.

Сюда же можно добавить греческие λαννoς, δεναρ, παλαμη — дол и ладонь/подошва; латинское palma, староанглийское folm, английское palm, старофранцузское palma, греческое παλαμε, означающие ладонь, а также монгольское альган, тюркское алакан, туркменское алакан, означающее ладонь; тунгусо-маньчжурское палга и нанайское фалган, означающие подошва ноги; древне-исландское dalr — дол; древневерхненемецкое tuolla и средневерхненемецкое tuelle, означающее «маленькая низина, долина«; литовское и латышское delna — ладонь; древневерхненемецкое tenra — ладонь; монгольское, бурятское и киргизское тала, означающее равнину, степь. В современном английском dale буквально означает долина или гористая местность; в современном немецком и шведском dal это тоже долина, а также del в старофризском, dalr в старонорвежском, tal в староверхненемецком.

Возможно этимология названия острова Туле, о котором писал Пифей, восходит к слову долина и является родственным слову Тала/Атлас. С этим перекликается древнетюркское tala — степь; памиромонгольское tala, монгольское tal, бурятское тала, означающие поле, степь, равнина; казахское, уйгурское, староузбекское тала, означающее равнина, степь; татарское дола, означающее пустыня; якутское тала, означающее чистое поле; маньчжурское тала, означающее поле, равнина; эвенкское таллама, означающее равнина.

Этим же словам родственны и русское лядаполе, поросшее молодым лесом, украинское лядополе, заросшее сосной, древнерусское лядинапустошь, болгарское леда — горный луг, сербохорватское ледина — пустошь, словенское ledina, чешское lada, словацкое ladoполе необработанное, польское lad — суша, материк.

Общеславянское ланполе, надел земли, английское, шведское, датское, готское, старофризское land — земля, староверхнегерманское lant земля , ирландское lan и уэльское llanогражденный участок земли, корнийское lan, бретонское lann, французское lande, означающие степь, пустошь.

Возможно, с этим связаны также и английское valley — долина, которому соответствует старофранцузское vallede, современное французское valle, итальянское vallata, латинское vallis, монгольское valem, чувашское оланг, аккадское kigallu. С этим перекликаются украинское галява, галявина, славянское голый, русское елань, *Velunъ — «божество низин»которое обитает на равнине, под горой, в низине, на пастбище, где на зелёных лугах пасётся скот, в  Праславянское *Velunъ имеет индоевропейскую пра-форму *uelu-n-, и родственно хеттск. uellu– «пастбище, луг (умерших), потусторонний мир древних, в виде поля, луга, равнины, тохар. Awalu — «мёртвый», лувийск. ulant — «мёртвый», исл. valholl — «вальхалла», литов. vëlë — «душа умершего», velines, лат. velu laiks — день поминовения умерших. Общее для всех индоевропейских мифов представление о загробном мире как о пастбище, где пасутся души умерших — ήλύσιος λειμών — «елисейские поля».

Славянские слова со значениями «холм», «холмистая равнина» – *o-vьlъ —  Овал, Авалон  (рус. увaл; польск. Wawel) – всё с чертами архаики, восходящей к и.-е. *uel-n-, откуда и лат. valles, vallis, и Уэльс (валийцы), и в слав. *volynъ/ ь, и др.-рус. Велынь/Волынь.  Обозначение духов или имени бога как табу: «(дух или божество) из (той) долины», что подошло бы для праслав. *Velunъ, *Velesъ, др.-рус. Велес, Волос — скотий бог.

Низина, долина в тюркских языках jalan/alang, означающие равнина, поле; турецкое, татарское, туркменское, казахское, ногайское, алтайское жалан, означающее поле; башкирское и тувинское аланды; якутское алы и аланг, означающее плоский, ровный, и ялинг, означающее нагой, голый; алтайское ялан, означающее равнина; эвенкское ялан, означающее луг; финское ala, означающее плоская равнина; саамское vuollen, означающее вниз; эрзянское и мокшанское ало, означающее нижний; марийское ал, означающее низ; удмуртское, коми и хантийское ил, означающее нижний; мансийское йолан, означающее вниз; мансийское яланг, алтайское дяланг, башкирское ялан, означающее поле, равнина; староузбекское, татарское, туркменское jaban, означающее степь, равнина, пустыня; казахское и киргизское жапан, означающее пустыня; татарское japan, означающее степь, поле; иранское yaban, означающее степь, равнина.

В какой-то степени в легендах про Атласа и Хайка, героя армян, прослеживаются некоторые параллели. Например само имя Хайк означает Исполин, что близко английскому high — высоко, height  —  высота, что близко к гиганту Атласу. Исполин Хайк считался распорядителем времён, а месяцы в календаре древних армян считались детьми Хайка, что вызывает параллели с сообщением Павсания о том, что Атлас исследовал движение небесных светил, а именем одной из его дочерей, Майи, был назван месяц Май в европейских календарях. Где-то на севере от озера Ван в Малой Азии исполин Хайк построил город Хайкашен на горной равнине Харк, что вызывает ассоциации с городом Троей, построенном на Идейских вершинах. Правнука Хайка звали Торк (Турк) Ангех, а Торк по народной этимологии означает дар, что сближает Торка с внуком Атласа Дарданом и фонетически сближает имя Торка с именем пра-правнука Атласа. Но естественно, помимо этих параллелей, существует также и множество различий между древнегреческими мифами об Атласе и армянскими легендами о Хайке.

***

При написании этой и других глав в качестве основных источников по этимологии использовались:

The Oxford English Dictionary, on Compact Disc, Oxford University Press, 1992
Алтайские этимологии, отв. ред. В. И. Цинциус, Л. В. Дмитриева, Ленинград, 1984
Греческо-Русский словарь, А. Д. Вейсман, Москва, 1991
Етимологічний словник української мови. Київ, 1983, 1985
Конкобаев К., Топонимия южной Киргизии. Илим, Фрунзе, 1980
Кочубаев Е., Основные типы топонимов Семиречья. Алма-Ата, 1967
Липин Л. А., Аккадский (вавилоно-ассирийский) язык. Выпуск 1, 2. Ленинград, 1957
Мифы народов мира, главный редактор С. А. Токарев, Москва 2000
Полный церковно-славянский словарь, Протоїрей Г. Дьяченко, Москва, 1993
Попов, А. И., Названия народов СССР, Ленинград, 1973
Преображенский А., Этимологический словарь русского языка, Москва, 1959
Русско-еврейский/еврейско-русский словарь, Ицхак Амир, Иерусалим, 1990
Русско-хинди словарь, под редакцией В. М. Бескровного, Москва, 1957
Санскритско-Русский Словарь, В. А. Кочергина, Москва, 1996
Старославянский Язык по рукописям X-XI веков, Москва, Русский Язык, 1999
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, Санкт-Петербург, 1996
Хинди-русский словарь, составитель В. М. Бескровный, Москва, 1959
Шифман И. Ш., Финикийские языки, Москва, 1963

Далее… ВТОРАЯ ЧАСТЬ. ЛИНГВИСТИКА. Глава 15. Что в имени Электра?

Что в имени Электра?
О.Н. Трубачёв. История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*