Многие считают, что русского человека можно узнать в любой стране мира по его взглядам и особым привычкам, основанным на национальном самосознании. Русский мир выработал особый кодекс поведения, чтобы не раствориться в окружающем мультикультурном пространстве современного общества.
Русский не будет четко следовать букве закона.
Его дух свободы покоится в сказочной царской присказке: «Такова моя воля!» Многие поступки не объяснимы — «вот захотелось так сделать, и всё».
Русские никогда дотошно и скрупулёзно не соблюдают правила дорожного движения, поведения во время купания в водоемах, правил отдыха в садово-парковых объектах, на природе. Ибо для русского человека «закон человеков» вторичен перед Законом Божьем. Чувствуя на подсознательном уровне метафизический зов природы (понятие «неизменной сущности вещей») русские спонтанно и непонятно для окружающих демонстрируют свой вызов несправедливости «юдоли земной» и в Париже, и в Костроме.
Русский не будет доверять властям, но не потому, что склонен к анархии, а потому, что в течение многих веков привык верить только наместнику Бога на земле, царю-батюшке, неизменному гаранту мира и справедливости в государстве и обществе.
Рисский мир осиротел и попал под управление людей не от Бога, чья власть не подтверждена «небесными законами» справедливости. С уходом царя из государственной власти русского мира ушла сверхчеловечность, а вместе с ней народное доверие и социальная привычка почитания власти. В СССР у граждан выработалась социальная привычка доверия и уважительного отношения к печатному слову, но с развалом Союза и приходом в каждый дом Интернета эта привычка в народе полностью утрачена. «Не доверяй никому и нигде!» — вот современное отношение и взгяд русского мира, прошедшего путь разочарований и тяжёлых испытаний в года развала СССР и «перестройки», ко всему многополярному миру. У России есть только два союзника: её армия и флот.
Русский не будет планировать свою жизнь!
Несмотря на то, что мы прожили 70 лет в СССР в режиме плановой экономики, многовековое русское «авось» так и осталось непоколебимым в национальном багаже наших социальных привычек. Конечно, русские какое-то время могут придерживаться установленному режиму дня, контролировать свои собственные расходы и ставить чёткие цели, разрабатывать тактику и стратегию их достижения, но со временем, исконно русское «авось» и «где наше не пропадало» всё равно берёт верх. Кстати, русскому слову «Авось» 3500 лет и происходит оно из ведического санскрита — Авайас — Avayas (от «abhi-vayas» = «аби-ваяс»- «молодость одна» = «была-ни-была», «возможно»). В русском фольклоре сохранились старинные пословицы и поговорки, в которых слышна надежда на успешный исход дела. Например, «была ни была», «где наша не пропадала», «авось пронесёт!», «Бог не выдаст, свинья не съест», «за одного битого двух небитых дают», «будет и на нашей улице праздник», «чем чёрт не шутит», «будь, что будет» и др. Мы хорошо знаем поговорку: «на Бога надейся, а сам не плошай», но где-то в глубине русской души, в потаенных уголках сознании живут слова Спасителя: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут…».
Русский не будет нарочито выделяться из толпы соплеменников.
Европейцы зациклены на собственной индивидуальности. Русские – народ соборный, коллективный, народ способный действовать «всем миром» — это значит «Я — это Мы», и в этом наша сила. Если все в обществе предпочитают одеваться в тёмное, значит и я буду следовать «коллективному монохрому», ибо в этом проявляется народная мудрость — стать не заметным для лиха, которое может прийти, как от властей, так и от бесовской природы.
Русский не будет хвалиться собственными успехами, иначе «сглазишь».
Обычно на вопрос: «Как дела?» русские отвечают: «Потихоньку», «Ничего» или «Нормально». Не смотря на тысячелетие христианства, русский мир остаётся невероятно суеверным, помнит и соблюдает множество языческих примет, запретов и оберегов от возможного сглаза, порчи. Русский человек живёт в своём ментальном космосе, где жизнь земная – равно испытанию перед главной наградой, Царствием Небесным. Не случайно на Руси любят людей «бедовых», а к успешным относятся с подозрением не из-за зависти. В русской духовной традиции любое несчастье считалось проявлением любви Господа и даже избранности «несчастливца». А с богатством всё гораздо сложнее… На Руси на людей, живущих в роскоши, всегда смотрели как на «пропащих», поддавшихся на искушения бесов.
Русский не будет улыбаться незнакомым людям.
Русских часто обвиняют в суровости и излишней серьезности, не улыбчивости. Русские не улыбаются из вежливости. В древнерусском языке слово «улыбаться» звучало, как «улещать», что означает «льстить, подделываться»; «улыскание» — улыбка, ослабление; «улыскаюся» — улыбаюсь.
Не мрачность, а неулыбчивость русского человека обусловлена культурно-историческими традициями всего славянского этноса, и русского народа, не желанием «улещать», то есть «льстить кому-то, подделываться». Русские считают улыбку из вежливости не искренней, из лукавства. Улыбка в русской традиции означает определенную степень доверия, а доверять первому встречному на Руси не принято. У русских есть привычка улыбаться при столкновении с несправедливостью — это грустная, саркастичная или ироничная улыбка, обращенная внутрь души, а не кому-то конкретному.
Русский не пропустит незнакомца впереди себя в очереди — «вас тут не стояло!»
Соблюдение справедливости для русского человека священно! За справедливость русский всегда готов биться. Справедливость должна быть во всём, а если порядок и справедливость в очереди зависят от самой очереди, то её надо соблюдать. В архетипе сознания русского человека очередь, вероятно, по символике близка «воздушным мытарствам», через которые должна пройти каждая душа на пути к престолу Господа для частного суда. Когда же на пути к цели перед нами вдруг возникает спина наглеца — незнакомца, то это равносильно провокации «нечистого духа», желающего нам «адской доли». Видимо, по этой причине русская очередь отличается своей сплочённостью, чувством локтя, единства и коллективизма. Мы все плывём в одной лодке!