Суббота , 12 Октябрь 2024
Домой / Мир средневековья / Бранденбургская кирха Святого Николая

Бранденбургская кирха Святого Николая

Ушаково. Общий вид на участок проведения археологических работ. 2024 г

Итогом археологического обследования территории рядом с кирхой Бранденбург (нем. Brandenburger Kirche, кирха Святого Николая) в посёлке Ушаково в Калининградской области стало значительное расширение границ территории неолитического поселения, выявленного в 2012 году, а также определение границ территории некрополя, непрерывно существовавшего на данном участке территории с первых веков нашей эры вплоть до конца событий Второй мировой войны. Выявленные материалы позднего средневекового некрополя имеют особую ценность, так как число подобных исследованных некрополей на территории Калининградской области пока совсем не велико.

Экспедиция Института археологии РАН впервые провела широкомасштабные разведки возле Бранденбургской кирхи (сейчас в черте поселка Ушаково). Археологи исследовали культурные слои от позднего неолита до XIX века и собрали большую коллекцию находок, среди которых, считавшаяся утерянной, надгробная плита Гюнтера фон Хоэнштайна, одного из известнейших комтуров (командоров) замка Бранденбург.

Замок Бранденбург Ушаково

Из письменных источников известно, что поселение Бранденбург возникло в XIII веке одновременно с замком на берегу Вислинского залива.

В 1320–1340 годах в Бранденбурге была построена кирха. Первоначально она состояла из однонефного здания в готическом стиле с полукруглой апсидой – эта черта отличает её от всех остальных храмов Восточной Пруссии.

Кирха Бранденбург впервые упоминается в 1482 году, но, без сомнения, восходит к началу XIV века. Кирха представляла собой кирпичное здание с вытянутыми хорами с полукруглым завершением. В 1648 году к этим постройкам была пристроена башня, над входом которой разместили плиту с памятной надписью. До наших дней дошли руины именно этой башни.
В 1680 году в церкви установили алтарь, а в начале XVIII века в кирхе появился орган и два колокола.

Кирха Бранденбург состояла из башни, однонефного здания из кирпича в готической кладке на диком камне, узких хоров и древней апсиды (единственный пример в Восточной Пруссии средних веков). Над крестильней висел балдахин в форме храма с толстыми тосканскими колоннами:«Этот балдахин во славу Господа в 1633 пожертвовала Барбара Иордан». В 1633 году Юлианой Штолин был подарен красивый шестиугольный стол для крещения с оловянным верхом и выгравированным изображением четырёх евангелистов. Над готическим стрельчатым входом в башню имеется плита с барельефом бранденбургского герба.

Во время Второй мировой войны кирха была сильно повреждена. Сейчас от кирхи остались лишь руины, стены сохранились только у построенной уже в XVII веке башни.

По итогам точечных раскопок начала 2000-х годов археологи знали о существовании в этих местах неолитического поселения.

Археологические исследования 2024 года показали, что люди живут на этой территории непрерывно, начиная с III тысячелетия до нашей эры. Наши работы позволили проследить, как изменялась материальная культура обитателей этих мест, и найти важное свидетельство, относящееся к одному из известнейших исторических лиц своего времени – Гюнтеру фон Хоэнштайну, который был известен как дипломат, отличившийся в переговорах Тевтонского Ордена с Литвой.

Участок раскопок, на котором работала экспедиция Института археологии РАН, расположен на правом берегу реки Прохладной (довоенное название Фришинг), впадающей в Калининградский (Вислинский) залив.

Развалины Замка Бранденбург (Калининградская обл.)

Недалеко от кирхи находился Бранденбургский замок, основанный в 1266 году Бранденбургским маркграфом Отто III (1215–1267) во время его третьего крестового похода в Пруссию.
Бранденбургский замок был центром одноименного комтурства (минимальная административная единица в составе рыцарского ордена), территория которого простиралась от побережья Калининградского залива до Мазурских озёр.

Бранденбургский замок был построен как важный пункт коммуникации между основанными ранее замками Бальга и Кёнигсберг и регионами по реке Висла. Он стал одним из символов периода прусской колонизации – времени, когда Тевтонский орден продвигался по землям прусских племён, строя замки, обращая в христианство местное население, предоставляя льготы присоединившимся вассалам и уничтожая непокорных.

Поселение Бранденбург возникло рядом с замком с момента его основания. Он находился на оживленной дороге, у залива и реки, что способствовало его быстрому развитию. В XVI–XVII веках поселение превратилось в крупный населенный пункт, в котором жили рыбаки, садоводы, лодочники, извозчики и мелкие крестьяне.

В пол кирхи были встроены каменные надгробия, основная часть которых относится к XVII и XVIII веку. В шурфе, заложенном во внутреннем пространстве руин кирхи, археологи обнаружили фрагменты трёх надгробий,и одну из ключевых находок археологических работ 2024 года и считавшуюся утраченной, надгробную плита Гюнтера фон Хоэнштайна (1310–1380), одного из известнейших комтуров Бранденбурга, единственного из глав Бранденбургского комтурства похороненного внутри кирхи.

Имя комтура Гюнтера фон Хоэнштайна неоднократно упоминается в исторических хрониках. Потомок графского рода фон Хоэнштейн из Тюрингии, принадлежал исторической австрийской и богемской знати. Он, как и многие младшие дети немецких дворянских семейств, надел белый плащ с чёрным крестом и стал братом Немецкого ордена.

В период между 1338 и 1342 годами комтур Гюнтер фон Хоэнштайн упоминается как адъютант (компан) комтура Христбурга, а в 1344 году – как комтур замка Швец (Свеце, нем. Schwetz). На этом посту он снискал особое расположение наследника чешской короны и будущего императора Священной Римской империи Карла IV (1346-1378), побывавшего там по возвращению из крестового похода в Литву. В хрониках неоднократно упоминается, как Карла IV призывал его к себе на пирах и выделял из числа прочих комтуров.

В 1349 году Гюнтер фон Хоэнштайн стал комтуром замка Остероде (нем. Burg Osterode, современный город Оструда), рядом с которым он основал замок Хоэнштайн (нем. Burg Hohenstein, современный город Ольштынек). В 1370 году Гюнтер фон Хёнштайн стал уже комтуром Бранденбурга.

Св Екатерина Сиенская

К этому периоду относится и упоминание о передаче ему в 1379 году реликвария с частицей мощей св. Катерины от императора Карла IV. Подробно об этом написано в хронике Виганда из Марбурга (Chronica nova prutenica, 1394):

«К королю Карлу прибыл из Пруссии епископ Эрмландский господин Генрих, у которого король спросил, где же комтур Гюнтер Хоэнштайн. И ответил епископ: «Комтур в Бранденбурге».
И [сказал] король: «Тот, когда был комтуром в Швеце, оказал во всём многочисленные благодеяния и [проявил] благосклонность, которые никогда не будут забыты мною, и я всегда готов оказать ему благодеяния и почести».
И епископ сказал: «Вы не можете ему преподнести никакой [другой] подарок, от которого могут быть получены многие блага в жизни и не выбрать лучшего в данный момент, нежели частицу мощей святой Катерины«. <…>
Приняв частицу, брат Гюнтер поблагодарил от возликовавшего сердца за столь великий дар и принял принесённое изображение девы Катерины, сделанное из золота и серебра и украшенное драгоценными камнями, которое посвятил для себя в невесту и подругу… Наконец, брат Гюнтер призвал в день собора епископов, прецепторов и священников, чтобы в достойном почтения собрании из 220 священников упомянутое изображение с мощами, украшенное таким образом в честь святой Катерины, было принесено в руках епископа Генриха в Бранденбург» (перевод Денисов С.А.).

До сих пор не известно, какое благодеяние оказал Гюнтер фон Хоэнштайн королю Карлу IV, можно лишь предполагать, что, вероятно, это было связано с обстоятельствами спасения Карла после пленения возле города Калиш людьми польского короля Казимира III.

Одним из основных достижений, связанных с именем Гюнтера фон Хоэнштайна, считается заключение десятилетнего перемирия между некоторыми землями Пруссии и Руси. Об этом свидетельствует запись в Торнском анналисте (Annalista Torunensis) за 1379 год:

«В этом же году после Вознесения Марии господином Гунтером фон Гогенштейном, комтуром в Бранденбурге, было заключено перемирие на десять лет между некоторыми частями земель Пруссии и Руси, и округам была предоставлена безопасность».

Через год, в 1380 году Гюнтер фон Хоэнштайн скончался в замке Бранденбург и был погребен в кирхе:

«В этом же году, на праздник Марии Магдалины, умер брат Гунтер фон Гогенштейн, превосходный муж, который совершил множество подвигов. Он построил замок Шветц; далее, сделал полезной бесполезную землю Остероде, основал каменный замок; построил замок в Гогенштейне».

Слева и справа: надгробная плита комтура Гюнтера фон Хоэмштайна in situ. В центре: рисунок надгробия из книги Штейнбрехта К.Э. Пройцен во времена ландмейстера: Вклад в архитектуру немецкого рыцарства. Берлин: Изд. Julius Springer. (Steinbrecht C.E. Preuzzen zur Zeit der Landmeister: Beiträge zur Baukunst des deutschen Ritterjrdens. Berlin: Verlag von Julius Springer, 1888. Abb.154)

На надгробии было представлено изображение комтура в полный рост, сопровождаемое надписью по кругу:

«Во имя Отца, Сына и Святого Духа. В год 1380 от Рождества Христова в день Марии Магдалины Гюнтер фон Хоэнштайн здесь мирно упокоился, он изображен в полный рост на моей картине. Взгляни на то место, где он погребён, Господь примет его душу» (перевод Денисов С.А.).

Латунная фигура комтура исчезла с надгробия при неустановленных обстоятельствах не позднее 1888 года, так как изображение плиты с трещиной и уже без декора можно увидеть в работе К. Штайнбрехта по архитектуре Тевтонского ордена, изданной в 1888 году.

В шурфе археологи не обнаружили следы самого захоронения комтура: возможно, плита была перемещена, или место погребения находится на другом участке кирхи.

фрагменты неолитических сосудов приморской культуры

Широкомасштабные археологические исследования на территории возле кирхи позволили увидеть историю заселения этих мест, начиная с периода позднего неолита. На одном из участков археологи обнаружили следы большого поселения начала III тысячелетия до н.э. и собрали значительную коллекцию керамики: в основном это фрагменты широкогорлых, толстостенных горшков, украшенных орнаментом из треугольников, характерных для культур шнуровой керамики. Вероятно, здесь находился одни из центров приморской (жуцевской) культуры, общины которой контролировали прибрежные районы на одном из участков Вислинского залива. Принято считать, что это население входило в состав группы ранних индоевропейцев, проникших на юго-восточное побережье Балтийского моря.

нумизматический материал, собранный у кирхи Бранденбурга: динарий Королевства Польского (1506-1545 гг.), солиды Герцогства Пруссии (1525, 1670, 1700 гг.) и Королевства Пруссии (1724 г.), с территории Речи Посполитой (1666, 1755, 1763 гг.) и Риги времен шведской оккупации («кристинка» 1644 г.) . (раскопки 2024 г.)

Примерно через тысячу лет в этих местах появились носители культуры самбийских курганов позднего бронзового века. Территория была чрезвычайно удобна, так как поселенцы получали контроль над торговыми путями от побережья Самбии до реки Вислы и вдоль неё на юг.

Недалеко от кирхи археологи обнаружили могильник позднеримского времени, который появился примерно во II веке н. э.  Скорее всего, он принадлежал живущим в Поруссии прусским племенам, но на сегодняшний день достаточных археологических свидетельств существования прусских погребений не обнаружено. Некрополь был действующим в Средневековье, вплоть до прихода Тевтонского ордена.

В то же время, когда была построена кирха, на примыкающей к ней территории был основан некрополь, захоронения на котором совершались вплоть до Нового времени, самые поздние захоронения на некрополе датируются первой половиной ХХ века. Работу археологов осложняло то, что погребения позднего времени были построены поверх существующих, и поэтому значительная часть ранних погребений оказалась разрушенной, а погребальный инвентарь переместился со своих мест.

Бронзовый поясной набор (пряжка и кольца) и серебряный перстень

В одном из ранних захоронений были найдены предметы, позволившие определить время погребения конец XIII — XIV века.

Это была женщина 30-35 лет, в могиле которой сохранились элементы погребального облачения: детали поясного набора (бронзовая лировидная пряжка и бронзовые поясные кольца, кольцо с гравировкой на левой руке. Ранее археологи находили подобные погребальные комплексы на других раннеорденских некрополях, например, в Альт-Велау. Подобные погребения сочетают в себе элементы языческой культуры пруссов и христианской обрядности.

Любопытно, что ниже этого погребения находилось еще одно, уходящее под фундамент кирхи. Судя по найденным фрагментам кальцинированных костей, частиц угля и конских зубов, это было погребение с кремацией, которое сопровождалось конским захоронением. Вероятно, оно относится к горизонту существовавшего на месте кирхи раннесредневекового некрополя.

Пять веков истории Новодевичьего монастыря
Печать Новгородского архиепископа Спиридона

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*