Праздник «Баба Марта» болгарские общины России отмечают с приходом первых весенних дней с 1 по 9 марта. Баба Марта — мифический женский персонаж болгарского фольклора, имя которой ассоциируется с месяцем март.
В древнегреческой мифологии богом войны был бог Арес или Арей (др.-греч. Ἄρης, микен. a-re — арий) — сын верховного бога Неба громовержца Зевса и богини Земли Геры. Арий входит в состав двенадцати олимпийских богов древней Эллады, воспринявшей Ария из Минойской культуры острова Крит. В Крито-Микенской культуре имя Арей встречается в надписях: «Аре-ме-не» — «a-re-me-ne»; «Аре-и-жеве-и» (или «Аре-и-зеве-и») — «a-re-i-ze-we-i»; «Па-н-а-рейо» — pa-na-re-jo. В микенскую эпоху эпитетом бога Ареса было: «e-ma-a a-re-ja» — «ама-а арейя» — «рождённый от Рэи», богиня Рея была матерью Зевса — Διος Φίλιος – Зевса Сына — друга, спутника, дружественного бога пиршеств. Легенда о рождении Зевса.
В Римском лунном календаре было 10 месяцев, посвящённых римским богам и правителям. В Лунном календаре первый день каждого месяца в году приходился на новолуние — начало года по римскому календарю 25 марта. Март в римском лунном календаре назван в честь бога войны Марса (Мартиус). Римляне ввели в свой пантеон этрусского бога Мариса под именем Марс, позаимствовав его у этрусков. Этрусский бог войны Марис.
Названия месяца март пришло на Русь из Византии (Восточно-Римской империи). До принятия христианства, счёт времени на Руси вёлся весенними годами, а не осенними, как это было принято в Византии. В Древней Руси X- XIV вв. март считался первым месяцем в году, а с 1 марта на Руси начинался Новый год.
Славянские названия этого месяца были: сухый, сухий, малороссы называли его – березозол, чехи и словаки – бржезень, поляки – марзец, сербы – поземский, карнеольцы, венды и кроаты – сушец, третник, грегурчак, русские, белорусы, украинцы, болгары сохранили название первого весеннего месяца — март. С марта месяца начиналось русское пролетие. С 1 января Нового 1700 года от Рождества Христова март становится третьим месяцем год. Первый день марта чехи называют – летницы, в просторечии – новичок.
В болгарском фолклоре баба Марта – это добрая младшая сестра старшего брата Января — Большого Сечко (по-болгарски «Голям Сечко», по-украински Сiчень), и среднего брата Февраля — Маленького Сечко (болг. Малък Сечко).
Символом этого весеннего мартовского праздника являются «мартенички» — у болгар и сербов Мартеница, Мартенка; греч. Μάρτης — «Мартис»; у румын — Marteniţa, Mărţişor; у молдаван – Мэрцишор. Мартеница один из самых древних и почитаемых обычаев у болгар, южно-русских племён, восточных сербов, северных греков и фракийцев, молдаван, румын.
Болгары считают, что «Мартеничка» — это не только украшение, но и оберег, который дает дополнительную энергию человеку, укрепляет здоровье и защищает от болезней и несчастий.
Мартеницы делают из красных и белых шерстяных ниток, сплетённых между собой так, как невесты заплетаются вокруг своих женихов. Мартеницы могут быть в виде человечков из ниток, красного и белого цветков, двух колокольчиков, сердечек, но, обязательно, красно-белые по цвету!
1 март по древним русским и болгарским традициям начинается новый хозяйственный год. В первый день весны мартенички дарят каждому члену семьи с пожеланиями счастья, любви, удачи во всех делах, как символ наступившей весны, как символ новых надежд. Марцешор, как символ содружества белой зимы и красной весны, праздник любви, тепла и радости!
В Болгарии Мартеницы носят весь март на левой стороне груди, или на запястье, на поясе, на шапочках у детей, на воротниках пиджаков и пальто, на машинах в виде подвесок. Невесты носят мартеницы справа, а старые девы – слева. Холостяки носят Мартеницы, не завязывая концы ниток, а женатые носят Мартенички, связывая белые и красные нити, и обрезая их концы до узелка.
В представлении болгарских крестьян в древности белый цвет Мартенички символизировал солнце, долгую жизнь, силу, добро и мужское начало, а красный цвет считался символом плодородия, здоровья и женского начала. Матери завязывали мартенички на запястье своим детям, носят эти обереги беременные женщины, повязывают мартенички и на шею домашним животным.
Снимают весенние обереги только когда увидят первого журавля или плодовое дерево с распустившимися почками или цветами. Свои весенние обереги — мартенички вешают на цветущее фруктовое дерево и загадывают желание, которое обязательно сбудется.
В некоторых местах Болгарии первую неделю марта называют «броеницей» (венок), здесь принято бросать мартенички в реку, чтобы всё плохое утекло из жизни.
Легенда весеннего праздника.
Злой Змей выкрал Солнце и Мир погрузился в холод и мрак. Птицы перестали петь, реки замерзли, а дети забыли, что такое веселье и смех. Весь Мир погрузился в грусть, печаль и уныние.
Один смелый юноша отправился искать царство Змея и шёл к нему всё лето, всю осень и всю зиму. Юноша вызвал на бой страшного Змея, победил его и освободил Солнце. Весеннее солнце поднялось в небо, и мир повеселел, ожила природа, люди обрадовались теплу и солнцу.
С той поры в честь освободителя мира от тьмы и грусти молодые люди сплетают два тонких шнурочка с двумя кисточками, символизирующими белый снег зимы и красный цвет весны. Они дарят их близким, родным и девушкам, которых любят.
В Болгарии существует аналогичный праздник, который называется Баба Марта , и в этот день принято дарить мартенички или, как их ещё называют, Мартеницы .