Родоначальником древнегреческой культуры была Крито-микенская культура, возникшая на острове Крит примерно в 2200 году до н. э. и процветавшая до 1450 года до нашей эры. Остров Крит в середине бронзового века (2700—1400 гг. до н. э.) стал центром Минойской цивилизации, названной так по имени легендарного царя Миноса, царствовашего на остове Крит.
Первая великая европейская письменная цивилизация, предшественница культуры античной Греции. После извержения вулкана на соседнем острове Санторини, разрушившего 90 дворцов и городов на острове Крит, Минойская цивилизация, постепенно переместилась на материковую часть Греции в город Микены. Так возникла Крито-Микенская культура, объединившая в себе минойскую культуру острова Крит и эллинистическую, древнегреческую культуру.
К концу III тысячелетия до н.э. восточное Средиземноморье превратилось в центр мировой истории.
В эпоху максимального могущества Минойской цивилизации острова Крит, флот минойцев прекрасно освоил Средиземноморье от Сицилии и Греции до Малой Азии, Сирии, Финикии и Египта. Античные властители морей с острова Крит.
Минойская цивилизация подарила античной Греции многие имена богов и богинь, среди них Кронос и Рэя, Зевс и Гея, Аид, Персифона и Деметра.
На Крите найдены многочисленные надписи, относящиеся к Минойской цивилизации:
Великая Мать богов Рэя (греч.΄Ρέα, ΄Ρεία) — богиня Земли и плодородия. Другие имена Реи — Бримо (лат. Brimo), Берецинтия (лат. Berecyntia; рус. Берегиня), Кибела (греч. Κυβέλη – Кибела) – «великая мать богов»
В Крито-микенских надписях встречается: te-i-ja ma-te-re («те-и-е ма-те-ре» — «то и есть Матерь богов»); надпись: «Ti-sy-roi» — «ти-се- Рои» — «Ты есть Рея».
Мать Зевса богиня Рея — Верховная (микен. О-ре-и = o-re-i = горы: orei — ‘в горах’, О-ре-та = o-re-ta (др. греч. Ορος — ‘гора’).
В Северном Причерноморье скифы, говорящие на наречиях индоевропейской группы языков, называли Великую Мать богов — Апи, минойцы на Крите называют Афи — Афина, и Asirai — Апи-Рея, «рай, в руках Матери».
В микенском языке имя богини Реи упоминается и, как «А-ро-а = a-ro-a»; «А-ро-е = а-ro-е»; «А-ро-йо = a-ro-jo», что означает «Арий, Арья, Арийская» — и в словаре ведического санскрита имеет значение «arioa, arioes» — превосходный, лучший; (греч. аристос — αριστος -‘превосходный, самый лучший’; айяфос — αγαθός -‘хороший’).
Античное искусство представляло богиню Рею (Кибелу, Деметру) в виде дородной богато одетой матроны, сидящей на троне, и окружённой львами или в колеснице, запряженной львами. Голову богини Реи (Кибелы) украшала высокая корона с зубцами
Имя Зевса (по-микенски — di-we «Диве» происходит из ведического санскрита от Dyaus pitar — «Деус-отец» — Отец Божий).
Первой женой Зевса была Метида (греч. metis — мысль; отсюда имя Прометей (др.греч. Προμηθεύς, «предусмотрительный, сметливый»; Меотида — «мать-моря», Азовское море; у меотов Темеринда — «мать моря»).
Деметра (греч. Δημήτηρ, от δῆ, γῆ — «земля» и μήτηρ — «мать»; Δηώ — «Мать-Земля»)— вторая дочь Кроноса и Рэи, 5-жена Зевса и мать Персефоны, похищеной богом подземного царства Аида (др.-греч. Ἀΐδης – АИДИС, — «А-Видис» — «невидимый».
Персефона (др.-греч. Περσεφόνη, на микенском: pe-re-swa (пе-ре-сва). Сва — swa — сев, сеять, то есть Пересева — «вторая роженица».
Известны имена минойских богинь – Ра-жа-я = ra-za-ja – «роженица», и А-ме-я — a-me-ja – амея.
Древнегреческая богиня материнства Лато (др.-греч. Λητώ, – Латона, на минойском языке — Ра-то — ra-to , 12-жена Зевса, стала матерью Аполлона и Артемиды.
Долгие годы учёные ведут дискуссии о происхождении Минойской цивилизации на острове Крит. Кем были первые поселенцы на Крите?
По данным ДНК-генеалогии остров Крит в середине 3 тыс. до н. э. был заселён людьми, носителями Y-гаплогруппы J2 (ДНК гаплогруппа J => 45,000 лет назад появилась на Кавказе и Ближнем Востоке); носителями Y-гаплогруппы I2 и I2a (ДНК гаплогруппа I => 30,000 лет назад возникла на Кавказе или в Северо-Восточной части Европы); а также носителями Y-гаплогруппы G2a (G => 17,000 лет назад возникла между Индией и Кавказом).
То есть выходцы с Ближнего Востока, Кавказа и Северо-Восточной части Европы, возможно, из Северного Причерноморья создали Крито-микенскую цивилизацию и были первыми жителями Крита, строителями дворцов и городов острова Крит.
Основатели Минойской цивилизации были народом мореплавателей, возможно прибывшие на остров Крит из Северо-Восточной части Европы, Причерноморья или Кавказа и Ближнего Востока, оказавшись в Средиземном море столкнулись с невиданным ими ранее морским обитателем — осьминогом, который абсолютно их поразил своим видом, ведь в Чёрном море осьминоги не водятся.
В Крито-микенской культуре характерны изображения осминогов на бытовых предметах — вазах, зеркалах, шкатулках, золотых украшениях, которые нашивали на одежду, так же, как это делали скифы.
Длинные и подвижные щупальце осьминога напоминали клубок змей, как у змееногой богини Апи — Великую Мать Богов хорошо известную скифам в Северном Причерноморье.
«Отец Истории» Геродот, путешествуя, описывал и изучал народы Причерноморья, понял, что история твориться не только греками, которые считают себя в античном мире самым культурным и просвещённым народом.
Всемирную историю творят и другие древние народы, которые живут за границами древнегреческой цивилизации. Познакомившись с мифами и богами «скифов земледельцев» (славянскими народами), Геродот признал, что «боги скифов древнее греческих».
В Северном Причерноморье существовал этнос или языковой реликт прото-индо-иранского языка, восходящий ко времени Ямной культуры (3600—2300 до н. э.), до его предполагаемого разделения на индо-иранскую и иранскую ветви.
В Эгейском море есть целая группа до-греческих топонимов, оканчивающихся -на «-na», и «-сарна» -* -sarna Например: Фаласарна — греч. Φαλάσαρνα, античный город 6–8 веков до н. э., на Крите; Аласарна, и Халисарна на острове Кос, и т.д.). Топонимы Эгейского моря, оканчивающиеся на — «-сарна» -* -sarna, означают «Царство», так как корень слова «сар» или цар -*sar- имеет значение «верховный, высший, великий» во всех анатолийских языках. Этрусское слово «сар» -SAR = цифра 10, «Sal» — «великий, высший», царь (ср. хеттский Sallis — ‘высокий’); «сренк» – srenc, или серен — seren – князь, отсюда происходит английское слово сер – ser.
Основатели Минойской цивилизации принесли с собой на остров Крит некоторые элементы прото-индо-иранской культуры из Северного Причерноморья — это двухсторонний топор лабрис (секира, согарис) символ власти царя и культ быка. Описывая Лидию, Плутарх упоминает о том, что «Лидийцы называют двойной топор, по-гречески «пелекус» — «πέλεκυς».
Об обрядах — таврокатапсии — (греч. ταυροκαθάψια) — ритуальные прыжки через быка, мы узнаём из многочисленных изображений на стенах дворцов, сохранившихся во дворцах острова Крит, на фресках и предметах быта.
В мифологии древней Греции возникла легенда о Критском быке, жившем в лабиринте дворца царя Миноса – это Минотавр (др.греч. Μῑνώταυρος (Минос – Μίνως и Таврос – ταύρος – бык), латин: Минотаврус — Minotaurus, на этрусском: Тавро-минес — Θevrumineś).
Не смотря на то, что слово «лабиринт» — Labyrinthos заимствовано в до-греческом, минойском языке (суфф.-nth-), слово «лабиринт» прекрасно ассимилировалось в греческом языке, как и многие другие слова и ранние до-греческие названия островов Эгейского моря.
По греческому мифу, царь острова Крит Минос (микен. mwi-nu — Мину) был сыном финикийской принцессы Европы и бога Зевса (на минойском — Ди-ве = di-we — «Дий»), Зевс (др.-греч. Ζεύς,, превратившись в белого быка (ТавРос), похитил Европу и отправился с нею на остров Крит в Диктейскую пещеру, где и сам был рождён.
Подобную ритуальную повозку, на которой восседает Великая Мать Богов в Махенджо-Доро, мы находим на острове Крит, в Минойской культуре бронзового века (2700—1400 гг. до н. э.)
О созвездии Тельца Овидий писал: «В ночь перед Идами [майскими] бык весь усыпанный звездами всходит» (Ovid. Fast. V 603—618). В основе мифа о похищении Европы Зевсом, лежит древняя мистерия Матери-Земли и универсального оплодотворяющего начала — небесного дождя, Неба, изливающего живительную влагу на землю, ставшей основой для ритуалов, посвящённых богине Деметре (Кибела (др.-греч. Κυβέλη, лат. Cybele, Сибела, Сибирь, Севила).
В Минойской цивилизации Крита бог Зевс — это Солнце-бык, а Европа первоначально воспринималась не только как символ плодородия и Вечного древа растительной жизни — Мать-Земля, но была и символом животной жизни — как лунная корова, вступившая в брак с Солнце-быком.
Сидя на быке, Европа в одной руке держит полевой цветок, а другой рукой держится за бычий рог, древний символ плодородия и изобилия. Два бычьих рога представляют собой изогнутый серп Луны.
Будучи стихией земной животной и растительной жизни, Европа охватывает и весь космический мир, оказавшийся на рогах быка, она олицетворяет «широкосветящуюся» Луну.
В зооморфических мифах Крита «широкоглазая» и «волоокая Селена»-Европа стала образом отождествленным с единой стихией земной и космической жизни. Европа не только имеет коровьи глаза, но и сама является коровой: «Селена (луна) есть бык, а бык (т. е. созвездие Тельца) есть наивысшее положение Селены-Луны» (Porphyr. De antr. nymph. 18). У поэтов существует много эпитетов указывающих на рогатость Луны-Селены.
В религии минойцев присутствует элементы прото-индо-иранской культуры из Северного Причерноморья — почитание Великой Матери Богини со змеями, которую в иранской языковой группе именуют Иштар или Астарта.
Северном Причерноморье царские скифы, говорящие на различных наречиях индоевропейской группы языков, называли Великую Мать богов — Апи, минойцы на Крите называют Афина, и Асираи — Asirai — Аси-Рея.
Имя минойской богини Апи-Реи, или Асираи, может являться эквивалентом санскритского имени бога — Асура, авестийского — Ахура, скифской богини — Апи, эллинской — Афины.
Таким образом, Европа является исконно хтоническим (т. е. земным) божеством, связанным со всем космосом, включающим небо, землю и подземный мир.
Самое имя Европы Гесихий толкует, как Eyröpon — «тёмная, страна заката», а Еврипид (Iphig. Т.626,) говорит о Европе: «чёрная (eyröpon) бездна скалы», возможно, могила, пещера. Зевс дал Европе пса Аргоса, «стража Европы», есть придание, что позже Зевс вознёс Пса Аргоса к звездам, признав его достойным этого, так возникло в небе созвездие Пса.
Лукиан ассоциирует Сидонскую царевну Европу, дочь Аргиопы и Агенора из Финикии, с ассирийской Астартой и Селеной:
«В Финикии есть также и другое великое святилище, которым владеют жители Сидона; как говорят сидоняне, оно посвящено Астарте. Мне кажется, что Астарта — это та же Селена. Впрочем, один из финикийских жрецов мне рассказывал, что храм этот посвящён Европе, сестре Кадма и дочери царя Агенора.»
В древности Европа называлась Геллотия — Hellötia, от слова helein, [«взять»], поскольку она была, по мифу, «взята» быком, как говорят финикийцы. (Etym. Μ.- Hellötis). От слова helein — «взять», происходит и имя Елены Прекрасной.
В других рассказах древнегреческих писателей рассказывается о критском полководце Тавре, напавшем на Тир и взявшем в плен среди других также и царскую дочь Европу и потом вступившем с нею в брак.
Лингвистическая трансформация имени таврической и скифской богини земли и плодородия Апи в Крито-микенскую богиню Афину вполне возможна, так как в греческом языке есть не мало примеров перехода звука «П» на «Ф». Например в минойском языке «по-ни-ке = po-ni-ke — ‘финиковая пальма’, греческом видоизменяется в «phoinikē» — φοινιξ — ‘финиковая пальма’.
В Крито-микенской культуре Афину изображали, как и скифскую богиню Апи с поднятыми вверх руками и в окружении змей.
В греческом языке А-фи-на = А -«theou-nesis» — «божественный разум». Греки называют Афину Этоной -“Ethonoe» = “en thoi ethei noesis” – «это божественный разум», так как она родилась из головы Зевса.
Афину изображали в доспехах из змей, как и в крито-микенскую эпоху.
Со временем крито-микенская богиня-мать Афина стала приобретать новые функции, эллинская богиня Афина стала богиней мудрости, мужества, вдохновения, цивилизации, права и справедливости, а также справедливой войны, стратегии, математики, искусства, ремесла и мастерства.
В Коринфе богиню Афину называли Гелотис — Hellötis, от слова helein — «взять», и в её честь устраивали праздник Геллотии, как и праздник Афины-Европы на Крите:
«геллотидой назывался сплетенный из мирты венок окружностью в 20 локтей и что он выносился на празднике Геллотии. В нём, говорят, несли кости Европы, которую [тоже] называли Геллотидой. Геллотии правились и в Коринфе.» (Athen. XV 678b).
Крито-микенская богиня Афродита старше бога Зевса и принадлежит к первичным хтоническим божествам до-греческого периода. Афродиту принято отождествлять с финикийской Астартой, скифской богиней Апи, вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исидой.
Имя одной из двенадцати великих олимпийских богинь, Афродиты (др.-греч. Ἀφροδίτη), в древней Греции истолковывалось по-гречески, как производное от греческого слова ἀφρός — «пена», так как по приданию Афродита — богиня красоты и любви, родилась из пены морской на острове Кипр.
В греческой мифологии, созданной позднее самого появления богини плодородия на Кипре, говорится, что кровь бога Крона, отца бога Урана, пролилась в море, отчего и образовалась пена, в которой родилась Афродита. В Гомеровском гимне богиню Афродиту, появившуюся из воздушной морской пены на Кипре, называют Кипридой (греч. Κιπρίδα), то есть рожденной на Кипре.
В более поздних мифах Греции о рождении Афродиты из крови бога Урана почти забыто, Афродиту греки называют дочерью Зевса, рождённого в пещере на острове Крит, и богини дождя, титаниды Дионы.
От имени (Апи) Афины происходит имя (Апи-родита) Афродита, корень слова «род» в имени «Аф-родита» — означает «родительница», (жизнь, плод) «рождающая». Богиню Афродиту считали в древнегреческой мифологии богиней плодородия и жизни, богиней браков и родов, её называли дето-родительницей и «дето-питательницей». О божественном плодородии богини Афродиты говорится в трагедии Эсхила «Данаиды«.
Как хтоническое (т.е. земное) божество Афродита, дарующая земле жизнь и изобилие, появляется, как и богиня (Апи) Афина в сопровождении, усмиренных ею, диких зверей — львов, волков, медведей и змей, властительниц подземного царства.
Платон подчёркивает божественное происхождение Афродиты от неба — Урана, называя её Афродита Урания, богиней чистой небесной любви. Греческая мифология постепенно превратила Афродиту Уранию в доступную, пошлую любовницу богов и героев мифов, в Афродиту Пандемос (греч. Πάνδεμος — «всенародная») — богиню низменной чувственной любви, не связанную с небесным Ураном, а ставшую дочерью Зевса и богини дождя, титанида Дионы, и женой хромоногого бога огня Гефеста (др.-греч. Ἥφαιστος), сын Зевса и Геры. Гефест был покровителя кузнечного ремесла и кузнецов, самого искусного мастера кузнеца и самого некрасивого среди богов.
Хромоногий Гефест работал в кузнице, его изображают с молотом у пылающего горна, он выковывал доспехи богам и героям, находя истинное удовлетворение в труде. В отличии от трудолюбивого Гефеста, Афродита изнежена и любвеобильна, она участвовала во многих интригах Афины и Геры. У Афродиты было семь возлюбленных, от которых она родила 12 детей.
Сыном Афродиты и Гермеса (детей Зевса) считается Герм-Аф-родит, которого называют Аф-родитом, то есть рождённым Афродитой.
Любви Афродиты добивался бог морей и океанов Посейдон, но она полюбила сына богини Геры, бога несправедливой войны Ареса, которого не любил никто из людей и богов. От тайного и незаконного союза с Арием богиня Афродита родила детей: страстного Эрота (или Эроса), принадлежавшего хаосу, и Гармонию, которые повсюду сопровождают Афродиту, Антерос (ненависть), Гимерос (Химерос), Фобос (страх), Деймос (ужас), которые стали вечными спутниками бога войны Ареса.
Афродита и Арес — любовь и война — они рядом, от любви до ненависти всегда один шаг. Парменид пишет о рождении Эрота, крылатого мальчика, вооруженного луком и стрелами, вселяющими любовь: «Первым из всех богов Афродита сотворила Эрота», вселяющего любовь в сердца и непредсказуемый хаос в жизнь влюблённого.
Эрос — Έρως — (h)eros — родственно слову harṣa — возбуждение, подъём. Понятна и композиция известной скульптуры Эрос и Психея венецианского скульптора Антонио Кановы (1787 г.) В древнегреческой мифологии Эрос – бог любви и полового влечения, и его имя происходит от слова санскрита — harṣa — «харша» — подъём, возбуждение, Херъ.
Дочь Амура и Психеи Волупия (лат. Volupĭa), олицетворение удовольствия и веселья. В Риме было построено небольшое святилище Волупии на Паллатине. Этим же именем римские жрецы называли олицетворённую Волуптас (лат. voluptas — сладострастие)
Афродита вмешивается в военные события Троянской войны, на стороне троянцев, вместе с Аполлоном Гиперборейским, Аресом, Артемидой, богиней охоты. Артемида спасает Париса во время его поединка с царём Менелаем, она вмешивается в сражение Диомеда (др.-греч. Διομήδης) мифического царя Аргоса.
Афродита пытается вынести с поля сражения троянского героя Энея — своего сына от героя Анхиса (др.-греч. Ἀγχίσης) из рода дарданских царей, правнука легендарного Троя, сын Каписа и Фемисты.
Однако, Диомед преследует богиню и ранит её в руку, тогда Энея подхватывает Аполлон, закрыв его чёрным облаком.
Бог войны Арес на золотой колеснице доставляет Афродиту на Олимп, где её встречает мать Диона (Латона). Афродиту поднимают на смех Гера и Афина — её постоянные противницы, и Зевс, улыбаясь советует дочери не заниматься войной, а устраивать браки.
Геродот сообщает о почитании Афродиты Урании в Северном Причерноморье, у скифов, в Сирии, в Персии. Богиня Аргимпаса и Афродита Апатурская.
Ксенофонт и Павсаний упоминают храм Афродиты Урании в Афинах, на афинском акрополе.
Павсаний сообщает, что поклонение Афродите было введено Тесеем, общегосударственный культ божества, «когда он свел всех афинян из сельских домов в один город».
На материке первым центром почитания культа Афродиты Урании стала древняя Эфира или Коринф. Статуя Афродиты Урании была деревянной и богиня изображена вооруженной в воинских доспехах в коринфском шлеме.
Проникновение культа Афродиты Урании в древнюю Грецию связано с островом Кипр и Кифера (греч. Κύθηρα — Китера), расположенного к юго-востоку от Пелопоннеса, где находится самый древний и священный элиинский храм Афродиты.
Многочисленные святилища Афродиты были и в других областях Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на островах — Кипр, в городе Пафос, есть храм Афродиты — Пафосской богини, Кифера, Крит, Сицилия храм Афродиты у горы Эрикс — Афродита Эрикиния.
Особенно почиталась Афродита в Малой Азии, в Эфесе и Абидосе, в Сирии в Библе, этому посвящен трактат Лукиана «О сирийской богине».