Воскресенье , 27 Апрель 2025
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Благодатный огонь и мусульмане

Благодатный огонь и мусульмане

В 638 году мусульманский халиф Омар, завоевал Иерусалим, бывший в составе  Православной Византии. К этому времени относится первое упоминание мусульманами о чуде дарования Благодатного огня. Исламский халиф Омар начал гонения на христиан, и Храм Воскресения перешел под управления мусульман. Однако,  и в этот период, накануне празднования Пасхи, в храме сохранилось литания Благодатного огня. Вскоре мусульмане Иерусалима стали отмечать, что ежегодное чудо дарования Благодатного огня не только укрепляет веру местных православных, но и способствует  распространению православия в исламской среде.

В  1187 году произошёл любопытный случай, когда сарацины под предводительством султана Салаха ад-Дина вновь захватили Иерусалим и изгнали оттуда крестоносцев. Салаха ад-Дина, хотя и не был христианином, пожелал присутствовать на праздновании дарования Благодатного огня. Когда он прибыл в храм, небесный огонь загорелся внезапно и все были глубоко поражены. Христиане радостно восславляли величие Господа, сарацины же, напротив, говорили что огонь, был зажжен жульническими средствами. Желая у всех на виду произвести разоблачение, Салах ад-Дин приказал, чтобы была потушена лампада, в которой загорелся огонь ниспосланный с небес, однако, потушенный в лампаде огонь сразу же опять загорелся. Салаха ад-Дина трижды тушил священный огонь в лампаде, и благодатный огонь трижды возгоралась вновь.

О почтении мусульман к христианскому чуду обретения  Священного огня упоминает митрополит Кесарии Каппадокийской Арефа, в послании к эмиру Дамасскому:

«Эмир Иерусалима стоит около Святого Гроба при запечатанном им же самим входе, а христиане стоят вне храма Святого Воскресения и восклицают: «Господи, помилуй!». Тогда внезапно является молния, и кандила возжигаются; от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь».

Епископ Русской православной церкви заграницей, архиепископ Венский и Австрийский Нафанаил (1906 — 1986), автор  богословских и исторических сочинений, пишет:

«В маленькое преддверие у самой пещеры гроба Господня входит только Патриарх и четыре высокого ранга турецких сановника, назначаемых для этого случая самим султаном. «Патриарх снимает все облачение и абсолютно всю одежду и белье. Турецкие вельможи подают патриарху длинный белый халат, где нет ни одной складки, ни одного кармана и с поклоном передают патриарху 33, тщательно осмотренные, Свечи. Турецкие сановники становятся у всех четырех отверстий гроба и наблюдают. Патриарх тихо молится, воздевая свечи горе. Стоящее у святого гроба духовенство приступает к особой, посвященной данному дню молитве.»

Святая Кувуклия над Гробом Господним. Слово «Кувуклия» означает «царская опочивальня».

Как же происходит само чудо?

Чуду схождения Благодатного огня предшествует сложная церковная церемония. Незадолго до прихода в храм Гроба Господня Православного Иерусалимского Патриарха Феофила III, снимают печать с двери кувуклии. При свете большой лампады из 33 свечей служители осматривают, низкие своды пещеры и всю часовню. Вслед за этим, двери Кувуклии — алтаря небольшой часовни, в которой находится Гроб Господень, — опечатывают большой печатью в знак того, что её осмотрели, и в ней нет ничего, что позволило бы Иерусалимскому патриарху зажечь огонь обычными средствами.

Патриарх Иерусалимский Феофил в одном подряснике с не зажжёнными свечами и без каких-либо средств, которые могли бы привести к подозрениям о земном происхождении Благодатного огня, входит в Кувуклию, внутрь пещеры Гроба Господня с молитвою о даровании Благодатного огня, и наступило ожидание. Иногда молитва может занять не один час.

К этому моменту в храме Гроба Господня в Иерусалиме тысячи прихожан и паломников из разных стран мира с трепетной молитвой ожидали чуда – нисхождения благодатного огня. Молитва о даровании Священного огня продолжается до тех пор, пока не происходит чудо!

О скором свершении чуда в храме возникают в воздухе многочисленные вспышки и блистания голубоватого цвета молнии. А следом в Кувуклии появляются голубые огненные шарики. Кто-то считает, что они напоминают капли росы. Во время литании Святого Огня сами собой загораются лампады у Гроба Господня и свечи в храме.

После схождения Благодатного огня, патриарх Иерусалимский Феофил передаёт его верующим, которые зажигают свои свечи от Священного огня, который горит в связке из 33 свечей — по возрасту Иисуса Христа.

Паломники протягивали руки к огню и умывали благодатным огнем свои лица и головы, так как в самые первые минуты он не обжигает ни кожи, ни волос.

Православная арабская молодёжь, обычно, ведёт себя в храме активнее, чем остальные прихожане. Они сидят друг у друга на плечах, выкрикивая: «Наша вера – православная, наша вера – правая!», и просят Пресвятую Богородицу и Господа Иисуса Христа даровать православным Благодатный огонь.

Некоторых христиан удивляет реакция на это чудо схождения огня православных арабов, которые радуются и ликуют громче всех.

«Арабы громко кричат, будем называть это кондаками и тропарями, больше похожими на футбольные кричалки. Когда мне перевели люди, знающие арабский, это что-то типа «Христос наш! Он родился в нашей деревне!». И в этот момент у них восторг: они скачут, громко топают, громко кричат, и ты к этому невольно присоединяешься. В нашем русском степенном, суровом, безулыбочном стоянии вдруг ты начинаешь присоединяться к этой мальчишеской радости, что да, Христос наш, Он родился и в нашей деревне... Веселье, радость, все друг друга целуют, улыбаются… И так потихонечку это всё становится вселенским ликованием— рассказал Константин Малофеев.

Жители Иерусалима и простые мусульмане Палестины часто принимают участие в этом христианском празднике. Благодатный огонь признавался как чудо мусульманами, и даже использовался для исцеления. После схождения Благодатного Огня в Старом городе Иерусалиме начинается торжественное шествие с Огнём. Население Иерусалима  составляет около 800 тысяч человек. Вся христианская и арабская общины Иерусалима — более 300 тысяч человек,  участвуют в шествиях…

На протяжении ХII-ХХ века католики, празднующие Пасху раньше православных христиан, всё же присутствовали на литании Благодатного огня в Святую Субботу, однако их функция сводилась к контролю за православными. Ещё в начале XX века, во времена Британского мандата, католики вместе с служителями армяно-григорианской церкви обыскивали Кувуклию и самого Патриарха.

Православные же упрекали католиков в том, что они являются единственной из христианских конфессий в Иерусалиме, не признающей чудо Благодатного огня.

«В храме много мусульман. Они верят, что Священный огонь приходит с Неба, и только католики отказываются признать это».

Мусульмане не отрицают факта сошествия Благодатного Огня. Мусульмане почитают Спасителя нашего Иисуса Христа одним из своих пророков, приносят в свои дома Благодатный Огонь и зажигают от него свои домашние светильники.

Повелевая Огню сойти, Господь свидетельствует о Своём Воскресении. Первым свидетелем схождения Благодатного Огня во Гробе Господнем явился, по свидетельствам св. Отцов, апостол Пётр. Придя ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, он увидел внутри Гроба Христова удивительный свет. Святитель Григорий Нисский сообщает:

«Сие видев, Пётр поверил, видел же не только чувственными очами, но и высоким апостольским умом: исполнен был Гроб света, так что хотя и ночь была, однако в двух образах видел: внутренне, чувственно и душевно».

Самое раннее письменное свидетельство очевидца о Благодатном Огне на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом.

Воскресение Христа, Микеланджело

 Воскрешение священного огня.

Даже самые обычные слова порой таят в себе немало загадок, ответы на которые до сих пор не найдены. Перед нами слово воскресенье, мы широко пользуемся им, совершенно не задумываясь об уникальности корня, от которого оно произошло.

Обозначение дня недели связано с обычаем каждый седьмой день праздновать воскрешение Христа. В Этимологическом словаре современного русского языка пишут:

«Сначала воскресеньем называли только первый день Пасхи, с XIII века так стали именовать седьмой день каждой недели».

Теперь слова воскресенье и воскрешенье разделились, но несколько веков назад они были одним.

Слово воскресенье легко делится на морфемы: приставку вос-, корень -крес-, суффикс -ен- и окончание -е. Все вспомогательные части слова хорошо известны, но что это за корень -крес-, где он встречается ещё? Оказывается, практически нигде.

В этимологических словарях пишут, что крес в старину означало «оживление, здоровье». Однако в таком значении в документах слово встречается крайне редко. Шанский приводит пословицу: «не бывать ему на кресу» и толкует её так – «не встать ему больше на ноги». Однако та же фраза в Словаре академии российской толкуется несколько иначе: «не спасти жизни, не быть ему на яву». А само слово крес определено как древнее, вышедшее из употребления, означавшее в глубокой древности «жизнь, явленность».

Принимая во внимание значение единственного образования от этого корня («воскресение» – «оживление, явление»), толкование словаря XVIII столетия представляется более точным.

Интересно, что в академическом словаре древнерусского языка XI — XVII веков слово крес в интересующем нас смысле не отмечено. Есть крес – «поворот, поворотная точка, предел». Есть близкое к этому – «солнцеворот, солнцестояние». И третье крес составители словаря не смогли определить. Встречается в поговорке «голова на кресу, и товар на берегу». Похоже, это именно тот крес, который мы ищем. Поговорка перекликается с приведённой выше – «не бывать ему на кресу». Возможно, «голова на кресу» значит «голова цела», то есть «жив человек».

«Голова на кресу…» Кресы это пересечение плеч и шеи с туловищем, кресать это пересекать, а воскрес — пересёк черту этого мира и воскресенье пересечение недельной черты. Крестить — переводить через черту.

Глагол кресити в значении «оживить» встречается в самых ранних письменных источниках.

Рече же имъ Ольга: люба имъ есть речь ваша, уже мне мужа своего не кресити (945 г.). А Игорева храброго плъку не кресити. (Слово о полку Игореве.)

Таким образом, крес – это точно никакое не «здоровье», а «мир видимый, мир живых».

Схождение Благодатного огня в Иерусалиме.

В русском языке имелся ещё один претендент на родство с корнем – глагол кресати – «высекать огонь» и образованное от него существительное кресало – «огниво». В Этимологическом словаре современного русского языка сказано, что в праславянский период корень крьс- значил «высекание огня в летний солнцеворот», правда, с оговоркой, что первичные языческие славянские представления о воскрешении угадываются и реконструируются с трудом. И там же говорится, что в основе славянского названия иудео-христианского праздника (воскресение) лежит наименование древнего языческого обряда воскрешения священного огня в ночь полнолуния после весеннего равноденствия.

Получается, что схождение Благодатного огня в канун Пасхи Христовой берёт начало в очень древних языческих обрядах? Однако, исходя из данных словарей, не ясно, когда же «воскресал» священный огонь – во время солнцестояния или в период равноденствия. Возможно, первоначально крьс — это именно возрождение Солнца, начало нового годового цикла, возрождение жизни, символически отмечаемое высеканием священного огня. Затем эти древние обряды были перенесены на новую религиозную почву и совмещены с воскрешением Христа, побеждающего смерть, дарующего жизнь и несущего в мир свет истины.

Символика яйца в дохристианской эпохе.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*