Суббота , 12 Октябрь 2024
Домой / Русский след в мире / Белый барон Роман Унгерн освободитель Монголии

Белый барон Роман Унгерн освободитель Монголии

«Барон Унгерн — За Веру, Царя и Отечество». Картина Дмитрия Шмарина

Барон Роман Фёдорович фон Унгерн-Штернберг [10.-01.1886, о. Даго, ныне Хийумаа Эстонской ССР, – 15.9.1921, Новониколаевск, ныне Новосибирск], один из руководителей контрреволюции в Забайкалье и Монголии, генерал-лейтенант (1919).

Роман Унгерн окончил Павловское военное училище (1908) и назначен в Забайкальское казачье войско Российской империи.  В 1914-1916 годах барон служил в 1-Нерчинском полку в составе Уссурийской конной дивизии. За два года он получил пять орденов и был пожалован Георгиевским оружием с надписью «За храбрость». Из Нерчинского полка вышли сразу три видных участника Белого движения. Вместе с Романом Унгерном служил его близкий друг, впоследствии – атаман Григорий Семенов правитель обширных территорий на Востоке России. А командовал Нерчинским полком Пётр Врангель.

В августе 1917 году военный и морской министр Временного правительства России Александр Керенский для формирования контрреволюционных частей в Забайкалье направил дивизию генерала Унгерна в помощь генерал-лейтенанту (1919) Григорию Михайловичу Семёнову [1890 — 1946], уроженцу Забайкальского края, выпускнику Оренбургского военного училища (1911), и возглавившему контрреволюцию в Забайкалье в 1917—1920 годах. В составе Семёновской армии генерал-лейтенант Роман Унгерн командовал Конно-азиатской дивизией.
После эвакуации японцев из Забайкалья в 1920 году Конно-азиатская дивизия Унгерна отделилась от белогвардейской армии Семенова и  ушла в Монголию, чтобы пополнить армию личным составом, оружием, боеприпасами, продовольствием и деньгами и освободить русских, которых китайцы держали в местной тюрьме. Китайская армия в столице Монголии Урге (с монгольского «дворец«, ныне Улан-Батор) была в 10 раз больше дивизии Унгерна, но генерала это не смущало. Он взял в осаду город и сумел его захватить в феврале 1921 году, освободив всю страну от китайской оккупации. Генерал Унгерн восстановил на троне свергнутую китайцами монгольскую династию правителей. Монголы считали его «непобедимым богом войны«, а правитель страны одарил его титулом «ван» (князь).

Целью борьбы Романа Ургерна было восстановление монархии в России. В мае 1921 году Конно-азиатская дивизия генерала Унгерна-Штернберга вторглись на советскую территорию в районе Троицкосавска (ныне Кяхта), в надежде на поддержку монархистов. Однако за время Гражданской войны Красная армия окрепла, белогвардейское сопротивление в России было подавлено.

Под предлогом борьбы с унгерновцами в Монголию был введён экспедиционный корпус Красной Армии и создано правительство Монгольской народно-революционной партии во главе с Сухэ Батором. В ходе Монгольской операции 1921 года белогвардейская Конно-азиатская дивизия Унгерна была разгромлена Красной Армией и монгольскими революционными войсками Сухэ Батора.
21 августа 1921 года генерал Унгерн-Штернберг был выдан монголами партизанскому отряду П. Е. Щетинкина и по приговору Сибирского революционного трибунала расстрелян 15 сентября.

Конно-азиатская дивизия Унгерна

Теперь подробнее и с небольшой предысторией.

Генерал Роман Унгерн-Штернберг — личность таинственная и колоритная. Далекий потомок балтийских немцев верил, что после создания монгольской империи Чингисхана, он сможет силой освободить Россию от власти большевиков и восстановить монархию дома Романовых в России. Столица Монголии Угра была всего лишь началом его побед, буддийские священники стали называть белого генерала Ургена воплощением божества Махагалы – беспощадного и устраняющего хранителя буддийской веры, питающейся плотью и кровью вероотступников.

После Октябрьской революции 1917 года Конно-азиатская дивизия Унгерна вместе с казаками генерала Семенова ушли в Забайкалье для формирования контрреволюционных отрядов для борьбы с красными. Ядро группы составили их сослуживцы-казаки, в нее также вошли буряты и монголы. Осенью 1918 года набравшая бурятов и монголов, Конно-азиатская дивизия Унгерна была преобразована в Азиатскую конную дивизию.

В июле 1919 года в Харбине по православному обряду Унгерн вступил в брак с 20 летней маньчжурской принцессой Цзи, представительницей династии Цин, свергнутой китайцами. Маньчжурская принцесса получила имя Елена Павловна Унгерн-Штернберг. Они познакомились случайно на квартире у известного педагога Баранова на занятиях по маньчжурскому и китайскому языку. Знакомство с красивой двадцатилетней принцессой быстро перешло в более близкие отношения, причем инициатива принадлежала не ему, а страстно влюблённой принцессе. Роман Унгерн не женился бы не испытывая ответные чувства, ради принцессы он пошёл против своих же убеждений в том, что у настоящего воина не должно быть семьи. Маньчжурская династия его жены оставалась чрезвычайно популярной в Монголии, многие из тамошних мятежников выступали под лозунгом реставрации династии Цин. После свадьбы депутация от имени князей Внутренней Монголии присвоила Унгерну княжеский титул «вана».

Сначала Унгерн взял жену с собой в Монголию, но уже через месяц отправил домой к родителям, где через доверенное лицо оформил в одном из харбинских банков значительный вклад на имя жены. Через год, прибывший в Харбин адъютант барона от его имени вручил скучающей по мужу Елене Павловне письменное извещение о разводе. Брак был расторгнут по китайской традиции, согласно которой мужу достаточно известить жену о своём решении. Возможно, это был хитрый ход и их развод был фиктивным, так как впереди была война с Китаем и китайцы могли отомстить его Елене.

В июне — июле 1920 г. белогвардейцы развернули последнее широкое наступление в Забайкалье.  Унгерн действовал в направлениях на Александровский и Нерчинский заводы в координации с войсками генерала В. М. Молчанова.

Белые не могли выдержать наступления превосходящих сил Красной армии и 7 августа 1920 года Азиатская дивизия Унгерна была сильно потрепана в боях и у шла в Монголию оккупированную китайцами. Дивизия Унгерна перешла границу с Монголией 1 октября 1920 года у посёлка Усть-Букукун и направился на юго-запад.

Монголы с русскими инструкторами Забайкальского казачьего войска. Второй слева в первом ряду вахмистр Дамдин Сухэ-Батор. Урга 1912 г.

Столица Монголии Угра размещалась резиденция Богдо-хана – главы всех буддистов Монголии. В то время Монголия была теократическим государство, а значит, духовный лидер страны Богдо-хан был и её правителем.

К 1919 году население столицы составляло 100 тысяч человек. Больше всего было китайцев – 70 тысяч и 30 тысяч монголов, из которых 20 тысяч были буддийскими монахами, священнослужителями. В столице Монголии проживало до 3 тысяч русских и небольшая колония евреев. Русский ученый В.А. Обручев писал:

«Улицы не мощёные, покрытые всякими отбросами, как и базарная площадь. Население все помои и отбросы выносило на улицу, и только обилие бродячих собак, игравших роль санитаров, предохраняло улицы от окончательного загрязнения. Множество нищих в грязных лохмотьях, выставлявших напоказ всякие язва и уродства, бродивших по улицам или сидевших у входа во дворы храмов и общежитий, составляло также неприятную особенность монгольского города».

После Октябрьской революции 1917 г. в Ургу вошел 10-тысячный китайский корпус, после чего Монголия утратила независимость. На вооружении у китайцев было 72 пулемета и 18 пушек. Китайцы подготовили в городе опорные пункты обороны и выкопали окопы вокруг Угры.

В декабре 1920 года отряды Азиатской конной дивизии во главе с бароном Унгерном подошли к Угре – всего 1500 человек, при 12 пулеметах и 4 орудиях. Азиатская конная дивизия состояла из офицеров русской армии, казаков, бурятов, тибетцев, монголов, татар и башкир, которых китайцы особенно боялись.

Бурятские бойцы были меткими стрелками.

Разношерстые отряды Азиатской конной дивизии были спаяны железной дисциплиной и мистическим страхом перед Романом Унгерном. Считалось, что его не берут пули. Унгерн решил выбить китайцев их столицы Монголии. Все его требования, включая разоружение китайских войск, были отвергнуты.

Первые попытки штурма столицы провалилась. Через несколько месяцев, пополнив ряды своей армии новыми бойцами из народов степи, «белый барон» снова готовил штурм город. Два месяца Унгерн не шёл на штурм, и в это время город наполнялся ужасом, исходившим от личности военачальника.

Китайские генералы арестовали главу буддистов Монголии Богдо-хана. Поступок китайских оккупантов возмутил местных монголов и подействовал угнетающе на слабый боевой дух китайцев. Из-за страха солдат китайские генералы так и не вывели в бой свои войска, превосходящие врага в 15 раз.

Большого страха китайцам добавил и поступок барона, одетый в ярко жёлтые монгольские буддийские одеяния, Унгрен верхом на белой кобыле в одиночку въехал в Угру мимо китайских охранных постов, впавших в ступор. Средь бела дня он заехал во двор поместья китайского городского наместника и ударил плетью спящего часового. Сделав ему выговор на китайском языке, он назвал своё имя, после чего, на глазах у ошарашенной прислуги и охраны, спокойно выехал на улицу.

Отправленные на поимку барона Унгерна китайские солдаты не смогли его найти, он буквально растворился на кривых улицах Угры. А по городу поползли жуткие мистические слухи, которые тоже угнетали боевой дух китайцев.

31 января 1921 года в результате продуманной до мелочей хитрой операции и отчаянной храбрости тибетцев был освобожден Богдо-хан. Тибетцы были переодеты в лам и мастерски орудовали ножами. После этой акции в китайских солдатах поселился и суеверный страх.

В ночь перед атакой на столицу Унгерн воспользовался старой как мир хитростью молодого Чингисхана. На сопках вокруг Урги, он приказал разжечь множество костров. Увидев ночью тысячи костров вокруг столицы, китайцы подумали, что к врагу подошло подкрепление, о котором так долго судачили в городе.

На рассвете 2 февраля 1921 года отряд из 200 башкир и казаков атаковал китайский квартал Маймачен. Нападавшие солдаты шли пешей цепью, у каждого было всего по 10 патронов, а когда боеприпасы закончились началась отвлекающая сабельная атака. В это время с юга в квартал Маймачен ворвалось 900 всадников генерала Бориса Резухина. Двигаться верхом по кривым улочкам было сложно, казаки спешились и начали уличные бои.

Бросив своё войско, ктайский военачальни сбежализ китайского квартала в город. Части китайского гарнизона засели в отдельных домах и буддийских храмах. Понимая, что пощады от свирепых бородатых казаков не будет, они дрались до последнего. Опорные пункты обороняющихся казаки забрасывали гранатами, а здания поджигали по углам. Дом начинал гореть и от дыма из него выбегали китайцы, которых казаки рубили на выходе.

После того как китайский квартал был занят, три казачьи сотни ворвались в восточные предместья Урги, где была захвачена тюрьма, в которой сидели русские колонисты и беженцы. Позже, освобождение русских пленных, барон Унгерн называл одной из основных целей похода. Продвижение вглубь города продолжалось, а после наступления ночи 2 февраля бой затих.

Конно-азиатская дивизия Унгерна

С наступлением утра 4 февраля 1921 года, все дороги и сопки вокруг Урги заполнились бегущими из города китайскими солдатами. Противник сдал город, бросив пять тысяч винтовок, полтора десятка орудий, продовольствие, а также деньги из двух банков Угры. После штурма Унгерн провёл расследование и выявил тех кто финансировал китайцев, суд завершился еврейским погром, унесшим жизни 50 евреев. Казна пополнилась на 700 000 рублей билонного серебра, 500 000 рублей банкнот и ямбового серебра, 4 пудами золота и 2000 американских долларов. Есаул Блохин свидетельствовал:

«… после победы все бросились в Китайско-Монгольский банк и немедленно разграбили его. Серебро мешками валялось по улицам, некому было брать его, все нагрузили полные сумы всяким добром. Многие буквально плакали, что не могли унести все сразу. Барон разъезжал по Урге на белом коне и только посмеивался, смотря сквозь пальцы на всё происходящее. Монголки тащили ленточки, русские женщины большей частью скатерти, ковры и меха, монголы забирали просто всё, что попадалось на глаза; мальчишки бросали серебро и ящиками таскали сладости, шоколад и печенье…»

Спрятавшиеся на крышах китайцы, которые не желали сдаваться, со страху стреляли во всех проходящих жителей. Таких поздних вояк выволакивали на улицу и тут же с ними расправлялись. По улицам валялись свежие трупы китайцев, которых преспокойно раздевали монголки, ища деньги в их поясах».

Штандарт барона Унгерна — Двуглавый Орел Российской Империи и Соёмбо (с луной, солнцем и тройным языком пламени) – древний символ монгольского народа, ставший гербом Монголии после объявления в 1911 г. независимости.

Монголия перешла из китайских рук в русские, а Унгерн не только получил от Богдо-хана титул вана (князя), но и повысил свой авторитет среди местного населения до уровня «друг Богов» и даже до воплощения божества Махагалы.

11—13 марта 1921 года Унгерн захватил укреплённую военную базу китайцев в Чойрыне на юге Монголии; другую базу, в Замын-Уудэ несколько южнее, китайские солдаты оставили без боя. Оставшиеся китайские войска, отступившие от Урги на север Монголии, пытались пробраться в Китай.

В центральной Монголии бои шли  с 30 марта по 2 апреля 1921 года. Несколько сотен казаков и монголов встретили несколько тысяч китайских солдат в местности Талын-Улан-Хад в районе тракта Урга — Улясутай у реки Тола. Китайцы были разбиты, часть сдалась, а часть прорвалась на юг в Китай. Теперь вся Внешняя Монголия была свободной.

Столица Урга встретила белых казаков как своих освободителей. Грабежи населения были запрещены.

Барон Унгерн следил и за нравственностью в Монголии. Он писал: «падение там общественной морали, включая молодое поколение и женщин самого нежного возраста, всегда повергало меня в ужас». Он наводил русские порядки и под страхом смерти  заставил высокопоставленного чиновника выпороть жену, за измену. За поркой должны были наблюдать казаки, поэтому в заботе об их нравственности Унгерн распорядился: «Если есть штаны, то их не снимать».

А дальше выяснилось, что спокойная жизни и золото барона интересовали меньше, чем власть и слава. 21 мая 1921 года Унгерн издал приказ № 15 «русским отрядам на территории Советской Сибири», которым объявил о начале похода на советскую территорию. Строки из приказа:

» В борьбе с преступными разрушителями и осквернителями России помнить, что по мере совершенного упадка нравов в России и полного душевного и телесного разврата нельзя руководствоваться старой оценкой… Старые основы правосудия изменились. Нет «правды и милости». Теперь должны существовать «правда и безжалостная суровость». Зло, пришедшее на землю, чтобы уничтожить Божественное начало в душе человеческой, должно быть вырвано с корнем..

Была и другая причина — ресурсы Монголии не позволяли обеспечить долгое содержание Азиатской ковалерийской дивизии, ухудшались отношение местного населения к белым и упал уровень дисциплины в войсках от долгого стояния.

Последний поход на Россию в Забайкалье

В воссозданной Азиатской дивизии служили представители более 16 национальностей, в основном русские, монголы, буряты, китайцы, башкиры, татары, которые составляли национальные отряды. Генерал-лейтинанту Унгерну подчинялись отряды белых в других частях Монголии: Н. Н. Казагранди, И. Г. Казанцева, А. П. Кайгородова, А. И. Шубина.

Армия была разделена на две части. Бригада генерал-лейтиенанта Унгерна состояла из 2100 солдат, 20 пулемётов и 8 орудий. Основной целью был удар по Троицкосавску, Селенгинску и Верхнеудинску.

Бригада генерал-майора Резухина насчитывала 1510 штыков, 10 пулемётов и 4 орудия. Её основной целью были Мысовск и Татаурово. Так же предполагалось, что им удастся прорваться в тылы большевиков, и устроить там массовые рейды.

В мае 1921 года бригада Резухина начала рейд через границу с Россией к западу от реки Селенга. К этому времени Красная армия уже перебрасывали войска с разных направлений к границе с Монголией и имела многократный перевес в живой силе и вооружении. В одном из боёв, 2 июня 1921 г. под станицей Желтуринской, отличился Константин Рокоссовский, который получил за это второй орден Боевого Красного Знамени.

Вскоре белогвардейцы поняли что в России уже не поднять антибольшевистское восстание и народ так устал от войн и революций, что готов принять даже антихриста, лишь бы не было войны. Тогда Унгерн и Резухин решили вести дивизию в Тибет. Эти планы не получили поддержки среди казаков, в обеих бригадах возник заговор.

Генерал Роман Унгерн-Штернберг после пленения.

В ночь с 17 на 18 августа 1921 года Резухин был убит своими подчинёнными, а Унгерну удалось скрыться. Он предпринял попытку вернуть свою бригаду, однако те отогнали барона выстрелами. 20 августа 1921 года Унгерн встретил свой монгольский дивизион, который арестовал его, затем дивизион вместе с бароном был взят в плен разъездом партизан, которым командовал П.Е. Щетинкин.

Унгерн был фаталистом, верующим во все религии сразу:

«… истина верна и непреложна, а правда всегда торжествует... Самое наивысшее воплощение царизма — это соединение божества с человеческой властью, как был Богдыхан в Китае, Богдо-хан в Халхе.

Но божества из барона-романтика не получилось.

15 сентября 1921 года в Новониколаевске в летнем театре в парке «Сосновка» состоялся показательный судебный процесс над Унгерном. До этого Ленин в телеграмме уже вынес ему приговор. Слушание дела заняло 5 часов 20 минут. Унгерн заявил что он и его предки всегда служили России. На вопрос суда, чем же отличился его род служа России, он ответил : «72 убитых на войнах».

Приговор был приведён в исполнение в доме купца Маштакова на пересечении нынешнего Красного проспекта и улицы Свердлова, где тогда находилось Новониколаевское ГПУ. Перед расстрелом барон шутил, завязывать глаза или повернуться спиной отказывался.

Духовный лидер буддистов Богдо-гэгэн VIII, после получения известия о казни Унгерна, повелел служить о нём молебны во всех храмах Монголии. Место захоронения Унгерна неизвестно. Согласно легенде, барон сумел бежать и ушёл в буддистский монастырь.

В середине 1930-х годов вышла книга есаула Макеева «Бог войны — барон Унгерн», отрывки из которой перепечатывали многие эмигрантские газеты.

Новосибирский писатель Владимир Берязев предложил поставить в Новосибирске памятник барону фон Унгерну: белогвардейцу, буддисту, монгольскому богу войны и герою знаменитого романа Виктора Пелевина, осужденному на смерть и расстрелянному в Новониколаевске. Такой памятник, по замыслу господина Берязева, мог бы символизировать «полное и окончательное завершение Гражданской войны»

Бои на Халхин-Голе в 1939 г.

Почему Лев Толстой не хотел получать Нобелевскую премию?
Пять веков истории Новодевичьего монастыря

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*