История берберов в странах Магриба начинается примерно во II тыс. до н. э. , они пережили финикийскую и древнеримскую цивилизации, следы которых сохранились на территории стран Магриба до настоящего времени. Эль-Магриб — «там, где закат», так называли страны Африки к западу от Египта. Несколько египетских фараонов и «Римских Пап» были из берберских народов. Берберы стали основателями империи Альморавидов, одной из самых могущественных мусульманских империй.
До прихода в страны Магриба — Северную Африку арабов в VII—VIII вв. берберы были безраздельными хозяевами всей территории к западу от Египта (страны Магриба), а сегодня этот многострадальный народ, искусственно разделён границами стран Северной Африки.
Название «берберы» неизвестно большей части самих берберских народностей, так как было дано им европейцами по аналогии с «варварами» из-за непонятности их языка.
Самоназвание берберов: амазиг, амахаг, амазир и даже амазай, что означает «свободный человек».
Существует теория о происхождении самоназвания «амазиги» от «амазонки» — воинственных женщин из скифских племён. Отец «Истории» Геродот в 5 веке до нашей эры описывал завоевания амазонками севера Ливии.
Известно, что в битвах против арабов наравне с мужчинами-амазигами (берберами) сражались воинственные женщины -амазиги. Царица амазигов Кахина, возглавляла войско и наводила такой ужас на арабов, что арабы собрали войско численностью в сто раз больше войска противника, чтобы победить амазигов. Царица Кахина приказала разрушить и сжечь все города и поселения в Оресе, чтоб арабам ничего не досталось, и отступить. Подобная тактика ведения войны – отступать, лишая противника продовольствия – сродни скифской. В переводе с древнего берберского языка имя «Кахина» означает «Любимая»!
Самоназвание одного из берберских племён – матмата, от слова «мать-мати», прародительница. У амазигов и сейчас сохраняется почтительное отношение к женщине-жене, к женщине-матери и тёще! Берберы никогда себя не называли берберами. Самым страшным позором рода во всех племенах берберов считалось оскорбление женщины, матери, прародительницы.
Древние египтяне называли берберов «Машуеш» — это название осталось и сегодня за одним из ливийских племен — Масилы в Нумидии в Алжире и Тунисе и Масасилы – на западе Алжира и Марокко. Корень слова «ма» — «мать», «Макош», Геродот называл их Максиес , а страну Мазиес (Ливия).
Приставка «масс — маз, мес – мез» добавлялась к именам нумидийских царей (Массинис), и сегодня встречается в фамилиях жителей стран Магриба: Мазари, Мазуни, Мазали, Мзали, Месали, Месис , и в названиях поселений и деревень Amagaz ( а-Магесс, в восточной Кавилия). Берберы, как потомки индоевропейской культуры и языка, имеющего корни в ведическом санскрите:
На ведическом санскрите: Амога — amogha — сильная, неослабевающая; Азва — azva — кобыла, лошадь. Азу – Azu (от «az») — быстро движущийся, быстрый (конь). Возможно, из слов: Амога — «amogha» + Азу – «Azu» + «kа»-как = «неослабевающая, как лошадь»; «быстрая, как кобыла» (Амога-Азу-ка = Амазонка) — воинственные женщины -амазиги
Впервые об амазонках упоминается в Илиаде. Амазонки приходили на выручку Трое. Приам говорит (рапсодия III, ст. 188): «И я считался союзником фригиян в то время, когда пришли равные по силе мужам амазонки«.
Традиции и культ почитания матери более всего выражен у берберского племени «туареги», они ведут свою родословную по матери. Предки туарегов ушли от арабских завоевателей в самые жаркие района пустыни Сахары и вырыли там глубокие пещеры скальных породах, и поселились в прохладных домах-землянках. Берберов-туарегов называли «троглодитами» — «подземными жителями». Из-за особой привязанности туарегов к синему цвету- индиго во всех деталях одежды, их часто называют «Синими Людьми».
У берберов-туарегов до сих пор главная в роду – женщина. Мать вождя могла и сейчас может накладывать вето на любое решение сына, если оно ей не нравилось.
Отношения между женщинами и мужчинами берберов более свободны, чем среди арабов. Берберы терпимо относятся к невесте, потерявшей девственность до свадьбы, в то время как у арабов это недопустимо. Женщина туарегов выбирает себе мужа, а не наоборот, и мужчина в отличие от других исламских обществ, имеет только одну жену. До недавнего времени, жених-туарег после свадьбы, длящейся 7 дней, переходил в дом невесты. Алкогольные напитки во время свадьбы полностью исключены.
Женщины туарегов не закрывают своего лица покрывалом, и играют важную роль в обществе. Особое внимание уделяется образованию девочек, их учат грамоте с раннего детства, так как, именно, женщины являются хранительницами традиций, древней письменности берберов-туарегов. Алфавит на берберском ковре – «тифинаг».
Кабилы — народ, группы берберов на севере Алжира и составляют в этой стране довольно таки многочисленное сообщество — около 40% от всего населения, считаются коренными жителями Алжира. Говорят они на кабильском языке северной ветви берберо-ливийских языков, по традиции занимаются земледелием, их внешность, национальная одежда, символика вышивки поразительно напоминает славянскую.
Многие слова в берберских диалектах амазигов и кабилов совпадают со старославянскими словами.
Выступление берберок на фестивале в Кавелии (Kabylie – местность в Северной Африке на стыке Ливии, Алжира и Туниса)
Внешний облик «чистых» берберов, орнамент, символика, традиционная одежда и мелодика древнейших песнопений мало чем отличаются от южнорусской и среднерусской одежды, символики вышивок и песен.
Берберские девушки очень красивы, они имеют правильные черты лица, выразительные глаза, прямой нос и властный взгляд, напоминающий взгляд хищной птицы. На переносицу, щёки и подбородок берберские женщины наносят ритуальные знаки-обереги. Прекрасное телосложение, длинные ноги и чувственные пальцы придают их движениям особую грациозность и силу.
Берберы не демонстрируют на людях свои интимные отношения. Сильные чувства, бушующие в их душах, они целомудренно скрываются с непринужденным видом и спокойным достоинством — такое поведение принято их нравственными устоями. Заботу и любовь к детям и родителям берберы проявляют открыто.
Во всех народностях берберов только женщины, хранительницы традиций, вечером поют берберские колыбельные и рассказывают волшебные сказки детям, днём запрещено рассказывать сказки. Центральный герой сказок о животных — Шакал (волк). Сказки берберов Магриба повествуют о разбойниках, о простаках и плутах, об отгадывании таинственных загадок, которые помогали герою сказки победить, о неверных жёнах и глупых мужьях.
Среди сюжетов волшебных сказок Магриба истории о сироте, сказки о знаменитом берберском плуте и обманщике доке — Си Джохе в Марокко и Алжире, близком среднеазиатскому Ходже Насреддину.
Берберские девочки и мальчики довольно свободно и мирно общаются без шума, гама и драк, они послушны и почтительны к своим родителям, никогда не грубят им, слушают не перебивая.
У берберов существует множество народных пословиц и поговорок, и сохраняются традиции музыкально-поэтических состязаний.