Борис Александрович Рыбаков.
Книга «Язычество древних славян».
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ИСТОКИ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ.
Глава десятая. Мифы, предания, сказки.
Баба-Яга-всадница. Женщины-змеихи
Совершенно исключительный исторический интерес представляют сказки, в которых врагами русского богатыря являются не Змеи, а змеихи, жены и сестры убитых змеев, или Баба-Яга, ездящая верхом на коне во главе своего воинства. Есть некоторые различия в облике женоподобных врагов богатыря в группе сказок «О трёх царствах» и в группе «Бой со Змеем на калиновом мосту».
Рассмотрим первую группу сказок «О трёх царствах». В отличие от Змея, который выступает единолично, без сопровождающего его войска, являясь благодаря своей многоголовости как бы символом множественности нападающих, Баба-Яга располагает «ратью-силой несметной». Её многочисленное войско «как бы оболок катится по краю неба». Богатыри побеждают войско Яги, и она проваливается в подземелье, куда за ней следует и герой сказки.
В подземелье кузнецы, швеи и ткачихи готовят войско для Бабы-Яги. Богатырь убивает всех изготовителей воинов Бабы-Яги и побеждает саму Бабу-Ягу, которая иногда обороняется кузнечным молотом. (113 Новиков Н. В. Образы…, с. 159 – 161.)
В своём подземном царстве Баба-Яга обладает стадами скота и враждует с каким-то старым богатырем, которого она ослепила за потраву её полей.
Слепой богатырь по имени Тарх Тарахович живёт во дворце на высокой Сиянской горе. (114 Новиков Н. В. Образы…, с. 161) Совместно с Бабой-Ягой действуют и её дочери. Мужских враждебных персонажей сказки с участием Бабы-Яги не знают. Сама Яга ездит верхом на коне.
Эти описания «подземного» царства, среди которого нередко возвышаются горы, очевидно, в каких-то областях за горами, с которых нужно спуститься, вниз в долину, как в подземелье. Долины эти населены воинственными и многочисленными женщинами-всадницами, образ которых нередко замещает традиционный образ Змея.
Несколько по-иному выглядят женщины-враги в сказках «Бой на калиновом мосту». Осиротевшие после гибели Змея змеиная мать и змеиные жены и сестры в змеиной земле замышляют расправу с богатырями-победителями.

Ягг-драсиль (Ygg-drasil = Яги-дерево) — мировое древо
Жены-змеихи превращаются в различные привлекательные предметы: в яблоневый сад с «духовитыми» яблоками, в колодец с ключевой водой, в кровать с пуховой периной и «одеялком соболиным». Пользование всеми этими благами для усталых от похода богатырей должно кончиться их погибелью, но сказка избавляет их от соблазнов для того, чтобы устрашить главной опасностью – местью Змеихи-матери.
Змеиха-мать обрисована космическими чертами: она обращается то в тучу, то в гору с пещерой, то в бесконечную стену и поджидает богатырей. Иногда, «раззявив рот так, що одна губа по-пид облаками, а друга по земли волочется», она проглатывает богатырей с их конями. Богатырь Иван Сучич освобождается от Змеихи и часто ищет защиты у ковалей Кузьмы и Демьяна. (115 Новиков Н. В. Образы…, с. 64.)
В ряде сказок, где происходит бой на мосту, место Змеихи-матери занимает Баба-Яга, уже известная нам по вариантам сказок «о трёх царствах». Баба-Яга гонится за богатырем, но ему удаётся задержать её, бросая ей в огромную пасть то пять пудов соли, то стог сена, то поленницу дров.
Иногда против Яги выступают быки и кони, пасущиеся в поле.
Во всех сказках, где существует мотив преследования героя Бабой-Ягой, убежищем героя является кузница. Спаситель-кузнец не всегда носит традиционное имя Кузьмодемьяна, но весь ход событий одинаков с легендами о Кузьме и Демьяне или Кузьмодемьяне: Баба-Яга в погоне за героем прилетает к железной кузнице, иногда огороженной тыном, и должна пролизать дверь. Кузнец хватает её за язык клещами и бьёт молотом. Различна судьба побежденного врага. Если Змея обязательно впрягали в плуг, то Бабу-Ягу кузнецы обычно перековывают на кобылу, но иногда тоже впрягают и пропахивают борозду «аж на сажень у вышли». (116 Новиков Н. Б. Образы…, с. 164 – 165.) Яга-кобылица не удерживается у своего хозяина и скоро гибнет.
Связь Бабы-Яги с конями прослеживается в ряде сказок, где герою необходимо найти себе волшебного коня. Живет эта Яга «за тридевять земель в тридесятом царстве», «за степной [огненной] рекой». Дворец её огорожен тыном, на котором торчат человеческие головы. (117 Новиков Н. В. Образы…, с. 166.)
Своих 12 дочерей Яга-кобылица превращает в кобыл, а героя, ищущего коня, заставляет в порядке испытания пасти этот табунок Ягишен-кобылиц. Искомый волшебный конь для богатыря — невзрачный конёк, сын Бабы-Яги. Герой иногда крадёт коня и спасается бегством, а Яга преследует его только до пограничной реки, перейти которую она не может.

Курган Большая Цимбалка. Налобник-и-нащёчники коня со змеиной богиней — 4 век до.н.э.
Конная Баба-Яга, или Яга-кобылица, мать оборотней-кобылиц, – это, конечно, не та традиционная русская Баба-Яга, которая живёт в избушке на курьих ножках в дремучем непроходимом лесу.

Змеиная богиня. Курган Куль-Оба, (Керчь, Крым)
Яга-кобылица живёт за степной рекой среди шелковых трав, у криничной воды возле моря, что неизбежно наводит на мысль об амазонках, живших у Меотиды (Азовское море).
Далее… Глава десятая. Мифы, предания, сказки. 8) Девичье царство