Создание великой Империи
Взойдя на трон после убийства Филиппа, Александр в 336 году до Р.Х. становится в свою очередь гегемоном Коринфского союза, укрепляет границы Македонии, подавляет мятеж в восставших Фивах и в 334 году до Р.Х. через два года после восшествия на престол начинает исторический поход на Восток.
Переправившись через Геллеспонт, Александр посещает Трою, где воздает почести Ахиллесу. Он явно видит своей собственный поход в Азию как повторение «Илиады», которую он детально изучал с ранней юности. Как «Илиада» описывала последний период героической эпохи, так сам Александр видит себя самого «новым Ахиллом», то есть тем, кто призван снова восстановить прямой контакт человеческого и божественного.
Свое войско Александр также стилизует под те образцы, сведения о которых сообщал Гомер при описании войска ахейцев. Плутарх рассказывает, что получив самый драгоценный из трофеев, царскую шкатулку персидского царя Дария III, Александр предназначил её для хранения того, что считал наиболее важным — для свитка «Илиады»[1].
В 334 году до н. э. Александр переправился с войском в Малую Азию, начав войну с Персидской державой Ахеменидов.
Согласно преданию, Александр Македонский разрубил Гордиев узел мечом, когда посетил Гордион в 334 году до н. э.
Гордиев узел — запутанное сплетение различных обстоятельств. Рассечь или разрубить (гордиев) узел — разрешить затруднения насильственным, прямолинейным способом. По преданию Александр Македонский, не умея развязать узел, завязанный фригийским царем Гордием, рассёк его мечом; оракул обещал владычество над Азией тому, кто развяжет Гордиев узел.
Вторжение божественного измерения в историю сопровождало Александра постоянно. Так, Плутарх рассказывает о прямом участии в походах Александра на финикийский город Тир самого Аполлона.
(…) С изъявлением покорности явились к нему цари Кипра. Вся Финикия также покорилась — за исключением Тира. Александр осаждал Тир в течение семи месяцев: он насыпал валы, соорудил военные машины и запер город со стороны моря флотом в двести триер. Во время осады Александр увидел во сне, что Геракл протягивает ему со стены руку и зовёт его к себе. В то же время многим жителям Тира приснилось, будто Аполлон сказал, что он перейдёт к Александру, так как ему не нравится то, что происходит в городе. Тогда, словно человека, пойманного с поличным при попытке перебежать к врагу, тирийцы опутали огромную статую бога веревками и пригвоздили её к цоколю, обзывая Аполлона «александристом». Александру приснился ещё один сон: он увидел сатира, который издалека заигрывал с ним, но увертывался и убегал, когда царь пытался его схватить, и дал себя поймать лишь после долгой погони и уговоров. Прорицатели убедительно истолковали этот сон, разделив слово «сатир» на две части: «Са» [твой] и «Тир». И сейчас показывают источник, возле которого Александр в сновидении гонялся за сатиром.[2]
Κύπρον μὲν οὖν εὐθὺς οἱ βασιλεῖς ἧκον ἐγχειρίζοντες αὐτῷ, καὶ Φοινίκην πλὴν Τύρου.Τύρον δὲ πολιορκῶν ἑπτὰ μῆνας χώμασι καὶ μηχαναῖς καὶ τριήρεσι διακοσίαις ἐκ θαλάττης, ὄναρ εἶδε τὸν Ἡρακλέα δεξιούμενον αὐτὸν ἀπὸ τοῦ τείχους καὶ καλοῦντα. τῶν δὲ Τυρίων πολλοῖς κατὰ τοὺς ὕπνους ἔδοξεν ὁ Ἀπόλλων λέγειν ὡς ἄπεισι πρὸς Ἀλέξανδρον οὐ γὰρ ἀρέσκειν αὐτῷ τὰ πρασσόμενα κατὰ τὴν πόλιν.ἀλλ᾽ αὐτοὶ μὲν ὥσπερ ἄνθρωπον αὐτομολοῦντα πρὸς τοὺς πολεμίους ἐπ᾽ αὐτοφώρῳ τὸν θεὸν εἰληφότες σειράς τε τῷ κολοσσῷ περιέβαλλον αὐτοῦ καὶ καθήλουν πρὸς τὴν βάσιν, Ἀλεξανδριστὴν καλοῦντες. ἑτέραν δὲ ὄψιν Ἀλέξανδρος εἶδε κατὰ τοὺς ὕπνους.σάτυρος αὐτῷ φανεὶς ἐδόκει προσπαίζειν πόρρωθεν, εἶτα βουλομένου λαβεῖν ὑπεξέφευγε: τέλος δὲ πολλὰ λιπαρήσαντος καὶ περιδραμόντος ἦλθεν εἰς χεῖρας. οἱ δὲ μάντεις τοὔνομα διαιροῦντες οὐκ ἀπιθάνως ἔφασαν αὐτῷ: ‘σὴ γενήσεται Τύρος.’ καὶ κρήνην δέ τινα δεικνύουσι, πρὸς ἣν κατὰ τοὺς ὕπνους ἰδεῖν ἔδοξε τὸν σάτυρον.
Александр захватил Тир и тем самым закончил покорение Финикии и одновременно освободил Аполлона. После Финикии и Сирии он двинулся в Египет и разбил армию египтян.
После завоевания Египта Александр основал на перешейке между Средиземным морем и большим озером новый город —Александрию, ставший в последствии одним из главных центром эллинизма в Средиземноморье. Там же возникнет один из главных центров платонизма.
В Египте Александр совершает путешествие сквозь ливийскую пустыню к святилищу египетского бога солнца Аммона, отождествлявшегося греками с Зевсом. Там он был провозглашен жрецом Аммона «Сыном Зевса» и стал придерживаться этого титула в духе египетских фараонов.
Завершив завоевание всего Ближнего Востока, Александр снова отправился в Азию — и после многочисленных битв, из которых он неизменно выходил победителем, он завоевал Вавилон, Сузы, Мидию, и наконец, всю Персию. Александр стал свидетелем гибели персидского царя Дария, к которому, равно как и к его семье, он выказывал, однако, глубокое почтение. Поэтому сильнейший противник греков царь персов Дарий был похоронен Александром со всеми приличествующими его статусу почестями.
Став правителем Персии, Александр перенял ряд персидских традиций. В отношении покоренного народа он проводил политику уравнивания в правах с греками, выступая как классический властитель сухопутной Империи, для которого каждые новые земли становятся не колониями (как в случае морских Империй), но провинциями, то есть территориями собственного Государства, населенными такими же гражданами, что и исконные земли.
Пребывание Александра и его войска в Персии закладывает основу эллинизма как стиля, в котором наряду с греческим началом всё большую роль начинают играть восточные элементы — в культуре, религии, быту, политическом устройстве.
Сам Александр Великий ясно осознает, что система правления, которую установил его отец Филипп II Македонский в Греции, и которую он сам своими походами довёл до кульминации, намного больше напоминала Персидское царство, чем собственно, эллинские традиции, которые даже в эпоху Афинской и Спартанской гегемоний никогда не знали прямого и полного подчинения полисов и областей одному правителю. Отсюда и подчеркнутое уважение к царю Дарию, к персидским обычаям и традициям.
Александр не только мстит персам за вторжение в Элладу во время Греко-персидских войн (в 500–449 гг. до н. э.) между Персией и древнегреческими городами-государствами (полисами), но он и отчасти сам подражает персам, создавая под властью греков аналог более древним царствам — Вавилонскому и Персидскому, полюсом которых была Азия.
В 324 году до н. э. Александр прибыл в древний Вавилон, столицу Персидского царства. Вавилон сдался без боя управлявшим им сатрапом, также сдался персидский наместник в Сузах, административной столице царства Ахеменидов, где находились министры и чиновники, хранители персидской государственной казны.
Небольшое сопротивление македонскому войску оказал Персеполь, священного города персидских царей, центр области Персида, где родилось могущество персов. Вся Персидская держава скоро оказался в руках Александра, и он принял титул «царь Азии», окружил себя представителями восточной знати и строил планы завоевания мира.
В Империи Александра Македонского имперская эстафета из Азии передается в Европу, и хотя покорение восточных земель идёт на сей раз с Запада на Восток (Геллеспонт Александр и его армия перешли в направлении, обратном тому, которым следовали армии персидского царя Ксеркса), сама идея Империи для Александра воспринимается как нечто азиатское, восточное и персидское.
После завоевания Персии Александр отправился с войском дальше на Восток и захватил значительную часть Средней Азии — Согдиану и Бактрию. В Бактрии греки утвердились довольно прочно, и эллинская государственность там сохранилась в течение последующих веков.
Александр с чудовищной жестокостью расправлялся с жителями мятежных городов и районов, истребляя десятки тысяч человек, и подчёркнуто милостиво относился к тем, кто подчинялся добровольно. Легенды об ужасном «Искандере Двурогом» — Александре Македонском — сохранялись среди народов Средней Азии много веков. В 327 г. до н. э. Средняя Азия была, наконец, покорена.
Из Бактрии войско Александр Великого двинулось в Индию, где на территории нынешнего Пакистана в битве на реке Гидасп в мае 326 года до н. э. греки с большим трудом смогли победить местного царя Пора. После поражения войска царя Пора, Александр принимает решение сохранить ему власть над теми землями, которыми он правил до этого, потребовав от него лишь личной преданности.
Этот сценарий, соответствующий классической стратегии, свойственной строителям великих Империй, Александр применял в последствии неоднократно, стремясь не уничтожить врага, но сделать его лояльным эллинской власти и лично признательным и благодарным самому царю греков.
С Севера Александр Македонский вступил в Индию, покоряя народы и территории, прилегающие к бассейну реки Инд. В конце концов, он достиг устья Инда и берегов Индийского океана.
В ноябре 326 года до н. э. войны Александра Великого отказались идти дальше, причём важную роль сыграл страх перед встречей с огромной индийской армией и её боевыми слонами. Александру пришлось отказаться от своих планов. В месте, где его войско остановилось, он воздвиг 12 алтарей, принёс жертвы богам, провёл игры, а потом со специально построенным флотом двинулся на юг, вниз по Гидаспу и Инду.
На Нижнем Инде Александр столкнулся с целой цепью восстаний и прибег к самым жестоким мерам — массовым казням и продаже в рабство всех жителей отдельных поселений. Диодор Сицилийский сообщает, что в ходе этой компании были убиты 80 тысяч «варваров».
Армия Александра начала возвращение в Персию. Вернувшись в Персию, Александр совершил ряд политических шагов по укреплению своей державы. Александр затеял грандиозную свадьбу, на которой 10 тысяч македонян взяли в жёны персиянок. Сам «царь Азии» женился на Статире, старшей дочери Дария III, и на Парисатиде, дочери Артаксеркса III. Его ближайший друг Гефестион взял в жёны родную сестру Статиры Дрипетиду, а Кратер — двоюродную сестру, Амастрину. Ещё 87 гетайров (ковалеристов) заключили брак со знатными персиянками и мидийками. Свадьба эллинских военачальников тысячи персиянок из знатных родов была сыграна по восточному обряду, все новобрачные получили от царя подарки.
Александр взял трёх жён — бактрийскую княжну Роксану (327 год до н. э.), дочь Дария III Статиру и дочь Артаксеркса III Парисатиду (324 год до н. э.). У него было двое сыновей: Геракл от наложницы Барсины (327—309 годы до н. э.) и Александр IV от Роксаны (323—309 годы до н. э.).
Летом 324 года до н. э. начался новый этап реформирования армии. В Сузы привезли 30 тысяч азиатских юношей, вооружённых и обученных на македонский манер, которые должны были занять в фаланге места отставников-македонян. Из персов были сформированы элитные подразделения «среброщитных» и «пеших гетайров», и конница гетайров тоже получила персидское пополнение. В августе 324 года до н. э. недовольная этими новшествами македонская пехота подняла бунт. Фалангисты говорили:
«Пусть же царь признаёт бесполезными всех македонян и отпустит их всех, раз у него есть эти молокососы-плясуны, с которыми он намерен покорить мир».
Александр не пошёл на уступки. 13 главных смутьянов он казнил без суда, а остальные вскоре превратились из бунтовщиков в просителей. В конце концов 11 тысяч македонских солдат отправились на родину, а прощальный пир, состоявшийся в Описе в октябре 324 года до н. э. ознаменовал их окончательное примирение с царём.
Своей будущей целью по расширению мировой державы он видит Аравию, а также готовит морской поход против Карфагена. Однако этим планам не суждено было осуществиться.
За 5 дней до начала похода против арабов Александр заболел. После 10 дней жестокой лихорадки 13 июня 323 года до н. э. царь скончался в Вавилоне в возрасте 32 лет, не оставив распоряжений о наследниках.
Мир, который оставил после себя Александр Македонский, радикально отличался от того, который был до него. В ходе его завоеваний Греция стала политическим и культурным полюсом огромного пространства, бòльшая часть которого располагалась в Азии и по всему побережью Восточного Средиземноморья включая Сирию, Финикию и Египет, а также Анатолию.
Сама Греция была объединена македонскими царями (Филиппом и Александром), и её геополитическое влияние отныне простиралась на столь значительные территории, что можно было говорить о создании всемирной континентальной Империи, объединившей в себе Европу и Азию.
Александр Великий создал эллинизм как явление.
Источники:
[1] Плутарх. Александр и Цезарь. Указ. соч. С. 132. [2] Плутарх. Александр и Цезарь. Указ. соч. С. 131.