Четверг , 5 Декабрь 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Ахейцы — сибариты

Ахейцы — сибариты

Ахейцы (др.-греч. Ἀχαιοί, лат. Achaei, Achivi) вторглись  на Балканский полуостров на рубеже III—II тысячелетия до н.э. с севера, из района Придунайской низменности, и поселились в Фессалии.

Первые раннеклассовые государства ахейцев образовались в эпоху бронзового века — в начале II тысячелетия до н. э. на острове Крит  — Кносс, Фест, затем распространились на другие территории Эгейского моря — Микены, Тиринф, Пилос, Афины и др.  Позднее на Пелопоннесе ахейцами было образовано государство Аргос .

Ахейцы были  одним из основных древнегреческих племён, наряду с ионийцами, дорийцами и эолийцами, создавшим древнегреческую культуру.  Архаический ахейский диалект, на котором говорило население микенской Греции во II тысячелетии до н.э. лежит в основе древнегреческого языка.

Дорический диалект Греции

Ахейцы участвовали в Троянской войне.  В 1200 году до н. э. ахейцы были вытеснены дорийцами со своих земель в Арголиде (Argolis). Дорийцы захватили микенские города, и ахейцы переселились на север Пелопоннеса, в область получившую название Ахайя.

Около 720 г. до н.э. часть ахейцев высадилась в южной Италии на побережье Калабрии, они были покорены красотой природы и восхитительным климат этого цветущего  края, создающего для них самые благоприятные условия жизни.

Город Си́барис, или Сибари́да (др.-греч. Σύβᾰρις), — известный в древности греческий город в Лукании, основанный около 720 года до н. э. ахейцами и трезенцами, уроженцами села Тризи́н (греч. Τροιζήν; ή Τροιζήνα) в юго-восточной части области Арголида полуострова Пелопоннес в Греции.


По легенде, Си́барис основали выходцы из Ахайи во главе с уроженцем Гелики. Гомер упоминает Гелику в «Списке кораблей», прибывших в Трою. В городе Гелика был храм Посейдона Геликонского. Гелика был общегреческим религиозным центром, уступая только ДельфамГород Гелика разрушен вместе с городом Бура при мощном землетрясении и наводнении в 373 году до н. э. 

Ахейский союз. Паллантион. Начало 1 века до нашей эры. AR Triobol — Hemidrachm (Серебро, 16мм, 2,29 г).
голова Зевса — Монограмма Ахайского союза

Выходцы из Гелики основали Сибарис в Италии и возглавили первый Ахейский союз в V веке до н. э. и состоящий из 12 полисов.

В поэме Никандра рассказывается, как Эврибат, сын Евфема из рода Аксия, спас Алкионея, сына Диома и Меганиры, которого дельфийцы вели к пещере на горе Кирфи, чтобы оставить там в качестве искупительной жертвы чудовищу, которое называли Ламия (греч.Λάμια) или Сибарида, дочь Посейдона, которую разгневанная Гера превратила в чудовищную змею. Эврибат схватил чудовище Сибариду и сбросил её со скалы и в том месте, где Сибарида ударилась о скалу, забил источник родниковой воды, названный Сибарида. По имени источника локрийцы назвали основанный ими город Сибарис (греч. Σύβαρις).

Сибарис основан на плодородной равнине реки Силарис, ныне река Селе в Южной Италии. Город Сибарис был расположен недалеко от границы Бруттия, между устьями двух рек Сибарис (ныне Косчиле) и Кратис (греч. Κρᾶθις, ныне Крати), и хотя он не имел собственной гавани, но благодаря развитой торговле описывается греческими авторами как весьма могущественный и богатый город. По сведениям Страбона, в период наибольшего расцвета, Сибарису подчинялись 25 других городов, так что сибариты могли выставить против Кротона и кротониатов войско до 300 тысяч человек.

Колонией Сибариса был город Посейдо́ния (др.-греч. Ποσειδωνία, лат. Poseidonia, Posidonia), основанная в конце VII века до н. э. в западной части области Лукании. Посейдония пережила расцвет в 540 годы до н. э. и следующие за тем десятилетия.

Пасейдоний — Пестум — Гробница ныряльщика» (ок. 470 года до н. э.)

Около 400 года до н. э. Посейдония была завоёвана луканами, что привело к смешению греческой и местной протоитальянской — луканской культуры. Для находок этого периода характерно смешение луканской и греческой традиций. Вместо того, чтобы изображать обычные греческие обычаи, богато украшенные луканские могилы показывают сцены воинов, погребальных игр и уход в мир мёртвых. Предметы глиняной посуды местного производства, украшенные чашки для питья и характерные для Кампании рыбные блюда, иллюстрируют повседневную жизнь греков и луканцев. С греческой родины в Южную Италию были принесено почитание греческих богов Зевса, Аида, Посейдона, поклонялись в храмах и святилищах богиням Гере, Афине и Афродите в городе Посейдонии.

В 274 году до н. э. город Посейдоний был захвачен римлянами, которые назвали его  Пе́стум (лат. Paestum).

В 1968 году в Пестуме была обнаружена «Гробница ныряльщика» (итал. Tomba del tuffatore; ок. 470 г. до н. э.) с изумительно сохранившимися фресками. Это единственный полностью дошедшая до наших дней коллекция греческой фресковой живописи классического периода. Фреска ныряльщика, в действительности изображающая символический «прыжок» в загробный мир «единственный образец греческой фигурной живописи, сохранившийся от архаики и классики в своей целостности.
Среди тысяч известных греческих гробниц этого времени — 700—400 гг. до н. э., только эта гробница декорирована фресками с изображениями людей».

Сцена симпосия в андроне, игра коттаб. Фрагмент фрески на саркофаге из «Гробницы ныряльщика», ок. 475 года до н. э.

В стихотворении «Скифы» Александр Блок упоминает Пестум как символ ушедших в небытие ценностей прошлого:

Вот — срок настал. Крылами бьёт беда,
И каждый день обиды множит,
И день придёт — не будет и следа
От ваших Пестумов, быть может!

Мраморная статуя богини Геры на троне и восемь прекрасно расписанных фресок на стенах «гробницы ныряльщика», храмовые украшения, статуэтки богинь, роскошная расписная керамика, изысканная стеклянная посуда, вотивные подношения и монеты хранятся в археологическом музее Пестума.

Считается, что богатство приучило жителей Сибариса к изнеженному образу жизни, так что слово «сибарит» вошло в пословицу и сделалось нарицательным обозначением человека, живущего в роскоши. Слово «сибарит» вошло в русский язык в значении «роскошный, чувственный или изнеженный человек, который живет для сладкой еды, житейских услад и утех» (В. И. Даль). Кого древние греки называли «паразитами»?

Ахейцы-сибариты просто наслаждались жизнью, барахтаясь в  лени и истоме, посвящали дни свои удовольствиям, играм, пирам и благотворительным обедам, на которые собирались все жители города. О гурманах Сибаритах, питающих страсть к угощениям и самым изысканным блюдам, ещё в древности слагали легенды.

Геродот (484–425 до н. э.) сам жил в Сибарисе и умер гражданином этого города, упоминал некоего сибарита-богача по имени Сминдирид, отправившегося свататься к дочери Сикионского тирана Клисфена, в поездке к невесте этого сибарита сопровождали от тысячи до трёх тысяч человек прислуги — рыболовов, птицеловов и поваров.

В 510 году до н. э. во время правления тирана Телия сибариты начали войну с Кротоном, но были побеждены и город их разрушен до основания, причём, по легенде, кротониаты отвели реку Кратис в черту разорённого города. В 443 году до н. э.,  оставшиеся жители Сибариса в союзе с переселенцами из Аттики, построили в близ его руин Сибариса новый город Фурии (др.-греч. Θούριοι, лат. Thurii, Thurium).

В комедии Мегатена «Фуриоперсы», а фурийцы были преемниками образа жизни сибаритов, герой хвастает волшебной речкой, «кисельные берега», как в древнерусской сказке, питающей жителей сибиритов, словно волшебная русская скатерть-самобранка:

«[Речка] приносит нам огромные ячменные лепешки, которые сами себя выпекли, а другой поток гонит волны сырных пирогов, жареного мяса и вареных скатов, которые у нас тут вертятся. По реченьке с одной стороны плывут жареные каракатицы, раки и лангусты, с другой — колбаски и рубленое мясцо; здесь анчоусы, там блины. Отбивные сами собой тушатся и прыгают в рот, другие подскакивают вверх — к ногам, а пирожные из нежной муки так и плавают вокруг».

В поэтической утопии V эклоги Феокрита, написанной в III веке до н. э., река Кратис превращается в реку красного вина, а река Сибарис — в реку, текущую мёдом. В подобных поэтических рассказах, проявилась фантазия народного творчества, создавшая образ сказочной страны изобилия и счастья, расположенной, словно, в «три девятом царстве, в три десятом государстве», где текут молочные реки вдоль кисельных берегов, и на деревьях растут булки, да пряники.

Граф Мирабо (1749-1791) в «EROTIKA BIBLION», сообщает:

«Сибариты никогда не ходили пешком, а  ехали на колеснице даже, если им нужно пересечь улицу или городскую площадь».

Девизом  жителей города Сибариса могло быть изречение «Насладись медленным утром, не спеши в обед, не торопись вечером». Даже петухов держать в Сибарисе запрещалось, чтобы они своими криками не мешали сибаритам спать по утрам.

У Афинея (III век н. э.) сибарит Сминдирид хвалится тем, что 20 лет не видел ни восхода, ни заката солнца, и это свидетельствует о «нетрудовом» образе жизни жителя Сибариса. Однако в другом месте говорится, что в климате южной Италии, возможно, из-за малярии, так поступает тот, кто не хочет умереть до срока.

Из-за своей неторопливости сибариты могли потратить месяц на поездку, которую другие совершали за три дня. Подшучивая над сибаритами, жители Великой Греции говорили:

«женщина Сибариса нужен целый год, чтобы они успели собраться и подготовиться, чтобы «появиться на званом вечере во всём блеске своего наряда».

Сибаритская «роскошь» и впрямь была баснословной. Сибариты наслаждались на пирах не только изысканной едой, но и музыкой, и танцами, развлекались, играя с милыми собачками, кошками.  Сибариты научили коней ритмично двигаться, танцевать под мелодию флейты и их песни. Все кони сибаритов, даже в армии, танцевали под музыку и сибаритские песни.

Сибариты берегли свой покой, и совет города издал постановление – запретить заниматься в городе шумными ремеслами. Всех кузнецов, чеканщиков, оружейников и даже ювелиров выселили за стены Сибариса.

Пасейдоний, Пестум. Фрагмент фрески на саркофаге из «Гробницы ныряльщика», ок. 475 года до н. э.

Монтескье тоже высмеял некоторые нравы чересчур женственных и изнеженных мужчин-сибаритов:

«Мужчины [сибариты] настолько женственные, что даже их одежда похожа на женскую, а их холёные лица и причёски, сделанные с особым искусством, требуют слишком много времени, чтобы постоянно поправлять их перед зеркалом». (Temple Gnidus , 1725). Бедные Сибариты!

Философ Сенека в своём гневном трактате, высмеял изнеженность сибаритов, и рассказал забавную историю о сибарите, который не смог вынести вида работающего человека:

«Говорят, что сибарит по имени Mindyride видя человека с трудом копающего яму лопатой, пожаловался, что устал смотреть на его работу, и запретил на будущее работать в его присутствии. Тот же человек жаловался, что отлежал бока, лёжа на лепестках роз».

Танец Харай = «хоровод»

За картиной роскоши Сибариса стоит представление об огромной столице «Сибарийской империи». Литературные источники помещают город Сибарис «между двух рек» — Кратис и Сибарис, а размеры города в эпоху его расцвета, согласно Диодору Сицилийскому, в I веке до н. э., впечатляют. По Страбону, окружность города составляла 50 стадиев, примерно 9 километров. Таким образом, площадь Сибариса достигала 650 гектаров, и город, оказывается, был больше Иерусалима эпохи царя Ирода Великого.

Для сравнения скажем, что Гекатей Абдерский в IV веке до н. э.,  писал о том, что окружность Иерусалима, величайшего городе мира,  составляла 50 стадиев, и проживало в нём около 120 тысяч человек.

По более трезвой оценке Иосифа Флавия, автора, жившего в I век н. э., окружность укреплений Иерусалима в I веке н. э. ровнялось  33 стадиям, примерно 5 500 метров, так же определяют окружность города Иерусалима и современные археологи.

По свидетельствам Страбона сибариты подчинили себе четыре местных племени и овладели 25 городами. Территория юга современной Италии, над которой Сибарис, как считается, господствовал, определяется в три тысячи квадратных километров — это больше Беотии и Аттики.

По Диодору Сицилийскому, население Сибариса составляло 300 тысяч граждан, хотя в другом месте он пишет о том, что войско сибаритов насчитывало 300 тысяч воинов, возможно, в войско набирали солдат из 25 подчинённых им городов.

Представление  о могуществе Сибариса дают уникальные крупные монеты — серебряные статеры или перечеканенные дидрахмы, весом более 8 грамм,  с надписью «Сибарис» (греч. Σύβαρις). Эти монеты 510 года до н.э.  свидетельствуют об экономической развитости города-государства и о его широких торговых связях.  Они относятся к особому типу монет, выполненных в технике incusi. Это очень сложная и изысканная техника чеканки,  с одной стороны монеты изображение выпуклое, с другой оно врезанное при помощи другого штемпеля.

Эретриа, Greeke, серебряная монета 500-400 лет до н.э.

Однако, известно, что в античные времена деньги и торговля не были связаны между собой столь очевидным образом. В древности торговля могла обходиться без денег. Такие торговцы, как финикийцы, денег не знали; не изобрели монет ни древняя Ассирия, ни Египет, ни Вавилон. Интересно, что монеты Сибариса за пределами Южной Италии не найдены, значит, для внешней торговли эти монеты не использовались вовсе.

Перстень-печатка Минойского царства, основанного ахейцами. Остров Крит

Тот факт, что монеты Сибариса  часто обнаруживают в кладах, позволяет предположить, что они служили скорее средством накопления, нежели мены. При расчётах в розничной торговле крупные серебряные монеты были неудобны, но ими можно заплатить государственную или общинную подать, осуществить выкуп пленных, покупку земли, дома, поместья, возместить какой-нибудь урон. Существование крупных серебряных монет у сибаритов говорит об очень раннем типе до-торговой монет,  а не о существовании Сибариса за счёт торгового посредничества.

Красота монет в технике incusi и сходство их с инталиями — вырезанными в драгоценном камне печатями, позволяет видеть в них скорее ювелирные изделия. Монеты напоминают печати, только не каменные, а серебряные.

Нумизматическая хронология исходит из того, что монеты с буквами СИ («Сибарис») и им подобные относятся к древнему Сибарису — до 510 года до н.э., и что впоследствии таких монет быть уже не могло.

Не греческое слово «Сибарис» (греч. Σύβαρις) созвучно,  хотя и не родственно, греческому: «пышный», «спесивый», «высокомерный». Так вот, древние лексикографы, вопреки законам лингвистики, возводили слово «Спесь» — «Αλαζονεία» — «Alazoneía» к слову «сибарит». Имя города «Сибарис» напоминало греческому уху «Спесь» или «Дерзость».

Сибарит, играющий с собачкой, привязанной за ногу черепашкой. Платье сибарита украшено свастиками, пояс снят и повешен на стене. Интересна замысловатая причёска сибарита: завитые курчавые волосы собраны в пучок надо лбом. Ноги украшены кольцами, в левой руке кувшин с вином.

В античной литературе описаны великолепные пиры сибаритов, общественные празднества, элегантная городская молодежь, мощёные улицы Сибариса, возделанные пашни, процветающие городки на равнине, забота о здоровье и комфорте, наслаждение винами и изысканной кухней, и легкое презрение к тем, кто вынужден работать и путешествовать…

О Сибарисе писали, что в город приглашались иностранные торговцы, привозили дорогие ионийские товары, металлические изделия из Этрурии, редкостные вещи со всего греческого мира — всё это богатство должно было оставить след…

Но, увы! При археологических раскопках, проводившихся в XIX и первой половине XX века, на месте Сибариса, между двумя древними руслами Кратиса и Сибариса, были обнаружены находки в основном римского времени.

 

Нашествие Гога
Врачевание в Древней Греции

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*