Ахейцы (др.-греч. Ἀχαιοί, лат. Achaei, Achivi) вторглись на Балканский полуостров на рубеже III—II тысячелетия до н.э. с севера, из района Придунайской низменности, и поселились в Фессалии.
Первые раннеклассовые государства ахейцев образовались в эпоху бронзового века — в начале II тысячелетия до н. э. на острове Крит — Кносс, Фест, затем распространились на другие территории Эгейского моря — Микены, Тиринф, Пилос, Афины и др. Позднее на Пелопоннесе ахейцами было образовано государство Аргос .
Ахейцы были одним из основных древнегреческих племён, наряду с ионийцами, дорийцами и эолийцами, создавшим древнегреческую культуру. Архаический ахейский диалект, на котором говорило население микенской Греции во II тысячелетии до н.э. лежит в основе древнегреческого языка.
Ахейцы участвовали в Троянской войне. В 1200 году до н. э. ахейцы были вытеснены дорийцами со своих земель в Арголиде. Дорийцы захватили микенские города, и ахейцы переселились на север Пелопоннеса, в область получившую название Ахайя.
Часть ахейцев высадились в южной Италии на побережье Калабрии, и основала город Сибарис (греч. Σύβαρις) около 720 г. до н.э. Ахейцы были покорены красотой природы Калабрии и восхитительным климат этого цветущего края, создающего для них самые благоприятные условия жизни. Сибариты просто наслаждались жизнью, барахтаясь в лени и истоме, посвящали дни свои удовольствиям, играм, пирам и благотворительным обедам, на которые собирались все жители города. О гурманах Сибаритах, питающих страсть к угощениям и самым изысканным блюдам, ещё в древности слагали легенды.
Геродот (484–425 до н. э.), который сам жил в Сибарисе и умер гражданином этого города, упоминает некоего сибарита-богача по имени Сминдирид, отправившегося свататься к дочери Сикионского тирана Клисфена, в поездке к невесте этого сибарита сопровождали от тысячи до трёх тысяч человек прислуги — рыболовов, птицеловов и поваров.
Слово «сибарит» вошло в русский язык в значении «роскошный, чувственный или изнеженный человек, который живет для сладкой еды, житейских услад и утех» (В. И. Даль).
В комедии Мегатена «Фуриоперсы», а фурийцы были преемниками образа жизни сибаритов, герой хвастает волшебной речкой, «кисельные берега», как в древнерусской сказке, питающей жителей сибиритов, словно волшебная русская скатерть-самобранка:
«[Речка] приносит нам огромные ячменные лепешки, которые сами себя выпекли, а другой поток гонит волны сырных пирогов, жареного мяса и вареных скатов, которые у нас тут вертятся. По реченьке с одной стороны плывут жареные каракатицы, раки и лангусты, с другой — колбаски и рубленое мясцо; здесь анчоусы, там блины. Отбивные сами собой тушатся и прыгают в рот, другие подскакивают вверх — к ногам, а пирожные из нежной муки так и плавают вокруг».
В поэтической утопии V эклоги Феокрита, написанной в III веке до н. э., река Кратис превращается в реку красного вина, а река Сибарис — в реку, текущую медом. В подобных поэтических рассказах, проявилась фантазия народного творчества, создавшая образ сказочной страны изобилия и счастья, расположенной, словно, в «три девятом царстве, в три десятом государстве», где текут молочные реки вдоль кисельных берегов, и на деревьях растут булки, да пряники.
Граф Мирабо в «EROTIKA BIBLION», сообщает, что «Сибариты никогда не ходили пешком, а ехали на колеснице даже, если им нужно пересечь улицу или городскую площадь».
Девизом жителей города Сибариса могло быть изречение «Насладись медленным утром, не спеши в обед, не торопись вечером». Даже петухов держать в Сибарисе запрещалось, чтобы они своими криками не мешали сибаритам спать по утрам.
У Афинея (III век н. э.) Сминдирид хвалится тем, что 20 лет не видел ни восхода, ни заката солнца, и это свидетельствует о «нетрудовом» образе жизни сибарита. Однако в другом месте говорится, что в климате южной Италии, возможно, из-за малярии, так поступает тот, кто не хочет умереть до срока.
Из-за своей неторопливости сибариты могли потратить месяц на поездку, которую другие совершали за три дня. Подшучивая над сибаритами, жители Великой Греции говорили:
«женщина Сибариса нужен целый год, чтобы они успели собраться и подготовиться, чтобы «появиться на званом вечере во всём блеске своего наряда».
Сибаритская «роскошь» и впрямь была баснословной. Сибариты наслаждались на пирах не только изысканной едой, но и музыкой, и танцами, развлекались, играя с милыми собачками, кошками. Сибариты научили коней ритмично двигаться, танцевать под мелодию флейты и их песни. Все кони сибаритов, даже в армии, танцевали под музыку и сибаритские песни.
Сибариты берегли свой покой, и совет города издал постановление – запретить заниматься в городе шумными ремеслами. Всех кузнецов, чеканщиков, оружейников и даже ювелиров выселили за стены Сибариса.
Монтескье тоже высмеял некоторые нравы чересчур женственных и изнеженных мужчин-сибаритов:
«Мужчины [СИБАРИТЫ] настолько женственные, что даже их одежда похожа на женскую, а их холёные лица и причёски, сделанные с особым искусством, требуют слишком много времени, чтобы постоянно поправлять их перед зеркалом». (Temple Gnidus , 1725). Бедные Сибариты!
Философ Сенека в своём гневном трактате, высмеял изнеженность сибаритов, и рассказал забавную историю о сибарите, который не смог вынести вида работающего человека:
«Говорят, что сибарит по имени Mindyride видя человека с трудом копающего яму лопатой, пожаловался, что устал смотреть на его работу, и запретил на будущее работать в его присутствии. Тот же человек жаловался, что отлежал бока, лёжа на лепестках роз».

Танец Харай = «хоровод»
За картиной роскоши Сибариса стоит представление об огромной столице «Сибарийской империи». Литературные источники помещают город Сибарис «между двух рек» — Кратис и Сибарис, а размеры города в эпоху его расцвета, согласно Диодору Сицилийскому, в I веке до н. э., впечатляют. По Страбону, окружность города составляла 50 стадиев, примерно 9 километров. Таким образом, площадь Сибариса достигала 650 гектаров, и город, оказывается, был больше Иерусалима эпохи царя Ирода Великого.
Для сравнения скажем, что Гекатей Абдерский в IV веке до н. э., писал о том, что окружность Иерусалима, величайшего городе мира, составляла 50 стадиев, и проживало в нём около 120 тысяч человек.
По более трезвой оценке Иосифа Флавия, автора, жившего в I век н. э., окружность укреплений Иерусалима в I веке н. э. ровнялось 33 стадиям, примерно 5 500 метров, так же определяют окружность города Иерусалима и современные археологи.
По свидетельствам Страбона сибариты подчинили себе четыре местных племени и овладели 25 городами. Территория юга современной Италии, над которой Сибарис, как считается, господствовал, определяется в три тысячи квадратных километров — это больше Беотии и Аттики.
По Диодору Сицилийскому, население Сибариса составляло 300 тысяч граждан, хотя в другом месте он пишет о том, что войско сибаритов насчитывало 300 тысяч воинов, возможно, в войско набирали солдат из 25 подчинённых им городов.
Представление о могуществе Сибариса дают уникальные крупные монеты — серебряные статеры или перечеканенные дидрахмы, весом более 8 грамм, с надписью «Сибарис» (греч. Σύβαρις). Эти монеты 510 года до н.э. свидетельствуют об экономической развитости города-государства и о его широких торговых связях. Они относятся к особому типу монет, выполненных в технике incusi. Это очень сложная и изысканная техника чеканки, с одной стороны монеты изображение выпуклое, с другой оно врезанное при помощи другого штемпеля.

Эретриа, Greeke, серебряная монета 500-400 лет до н.э.
Однако, известно, что в античные времена деньги и торговля не были связаны между собой столь очевидным образом. В древности торговля могла обходиться без денег. Такие торговцы, как финикийцы, денег не знали; не изобрели монет ни древняя Ассирия, ни Египет, ни Вавилон. Интересно, что монеты Сибариса за пределами Южной Италии не найдены, значит, для внешней торговли эти монеты не использовались вовсе.

Перстень-печатка Минойского царства, основанного ахейцами. Остров Крит
Тот факт, что монеты Сибариса часто обнаруживают в кладах, позволяет предположить, что они служили скорее средством накопления, нежели мены. При расчётах в розничной торговле крупные серебряные монеты были неудобны, но ими можно заплатить государственную или общинную подать, осуществить выкуп пленных, покупку земли, дома, поместья, возместить какой-нибудь урон. Существование крупных серебряных монет у сибаритов говорит об очень раннем типе до-торговой монет, а не о существовании Сибариса за счёт торгового посредничества.
Красота монет в технике incusi и сходство их с инталиями — вырезанными в драгоценном камне печатями, позволяет видеть в них скорее ювелирные изделия. Монеты напоминают печати, только не каменные, а серебряные.
Нумизматическая хронология исходит из того, что монеты с буквами СИ («Сибарис») и им подобные относятся к древнему Сибарису — до 510 года до н.э., и что впоследствии таких монет быть уже не могло.
Не греческое слово «Сибарис» (греч. Σύβαρις) созвучно, хотя и не родственно, греческому: «пышный», «спесивый», «высокомерный». Так вот, древние лексикографы, вопреки законам лингвистики, возводили слово «Спесь» — «Αλαζονεία» — «Alazoneía» к слову «сибарит». Имя города «Сибарис» напоминало греческому уху «Спесь» или «Дерзость».

Сибарит, играющий с собачкой, привязанной за ногу черепашкой. Платье сибарита украшено свастиками, пояс снят и повешен на стене. Интересна замысловатая причёска сибарита: завитые курчавые волосы собраны в пучок надо лбом. Ноги украшены кольцами, в левой руке кувшин с вином.
В античной литературе описаны великолепные пиры сибаритов, общественные празднества, элегантная городская молодежь, мощёные улицы Сибариса, возделанные пашни, процветающие городки на равнине, забота о здоровье и комфорте, наслаждение винами и изысканной кухней, и легкое презрение к тем, кто вынужден работать и путешествовать…
О Сибарисе писали, что в город приглашались иностранные торговцы, привозили дорогие ионийские товары, металлические изделия из Этрурии, редкостные вещи со всего греческого мира — всё это богатство должно было оставить след…
Но, увы! При археологических раскопках, проводившихся в XIX и первой половине XX века, на месте Сибариса, между двумя древними руслами Кратиса и Сибариса, были обнаружены находки в основном римского времени.