Ахейцы (др.-греч. Ἀχαιοί, лат. Achaei, Achivi) вторглись на Балканский полуостров на рубеже III—II тысячелетия до н.э. с севера, из района Придунайской низменности, и поселились в Фессалии.
Первые раннеклассовые государства ахейцев образовались в эпоху бронзового века — в начале II тысячелетия до н. э. на острове Крит — Кносс, Фест, затем распространились на другие территории Эгейского моря — Микены, Тиринф, Пилос, Афины и др. Позднее на Пелопоннесе ахейцами было образовано государство Аргос .
Ахейцы были одним из основных древнегреческих племён, наряду с ионийцами, дорийцами и эолийцами, создавшим древнегреческую культуру. Архаический ахейский диалект, на котором говорило население микенской Греции во II тысячелетии до н.э. лежит в основе древнегреческого языка.
Ахейцы участвовали в Троянской войне. В 1200 году до н. э. ахейцы были вытеснены дорийцами со своих земель в Арголиде (Argolis). Дорийцы захватили микенские города, и ахейцы переселились на север Пелопоннеса, в область получившую название Ахайя.
Около 720 г. до н.э. часть ахейцев высадилась в южной Италии на побережье Калабрии, они были покорены красотой природы и восхитительным климат этого цветущего края, создающего для них самые благоприятные условия жизни.
Город Си́барис, или Сибари́да (др.-греч. Σύβᾰρις), — известный в древности греческий город в Лукании, основанный около 720 года до н. э. ахейцами и трезенцами, уроженцами села Тризи́н (греч. Τροιζήν; ή Τροιζήνα) в юго-восточной части области Арголида полуострова Пелопоннес в Греции.
По легенде, Си́барис основали выходцы из Ахайи во главе с уроженцем Гелики. Гомер упоминает Гелику в «Списке кораблей», прибывших в Трою. В городе Гелика был храм Посейдона Геликонского. Гелика был общегреческим религиозным центром, уступая только Дельфам. Город Гелика разрушен вместе с городом Бура при мощном землетрясении и наводнении в 373 году до н. э.
Выходцы из Гелики основали Сибарис в Италии и возглавили первый Ахейский союз в V веке до н. э. и состоящий из 12 полисов.
В поэме Никандра рассказывается, как Эврибат, сын Евфема из рода Аксия, спас Алкионея, сына Диома и Меганиры, которого дельфийцы вели к пещере на горе Кирфи, чтобы оставить там в качестве искупительной жертвы чудовищу, которое называли Ламия (греч.Λάμια) или Сибарида, дочь Посейдона, которую разгневанная Гера превратила в чудовищную змею. Эврибат схватил чудовище Сибариду и сбросил её со скалы и в том месте, где Сибарида ударилась о скалу, забил источник родниковой воды, названный Сибарида. По имени источника локрийцы назвали основанный ими город Сибарис (греч. Σύβαρις).
Сибарис основан на плодородной равнине реки Силарис, ныне река Селе в Южной Италии. Город Сибарис был расположен недалеко от границы Бруттия, между устьями двух рек Сибарис (ныне Косчиле) и Кратис (греч. Κρᾶθις, ныне Крати), и хотя он не имел собственной гавани, но благодаря развитой торговле описывается греческими авторами как весьма могущественный и богатый город. По сведениям Страбона, в период наибольшего расцвета, Сибарису подчинялись 25 других городов, так что сибариты могли выставить против Кротона и кротониатов войско до 300 тысяч человек.
Колонией Сибариса был город Посейдо́ния (др.-греч. Ποσειδωνία, лат. Poseidonia, Posidonia), основанная в конце VII века до н. э. в западной части области Лукании. Посейдония пережила расцвет в 540 годы до н. э. и следующие за тем десятилетия.
Около 400 года до н. э. Посейдония была завоёвана луканами, что привело к смешению греческой и местной протоитальянской — луканской культуры. Для находок этого периода характерно смешение луканской и греческой традиций. Вместо того, чтобы изображать обычные греческие обычаи, богато украшенные луканские могилы показывают сцены воинов, погребальных игр и уход в мир мёртвых. Предметы глиняной посуды местного производства, украшенные чашки для питья и характерные для Кампании рыбные блюда, иллюстрируют повседневную жизнь греков и луканцев. С греческой родины в Южную Италию были принесено почитание греческих богов Зевса, Аида, Посейдона, поклонялись в храмах и святилищах богиням Гере, Афине и Афродите в городе Посейдонии.
В 274 году до н. э. город Посейдоний был захвачен римлянами, которые назвали его Пе́стум (лат. Paestum).
В 1968 году в Пестуме была обнаружена «Гробница ныряльщика» (итал. Tomba del tuffatore; ок. 470 г. до н. э.) с изумительно сохранившимися фресками. Это единственный полностью дошедшая до наших дней коллекция греческой фресковой живописи классического периода. Фреска ныряльщика, в действительности изображающая символический «прыжок» в загробный мир — «единственный образец греческой фигурной живописи, сохранившийся от архаики и классики в своей целостности.
Среди тысяч известных греческих гробниц этого времени — 700—400 гг. до н. э., только эта гробница декорирована фресками с изображениями людей».
В стихотворении «Скифы» Александр Блок упоминает Пестум как символ ушедших в небытие ценностей прошлого:
Вот — срок настал. Крылами бьёт беда,
И каждый день обиды множит,
И день придёт — не будет и следа
От ваших Пестумов, быть может!
Мраморная статуя богини Геры на троне и восемь прекрасно расписанных фресок на стенах «гробницы ныряльщика», храмовые украшения, статуэтки богинь, роскошная расписная керамика, изысканная стеклянная посуда, вотивные подношения и монеты хранятся в археологическом музее Пестума.
Считается, что богатство приучило жителей Сибариса к изнеженному образу жизни, так что слово «сибарит» вошло в пословицу и сделалось нарицательным обозначением человека, живущего в роскоши. Слово «сибарит» вошло в русский язык в значении «роскошный, чувственный или изнеженный человек, который живет для сладкой еды, житейских услад и утех» (В. И. Даль). Кого древние греки называли «паразитами»?
Ахейцы-сибариты просто наслаждались жизнью, барахтаясь в лени и истоме, посвящали дни свои удовольствиям, играм, пирам и благотворительным обедам, на которые собирались все жители города. О гурманах Сибаритах, питающих страсть к угощениям и самым изысканным блюдам, ещё в древности слагали легенды.
Геродот (484–425 до н. э.) сам жил в Сибарисе и умер гражданином этого города, упоминал некоего сибарита-богача по имени Сминдирид, отправившегося свататься к дочери Сикионского тирана Клисфена, в поездке к невесте этого сибарита сопровождали от тысячи до трёх тысяч человек прислуги — рыболовов, птицеловов и поваров.
В 510 году до н. э. во время правления тирана Телия сибариты начали войну с Кротоном, но были побеждены и город их разрушен до основания, причём, по легенде, кротониаты отвели реку Кратис в черту разорённого города. В 443 году до н. э., оставшиеся жители Сибариса в союзе с переселенцами из Аттики, построили в близ его руин Сибариса новый город Фурии (др.-греч. Θούριοι, лат. Thurii, Thurium).
В комедии Мегатена «Фуриоперсы», а фурийцы были преемниками образа жизни сибаритов, герой хвастает волшебной речкой, «кисельные берега», как в древнерусской сказке, питающей жителей сибиритов, словно волшебная русская скатерть-самобранка:
«[Речка] приносит нам огромные ячменные лепешки, которые сами себя выпекли, а другой поток гонит волны сырных пирогов, жареного мяса и вареных скатов, которые у нас тут вертятся. По реченьке с одной стороны плывут жареные каракатицы, раки и лангусты, с другой — колбаски и рубленое мясцо; здесь анчоусы, там блины. Отбивные сами собой тушатся и прыгают в рот, другие подскакивают вверх — к ногам, а пирожные из нежной муки так и плавают вокруг».
В поэтической утопии V эклоги Феокрита, написанной в III веке до н. э., река Кратис превращается в реку красного вина, а река Сибарис — в реку, текущую мёдом. В подобных поэтических рассказах, проявилась фантазия народного творчества, создавшая образ сказочной страны изобилия и счастья, расположенной, словно, в «три девятом царстве, в три десятом государстве», где текут молочные реки вдоль кисельных берегов, и на деревьях растут булки, да пряники.
Граф Мирабо (1749-1791) в «EROTIKA BIBLION», сообщает:
«Сибариты никогда не ходили пешком, а ехали на колеснице даже, если им нужно пересечь улицу или городскую площадь».
Девизом жителей города Сибариса могло быть изречение «Насладись медленным утром, не спеши в обед, не торопись вечером». Даже петухов держать в Сибарисе запрещалось, чтобы они своими криками не мешали сибаритам спать по утрам.
У Афинея (III век н. э.) сибарит Сминдирид хвалится тем, что 20 лет не видел ни восхода, ни заката солнца, и это свидетельствует о «нетрудовом» образе жизни жителя Сибариса. Однако в другом месте говорится, что в климате южной Италии, возможно, из-за малярии, так поступает тот, кто не хочет умереть до срока.
Из-за своей неторопливости сибариты могли потратить месяц на поездку, которую другие совершали за три дня. Подшучивая над сибаритами, жители Великой Греции говорили:
«женщина Сибариса нужен целый год, чтобы они успели собраться и подготовиться, чтобы «появиться на званом вечере во всём блеске своего наряда».
Сибаритская «роскошь» и впрямь была баснословной. Сибариты наслаждались на пирах не только изысканной едой, но и музыкой, и танцами, развлекались, играя с милыми собачками, кошками. Сибариты научили коней ритмично двигаться, танцевать под мелодию флейты и их песни. Все кони сибаритов, даже в армии, танцевали под музыку и сибаритские песни.
Сибариты берегли свой покой, и совет города издал постановление – запретить заниматься в городе шумными ремеслами. Всех кузнецов, чеканщиков, оружейников и даже ювелиров выселили за стены Сибариса.
Монтескье тоже высмеял некоторые нравы чересчур женственных и изнеженных мужчин-сибаритов:
«Мужчины [сибариты] настолько женственные, что даже их одежда похожа на женскую, а их холёные лица и причёски, сделанные с особым искусством, требуют слишком много времени, чтобы постоянно поправлять их перед зеркалом». (Temple Gnidus , 1725). Бедные Сибариты!
Философ Сенека в своём гневном трактате, высмеял изнеженность сибаритов, и рассказал забавную историю о сибарите, который не смог вынести вида работающего человека:
«Говорят, что сибарит по имени Mindyride видя человека с трудом копающего яму лопатой, пожаловался, что устал смотреть на его работу, и запретил на будущее работать в его присутствии. Тот же человек жаловался, что отлежал бока, лёжа на лепестках роз».
За картиной роскоши Сибариса стоит представление об огромной столице «Сибарийской империи». Литературные источники помещают город Сибарис «между двух рек» — Кратис и Сибарис, а размеры города в эпоху его расцвета, согласно Диодору Сицилийскому, в I веке до н. э., впечатляют. По Страбону, окружность города составляла 50 стадиев, примерно 9 километров. Таким образом, площадь Сибариса достигала 650 гектаров, и город, оказывается, был больше Иерусалима эпохи царя Ирода Великого.
Для сравнения скажем, что Гекатей Абдерский в IV веке до н. э., писал о том, что окружность Иерусалима, величайшего городе мира, составляла 50 стадиев, и проживало в нём около 120 тысяч человек.
По более трезвой оценке Иосифа Флавия, автора, жившего в I век н. э., окружность укреплений Иерусалима в I веке н. э. ровнялось 33 стадиям, примерно 5 500 метров, так же определяют окружность города Иерусалима и современные археологи.
По свидетельствам Страбона сибариты подчинили себе четыре местных племени и овладели 25 городами. Территория юга современной Италии, над которой Сибарис, как считается, господствовал, определяется в три тысячи квадратных километров — это больше Беотии и Аттики.
По Диодору Сицилийскому, население Сибариса составляло 300 тысяч граждан, хотя в другом месте он пишет о том, что войско сибаритов насчитывало 300 тысяч воинов, возможно, в войско набирали солдат из 25 подчинённых им городов.
Представление о могуществе Сибариса дают уникальные крупные монеты — серебряные статеры или перечеканенные дидрахмы, весом более 8 грамм, с надписью «Сибарис» (греч. Σύβαρις). Эти монеты 510 года до н.э. свидетельствуют об экономической развитости города-государства и о его широких торговых связях. Они относятся к особому типу монет, выполненных в технике incusi. Это очень сложная и изысканная техника чеканки, с одной стороны монеты изображение выпуклое, с другой оно врезанное при помощи другого штемпеля.
Однако, известно, что в античные времена деньги и торговля не были связаны между собой столь очевидным образом. В древности торговля могла обходиться без денег. Такие торговцы, как финикийцы, денег не знали; не изобрели монет ни древняя Ассирия, ни Египет, ни Вавилон. Интересно, что монеты Сибариса за пределами Южной Италии не найдены, значит, для внешней торговли эти монеты не использовались вовсе.
Тот факт, что монеты Сибариса часто обнаруживают в кладах, позволяет предположить, что они служили скорее средством накопления, нежели мены. При расчётах в розничной торговле крупные серебряные монеты были неудобны, но ими можно заплатить государственную или общинную подать, осуществить выкуп пленных, покупку земли, дома, поместья, возместить какой-нибудь урон. Существование крупных серебряных монет у сибаритов говорит об очень раннем типе до-торговой монет, а не о существовании Сибариса за счёт торгового посредничества.
Красота монет в технике incusi и сходство их с инталиями — вырезанными в драгоценном камне печатями, позволяет видеть в них скорее ювелирные изделия. Монеты напоминают печати, только не каменные, а серебряные.
Нумизматическая хронология исходит из того, что монеты с буквами СИ («Сибарис») и им подобные относятся к древнему Сибарису — до 510 года до н.э., и что впоследствии таких монет быть уже не могло.
Не греческое слово «Сибарис» (греч. Σύβαρις) созвучно, хотя и не родственно, греческому: «пышный», «спесивый», «высокомерный». Так вот, древние лексикографы, вопреки законам лингвистики, возводили слово «Спесь» — «Αλαζονεία» — «Alazoneía» к слову «сибарит». Имя города «Сибарис» напоминало греческому уху «Спесь» или «Дерзость».
В античной литературе описаны великолепные пиры сибаритов, общественные празднества, элегантная городская молодежь, мощёные улицы Сибариса, возделанные пашни, процветающие городки на равнине, забота о здоровье и комфорте, наслаждение винами и изысканной кухней, и легкое презрение к тем, кто вынужден работать и путешествовать…
О Сибарисе писали, что в город приглашались иностранные торговцы, привозили дорогие ионийские товары, металлические изделия из Этрурии, редкостные вещи со всего греческого мира — всё это богатство должно было оставить след…
Но, увы! При археологических раскопках, проводившихся в XIX и первой половине XX века, на месте Сибариса, между двумя древними руслами Кратиса и Сибариса, были обнаружены находки в основном римского времени.