Среда , 12 Ноябрь 2025
Домой / Русский след в мире / Авиаконструктор Павел Сухой изменил отечественную авиацию

Авиаконструктор Павел Сухой изменил отечественную авиацию

22 июля 1895 года в местечке Глубокое, Витебской губернии, Российской империи родился знаменитый авиаконструктор Павел Сухой. Эксперты называют его одним из основателей советской реактивной сверхзвуковой авиации, отмечая при этом высочайшую трудоспособность и новаторский подход конструктора. Созданные им и его учениками самолёты находятся на вооружении в десятках стран мира, получают высокие оценки от военных лётчиков. Коллеги отмечали, что у Сухого был дар научного предвидения — некоторые из его технических решений противоречили общепринятым представлениям, а их справедливость подтверждалась только с течением времени.

Его отец — Осип Андреевич — вышел из крестьян, получил образование в учительской семинарии и возглавил школу в Гомеле. Мать — Елизавета Яковлевна — посвятила себя семье, воспитав пять дочерей и сына. Ещё в раннем детстве Павел месте с семьей переехал в Гомель в 1900 году, где отцу Сухого предложили место директора школы для детей железнодорожников. В семье царила творческая атмосфера — вечерами звучала музыка, выпускали рукописный журнал, у них была прекрасная библиотека.

В 1914 году Сухой с серебряной медалью окончил гомельскую гимназию, где достиг значительных успехов в изучении физики и математики. Во время жизни в Гомеле с Павлом Сухим произошёл случай, определивший всю его будущую жизнь. Это было время зарождения авиации и однажды в Гомеле он увидел в небе аэроплан под управлением знаменитого лётчика Сергея Уточкина, совершавшего демонстрационные. Юный Павел Сухой был поражен:

«Я шёл с ребятами из гимназии, и вдруг над нашими головами пролетел аэроплан. Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами!»— вспоминал он позже.

В те счастливые мгновения его судьба была решена. Решив посвятить себя авиации, Сухой мечтает учиться в Императорском московском техническом училище (ИМТУ, сейчас — МГТУ имени Баумана). Но из-за недоразумения с документами, сразу туда поступить не получается. И он, чтобы не терять год впустую, становится студентом математического факультета Московского университета. А уже на следующий год поступает в ИМТУ, всецело посвятив себя авиации. В училище Сухой начал делать первые шаги на пути к карьере авиаконструктора. Он посещал лекции Николая Жуковского и участвовал в работе его кружка воздухоплавания. Строит свои первые планеры и модели самолётов.


Однако планы нарушила Первая мировая война. Проучившись в ИВТУ всего год, Павел Сухой был мобилизован в армию и после окончания школы прапорщиков он попал на фронт. На фронте он еще больше убеждается в том, какую пользу армии может принести дальнейшее развитие авиации. Воевал он до Октябрьской революции 1917 года, а затем вернулся в Москву.Однако техническое училище в Москве в это время было закрыто, и Сухой вернулся  в родные края.

Как окажется, это был не шаг назад, а поворот судьбы, который создаст ему надежный семейный тыл. В Лунинце на белорусском Полесье, где работает в школе учителем математики и встретил любовь всей своей жизни — Софью Тенчинскую, преподавателя французского языка. Софья Феликсовна вспоминала:

«Как-то вечером я возвращалась из школы. Меня обогнал незнакомый человек в военной шинели, перекрашенной в чёрный цвет, на голове его красовалась маленькая шапочка-«керенка». Я тогда обратила внимание на большие, очень выразительные глаза незнакомца и смешную «кавалерийскую» походку. Через два дня этот человек появился у нас в школе и стал преподавать математику. Я в этой школе давала уроки французского языка…».

В 1919 году Павел и Софья покинули город из-за наступления польской армии и переехали в Гомель, где они стали учительствовать в школе, которой заведовал отец Сухого.

Лидия Кузьмина в книге «Генеральный конструктор Павел Сухой» пишет, что время было трудное, жили впроголодь:

«Для учителей железнодорожной школы сохранялся бесплатный проезд по железным дорогам. Павел воспользовался этим и отправился в деревню за продуктами для семьи. Но ему не повезло — в дороге он заболел сыпным тифом. Едва живой добрался до Гомеля и попал в больницу. Только поправился — его свалила скарлатина. Она дала осложнение на горло, после чего у Павла пропал голос».

Врачи спасли его, однако из-за осложнений на горло он до конца жизни разговаривал приглушённо, а в конце жизни — хрипловатым. Полагают, что поэтому он мало говорил и слыл «молчуном».

В 1920 году, наконец-то, открывается его вуз, в 1921 году Павел Сухой восстановился в вузе, который теперь уже не императорский, а просто Московское высшее техническое училище (им.Баумана). В Москву он уехал один. Софья, с которой они еще не были женаты, осталась в Гомеле. Судьбе было угодно, чтобы Софья приехала в Москву, чтобы помочь воспитывать детей овдовевшей сестры.

В 1923 году Павел и Софья случайно встретились на улице и больше не расставались. После женитьбы молодые жили в Москве в маленькой комнатке Софьи Феликсовны. В 1925 году у них родилась дочь Ирина, а в 1932 году — сын Дмитрий.

«Павел Осипович очень любил детей — дочь Ирину и сына Дмитрия, своих племянников, а потом и внучек. Он постоянно заботился о детях старшей сестры, оставшихся после гражданской войны сиротами. Несмотря на его внешнюю суровость, дети отвечали ему взаимностью» — читаем в книге Кузьминой.

Летом, когда была возможность отдохнуть, семья уезжала на родину, в Гомель. Там их радушно принимали родители.

Ещё до завершения учёбы в МВТУ, в 1924 году, Павел устроился работать чертёжником в экспериментальный отдел Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).

Руководство ЦАГИ сразу же увидело в Сухом большой потенциал. Он был назначен руководителем бригады, работавшей над первым советским цельнометаллическим истребителем И-4 (АНТ-5). Созданный командой Сухого самолёт стал прорывом в отечественном авиастроении и находился на вооружении до середины 1930-х годов.

Параллельно Сухой занимался в планерном кружке. Там он пережил жёсткую посадку, после которой пришёл к выводам, что учиться летать стоит в более юном возрасте. Однако с тех пор он очень внимательно относился к вопросу комфорта и безопасности лётчиков.

В 1925 году Павел закончил вуз, защитив дипломный проект на тему «Одноместный истребитель с мотором 300 лошадиных сил». Руководителем его работы был авиаконструктор Андрей Туполев. Получив диплом о высшем образовании, Сухой начал работать инженером-конструктором в конструкторском отделе АГОС («Авиация, гидроавиация, опытное строительство») Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).

18 июня 1937 года советские летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Беляков

Павел Осипович постепенно набирает вес в среде авиаконструкторов и в 1930 году он уже заместитель главного авиаконструктора Андрея Туполева, возглавил Бригаду № 4, получив возможность самостоятельно руководить разработкой и постройкой самолетов. Так был заложен фундамент для коллектива будущего авиационного конструкторского бюро.

Павел Сухой участвовал в разработке первых советских истребителей, среди которых И-4, И-14, а ещё АНТ-25, на котором экипаж Валерия Чкалова впервые совершил беспосадочный перелёт из Москвы в американский Портленд через Северный полюс.

1938 года Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова

На гражданском варианте последнего осуществил свой рекордный полёт экипаж Валентины Гризодубовой. 24—25 сентября 1938 года Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова (слева направо) совершили рекордный беспосадочный перелёт на самолёте «Родина» по маршруту Москва — Дальний Восток.

В 1936—1939 годах Сухой был начальником конструкторского отдела и заместителем главного конструктора авиазавода №156.
Проект Сухого победил на объявленном в 1936 году конкурсе по созданию нового бомбардировщика под кодовым наименованием «Иванов». Работы над ним привели к созданию самолёта Су-2.

В 1939 году Сухой стал главным конструктором на серийном авиазаводе №135 в Харькове, а в 1940 году — на авиазаводе №289, из которого в дальнейшем выросло конструкторского бюро, названное в его честь. В конце того же года он параллельно занял должность директора завода.

В 1940 году в серийное производство был запущен штурмовик и бомбардировщик Су-2, применявшийся в боях Великой Отечественной войны.  Конструкторское бюро Сухого сконструировала бомбардировщики ДБ-1 и ДБ-2.

Во время войны были разработаны различный типы самолетов Су. Су-2 и созданный на его базе Су-4 принимали участие в Великой Отечественной войне, но в 1942 году их производство было свёрнуто из-за нехватки комплектующих. Во время войны Сухой также создал бронированный штурмовик Су-6, но от его серийного производства отказались из-за отсутствия запаса двигателей. Полученную за эту работу госпремию Сухой передал в фонд обороны.

«Заботясь о защите Отечества, проведя в неустанном труде всю долгую жизнь, Павел Осипович Сухой создал образцы оборонной техники на острие науки, на грани научной фантастики. Первым среди других генеральных конструкторов он находил решения, определявшие профиль современных самолётов», — вспоминал конструктор авиационных двигателей Архип Люлька.

В 1949 году КБ Сухого было расформировано, а его самого назначили заместителем главного конструктора в бюро Андрея Туполева. Во время корейской войны был захвачен и доставлен в СССР трофейный американский истребитель «Сейбр». Изучение трофея поручили конструкторскому бюро Павла Сухого.

В 1953 году Павел Сухой стал главным конструктором, а с 1956 году генеральным конструктором ЦАГИ. В КБ под руководством Сухого проходила разработка экспериментальных и серийных боевых истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков Су-7, Су-9, Су-11, Су-15 и Су-17.

«Я горжусь тем, что мне довелось летать на машинах Павла Осиповича Сухого. Это был выдающийся человек и конструктор. Случалось, что он принимал решения, которые, казалось, противоречили общепринятым представлениям, были непонятны даже для специалистов. Но проходило время, и все убеждались, что идея конструктора правильна. Его способность предвидения всегда поражала», — так оценивал труд Сухого маршал авиации Иван Пстыго.

С 1958 по 1974 год Павел Сухой был депутатом Верховного Совета СССР, дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, а в 1965 году получил вторую «Звезду».

Павел Сухой и Сафья Феликсовна -1950 г.

В жизни Павла Осиповича, фактически жившего на работе, большее значение имела семья. Тот самый тыл, который позволили ему взлететь, набрать высоту и чувствовать себя уверенно при перегрузках. Коллеги рассказывали, что будучи серьезным на работе, Павел Осипович расслаблялся только дома, в семье. Внучка Мария вспоминала, что дед дома о рабочих делах не говорил.

Кстати, рассказывают, что в 1961 году Сухой отправился на знаменитый авиасалон Ле-Бурже во Францию, и там Коко Шанель в качестве сувенира передала его жене Софье Феликсовне духи Шанель № 5.

По словам авиационного эксперта Евгения Лебедева, «прорывной машиной» для КБ Сухого стал фронтовой бомбардировщик Су-24. Он мог огибать рельеф местности в автоматическом режиме и был неуязвим для средств противовоздушной обороны.

Особенно удачной разработкой команды Сухого общепризнанно считается штурмовик Су-25, совершивший первый полёт в 1975 году, но до сих пор стоящий на вооружении ВКС России и военно-воздушных сил многих других стран мира.

Под руководством Павла Сухого было разработано более 50 конструкций самолетов Су. Каждая из «сушек» уникальна, но есть среди них и самолеты, которые представляют особую гордость, Например, сверхзвуковой тяжёлый истребитель четвертого поколения Су-27. Он впервые поднялся в воздух в 1977 году и был снят с производства только в 2010 году.

Авиаконструкторы Артём Микоян, Александр Яковлев и Павел Сухой (слева направо- РИА Новости

На основе самолёта Су-27 разработано большое количество модификаций: учебно-боевой Су-27УБ, палубный истребитель Су-33 и его учебно-боевая модель Су-33УБ, многоцелевые истребители Су-30, Су-27М, Су-35 (оснащен системой управления вектора тяги — позволяет изменять направление тяги двигателя, обеспечивая более высокую маневренность), фронтовой бомбардировщик Су-34 и другие.

«Все генеральные авиаконструкторы, несомненно, высокообразованные люди, а Павел Осипович Сухой в науке был все-таки выше всех нас, хотя и не имел звания академика. Я не отступлю от истины, если назову Павла Осиповича квинтэссенцией нашей авиации», — сказал о Сухом выдающейся авиаконструктор Олег Антонов.

Павел Сухой умер 15 сентября 1975 года в возрасте 80 лет. Его имя было присвоено опытно-конструкторскому бюро авиационной техники, которое считается сегодня одним из ведущих в мире.

«Сухой заложил основу для целого семейства самолётов, венцом которого сегодня является не имеющий аналогов в мире Су-57», — заявил военный эксперт Алексей Леонков.

Евгений Лебедев назвал Павла Сухого ярким представителем советской конструкторской школы:

«Павел Осипович Сухой всегда был на острие прогресса, его самолёты отличались высоким уровнем новизны, новых прорывных решений, и они практически всегда возглавляли таблицы мировых рекордов и превзошёл первых советских авиаконструкторов, у которых учился».

Древнерусский город Колывань
Антропологический портрет русского человека.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*