Четверг , 28 Март 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Архаический анимизм. Переход от демона к божеству

Архаический анимизм. Переход от демона к божеству

Греческая мифология. А.А. Тахо-Годи.

Архаический анимизм. Переход от демона к божеству.

При постепенном укреплении родовой общины, когда на смену присвоению готового продукта приходит производящая этот продукт деятельность, человек уже не просто инстинктивно пользуется предметами, необходимыми для жизни, но всматривается в них, осмысляет, разделяет их, учится рациональному их употреблению, сам их создает, демонстрируя определенные, пусть и простейшие конструктивные способности.

Производя даже самые примитивные орудия труда, человек невольно останавливался на их цели, строении, назначении. А такой мыслительный акт создавал предпосылки для осмысления любой вещи, её составных частей, а значит, и её разложения на части и соединения в одно целое. Если понять смысл вещи и есть умение её разделять, значит, можно и магическую силу демона этой вещи, дающего ей смысл и жизнь, отделить от самого предмета, заставить демона жить независимо от предмета, извне действовать на него, не подвергаясь уже никакому ущербу вместе с гибнущей вещью, но сохраняя неизменность своего состояния, не подверженность смерти, бессмертие.

Таким-то образом чистый фетишизм вступает на анимистический путь, признавая наличие независимого животворного источника для объективно существующего бытия, для любого порождения матери-Земли.

Протеиды с острова Самос. Храм Геры — VI в. до н. э.

Вся природа обретает преображенный вид. Леса теперь полны таинственных невидимых существ, дающих жизнь цветам и деревьям, оберегающих и защищающих их. В лесных чащах обитают все те же древесные девы, но отныне они не гамадриады, живущие одной жизнью с деревом и гибнущие вместе с ним. Теперь это бессмертные нимфы, извне направляющие жизнь растительного мира.

Сокровища, хранимые в земле, тоже находятся под властью неких загадочных ковалей — дактилей ростом с палец (греч. dactylos — палец).
Поля и луга населяют косматые и козлоногие, с козьими рожками существа — паны, паниски, сатиры, — наблюдающие за благоденствием стад.
Ручьи, реки, озера, источники, болота полны вечно снующих там водяных дев, именующихся наядами или нимфами, так как греческое слово «нимфа» означает не только деву, но и родниковую воду. В горах прячутся горные девы — ореады (греч. oros — гора), охранительницы вершин, горных дорог, пещер и гротов; и этим девам путник ради своей безопасности должен принести жертву.

Горные девы — нимфы ореады характерным образом ни бессмертны, ни смертны. Они живут долго, питаясь амбросией, и с рождением каждой из них вырастают на высоких горах деревья — сосны или дубы, высокие, с пышной листвой. Никто не смеет прикоснуться к священным деревьям, но наступает час, предназначенный судьбой, и деревья засыхают на корню, «отмирает кора, отпадают зелёные ветви». В этот же миг души горных нимф расстаются с жизнью (Гом. гимн. IV 257-272).

Греки морской народ и любят море, глубины моря населены неисчислимыми причудливыми существами, теми, что придают морю его изменчивую окраску, его солёность; теми, что создают игру волн, их всплески, водовороты, быстроту движения, пенные гребни, бездонную глубину, песчаные отмели, скалистые берега.

Стоит прочитать «Теогонию» Гесиода, где он перечисляет пятьдесят дочерей Нерея (др.греч. Νηρεύς), рожденных в морской глубине (240-264), или детей реки Океана, омывающей землю (337-370), число которых достигает трёх тысяч.
Имена Нереид Кимо (Волна), Фоя (Быстрота), Феруса (Несущая волны), Понтонорея (Пролагающая морской путь), Динамина (Водоворот), Окироя (Быстрое течение), Каллороя (Прекрасное течение), Главконома (Зелено-голубой цвет), Галия (Соленый вкус), Псамата (Песчаность) и Петрея (Скалистость моря).

Нереида, бегущая по волнам. Около 400 г. до н. э. Лондон. Британский музей

Пока ещё существа, отделившиеся от материального тела природы и получившие независимую от неё жизнь, достаточно неопределенны и не оформлены, как те стихии, которые они направляют и которыми они управляют.
На ступени перехода от фетишизма к чистому анимизму архаическая мифология не знает ещё продуманно оформленной божественной силы, имеющей личное имя и свою особую божественную биографию. Перед нами мир не богов, но демонов, неизвестно как возникающих и неизвестно куда уходящих, скрытых от человека, который не может даже воззвать к ним по имени, вступить с ними в общение.

Эта демоническая сила внезапно налетает, неся человеку горе, посылая зловещие сны, вызывая у него неожиданные мысли и действия. Демон сопричастен рождению человека (ср. идентичное греческому демону латинское genius — гений, присущий от рождения) и его смерти, неожиданному благу и такому же неожиданному несчастью.

В классической мифологии демоны, потеряв своё всемогущество, станут посредниками между богами и людьми, но в архаической мифологии все полно демонов — ив них древний человек осмысливает неразгаданность и таинственность не разделённого хаоса жизни, господство тех явлений, которые именуются случайными, до тех пор, пока для них ещё не найдено объяснение.
Став на путь анимизма, древний человек не мог уже с него свернуть. И существа, рождаемые матерью-Землей, получали в архаической мифологии независимую от их про родительницы жизнь, имели свой образ и имя, а значит, и свою судьбу.

Далее… Земля и её потомство. Чудовища населяют землю. Губительные силы.

Земля и её потомство.
Первые порождения мифов

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*