Жемчужиной экспозиции выставки античного искусства «Греческое золото. Сокровища эллинов и варваров» в Историческом музее Москвы является стеклянный канфар в золотой оправе и знаменитый «кратер Амфиарая «, изготовленный около 560 года до н.э.
Канфар (греч. kantharos) — кубок с двумя вертикальными ручками. Обычно канфар изготавливали из драгоценных металлов или обожжённой глины (керамики), украшали художественной росписью и использовали как сосуд (объёмом 0,5 л.) для питья. Для культовых ритуалов древние мастера изготавливали канфары из золота, или дорого в то время материала, стекла, украшенного золотом и драгоценными камнями. Культовые канфары использовали жрецы для жертвоприношений богу Дионису.
Канфар (греч. kantharos) этот изготовлен примерно во II — начале I вв. до н.э. Материал — стекло, золото, драгоценные камни — сердолик, гранат; техника изготовления — скань, зернь, тиснение, пайка. Высота канфара 9,4 см; диаметр верхней части: 10,5 см; диаметр поддона: 7,8 см. Место находки: Россия, Краснодарский край, Кубанская обл., Екатеринодарский отдел, ст. Северская. Северский курган. Раскопки казаков 1881 г.
Канфар известен в Средиземноморье с Микенской эпохи, как сосуд для вина и атрибут бога вина Диониса. Канфар широко использовали в Греции в VI-V веках до н.э.
О виртуозных греческих ювелирах сохранилось немного сведений. Демосфен писал об одном таком мастере:
«Я, Паммен… владею золото плавильной мастерской на рыночной площади, пребывая в которой, я занимаюсь золотых дел мастерством. Демосфен дал мне приказ приготовить золотой венец и выткать золотом гиматии, чтобы он мог в них участвовать в праздничном шествии в честь Диониса...».
Этот великолепный канфар можно очень долго рассматривать, это просто шедевр ювелирного искусства античных мастеров…
В апреле 2023 г. в Исторический музей поступили ещё один Стеклянный канфар в золотой оправе и бронзовый меч
Предметы были изъяты из незаконного оборота Федеральной службой безопасности Российской Федерации совместно с МВД России и, несмотря на утрату археологического контекста, займут достойное место в коллекции Исторического музея.
Стеклянный канфар украшен золотой оправой из пластины с орнаментом и прикрепленными к нижнему краю цепочками. Подобные канфары на Северном Кавказе являются греко-восточным импортом. Оформление верхней части сосуда золотым листом – приём, характерный для искусства скифо-сарматского мира, а использование аналогичных орнаментов было свойственно народам Северного Кавказа раннего железного века.
Бронзовый меч с полой трубчатой рукоятью с ажурным коническим навершием относится к цельнолитным мечам закавказского типа.
Период бытования этого типа оружия – конец II – начала I тыс. до н.э.
Кратер Амфиарая, около 560 года до н.э.
Известный искусной росписью кратер Амфиарея относится к поздне-коринфскому времени. Как сюжет, так и судьба самого артефакта очень интересны.
Кратер Амфиарея был обнаружен в 1873 году в этрусском курганном некрополе Черветери. До 1945 года кратер находился в собрании Старого музея (Государственные музеи Берлина). С 1945 года кратер Амфиарея хранится в Историческом музее в Москве.
Амфиарайос (греч.Ἀμφιάραος -«дважды подобный Аресу» ) был прорицателем, именно за этот чудесный дар провидца, подаренный ему богом Зевсом, его почитали в Этрурии. Арес или Арей (др.-греч. Ἄρης, микен. a-re — арий) — в древнегреческой мифологии был богом войны, сыном верховного бога Неба громовержца Зевса и богини Земли Геры. Арий входит в состав двенадцати олимпийских богов древней Эллады.
Амфиарай был царём Аргоса из династии Меламподов, вместе с героями аргонавтами онотправился в далёкую Колхиду за золотым руном, вместе с храбрейшими воинами Греции он участвовал в Калидонской охоте на калидонского вепря (др.-греч. Καλυδώνιος κάπρος), и поразил его стрелой в глаз.
Сюжет, изображённый на лицевой стороне кратера Амфиарая, отправление аргосского героя Амфиарая на войну — знаменитый поход Семерых против Фив. Обладая даром прорицания, царь Амфиарай знал, что все участники этого похода, кроме царя Адраста, погибнут, и не хотел в нём участвовать. Однако Амфиарай дал клятву во всём повиноваться своей жене Эрифиле. Зная об этой клятве, претендент на царский престол в Фивах и инициатор похода Полиник подарил Эрифиле драгоценное ожерелье Гармонии, дочери Афродиты.
Изготовленное самим Гефестом для богини Афродиты, это ожерелье делало его обладательницу самой прекрасной. Приняв волшебный подарок от Полиника, Эрисфила уговорила супруга участвовать в походе Семерых.
Амфиарай неохотно согласился присоединиться к походу обреченному на поражение , но, отправляясь в поход он знал о предательстве своей жены, и попросил своих сыновей, Алкмеона и Амфилохуса, отомстить за его неизбежную смерть, убив её, если он не вернётся живым из похода.
По словам Гомера, Амфиарай «в Фивах погиб златолюбия женского жертвой». Смертельно раненого во время битвы хтонического героя Амфиарая вместе с его колесницей, поглотила земля, расступившаяся под ударом молнии громовержца Зевса.
Серебряная тарелка с изображением «прорастающей девы» (Rankenfrau). Конец IV — III вв. до н.э. Краснодарский край, ст. Мариинская Серебро, позолота.
Образ «прорастающей девы» мог иметь отношение к культу бога вина и виноделия Дионису, широко распространенному в Северном Причерноморье.
Амфора краснофигурная. Аттика, IV век до н.э. Собрание С.И. Чижова Глина, чёрный лак. Объём амфоры мог составлять от 5 до 50 литров. Амфоры использовали для хранения или транспортировки оливкового масла или вина. Амфора служила мерой объёма: амфора = 26,03 литра, а также и счётно-денежной единице. Амфоры использовались как урны для голосования или как урны для захоронения праха.
Пелика краснофигурная. Апулия. Третья четверть IV век до н.э. Из собрания Румянцевского музея Глина, чёрный лак.
Пелика – двуручный сосуд с широким горлом и плавно очерченной, каплевидной формы на невысокой кольцевидной подставке. Их находили около гроба , некоторые из них были урнами с прахом и, возможно, что пелика изготовлялась и специально для погребальных целей. Пелика появились в античном керамическом производстве в конце VI – начале V века до н. э.
Блюдо краснофигурное. Южная Италия. Третья четверть IV века до н.э. Собрание С.И. Чижова Глина, черный лак.
Лекана краснофигурная. Аттика. Вторая четверть IV век до н.э. Глина.
Лекана —плоская чаша с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила шкатулкой для хранения дамских украшений.
Слово Лекана происходит из ведического санскрита, от корня Лач, лакчати — lach, lacchati – лакать, алкать = «страстно желать». Это наводит на мысль о ещё одном использовании леканы, как сосуда для одной порции горячего супа.
Терракотовая статуэтка девушки из Танагра (греч. Τάναγρα) в древности город в Беотии, (Греция), славившийся своими терракотовыми статуэтками. Начало III век до н.э. Феодосия. Раскопки A.Л. Бертье-Делагарда, 1895 г. Глина.
Восточное Средиземноморье. VI — V вв. до н.э. Тамань. Раскопки В.В. Шкорпила, 1911 г. Стекло. Алабастрон – небольшой изящный, вытянутый сосуд без ручек, грушеобразный формы с округлым дном, для хранения ароматических масел и жидкостей, использовался преимущественно женщинами. Рядом Амфориск — «маленькая амфора» с двумя ручками для хранения ароматических и косметических масел.
Пелика – двуручный сосуд с широким горлом и плавно очерченной, каплевидной формы на невысокой кольцевидной подставке. Их находили около гроба , некоторые из них были урнами с прахом и, возможно, что пелика изготавливалась и специально для погребальных целей. Пелика появились в античном керамическом производстве в конце VI – начале V в. до н. э.
Лекиф — сосуда с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялась для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.
Фигурный сосуд — лекиф в виде головы девушки в высоком головном уборе. Аттика. IV век до н.э. Керчь. Собрание A.M. Подшивалова. Глина.
Алабастрон – небольшой изящный, вытянутый сосуд без ручек, грушеобразный формы с округлым дном, для хранения ароматических масел и жидкостей.
Пелика краснофигурная «керченского стиля» с изображением сцены амазономахии – битвы греков и амазонок. Аттика. Вторая-третья четверти IV век до н.э. Керчь. Некрополь Пантикапея. Раскопки 1886 г. Глина.
Пелика краснофигурная «керченского стиля» с изображением сцены амазономахии – битвы греков и амазонок.
Пелика чернолаковая с орнаментом в стиле West Slope — имитация золотого ожерелья.Восточное Средиземноморье. Вторая половина III — начало II века до н.э. Керчь. Некрополь Пантикапея. Гробница № 1 на Аджимушкайской улице. Раскопки А.А. Бобринского. 1888 г. Глина.
Скифос из красной глины, лаковый с орнаментом из гирлянды листьев сельдерея, в стиле «западного склона» («West Slope»). Это преимущественно аттический, а также пергамский импорт. Пергам. I век до н.э. Ольвия. Раскопки Б.В. Фармаковского, 1896 г. Глина
Скифос —керамическая чаша для питья на низкой ножке и двумя ручками, его также называют кубком Геракла.Использовался римлянами как мера жидкости (0,27 л. – котила (kotyle) – ед. измерения ёмкости).
Стеклянный кувшин. Вторая половина I — первая половина II вв. н.э. Керчь. Из собрания В.И. Сизова. Стекло
Стеклянный стакан. I — II вв. н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Стекло.
Стакан с каплями синего стекла. IV-V вв. Пантикалей, раскопки В.В. Шкороилз в 1904 году. Стекло.
Сосуд с рельефным орнаментом. IV- V вв. Пантикапеи, раскопки В.В. Шкорпила в 1904 году. Стекло.
Стеклянный сосуд с каннелированным туловом. IV-V вв. до н.э. Керчь. Собрание В.И. Сизова. Каннелюра (от фр. cannelure) — вертикальный желобок на стволе сосуда, пилястры, колонны Такие сосуда, пилястры, колонны называют каннелированными, в отличие от гладких… Каннелю́ра — вертикальный желобок — канал.
Лампада с тремя петельными ручками для подвешивания. V-VI вв. Керчь. Собрание В.И. Сизова. Стекло.
Находки стеклянных сосудов из «погребения в каменном ящике», вторая половина III века до н.э. Нимфей, античный город близ Пантикапея (Керчь) в Крыму, хутор Баврова, раскопки 1862 года. Коллекция С.В. Караковского.