Четверг , 25 Апрель 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Александр Великий был славянином македонцем, а не греком

Александр Великий был славянином македонцем, а не греком

Современные македонцы, как известно, говорят на языке славянской группы, — но в своём самоназвании, так же как в названии страны, они сохранили память о предках. Македонский язык принадлежит к восточной группе южнославянской ветви славянских языков в индоевропейской языковой семье, вместе с болгарским и Старославянским и древнерусским языком.
В XIX столетии, в пору пробуждения национального самосознания, македонские просветители полагали, что македонцы — прямые наследники армии Филипп II, родившегося в 382 году до н. э. в городе Пелла, столице древней Македонии, и его сына великого Александра III Македонского (356—323 до н. э.).

Существует много древних свидетельств, в которых македонцы рассматриваются как отдельная нация, отличная от греков. Однако прогреческая оппозиция утверждает, что Александр Великий был греком, это утверждение опровергнуто ещё в древности официальным биографом Александра Великого — Аррианом  (Flavius Arrianus). Древнегреческий географ и историк Арриан (ок. 95 — ок. 180 н.э.) был родом из Никомедии (Вифиния в Малой Азии).

Весной 327 года до н. э. Александр выступил из Бактрии в Индию. Когда войско Александра Великого приблизились к реке Гифасис (греч.Ύφασις или Ύπανις,), ныне Вьяза или Беджа, самый восточный из левых притоков Инда, впадающий в Акесин, и взяло города Сангалы, армия Александра была сильно утомлена длительными маршами и беспрерывными боями последних сражений в Индии.
Воинам Александра Великого приходилось продвигаться в трудных условиях, по нездоровой местности, преодолевая сопротивление противника, использовавшего боевых слонов. В армии Александра Великого появились грозные признаки неповиновения, воины сдержанно высказывали ему о своё нежелание продолжать поход. В лагере они устраивали сходки, на которых раздавались жалобы на трудности похода и требования отказаться от его продолжения. Понимая, что надо убедить людей, Александр созвал совещание военачальников и обратился к ним со следующими словами:

  «О македонцы и греческие союзники … Я собрал вас вместе, чтобы я мог либо убедить вас идти со мной, либо убедить вас вернуться».

    Арриан, биограф Александра Великого, записал речь, которую Александр произнёс перед своими офицерами: 

«О македонцы и греческие союзники, вы твёрдо стоите! Но какой великий или славный поступок мы могли бы совершить, если бы, сидели в Македонии! Мы могли бы без труда защитить нашу собственную страну от атак соседних народов на наши рубежи, фракийцев, иллирийцев и триблейцев, или даже недружелюбных к нам греков, если бы считали это достаточным и соответствующим нашим интересам!? (Арриан, Анабасис, глава XXV).

В речи Александра Великого к офицерам чётко различаются македонцы и греки как две отдельные нации. В этих отрывках его речи, Александр не только обращается к македонцам и грекам отдельно («македонские и греческие союзники»), но он также ясно объясняет, что македонцы, проживающие в Македонии, могут быть подвергнуты опасности нападения соседей: иллирийцев, тричин, триблейцев и греков!

Если предположить, что Арриан взял эти данные из истории, посвященной Александру, написанной генералом Александра Македонского Птолемеем I  (Ptolemy I Soter — 305 — 282 г.г. до н.э.), другом детства и, по некоторым данным, сводным братом Александра, основателем династии Птолемеев,  то подлинность этой речи Александра перед офицерами неоспорима.

Историк Арриан считается одним из самых серьезных источников, заслуживающих доверия, и древнейшим биографом Александра Великого.

Ближайшие помощники и офицеры армии стояли за возвращение армии домой. Тогда Александр объявил, что жертвы для продолжения Индийского похода не угодны богам, и отдал приказ об отступлении армии. Из завоёванных в Индии земель были образованы две сатрапии.

 

Славяне в Македонии

В VI и VII веках Македония с севера до самого моря была так плотно заселена славянами, что получила во второй половине VII века специальное название славянской земли – ή Σκλαυινία, αί Σκλαυινίαι.

Склавиния была вначале независимой от болгар, и именно здесь имя «славяне» долее всего сохранилось в речи обитателей Балканского полуострова в качестве этнического обозначения; так, соседние албанцы по сей день называют македонских болгар просто śkjeji, то есть славяне (от итал. schiavo). Причину столь значительного заселения древней Македонии славянами следует искать прежде всего в специфике её местных условий. Варвары, массами двигавшиеся с севера, уже самими естественными условиями направлялись на вардарскую дорогу.

 Город Солунь (ныне Салоники) был основан царём Македонии Кассандром в 315 году до н. э Город Солунь, подобно Царьграду на востоке, привлекал завоевателей слухами о своём богатстве. Это привело к тому, что именно окрестности Солуни далеко кругом были заселены славянами, о которых в «Чудесах св. Димитрия» имеется целый ряд довольно подробных и интересных сообщений. Да, и сама Солунь подверглась значительному воздействию со стороны славян. Уже в 597 году множество славян поселилось в городе Солуни.

2 в. до н. э.: ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗΝ ΦΙΛΙΠΠΟΥ ΒΑΣΙΛΙΣΣΑΝ, агора Салоник

2 век до н. э.. ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗΝ ΦΙΛΙΠΠΟΥ ΒΑΣΙΛΙΣΣΑΝ, агора Салоник

А к IX веку славянский элемент здесь значительно увеличился, что подтверждается словами, которыми император Михаил провожал Константина, отправляя его приблизительно в 862 году в Моравию: «Иди! Вы солуняне, а все солуняне чисто говорят по-славянски»17. И действительно, здесь, в Солуни, согласно остающимся в силе до сих пор заключениям славянской филологии, господствовал язык, на котором преподавали апостолы Константин (Кирилл) и Мефодий и на который были переведены древние славянские церковные книги. Нельзя более придерживаться старой теории Копитара и Миклошича об отдельной «старославянской» области в Паннонии, на языке которой якобы написаны эти книги. Это был староболгарский язык из окрестностей Солуни18.

В ближайших окрестностях Солуни, владения которой были сведены в конце концов к полосе земли шириной приблизительно в 20 км19, жили, согласно источникам, следующие племена:

Около самого города Солуни на западе обитали сагудаты  (греч.Σαγουδάται, Leg. Dem.); Σαγουδάοι (Анна Комнина); Σαγουδάτου (Иоанн Камениата), происхождение наименования которых неизвестно, и где-то рядом с ними ринхины (греч. ‘Ρυγχίνοι или Σκλαβΐνοι άπό του ‘Ρυγχίνου, «Чудеса св. Димитрия»), в другом месте также ‘Ρηχίνοι на реке Ринхине, определить которую до сего времени не удавалось20. Оба эти племени занимали, согласно древним источникам, также часть Халкидики, а именно гору Афон.21 Далее к западу от Солуни, между Солунью и Верней, на реке Быстрице жило племя драговичи, или дреговичи (греч. Δρουγουβίται), о которых идёт речь в «Чудесах св. Димитрия» и у Иоанна Камениаты, занимавшее область, где позднее упоминается епископ – επίσκοπος τής Δρουγουβιτίας22. По другую сторону от города, к востоку от Солуни, в нижнем и среднем течении реки Струме жило славянское племя, именовавшееся по названию реки струменцами (греч. Σκλαβΐνοι οί άπό του Στρυμώνος в «Чудесах св. Димитрия», Στρυμονΐται у Иоанна Камениаты) и расселившееся вплоть до Лангадинского озера (Lagkadas); далее на средней и верхней реке Месте (Каре) жили смолены, смоляне (греч. Σμολέανοι, Corpus inscr. graec., IV.318, IX в., Σμολένοι, Никита Хониат), земли которых простирались до верхней Арды, что засвидетельствовано современным Смоляном (тур. Ismilan). Во внутренней части Македонии обитали брзаци, брсяцы (греч. Βερζήται, «Чудеса св. Димитрия»). Их область, на которую уже в 773 году задумал напасть Телериг, находилась, очевидно, там, где по настоящее время удерживается название брсяци для народа, живущего на территории от Охриды и Битоля (др.рус. obitěĺь —  «обитель», монастырь) – через Прилеп, Кичево и Крушево – до Велеса на среднем Вардаре. Там была, вероятно, и древняя Βερζντία Феофана, Кедрена и Льва Диакона. Кроме названных племён, здесь были ещё и другие, но о них не сохранилось сколько-нибудь достоверных сообщений.

Из древних легенд ΙΧ-Χ веков известно лишь, что славяне жили на Брегальнице (приток Вардара), около города Равна, и в Кутмичевице (Κουτμντζνβίτζα), в области, к которой относились Охрида, Девол, Главиница; затем в области Δρεμβίτζα (Дреновица), в области Велица — Βεδίτζα, на реке Велице – притоке Вардара, или на Велице около Охриды; известно, кроме того, что и современная Албания была так густо заселена славянами, что и сегодня там имеется много топографических славянских названий даже в местах, где ныне от славян не осталось и следа.

Распространение славянских языков в западной Европе

Как на западе, так и на востоке Македонии обитало значительное число славян, о которых не сохранились подробные известия древнего времени, возможно, славяне пришли вместе с готами. 

Территория славян, на которой в течение последующего времени исторически сложился болгарский народ, простиралась на Балканском полуострове от Чёрного и Эгейского морей до Адриатического моря на юг от Бояны и к реке Мораве. К ней примыкали на севере другие обширные области от центральной Венгрии до Серета и затем на юге отдельные районы Греции и архипелага.
Македония была самая обширная славянская область на юге, заселена она была, конечно, неравномерно. Здесь имелись большие равнины, безлюдные или заселенные остатками древнего населения.
На всей указанной территории славянское население представляется нам разделенным на несколько разрозненных групп, а именно:
1) северную группу, мезийскую (в древней Мезии),
2) македонскую,
3) греческую, Славяне в Греции.
4) задунайскую (венгерско-валахскую).

Почти все эти славяне быстро попали под власть болгар и объединились с ними не только в политическом, но и в этническом отношении.

Славяне приняли наименование болгар и вместе с ним сознание определенной общности. Несомненно также, что и в языковом отношении славяне и болгары уже издавна начали объединяться и тем самым отходить от сербской языковой общности, хотя полоса македонских племён всегда создавала при этом своего рода переход от чисто сербского к восточно-болгарскому языку.

В XIII и XV веках славяне упоминаются во всей Родопии, в окрестностях Фера, Ксантина, Еноса, Кавалла. Поселения славян ближе к Царьграду являются колониями более позднего времени. Славянская область Ζάγορα, Ζαγόρια на юге Балканских гор упоминается уже географией Моисея Хоренского в VII веке. В это же время славяне обитали и на севере провинции Астики около города Бизия (Виза) («Чудеса св. Димитрия»).

Славяне в Греции.

Основные наступления славян на Грецию, завершившиеся их поселением здесь, начались в 578 году и закончились после вступления на престол византийского императора Ираклия.

Исидор (ум. 634) (Chroń., 44), «Sclavi Graeciam Romanis tulerunt», Греция была полностью оккупирована славянами.

Славяне расселились по всей Греции и на архипелаге, причём в некоторых местах настолько густо, что в более поздних исторических документах эти земли упоминаются как славянские. Уже Иоанн, бикларский аббат, писал в конце VI века: «Sclaveni partes Graeciae atque Pannoniae occupant»29, это подтверждают в 584 году Иоанн Эфесский, Монембассийская хроника и синодальная грамота патриарха Николая III31; в 723–728 годы епископ Вилибальд, который во время странствий из Сиракуз в Святую землю остановился в Монембасии, отметил, что он остановился на славянской земле32, и ещё в X веке, когда Греция была вновь завоевана Византийской империей, на это указал сам император Константин: «έσθλαβώθη πάσα ή χώρα καί γέγονε βάρβαρος», и вскоре после этого комментатор Страбона добавляет: «καί νυν δέ πάσαν ’Ήπειρον και ‘Ελλάδα σχεδόν καί Πελοπόννησον καί Μακεδονίαν Σκύθαι Σκλάβοι νέμονται»33 (Пелопоннес и Македония Скифские Славяне). Поэтому также вместо названия Έλληνες — эллины было принято обозначение ‘ Ελλαδικοί — Эллада.

Власть славян над Грецией продолжалась, согласно указанному известию патриарха Николая III, 218 лет, до победы греков у Патраса (805–807 годы), причем она была настолько твёрдой, что ни один римлянин не смел появляться в Греции. Только в конце VIII века наступил перелом, сначала на севере после победоносного похода Ставракия против славян Эллады и окрестностей Солуни в 783 году, затем в 847–849 годы после завоевания почти всей Морей во времена Михаила III и, наконец, в 940 году после покорения последних двух обитавших там и свободных племен милингов и езеритов34.

Исторических известий, свидетельствующих об интенсивности заселения славянами Греции, немного. О размерах этого заселения лучше всего можно судить по топографической номенклатуре края и влиянию славянского языка на греческий.

Царство до-греческих топонимов в Эгейском море.

Расшифровка Фестского диска
Богини древней Эллады

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*