Четверг , 28 Март 2024
Домой / Античный Русский мир. / Айны: долгий путь через века

Айны: долгий путь через века

Об айнах написано во всех книгах, посвященных истории самураев потому, что айны были первыми самураями, и во всех этих книгах сообщения об айнах очень отрывисты.

Вот, например, «Самураи» Мицуо Курэ. Во «Введении» говорится, что правительство Киото в VI —VII веках только тем и занималось, что пыталось сломить сопротивление эмиси (эбису), «варваров» с севера Хонсю, которые были опытными конными воинами, вооружёнными луком и стрелками. И что пленные и союзные эмиси нередко выступали в качестве наёмников, защищавших Кюсю от вторжений китайцев и корейцев, и даже приобретали все права самураев. А многие знатные кланы самураев вели своё происхождение от пленных эмиси, о чем говорят окончания «бэ» в их фамилиях, указывавшие на их статус пленных или рабов – Абэ, Мононобэ и т.д. Само же слово эмиси (эбису) переводится как «креветковые варвары», то есть «поедатели креветок», но в то же время что это слово является производным от айнского эмчиу или энчу, что означает «люди», а также японского э-мухе – «храбрые воины».

Эмиси также называли «волосатыми варварами», что роднит их в описании с интересующими нас айнами, которые тоже были «волосатыми людьми». Но айны и эмису это одно и то же или нет? Точного ответа на этот вопрос нет до сих пор. Известно лишь, что, когда предки японцев, принадлежавшие к алтайской языковой группе, прибыли в Японию, она уже была заселена. И им пришлось отбивать у аборигенов буквально каждый клочок пригодной для разведения риса земли, то есть воевать приходилось непрерывно. И «японцы» нападали на аборигенов эмису, а эмису в ответ нападали на «японцев».

Преимущество было на стороне японцев за счёт того, что их социальная организация была значительно выше по своему уровню. У японцев уже была письменность и государство, а эмису жили родоплеменным строем и письменности не знали. В итоге к IX веку «японцы» захватили всю территорию проживания эмису, кроме острова Хоккайдо.

В целом же считается, что археологические данные говорят о близости культуры эмиси и неолитической культуре Дзёмон – это, во-первых. А, во-вторых, что культуры эмиси близка средневековой культуре интересующих нас айнов. Это позволяет считать эмиси неким промежуточным звеном в эволюции аборигенного населения Японских островов с эпохи неолита к современным айнам. То есть «волосатые варвары» эмиси – это предки более поздних айнов, и тоже «волосатых». Вот только айны были уже не конниками, а рыболовами и охотниками, хотя и они, безусловно, метко стреляли из луков.

По мнению советского историка А. Б. Спеваковского, пришлые японцы многое заимствовали у тех же айнов, включая и обряд «раскрывания души», то есть харакири.

В его монографии «Самураи – военное сословие Японии» написано, что эдзо (ещё одно название эмиси) – это айны, жившие на северо-востоке страны и вытесненные на остров Хоккайдо.

То есть можно считать, что эмиси (эдзо) это либо весьма воинственные айны,  либо некая этническая общность, превратившаяся затем в айнов.

Современная историография считает эмиси прото-айнским сообществом.

Музеи острова Хоккайдо, посвященные именно айнам. О них там сообщается примерно везде одно и то же: айны – это коренное население Японии. На языке айнов «айну» означает «человеческое существо», то есть, как это часто бывало к культуре самых разных народов, их самоназвание было тождественно понятию «люди». Айны жили не только на острове Хоккайдо, но и на Сахалине (японское название Карафуто), и на Курильских островах.

Омуша. Эта диорама из Музея айнов Нибутани в городе Биратори воссоздает омушу, которая происходит в клане Айзу на Сахалине в 1808 году. Сначала омуша был праздник встречи старых друзей или знакомых, но постепенно он превратился в политическую церемонию, во время которой айнам дарили рис, саке и табак, а посланник сёгуна зачитывал новые эдикты. Старейшины айнов сидели перед домом, а посланник сёгуна обращался к айнам через переводчика. За церемонией омуша обычно следовал банкет

Японские учёные относят культуру айнов к «охотской культуре», которая между V и IX веками распространилась от Сахалина через Охотское море до Курильских островов и побережья Хоккайдо, где начали производить уникальную керамику.

Керамика эпохи Дземон

Однако, возникает законный вопрос, а что было до этого времени и откуда вообще айны появились на островах Японского архипелага и на материке. Ведь если культура айнов соотносится с культурой Дзёмон, периода с 13 000 года до н. э. по 300 год до н. э. , соответствующей мезолиту и неолиту, то это такая седая древность, что про неё вообще мало что можно сказать.

Считается, что айны пришли на острова Японского моря и основали там неолитическую культуру Дзёмон. Мы знаем об этом времени лишь по археологическим артефактам, но и не более.

Макири – нож, который используется не только для резки, но и для выскабливания шкур и приготовления пищи. Ножны макири крепились на поясе с помощью маленькой фигурки — нэцке, прикреплённой на верёвке.

Меноко-макири – женский нож айнов

Красивые узоры — непременный атрибут рукояти и ножен. Макири был настолько удобен, что его использовали и японцы, и это сделало его популярным предметом торговли.

Немногое о своём прошлом могут нам рассказать и сами айны, ведь у них не было письменности и всё, что они знают о прошлом содержится в их устном народном творчестве — фольклоре. Японцы считают, что пришли на Японские острова из Сибири. Айны поражают талантливым фольклорным наследием: песнями, танцами, сказаниями, легендами и преданиями. Легенда о происхожении айнов.

Японцы практически не изучали легенды айнов, так как в прошлом они видели в айнах своих лютых врагов. Мало того, что врагам принадлежали вожделенные японцами земли, айны были белыми людьми и типологически сильно отличались от желтолицых японцев. Айны имеют черты европеоидов, у них необыкновенно густые волосы, широкие глаза, светлая кожа.  Характерная черта внешности айнов — очень густые волосы и борода у мужчин, чего лишены представители монголоидной расы. В древности люди иного физического типа практически всегда рассматривались как «дикари» и «враги».

Очень странный артефакт – деревянная палочка с соструганной стружкой — Инау, которые использовали для совершения ритуалов, связанных с охотой, родами, излечением от болезней, или привлечения добрых духов. Множество таких палочек сжигали или приносили духам на капища.Кража инау рассматривалась в аинском обществе как одно из самых тяжких преступлений.

Европейцы впервые столкнулись с айнами только в XVII веке и также были очень поражены их внешним видом, столь не похожим на внешний вид уже знакомых им «коренных» японцев. Русские и голландские путешественники оставили много рассказов об айнах. По их свидетельствам, айны очень добрые, приветливые и открытые люди. Даже европейцы, посещавшие в разные годы острова, отмечали характерную для айнов галантность манер, простоту и искренность. 

Русские землепроходцы — казаки, покоряя Сибирь, добрались до Дальнего Востока. Прибыв на остров Сахалин первые русские казаки даже приняли айнов за русских, настолько они были не похожи на сибирские племена, айны напоминали скорее европейцев.

 Вот что писал казачий есаул Иван Козырев о первой встрече: «Навстречу высыпало человек полсотни, одетых в шкуры. Смотрели без испуга и были облика необыкновенного — волосатые, длиннобородые, но с белыми лицами и не раскосые, как якуты и камчадалы».

Можно сказать, что айны были похожи на кого угодно: мужиков юга России, жителей Кавказа, Персии или Индии, даже цыган —  только не на монголоидов. Эти необычные люди называли себя айнами, что значит «настоящий человек», но казаки окрестили их «курилами», прибавив эпитет  — «мохнатые». Впоследствии казаки встречали курилов по всему Дальнему Востоку — на Сахалине, юге Камчатки, Приамурье.

Язык айнов — также загадка, в нём есть санскритские корни, а значит пра-индоевропейские корни пра-языка общего для славянских, латинских, англо-германских языков.

Японцы почему-то в слове »самур-ай» не видят слова «айн» -«человек» — это самоназвание айнов на их языке, а не на японском. Присваивая себе воинскую доблесть айнов, японцы привязывают и этимологию чужого слова к своему японскому языку, делят слово «самурай» на са — «истинный», -морау  к японскому «мору» — «защищать». Получают японский глагол: «samorai» — саморай — «защищать» и samoratta — саморатта — защищал (прош. вр.)
А ведь язык айнов, как и русский, относится к группе индоевропейских языков, а японский состоит в японско-рюкюаньской языковой семье. Так что вполне возможно, что слово «самурай» — «человек с Амура».

Фотография айна с луком и стрелой, одетого в доспехи из костяных пластинок, связанных кожаными шнурками.

Только современная наука позволила определить, как исходный регион происхождения предков сегодняшних айнов, так и маршрут продвижения айнов к месту современного проживания. Так, анализ их гаплогрупп показал, что 81,3% айнского населения относится к гаплогруппе D1a2, которой предшествовала группа D, родственная гаплогруппе Е, появившейся 26000 лет назад в Северо-Восточной Африке. Затем в Азии возникла мутация D1. и её субклад D1a2b1 был выявлен у представителя культуры Дзёмон, жившего примерно 3500 — 3800 тому лет назад в Японии. Сегодня субклады гаплогруппы D отмечены у жителей Тибета, на Японских и Андаманских островах.

Изучение генетического разнообразия, наблюдаемого в подгруппе D1 на территории Японии, показывает, что эта группа была здесь изолирована между 12 000 — 20 000 лет назад. То есть всё это время айны ни с кем не смешивались, а их контакты с пришлыми «японцами» по сравнению с этими тысячелетиями носят сравнительно недавний характер.

Считается, что в своих странствиях по Азии предки айнов добрались до Японии где-то 13000 лет назад и создали там культуру Дзёмон. Топонимы айнского происхождения говорят о том, что когда-то им принадлежал остров Кюсю, а также, что они жили ещё и на Камчатке, но почему-то в Америку через Берингию перебираться не стали.

Дом айнов имел вход на востоке и не имел внутри перегородок. Выставленное в музееь жилище айнов представляет собой дом, восстановленный по указанию г-на Яичиро Хамы (1916—1991 гг.), родившегося и выросшего в Шираои, Ибури, на Хоккайдо. Дом был немного уменьшен, чтобы соответствовать высоте потолков музея. Очаг в доме занимает центральное место, и есть места, предназначенные для сидения, сна и хранения ценностей или ритуальных инструментов. Говорят, что угли в очаге никогда не остывали. Со временем огонь согревал землю, а стены и крыша из камыша служили отличным утеплителем, укрывая жителей от холодных зим Хоккайдо.

Земледелием айны не занимались. А так как охота и собирательство требуют больших свободных пространств, поселения айнов всегда находились далеко одно от другого.

Религия айнов – примитивный анимизм и тотемизм, причем главным тотемным животным считался медведь. Айны считали, что произошли от медведя, поэтому в глазах японцах это была ещё одна причина убивать айнов. Волосатость айнов, их окладистые широкие бороды, которые во время еды приходилось поддерживать специальными палочками, густые курчавые волосы на голове и на теле – все это приводило японцев в ужас. Вдобавок ещё и культ медведя, о котором сами айны говорили, что это их предок!

Женщины айны обычно ходили в запашных халатах, с передником из красной ткани на поясе. И вот когда они ходили собирать малину и встречали в зарослях медведя, они махали на него этими передниками и кричали: «Медведь, медведь, уходи, а вот это ты видел?» Медведь видел, пугался и уходил!

При этом айны очень боялись змей, хотя их и не убивали. Просто они считали, что, если человек спит с открытым ртом, туда может заползти змея, и свести его с ума.

Капарими – кимоно айнов с традиционной вышивкой

В целом и внешностью, и своими обычаями аборигенная культура Дзёмон и культура Яёй японских пришельцев с материка, чрезвычайно сильно отличались друг от друга, что неизбежно породило их противоборство. Айны-аборигены переняли у пришельцев-японцев технику производства металлов, а японцы у айнов переняли навыки верховой езды в горах и культ воинов-одиночек, ставших впоследствии духовной опорой японских воинов-самураев.

И это неудивительно, ведь противостояние айнов и японцев продолжалось практически полторы тысячи лет – срок более чем достаточный для взаимопроникновения даже самых разных культур. Тем не менее, ассимиляции между ними так и не произошло, и причиной этому был этнический фактор.

История айнов, пожалуй, также трагична, как и история американских индейцев. Они также были загнаны в своеобразные резервации, их перевозили на острова Курильской гряды, заставляли заниматься сельским хозяйством, то есть ломали их привычный жизненный уклад. Восстания против японской администрации на Хоккайдо и других островах подавлялись силой оружия. Правда, после революции Мейдзи 1868 года для айнов начали строить больницы, отменили наиболее жестокие указы, но… одновременно запретили мужчинам носить их роскошные бороды, а женщинам делать традиционную татуировку вокруг губ. То есть это было ничем иным, как покушением на традиционную культуру и её постепенное уничтожение.

Саранип — корзина различного размера и формы, сплетенная из древесной коры и стеблей различных вьющихся растений. Их использовали для перевозки зерна — проса, дикорастущих растений и рыбы.

Согласно принятому 1899 году «Закону о покровительстве аборигенному населению» каждой айнской семье выделялся земельный участок с освобождением на 30 лет от уплаты поземельного и местного налогов, и регистрационных платежей. Проехать через земли айнов можно было только по разрешению губернатора. Бедным айнским семьям выдавались семена, а в айнских деревнях строились школы. Однако в целом все это служило одной цели: заставить аборигенов-айнов жить по-японски.

В 1933 году айнов обратили в японских подданных с присвоением японских фамилий, а молодым айнам при этом давались и японские имена. Впрочем, надо сказать, что айны очень долго не хотели признавать себя японцами, японскую культуру отвергали, и выступали с требованиями создания своего собственного суверенного государства.

Тонкори – пятиструнный традиционный музыкальный инструмент сахалинских айнов. Мягко пощипывая струны, вы услышите звук.

В настоящее время в Японии проживает около 25 000 айнов, но на родном языке говорит не более 200 человек, и он постепенно забывается.

6 июня 2008 года решением японского парламента айны были признаны самостоятельным национальным меньшинством, что, впрочем, особо никак на их жизни не отразилось. Зато теперь их культура целиком и полностью поставлена на службу туристической индустрии Японии. Фигурки медведя, вырезанные из дерева, на Хоккайдо продаются чуть ли не в каждой лавочке, а уж при музеях в обязательном порядке, хотя этнографы знают, что в религии айнов был запрет на изображение медведя — тотемного животного айнов.

Для туристов производятся халаты, сумки с характерным рисунком, деревянные резные тарелки айнов. Музеи айнов на Хоккайдо открывают один за другим, строятся типичные айнские дома и целые деревни, устраивают праздники с музыкой и танцами.

Так что внешне культура айнов вроде бы сохраняется, но она, так же как и культура североамериканских индейцев, давно уже попала под каток современной туристической индустрии, и в своей основе отвечает именно ее требованиям, а отнюдь не айнской культуры.

Это флаг курильских айнов, отличающийся от флага «просто айнов» цветом (тот голубой!) и изображением цепи островов по краю. Курильские острова испокон веков принадлежали айнам, говорят они, то есть и русским, и японцам, когда они спорят об этих островах, следует иметь в виду, что мы тут жили задолго до их прихода.

* * *

Администрация сайта и автор выражают сердечную признательность дирекции Музея айнов Нибутани в городе Биратори и лично господину Эми Хироука за предоставленную возможность использовать фотографии их экспонатов и информацию.

По материалам статьи Вячеслава Шпаковского.

Айны в России
НАЧАЛО СЛАВЯН

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*