Афанасьевская культура — южносибирская археологическая культура энеолита (3300—2500 гг. до н. э.) — Бронзовый век. Название получила от Афанасьевой горы (близ села Батени в Боградском районе Хакасии в Минусинской котловине), где впервые был исследован первый могильник этой культуры археологом Сергеем Теплоуховым в 1920-1929 годах.
Афанасьевская культура — первый этап эпохи палеометалла в степях Южной Сибири. В основном представлена древними могильниками, поселения встречаются значительно реже, известен один рудник.
Помимо основного района — Алтая (Ело 1-2, Бике 1, Пещеркин Лог и др.) и Минусинской котловины, ареал археологических памятников Афанасьевской культуры включает Восточный Казахстан, Западную Монголию и китайский Синьцзян. Афанасьевские памятники Алтая представлены могильниками и поселениями Балыктуюль, Ело, Кара-Тенеш, Теньга, Большой Толгоек, Арагол, Курота и др.
Хозяйство
Медь использовалась для изготовления украшений, игл, шильев, небольших ножей. Афанасьевские мастера ещё не знали литья, медные предметы обрабатывались ковкой. Хозяйство афанасьевцев было комплексным. Наряду с традиционными для неолитической Сибири сетевым рыболовством и охотой, получило развитие скотоводство. Находки костей домашних животных в могилах и культурном слое поселений свидетельствуют, что афанасьевцы разводили коров, лошадей, овец. Комплексное хозяйство позволило им жить оседло, в долговременных жилищах.
Несмотря на наличие металлических предметов, большинство орудий ещё изготавливались из камня и кости. Посуду делали из глины и дерева. Для починки деревянных сосудов иногда использовали медные пластинки, которыми оковывались края сосудов. Глиняная посуда разнообразная: в основном, это остродонные яйцевидные сосуды ёмкостью от 1,5 до 3 литров. Горшки зарывали в очаг, заполненный золой и песком. Среди сосудов встречаются и большие, ёмкостью до 200 литров. Распространены также курильницы на поддоне с ручкой. Орнамент, чаще всего «ёлочка», наносился затупленной палочкой или гребенчатым штампом.
Погребальный обряд
Афанасьевцы стали первой культурой в Сибири с традицией погребения умерших в курганах.
Курганы представляют собой круглые насыпи с оградой, сложенной из камней.
Современная высота как насыпей, так и оград — 20-40 см, встречаются и совсем не выраженные в рельефе. Могильные ямы овальные, подквадратные или подпрямоугольные, перекрывали бревенчатым накатом или каменными насыпями.
Преобладает юго-западная ориентировка погребённых, иногда с отклонениями.
Погребальный инвентарь включает керамические сосуды, украшения из кости и металла (медные, серебряные и золотые серьги), костяные, каменные и металлические орудия.
Происхождение жителей Афанасьевской культуры
Культура была создана мигрантами из Восточной Европы, в частности, носителями ямной культуры, ассимилировавшими местное население, что подтверждается и генетическими исследованиями. Сменилась окуневской культурой на Енисее и каракольской культурой на Алтае.
Наследниками афанасьевцев были племена тагарской культуры, дожившей до III века до н. э., по другой версии, тагарцы были скифами, а потомки афанасьевцев — тохарами, которых именно скифы-тагарцы вытеснили в Синьцзян.
Последние данные как антропологии, так и генетики, свидетельствуют о том, что Таримские мумии (XVIII в. до н. э. — II веком н. э.) сохранившиеся в засушливых условиях пустыни Такла-Макан близ Лоуланя и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, оставили потомки не афанасьевцев, а, вероятно, носители Андроновской археологической культуры — общее название близких археологических культур бронзового века, XVI–XII веков до н. э.
Таримские мумии отличают длинные, заплетённые в косы волосы рыжего либо светло-русого оттенка. Неплохо сохранились ткани — войлочные плащи и гетры с клетчатым рисунком.
Полногеномный анализ ДНК человеческих останков, проведённый в 2021 году, раскрыл, что древние люди принадлежали обособленной популяции, а не мигрантам, прибывшим с юга Сибири, севера Афганистана или гор Центральной Азии, как считалось ранее.
Памятники андроновской культуры распространены по всей степной и отчасти лесостепной Южной Сибири. Наиболее южные из них находятся в предгорьях Алтая, самые северные располагаются по границе современной степи и лесостепи. На востоке андроновцы известны по всей Минусинской котловине как на левом берегу Енисея, так и на правом, и не только по побережьям рек, но и в глубине степей, и доходят до предгорий Саян. Имеются андроновские памятники и в лесостепном коридоре между Минусинской котловиной и степями по верхнему течению реки Оби.
Хозяйство андроновской культуры основывалось на скотоводстве (коровы, козы, овцы, лошади) и земледелии. Поселения располагались в долинах рек, богатых пастбищами и плодородными землями, пригодными для земледелия.
Жилища представляли собой полуземлянки и наземные бревенчатые хижины. Могильники курганные и грунтовые, с обрядами кремации и ингумации. В погребениях находили кремнёвые наконечники стрел, бронзовые орудия и оружие, медные и пастовые бусы, золотые и медные серьги с раструбом.

Жители Афанасьевской культуры (3300-2500 до н.э.), Южная Сибирь —
Этноязыковая принадлежность Афанасьевской археологической культуры.
Большинство исследователей ассоциируют афанасьевскую культуру с носителями (прото-)тохарского языка.
По данным глоттохронологии, предполагаемое выделение тохарских языков из праиндоевропейского относится к рубежу 4-3 тысячелетий до н. э., как и самые ранние радиоуглеродные даты афанасьевской культуры.
Антропологический тип
Афанасьевцы являлись носителями протоевропеоидного антропологического типа. Афанасьевцы с территории Хакасии характеризуются очень длинным, довольно широким, средневысоким долихокранным черепом, очень сильно наклонным лбом, а также сильно развитым надбровьем, низкими и широкими орбитами, больше прямоугольной формы, большим межорбитным расстоянием, высоким носом… Таким образом, контакты между европеоидами и монголоидами на данной территории, возможно, происходили уже на самых ранних этапах. — В. П. Алексеев, «Сибирь как очаг расообразования», 1968.
Наибольшее краниологическое сходство с населением афанасьевской культуры демонстрируют жители Ямной культуры Волго-Уралья. С миграцией жителей Ямной культуры на Алтай связывается появление афанасьевской культуры.
С другой стороны, не у всех групп афанасьевцев параллели с ямниками занимают первое место. В большинстве случаев на первых местах находятся аналогии с носителями Катакомбной археологической культурой — этнокультурного объединения эпохи средней бронзы (XXV—XX вв. до н. э.), распространённое в степной и лесостепной полосе, а наиболее отчетливы краниологические аналогии с катакомбниками Подонья. Группа из Афанасьевой Горы и суммарная минусинская ближе всего к поздним катакомбникам Нижнего Поднепровья, а алтайская из Куроты II ближе всего к Полтавкинской археологической культуре ( 2700—2200 годами до н. э. ) начала и середины бронзового века в Волго-Уральском регионе. Эти результаты согласуются с археологическими данными С. В. Цыба о значительной роли полтавкинских и катакомбных племён в этногенезе афанасьевцев.
Для суммарной группы жителей Минусинской котловины отчетливее видны аналогии с носителями Срубной археологической культуры этнокультурное объединение эпохи поздней бронзы (XVIII—XII века до нашей эры) в степной и лесостепной полосах Восточной Европы между Днепром и Уралом, с отдельными памятниками на Северном Кавказе и в Западной Сибири, чем с катакомбниками и ямниками.

Афанасьевской культуры (3300-2500 до н.э.), Южная Сибирь
Палеогенетика
Представительницы афанасьевской культуры обладали митохондриальными гаплогруппами J2a2a, T2c1a2 и U5a1a1[20], U4a1.
У афанасьевцев из Батени (Bateni) определены митохондриальная гаплогруппа T1a1 и Y-хромосомная гаплогруппа R1b1a1a2a2.
В Хакассии у афанасьевцев определена Y-хромосомная гаплогруппа R1b.
В Монголии у афанасьевца — Y-хромосомная гаплогруппа Q.
Большинство мужских образцов афанасьевской культуры принадлежало к одной субгаплогруппе R1b1a1a.
У афанасьевцев определены митохондриальные гаплогруппы A, N1a1a1a1, U5a1 и Y-хромосомные гаплогруппы R1b1a1a2-M269 > R1b1a1a2a1a-P311/L52, R1b1a2a2-CTS1078/Z2103, J1a-CTS5368.
Как и у носителей Ямной археологической культуры, в геноме жителей афанасьевцев преобладают аллели, связанные со светлой кожей и голубыми глазами. В геноме представителей ямной и афанасьевской культур общие по происхождению фрагменты цепочки IBD иногда превышают 20 см. Этот общий сигнал IBD ясно указывает на то, что афанасьевцы происходят от ямников, которые мигрировали самое большее несколькими сотнями лет ранее через огромные расстояния евразийской степи.