Пятница , 6 Декабрь 2024
Домой / Русский след в мире / 85 лет Выставке Достижений Народного хозяйства

85 лет Выставке Достижений Народного хозяйства

1 августа 85-летний юбилей отмечает Выставка достижений народного хозяйства. Сегодня ВДНХ — главная выставка страны, крупнейший музейный комплекс в мире, принимающий каждый день более миллиона гостей. Сейчас 49 объектов выставки признаны памятниками культурного наследия.

Предшественница ВДНХ

Крупные уличные выставки, которые становились событиями в жизни Санкт-Петербурга и Москвы, случались и в царской России, до революции 1917 года. Под павильоны выставки, посвященной 200-летию императора Петра I, в 1872 году отдали весь Александровский сад с набережной, и из этой затеи родился Политехнический музей.

9 марта 1922 года Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) выпустил постановление о проведении в 1923 году Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Руководство поручили Сельскохозяйственной комиссии ВЦИК во главе с Михаилом Калининым.

Под выставку определили территорию огородов у Крымского моста, сад Голицынской больницы, Нескучный сад и Воробьевы горы.

Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ) —  в 1923 году создавали архитекторы Алексей Щусев (1873-1949), Иван Фомин (1872— 1936), Владимир Щуко (1878 — 1939), Константин Мельников (1890 — 1974), Фёдор Шехтель (1859-1926), а также скульпторы Сергей Коненков (1874 -1971), Иван Шадр (1887-1941), Вера Мухина (1889-1953).

В художественном оформлении  выставки участвовали Александра Экстер (1882-1949), Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), Аристарх Лентулов (1882-1943) и еще почти две тысячи художников со всех концов Советского Союза.

Генеральный план строительства выставки составил академик архитектуры Иван Жолтовский (1867-1959), который также спроектировал выставочный павильон «Машиностроение», или «Шестигранник». На территории будущего Парка Горького построили 38 павильонов, а всего на площади более чем 27 тысяч квадратных метров разместилось 255 зданий.

Торжественное открытие выставки ВСХВ — Всесоюзной сельскохозяйственной выставки под открытым небом состоялось 19 августа 1923 года. В ней участвовали производители из 19 республик, 11 автономных областей и 50 губерний.

Согласно докладу Наркомата земледелия РСФСР с 19 августа по 21 октября 1923 года выставку посетили 1 618 882 человека.

В июне 1930 года в одном из павильонов, остававшихся от выставки (ВСХВ) 1923 года, напротив главного входа в Парк Горького, открылась Постоянная всесоюзная строительная выставка (ПВСВ), на которой были представлены новые образцы строительных материалов, облегченные конструкции стен, проекты промышленных предприятий и жилых домов, образцы новых строительных механизмов. За три месяца 1930 года на выставке побывали более 40 тысяч человек.

В 1935 году в Москве решили провести Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ). Сначала для неё выделили около 450 гектаров на территории вокруг учебного городка Сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева. В августе 1935 года решили разместить выставку в местности Ростокино, на свободной территории возле Останкинского парка, тогда он назывался парком культуры и отдыха имени Дзержинского.

На этапе подготовки Главный выставочный комитет ВСХВ получил около 250 тысяч заявок от желающих принять участие. В итоге было отобрано 15 059 колхозов, 11 004 колхозные фермы, 208 машинно-тракторных станций (МТС), 795 совхозов и больше 155 тысяч человек.

К июлю 1937 года были готовы павильоны Белоруссии, Украины, общий павильон закавказских республик и Туркмении, каждый из которых был не без изящества оформлен в национальном стиле. В основном павильоны были деревянными. Павильон Украины, построенный по проекту архитектора Алексея Тация (1903-1967), напоминал традиционную хату, украшенную сюжетами из произведений Николая Гоголя.

Однако задерживалось строительство главных павильонов, которые бы отражали развитие аграрной индустрии СССР. Увы, уже весной 1937 года стало ясно, что сдать объект в срок не удастся. Многое было не готово, замыслы менялись на ходу — в том числе и под влиянием капризной политической конъюнктуры. На площади Механизации встал колоссальный бетонный памятник Иосифу Сталину, ставший символом выставки 1939 года. Сейчас на его месте красуется ракета-носитель «Восток», поднявшая на орбиту первых космонавтов.

За общую композицию выставки изначально отвечал архитектор Вячеслав Олтаржевский (1880-1966), но в 1938 году он впал в немилость и отправился строить Воркуту. Его сменил Сергей Чернышев (1881-1963), а несколько позже главным архитектором ВСХВ стал Анатолий Жуков (1896-1964).

Главный, парадный вход в ВСХВ (ныне северный вход) создал архитектор Леонид Поляков (1906-1965), не только один из самых талантливых зодчих того времени, но и любимый архитектор Сталина, который доверил ему дизайн своей любимой «ближней» дачи в Кунцево.

Перед главным входом в ВСХВ установили 25 мая 1937 года шедевр Веры Мухиной — скульптуру «Рабочий и колхозница».

Всё было готово к августу 1939 года. Над выставкой 1939 года работали лучшие советские архитекторы, художники, скульпторы — Борис Иофан (1891 -1976), Георгий Владимирович Щуко (1905 — 1960), Владимир Гельфрейх (1885-1967), Каро Алабян (1897–1959). Нужно было создать образ счастливой, динамично развивающейся страны.

Церемония торжественного открытия ВСХВ состоялась 1 августа 1939 года. В ней приняли участие свыше 10 тысяч человек, а символическую ленту перерезал глава советского правительства Вячеслав Молотов (1890-1986), он же выступил с главной приветственной речью на открытии выставки. Исаак Дунаевский (1900-1955) специально к церемонии открытия написал бравурную песню «Славься, Родина обильная!».

Экспозиция ВСХВ проработала 86 дней и закрылась для посетителей 25 октября. За это время на ВСХВ  побывали более трёх миллионов человек.

На следующий год за пять месяцев выставка собрала 4,5 миллиона посетителей. Жили тогда небогато, лишних денег на дорогу не было, но на ВСХВ уже специально стали приезжать из разных городов.

Действовал на ВСХВ и Зелёный театр, созданный по проекту архитектора Бориса Ефимовича (1895 — 1974) и сразу ставший популярным местом, где можно было услышать и классическую, и эстрадную музыку, полюбоваться искусством цирковых артистов.

Посетителей на ВСХВ привлекали многочисленные кафе, задуманные и для детей, и для взрослых. Считалось, что только там в столице можно попробовать настоящий кавказский шашлык.

«Если с ним повстречался в Москве»

В годы Великой Отечественной войны ВСХВ не работала. Но летом 1941 года на экраны вышел кинофильм Ивана Пырьева «Свинарка и пастух», который превратил выставку в настоящую легенду. Где ещё может встретиться и полюбить друг друга русская свинарка и передовой кавказский пастух, если не на ВСХВ? Иван Пырьев показал выставку эффектно — как целый мир, пестрый и фантастически красивый. Жизнерадостный фильм напоминал бойцам фронта и тыла ту счастливую жизнь, которую они теперь защищали. Всем стала известна песня из фильма «Свинарка и пастух», которая звучала на фоне красот ВСХВ: «Друга я никогда не забуду, если с ним повстречался в Москве».

Из-за Великой Отечественной войны (1941 — 1945) Всесоюзная сельскохозяйственная выставка была закрыта и все территории пришли в запустение.

Только в конце 1940-х здания ВСХВ начали приводить в порядок. Было принято решение возобновить проведение ВСХВ в 1954 году, и на огромном выставочном пространстве снова началось большое строительство.

В 1954 году большинство павильонов не только привели в порядок, но и значительно реконструировали. Они стали более помпезными и величественными.

Такой стиль возобладал в советской архитектуре после Победы СССР в Великой Отечественной войны. Павильон «Украина» Таций украсил новым фасадом с золотыми колосьями, огромными снопами и профилями Ленина и Сталина.

Справа и слева от входа на ВСХВ были установлены две скульптурные композиции «Стахановцы промышленности» и «Стахановцы сельского хозяйства».

Потом этот нарядный павильон получил новое название — «Земледелие». В последние годы вернулись к первоначальному варианту.

В 1954 году на Главной аллее ВСХВ появился фонтан «Дружба народов», созданный по проекту архитектора Константина Топуридзе (1905–1977) и Григория Константиновского (1930 — 2020). Огромный овал фонтана с композицией из пшеничных снопов в центре и вокруг 16 женских фигур, символизирующих 16 республик СССР (включая Карело-Финскую).

Композиция, созданная из бронзы и покрытая сусальным золотом, производила сильное впечатление, да и сегодня остаётся одним из символов Москвы.

В 1954 году Константин Топуридзе создал по мотивам сказок Павла Бажова фонтан «Каменный цветок», в котором струи воды под свет разноцветных лампам били под специально написанную музыку — «Праздничную увертюру» Дмитрия Шостаковича (1906-1975).

По проекту архитектора Георгия Щуко построен главный павильон выставки украшенный гербами советских республик, с высокой башней и золотым шпилем,  увенчанным звездой. Это здание, перед которым установили памятник Ленину, несколько напоминает петербургское Адмиралтейство.

В залах главного павильона можно было ознакомиться с историей Октябрьской революции и советской конституции. Были там и зал Мира, и зал Науки. Множество скульптур для главного павильона создал скульптор Матвей Манизер (1891 — 1966).

Многое переделывалось. Например, павильон «Торф» преобразовали в «Юных техников». В наше время там открыт театр сказок.

Над павильоном «Белоруссия» возвышается девушка с венком и снопом в руках. Её фигура покрыта золотой смальтой. В этом павильоне сохранился первоначальный замысел архитекторов — вплоть до мозаичного пола и хрустальных люстр. В наше время реставраторы бережно восстанавливают все эти образцы советского стиля 1950-х.

1 августа 1955 года ВСХВ, наконец-то, открыли — и туда хлынул народ, не забывший любимый фильм «Свинарка и пастух» и восхищавшийся новыми чудесами ВСХВфонтанами и массивными павильонами.

В 1957 году на этой территории начала работать и Всесоюзная промышленная выставка.

 Выставка, устремленная в будущее

28 мая 1958 года было решено объединить всесоюзные промышленную, сельскохозяйственную и строительную выставки в одну Выставку достижений народного хозяйства СССР.

16 июня 1959 года ВСХВ переименовали в ВДНХ — Выставку достижений народного хозяйства. У выставки был создан новый парадный вход — огромная арка со множеством скульптур.

Павильон «Космос», открытый в 1967 году, быстро стал центром притяжения для публики. Там можно было увидеть проекты новейшей ракетной техники, модели искусственных спутников Земли, луноходов, первые советские скафандры и подлинный спускаемый аппарат космического корабля «Восток».

На ВДНХ можно проследить, как от десятилетия к десятилетию в стране менялась эстетика. Появлялись стеклянные павильоны без скульптур, без обилия символики.

В наше время вся выставка ВДНХ, занимает больше 325 га, реставрируется и возрождается. Там можно прокатиться на уникальном электротранспорте — разработке отечественных конструкторов. Там действуют созданный в последние годы парк «Россия — моя история», станция роботов и несколько новых детских музеев.

Прогулявшись во ВДНХ, и в наши дни трудно не стать оптимистом: мы видим, как трудится и рвется вперед российская промышленность. И каждый раз узнаем о своей стране нечто новое — перспективу завтрашнего дня с новыми автомобилями, птицефабриками, космическими аппаратами.

Свидетельства католического священника о происхождении славян.
День Военно-Морского флота России

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*