Четверг , 18 Апрель 2024
Домой / Мир средневековья / Женская одежда и славянские украшения.

Женская одежда и славянские украшения.

   Любор Нидерле. Славянские древности.

   Книга вторая. Жизнь древних славян. 

Глава IV. Женская одежда и славянские украшения.

 Женская одежда, как и мужская, первоначально состояла из рубашки, представляющей собой длинную грубую нижнюю сорочку (льняную или конопляную), которой, по всей вероятности, в большинстве случаев и ограничивался женский костюм. И поныне славянки на Балканах летом ходят в одной только длинной рубахе. Покрой её нам неизвестен, однако несомненно, что делали её из куска ткани, который обертывали вокруг тела и сшивали на боку. Рукавов она не имела и поддерживалась на плечах одной или двумя лямками. Была она примерно такой же, как и рубахи, которые и сейчас женщины носят в Карпатах53.

Верхняя одежда, если в ней была необходимость, надевалась уже на рубаху, причем нижнюю часть тела закрывали фартуками (спереди и сзади), а верхнюю – различными видами платья54 или кабатом, не отличавшимся от мужского. По всей вероятности, первоначально покрой и отделка этого вида одежды для женщин и мужчин были одинаковы.

Древнее общеславянское выражение оплечье означает повсюду у славян какую-то душегрею, надевавшуюся на плечи часть женского костюма. Весьма вероятно поэтому, что нечто похожее на жилет или воротник у горла, имели уже древнеславянские женщины.

На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
А.С.Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке»

Душегрея — вид курточки с длинными рукавами и застежками на крючки, верхняя крестьянская женская одежда для праздников, которая получила особую популярность на Руси в XVII веке.

В том или ином виде душегрею (другие названия — шугай, епанча, епанечка) носили почти все сословия, изготавливалась она тоже из разных материалов.

Дворянки и купчихи могли позволить себе одежду из дорогих тканей — парчи, шёлка, дополненную яркими вышивками из золотых нитей, бисера, речного жемчуга и даже драгоценных камней. Чтобы подчеркнуть статус, некоторые заказывали пошив душегрей с использованием дорогого соболиного меха.

Представительницы крестьянского и мещанского сословия зимой носили душегреи с беличьим или заячьим мехом, летом — с декором тесьмой или бахромой.

Впрочем, у женщины, целый день занятой на работе, и не могла развиться какая-то типичная верхняя одежда, которая мешала бы свободным движениям. Поэтому я думаю, что верхнее платье носилось довольно редко.

Зимой женщина, разумеется, тоже защищала себя от холода шубой или каким-нибудь другим видом накидки, название которой понява (понёва) засвидетельствовано уже в XI веке, а в отдельных областях России оно и до сих пор означает широкий передник, прикрывающий нижнюю часть тела сзади и с боков55.

Славянские девушки носили волосы, заплетенные в косы73, и ходили с непокрытой головой, которую, как об этом свидетельствуют многочисленные находки, украшали только повязкой (диадемой) и височными кольцами (большей частью из серебра).

В отличие от девушек, славянские женщины в всегда ходили с покрытой головой, либо платком (наметъка, завой, повой, убрусъ), концы платка спадали на грудь, либо чепцом (чепъсь, чепецъ), полностью покрывавшим остриженную голову замужней женщины. У восточных славян женский чепец подвергся сильному византийскому и восточному влиянию (русская кика, кокошник и т. д.). Срывание с головы женщины платка или чепца наказывалось очень строго.

Несложные одежды славянки шили дома сами, используя для этого железные или костяные иглы, большое количество которых найдено в могилах. Эту простую одежду славяне разукрашивали цветной вышивкой. В том, что они это делали, у меня нет никаких сомнений, ибо для того, чтобы нынешняя славянская вышивка, выработавшаяся в течение последних столетий, достигла такого совершенства и утонченности, нужны были многовековой опыт и долгий путь развития. Впрочем, мы располагаем и древними известиями, подтверждающими это. Так, Козьма Пражский в записанной им легенде о Либуше сообщает о вышитых подушках, а Герборд сообщает о вышитых рубашках у поморян. Нет недостатка и в археологических свидетельствах, представленных находками в славянских курганных могильниках71 на территории России.

Княгини, как и князья, носили корону на голове77, византийский патрицианский костюм, украшенный убранной камнями роскошной и широкой золотой полосой, перекинутой через левую руку вокруг тела. Подобное воспроизведение византийского церемониального костюма на Западе мы не встречаем.

Ни одну из современных славянских одежд, какой бы примитивной она ни была, мы не можем без оговорок отнести к древнему времени и назвать ее древней славянской одеждой. Правда, в отдаленных горных областях Карпат и Балканского полуострова сохранились многие особенности древнего одеяния: опанки, гати и ноговицы, рубашки, у женщин фартуки, платки на головах, но тем не менее наряду с этими особенностями в их одежде имеются многие новые составные части, которые появились уже значительно позднее. И всё же общий характер этих одежд, например в Западных Карпатах,  простой народ выглядит в своей грубой конопляной одежде примерно так же, как выглядели славяне тысячу лет назад.

   Женские украшения.

О славянских украшениях ΙΧ-ΧΙΙ веков можно было бы написать весьма обширное исследование, так как от того времени до нас дошло очень много материала, свидетельствующего, что, подобно другим народам, древние славяне, особенно женщины, насколько это позволяли им достаток, стремились принарядится, и надеть различные украшения. В истории материальной культуры древних славян нет ни одной такой другой страницы, которую можно было бы осветить так подробно, как украшение тела и платья, а также связанное с этим производство украшений, которые были тогда у славян в моде.

Однако объём и характер этой книги совершенно исключают подробное освещение этого вопроса; описание же различного рода славянских диадем, височных колец, серег, ожерелий, браслетов, перстней и многих других украшений без достаточно подробных иллюстраций является вообще невозможным. Поэтому мне не остается ничего другого, как отослать читателя к соответствующему разделу моей книги «Жизнь древних славян» (I, стр. 529–682), где он сможет найти подробное описание украшений и соответствующие иллюстрации. Впрочем, к некоторым деталям мы возвратимся еще в ходе последующего изложения, например в разделе о ювелирном деле и изготовлении изделий с эмалью.

Здесь же я освещу лишь некоторые наиболее общие вопросы.    Во-первых, нам не известно, изготовляли ли славяне украшения в древнейший период их существования и существовало ли у них ювелирное производство. Почти все то, что является характерным для украшений славян языческого периода, появилось только в конце этого же периода, с VIII по XI век, когда славяне подверглись сильному византийскому, восточному и скандинавскому влиянию, а на Западе – влиянию франков. До этого украшениями славяне были весьма бедны. В могильниках V–VI веков мало встречается ремесленных изделий и украшений, что свидетельствует о большом упадке культуры, наступившем, очевидно, в связи с переселениями народов и потрясениями как данного, так и предшествовавшего ему периода. Более часто украшения, привозные или местные, начинают появляться в славянских могилах только с VIII и главным образом с IX века. С этого времени и начинается новый подъем материальной культуры.

Во-вторых, следует сразу же указать, что начиная с IX века славянские украшения обнаруживают значительное разнообразие. Нет вещи (за некоторыми исключениями), форма и техника изготовления которых являлась бы общей для всех славян. Отдельные славянские страны уже значительно отличаются друг от друга, особенно Запад от Востока78, причем Восток в значительной степени усвоил византийский и восточный стиль и перенял также и их технику.

В X и XI веках преобладает восточный стиль, с конца же XI века – византийский. Вместе с тем, хотя украшения и изготовляются из бронзы, меди и золота, только серебро, привозимое арабами, становится у славян важнейшим металлом. Украшения преимущественно делались из серебра, они были мелкие, легкие, по технике изготовления большей частью филигранные, и любовь к ним, несмотря на их восточное происхождение, характерна для славян X и XI веков и отличает их от соседей.

Славянские женщины в России своими изящными серебряными украшениями значительно отличались от своих финских или литовско-латышских соседок.  Что касается отдельных видов туалетных украшений, то нашего внимания заслуживают прежде всего перстни, браслеты и массивные ожерелья, а также серьги, встречающиеся в больших количествах и имеющие самые разнообразные формы. Столь важные когда-то застежка и пряжка теперь более редки и однообразны79.

Фибулы в большом количестве появились в славянских землях только в результате торговли с Римом, и происхождение их – всегда римское, провинциальное. В I IV веках н. э. фибулы с Эльбы и Дуная проникают в глубь земель, занятых в тот период славянами, а начиная с IV века с Черноморского побережья в среднюю Русь стали проникать так называемые готские застежки (хотя это название я охотно заменил бы другим), видоизменения которых удерживались там в отдельных случаях вплоть до VII и VIII веков. Одновременно из Прибалтики приходили отдельные фибулы особой формы и отделки (эмаль), а в конце IX и X веков из Борнхольма, главным образом с русско-варяжскими дружинами, приходили и скандинавские застежки. В общем же фибула в конце языческого периода у славян весьма редка. Они не создали ни одного собственного образца, отдавая, очевидно, предпочтение застегиванию при помощи пуговиц или петлиц. Только в Восточных Альпах более часто обнаруживается типичная для славян округлая, оригинально декорированная застежка (так называемый кётлашский тип), но и она, как я полагаю, происходит из соседних франкских мастерских.

Пряжки и запоны встречаются уже чаще. Пряжка также появилась под римским влиянием и служила для застегивания поясов и вообще ремней. Но в то время как среди западных славян она не удержалась (во всяком случае, в западнославянских, а также в южнославянских могилах пряжка встречается редко), на востоке она известна в большом количестве как в формах, присущих собственно славянам, так и в ряде образцов балтийского, скандинавского, финского и тюрко-татарского происхождения, которые в отдельных случаях также приходили к славянам от их соседей. Однако проанализировать их я здесь не имею возможности и потому снова вынужден сослаться на соответствующее описание в «Жизни древних славян» (I, с. 557.).

Из украшений, служивших исключительно этой цели, для славян прежде всего были характерны диадемы. Выше мы уже видели, какое значение в жизни славянских девушек имели (и до сих пор имеют) венец и диадема как отличительный признак незамужней женщины. В России (в других странах очень мало) археология предоставила нам ряд интересных доказательств этого.

В частности, в славянских могилах в Полтавской губернии были найдены весьма интересные диадемы, представлявшие собой повязку вокруг головы, увешанную мелкими бусинками, кружками и ракушками. Еще более красивые золотые, покрытые эмалью диадемы были найдены в нескольких кладах, обнаруженных в Киеве и в Сахновке, близ Канева, но все они византийского происхождения и относятся к более позднему периоду – ΧΙΙ-ΧΙII векам.

В славянских могилах найдено также большое количество самых разнообразных серёг. В X и XI веках выделяются главным образом филигранные серьги, изготовленные из тонких серебряных или золотых плетеных проволочек или шариков, ажурных или покрытых зернью. Они являлись как предметом арабского импорта, так и предметом импорта византийских мастерских. Особенно богаты ими Киевщина, а на Балканах – Далмация. Однако довольно часто, хотя и в единичных экземплярах, они встречаются и в других славянских странах, например в Чехии и Польше.

Ожерелья из славянских могил встречаются двух видов: ожерелья из стеклянных бус, нанизанные вперемешку с бусинами из самоцветов, металлов и янтаря, и массивные металлические обручи различнейших форм, так называемые гривны (слово это появляется в источниках с X века). К ним можно отнести изготовленные в том же стиле браслеты и мелкие перстни самых различных форм, которые, несмотря на то что среди них и имеются очень любопытные вещи, я не имею возможности здесь рассмотреть80.

Однако из всех видов украшений наиболее важными и наиболее характерными для славян являются кольца, вплетавшиеся женщинами в волосы. Они представляли собою оригинальные украшения, свешивавшиеся с обеих сторон головы, впереди и позади ушей (отсюда и археологический термин заушницы), закрывая виски или свисая до самых плеч. Подвешивались они на повязке или диадеме, обхватывавшей голову, или же попросту свободно вплетались в волосы. Наиболее близкой аналогией являются византийские короны и диадемы с подвесками. Несмотря на глубокую древность подобного рода украшений, мы находим их и у славян, главным образом с IX века. В XI и XII веках возник ряд кольцевых форм этих украшений, которые стали характерны либо для всех славян, либо для определенных славянских земель. В частности, у восточных славян известны археологически различаемые области подвесных колец («височные кольца» по терминологии русских археологов).

Основным, общим для всех славян типом, являвшимся в то же время одним из тех общеславянских культурных признаков, по которым можно определять места обитания славян с VIII по XII век, было так называемое S-образное кольцо, напоминающее свернувшуюся змейку, то есть маленькое или среднего размера кольцо, обычно бронзовое, но часто покрытое серебром, один конец которого тупой, другой же расплющен и загнут петлей в форме буквы S. Этот тип распространен от Савы, Альп и Заале вплоть до внутренней России, но статистика находок показывает, что больше всего он был распространен на Западе, где чаще всего и изготовлялся. Там он, судя по всему, и появился, хотя этот вопрос является еще спорным.

Лично я полагаю, что примитивные кольца славяне вплетали в волосы издавна, но кольца с S-образным концом они видели где-либо в северных римских областях, где первые аналогии таких колец появляются уже до нашей эры, а чаще после начала нашей эры (в Боснии, Истрии, Тироле).

Кольцо с S-образным концом получило у славян столь большое распространение, что с течением веков эта безделушка стала чисто славянским украшением81. Это не единственная вещь, которая прошла у славян подобные превращения, аналогичное превращение произошло частично и с римской керамикой, которую славяне заимствовали, а позднее изменили, превратив в свою собственную типичную славянскую керамику.

Основное простое S-образное кольцо получило дальнейшее развитие в результате того, что местами менялся и усложнялся его завиток, S-образный конец, что на него надевали стеклянные или металлические бусины, менялся его размер или изменялась техника изготовления. Славянские женщины носили их по одному или по несколько (8-10), подвешенными на подвязке по обе стороны головы. На Западе их носили вплоть до XIII века. С Запада они проникли и в Россию, где мы довольно часто встречаемся с ними в Поднепровье; однако здесь в России, особенно дальше на восток и север, мы сталкиваемся с дальнейшим их локальным развитием.

Русские височные кольца ΧΙ-ΧΙΙ веков являются не только описанными здесь примитивными кольцами, но изменяются, превращаясь в круги, нижняя часть которых переходит в звездообразно или лопатообразно расчлененную плоскость ажурной и выгравированной пластинки. Такие височные кольца, как правило, серебряные, особенно характерны для области древних радимичей и вятичей82. Но и в других русских областях височные кольца обнаруживают различные и отличающиеся друг от друга формы, хотя и не столь богатые, как в бассейне реки Оки.    Если рассматривать славянскую одежду и украшения в целом, то следует признать, что особо роскошными они не были.

Височные кольца: 1-2 – Меник (Чехия); 3 – Надзиево (Сьрода); 4 – Волынь; 5 – Кипр;

Височные кольца:  6 – Сан-Серволо (Тироль); 7 – Либице (Чехия); 8 – Мертлох (Нюренберг); 9 – Кладно (Чехия); 10 – Грусице (Чехия);

Височные кольца:  11 – Ратайе (Чехия); 12–13 – Мукаршов (Чехия); 14 – Калдус (Хелм).


Височные кольца: 1 – Оршымовица (Плоцк); 2 – Росхарден (Ольденбург); 3–4 – Кештелы (Венгрия);

Височные кольца: 5–6 – Сирак (Новоград); 7 – Биле Брдо (Хорватия); 8, 10 – Ноенберг (Штирия); 9 – Чернембель (Крайна);

Височные кольца: 11 – Крунгль (Штирия); 12–13 – Новозыбков (Черниговская губ.); 14 – Канин (Чехия); 15 – Бобруйск (Минская губ.).

Височные кольца:  1 – Заколпье (Владимирская губ.); 2 – Княжа гора (Киев); 3, 5 – Минская губ.; 4 – Гушчина (Витебская губ.);

Височные кольца:  5 – Минская губ.; 6 – Федово (Новгород); 7 – Петроградская губ.;

Височные кольца: 9 – Петроградская губ.; 10, 11, 14 – Московская губ.; 12 – Сурож (Черниговская губ.);

Височные кольца: 13 – Броварки (Полтавская губ.); 14 – Московская губ.; 15 – Елизаветполь; 16 – Ляда (Тамбовская губ.); 15–16 – неславянские кольца.

Славянская одежда ещё в конце языческого периода и в начале христианской эры, если сравнить её с одеждой соседей славян, была ещё бедна украшениями. Она отличалась своей простотой даже в тот период, когда у славян уже развилось производство золотых и серебряных украшений, в силу того что оно было ограничено лишь несколькими отдаленными друг от друга торговыми центрами – Прагой, Пржеславом, Киевом, Суздалем, Новгородом.

В этих центрах славяне жили богаче и одевались роскошнее, в то время как простой народ как в Чехии, так и в Польше и в чисто славянской Западной Руси золотом и серебром богат не был.

Все исследователи справедливо отмечают, что славянские могилы конца языческого периода в этих землях бедны, особенно если сравнить их с современными им германскими или тюрко-татарскими погребениями.

Роскошные одежды и украшения развились лишь там, где славяне непосредственно соприкасались с соседними им финскими, тюркотатарскими, пруссо-литовскими и скандинавскими народами.

Здесь мы находим в славянских могилах большое количество и большое разнообразие украшений, в частности, дальнейшее развитие получили здесь височные кольца, диадемы, пряжки, перстни и даже фибулы, гривны и браслеты, которые в других местах весьма редки.

Московские височные кольца

В X и XI веках излюбленным материалом для украшений становится уральское серебро, а наиболее распространенной техникой украшения – зернь. Например, в могиле, раскопанной у Таганчи возле Киева, какого-то князя или боярина XI века мы находим почти одни только серебряные или покрытые серебром вещи. Об этом говорится и в I Софийской летописи под 1209 г., где мы читаем о жителях Киева, что они не давали женам своим золотых обручей и что ходили их жены в серебре.

Серебряная лунница из Гнёздова, украшенная зернью и сканью

Совершенно иную картину мы видим в тот же период у соседей славян – литовцев, финнов и болгар на Оке, Каме и Волге. Хотя в их могилах и встречается больше украшений, но все они менее изящны и отличаются массивностью и безвкусицей.

Мы видим грубые головные уборы, тяжёлые шумящие подвески, распространенную в ювелирном деле технику подражания плетеной веревочке, тяжёлые и массивные бронзовые ожерелья (часто надеваемые по несколько штук сразу), огромные застежки и запоны причудливых форм, тяжелые браслеты – иногда по девяти штук на руке. Одним словом – это совершенно иной мир, с более роскошным в сравнении со славянской простотой нарядом, но зато с меньшим художественным вкусом.

Славянские девушки и женщины в своих изящных и легких серебряных украшениях бесспорно выглядели более красиво, чем их соседки.

Примечания

73. В могилах найдены косы, свешивающиеся с головы или уложенные вокруг головы (Радим в Чехии).

74. Kosmas, 1.4; Herbord, II.27; Д.Я. Самоквасов, Могилы русской земли, 209. Уже в XII в. из России вывозились вышитые полотенца (Кондаков, Древности, VI.7). 75. Найденные остатки кружев свидетельствуют об их чужеземном происхождении («Ziv. st. Slov.», I, 515).

76.Η.П. Кондаков. Изображения русской княжеской семьи в миниатюрах XI века, Пб., 1906. См. также: J. Ebersolt, Les arts somptuaires de Byzance, Paris, 1923, 139, 142.

77. «Źiv. st. Slov.», I, 524; Н.П. Кондаков, I, c. 16. Она есть и у князя Ярополка и его жены Ирины в «Кодексе Гертруды». См. рис. на с. 319.

78. Южные славяне на Балканах, за исключением хорватов, к сожалению, дали нам очень мало материала, но я уверен, что и они переняли восточный стиль.

79. Все подробности о развитии форм этих украшений и соответствующие к ним рисунки см. в «Źiv. st. Slov.», I, 529–679 и таблицы XX–XLI.

80.«Źiv. st. Slov.», I, 545, 614, 663, 670.

81.Более подробно об этом см. в «Ziv. st. Slov.», I, 591 след и табл. XXX.

82. Подробности см. в «Źiv. st. Slov.», I, 603 .

83. Ср. табл. XVIII в «Slov. star.», IV.

84.Полное собрание русских летописей, V.

Далее…Глава V. Жилище и хозяйственные постройки.

Жилище славян и хозяйственные постройки.
«Гибель империи. Византийский урок».

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*