Вторник , 21 Ноябрь 2017
Домой / Античный Русский мир. / За что скифы убили Анахарсиса?

За что скифы убили Анахарсиса?

Н.М.Карамзин в «Истории государства Российского» писал: «Несмотря на долговременное сообщение с образованными греками, скифы ещё гордились дикими нравами своих предков, и славный единоземец их, Философ Анахарсис, ученик Солонов, напрасно хотев дать им законы афинские, был жертвою сего несчастного опыта».

«Отцу истории» Геродоту было хорошо известно имя скифа Анахарсиса (550—535 гг. до н.э.):
«...Мы не встречаем (у скифов) ни одного знаменитого человека, кроме скифа Анахарсиса. Среди всех известных нам народов только скифы обладают одним, но зато самым важным для человеческой жизни искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись…»

«Скифы, как и другие народы, также упорно избегают чужеземных обычаев, притом они сторонятся не только обычаев прочих народов, но особенно эллинских. Это ясно показала судьба Анахарсиса и потом Скила. Скифы убили  царя Скила за чрезмерное поклонение богу Дионису, за увлечение роскошью и вином. Анахарсис повидал много стран и выказал там свою великую мудрость. На обратном пути в скифские пределы ему пришлось, плывя через Геллеспонт, пристать к Кизику. Кизикенцы в это время как раз торжественно справляли праздник Матери Богов Кибелы». (Кибела, Сивила, Сибела, Сибирь).

Геродот писал: «Держатся скифы за свои обычаи стойко и крепко. Рядом с ними на берегу моря стоят греческие города — Ольвия, Херсонес, Танаис,— но греческих обычаев скифы перенимать не хотят. Был один только скифский царь, которому понравилась греческая жизнь. Его звали Анахарсис. Он ездил по Греции, беседовал с мудрецами, удивлял самого Солона своими разумными и здравыми суждениями. Вернувшись в Скифию, он продолжал молиться греческим богам и на греческий лад. Когда это заметили скифы, его убили».

На одном из золотых сосудов, найденных при раскопках кургана Сенгилевское-2 в Ставрополье, изображён старый бородатый скиф, убивающий молодого воина, возможно, скифского царя Анахарсиса, который тайно молился греческим богам и совершал обряды.

Древние греки и персы в течение тысячи лет, побаивались набегов скифов, жителей обширных степей Евразии, которые протянулись от нынешней Монголии до Чёрного моря.

Отец «Истории» Геродот писал: «Степи, расположенные на северном побережье моря Эвксинского (Чёрного моря) очень велики, и скифы кочуют по ним из конца в конец. У скифов нет ни городов, ни деревень, шатры их стоят на повозках, они снимаются с места, когда хотят, и останавливаются, где хотят.» Они неуловимы и победить их не могла ни одна армия мира.

Могилы своих предков скифы называли курганами, которые напоминали холмы и располагались в степи.
Археологические раскопки одного из скифских курганов, расположенных на юге России, на Кавказе дал неожиданное открытие, в нём были найдены золотые скифские предметы, проливающие свет на загадочный мир скифской культуры.

Летом 2013 года в Ставрополье археологи под руководством Андрея Белинского начали раскопки кургана Сенгилевское-2 (Sengileevskoe-2), где обнаружили прямоугольную погребальную камеру выстроенную широкими, плоскими камнями. Внутри погребальной камеры побывали мародеры, которые, к счастью, пропустили золотые сокровища, размещенные там 2400 лет назад.

Археологи не ожидали, что им так повезёт, и они найдут в скифском кургане золотые украшения общим весом 3,2 кг. Найдены два золотых скифских сосуда в форме ведра, которые были перевёрнуты, внутри каждого перевёрнутого ведра были три золотых кубка, хорошо сохранившиеся две золотые шейные гривны в виде колец, тяжелый золотой перстень, и золотой браслет.

Внутри золотых сосудов археологи обнаружили чёрный высохший осадок, сгоревший в сосуде. Руководитель археологической экспедиции Белинский попросил криминологов в соседнем Ставрополе провести химический анализ найденного в сосуде вещества. Результаты лабораторных анализов показали, что это остатки опия и каннабиса, который употребляли в своих религиозных ритуалах скифские жрецы. Находки скифского кургана Сенгилевское-2 подтвердили свидетельство Геродота о том, что скифы использовали пары опиум, при его отваре, и дым каннабиса при горении.

Греческий историк Геродот утверждал, что скифы использовали растения опия и каннабиса для получения дыма и пара, «дышали этими парами и громко кричали».

Для археологов представляет большой интерес сцены, изображённые на скифских сосудах. Внимательно рассмотрев удивительно реалистичные изображения на золоте, можно увидеть детально особенности скифской одежды, обуви, причёски и вооружения скифов воинов. Белинский признаётся, что до сих пор никогда не видел такого детального изображения одежды и вооружения скифов, что можно рассмотреть, как была сшита одежда.

Другой сосуд с отверстием на дне был покрыт изображениями мифологических существ — грифонов, в очень реалистичной сцене охоты, грифон терзающий свою жертву — лошадь и оленя. Сюжеты и сцены охоты очень характерны для «скифского звериного стиля».

 

 Скифский философ Анахарсис в Гилее.

Отец «Истории» Геродот (IV, 76) рассказывает, что Скиф Анахарсис «объездив значительную часть земли и усердно приобщившись её мудрости, возвращался в свою родную Скифию. Плывя через Геллеспонт, он останавливается в Кизике. Случилось, что как раз тогда кизикенцы очень торжественно справляли праздник в честь Матери богов. Анахарсис дал Великой Матери богов — богине (Кибеле) такой обет: если он возвратится домой здравым и невредимым, то принесет ей жертву по обряду, какой он видел у кизикенцев, и учредит в её честь всенощное празднество.Вернувшись в Скифию, Анахарсис удалился в так называемую Гелию, Лесную местность близ Ахиллова ристалища, которая изобилует всякого рода деревьями – удалившись туда, он совершил полностью обряд празднества, как ему пришлось видеть в Кизике. Анахарсис навесил на себя маленькие изображения богини и бил в Тимпаны. Какой-то скиф подглядел за совершением этих обрядов и донес царю Савлию. Царь сам прибыл на место и, как только увидел, что Анахарсис справляет этот праздник, убил его стрелой из лука. И поныне ещё скифы на вопрос об Анахарсисе отвечают, что не знают его, и это потому, что он побывал в Элладе и перенял чужеземные обычаи».

Анахарсис погиб при совершении греческих обрядов от стрелы своего брата, иные считают, что он погиб во время охоты, или заколот ритуальным скифским кинжалом (акинак).  Последними словами Анахарсиса были: «Разум оберег меня в Элладе, чужая зависть погубила меня на родине».

Анахарсис и Скил 

Беседы скифа Анахарсиса и царём Крёзом.

Беседы скифа Анахарсиса с мудрецом Солоном
Скифский философ Анахарсис.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*