Четверг , 25 Апрель 2024
Домой / Античный Русский мир. / Языческая «Вселенная» на славянском рушнике.

Языческая «Вселенная» на славянском рушнике.

Традиционная вышивка славянского рушника глубоко символична и многозначна.

Вышивка создана по древним канонам традиционных символов, восходящих к эпохе индоевропейского единства праславянских племён (2500 лет до н.э. — до конца I тысячелетия н.э.).

Вышивка славянского рушника, созданная по законам древнего искусства, не только украшает повседневный быт славян, но и является оберегом, защищающим и соединяющим каждого человека с Богом, с его родом, предками.

Рассматривая таинственные знаки вышивки, украшающие один из старинных славянских обрядовых рушников, мы видим всю Вселенную, запечатлённую в традиционных древних славянских языческих символах.

Слово «рушник» имеет корни в ведическом санскрите: Руш – rUS – 1). украшать; 2). разрывать (полотно); (родственные слова в древнерусском языке — «отрушить сукно» — отрезать; «не руш» — не тронь; Рушник — ритуальное полотенце из домотканого холста, украшенное вышивкой — оберегом.)

Санскрит: ruS ,{ruz}, roSati, ruSyati, ruSati, ruSat, ruSya рушить, ранить, рубить, убивать; быть обиженным, обижаться (Риг-Веда)

В слове «вышивка» корень «шив» происходящий от слова ведического санскрита «шив» — «SIV» —  «шить, пришивать, черта, стёжка». Приставка «вы-» в слове «вышивка» абсолютно идентична санскритскому префиксу «vi-». Слово «вышивка» записанная на дивангари — viṣivka, на санскрите слово «вышив» — viṣiv — «шить или пришить в разных местах». Окончание «-ка» — общеславянский и индо-арийский суффикс с общим значением «как, или похож на…». Вышивка — viṣivka — буквально означает «как пришитая в разных местах». Традиционной вышивкой, как сакральным оберегом,  украшали ворот, рукава и подол платья все славянские народы. Кстати, на ведическом санскрите «пратья» — pratyaJj — украшать — осталось в русском языке — платье.

На санскрите слово прастава — prastava – «хвалебная песнь». В Риг-Веде поэтическое творчество сравнивается с ткачеством, «хвалебная песнь» ассоциируется с орнаментом ткани — ткать гимн, ткань гимна. Прастава – это орнамент ткани, песни, гимна – по-русски называется прошва (корень «шив» — «SIV» —  «шить, пришивать») — proshva — вышитая полосаукрашающая концы полотенец, подолы сарафанов, рубах, и в целом декорирующая одежду.

На древнеславянских рушниках в дохристианских представлениях древних славян, Вселенная изображалась в виде семи рядов фигур и знаков вышивки, означающей «семь небес» мироздания, своеобразную картину языческой Вселенной.

    Что же вышивали вверху, «на седьмом небе»?

Словосочетание «Седьмое Небо» сохранилось в современной речи, как синоним слова «рай» или «ирий».

На «седьмом небе», в верхнем ряду вышивки изображены петушки – птицы небесные, живущие в Раю, в обители Всевышнего Бога. Оттуда птицы спускаются на землю и снова улетают в небо.

Существует старинный русский обычай на Пасху и Благовещение выпускать птичку из клетки  на волю, считалось, что птичка, выпущенная на волю, отнесёт вашу просьбу на небеса к Богу. В славянских заговорах говорится: «Ты, Небо, слышишь, ты, Небо, видишь».

Можно предположить, что все последующие ряды старинной русской вышивки рушника представляют собой небеса Мирозданья.6-частых звёзд

Шестой ряд вышивки рушника украшен мелкими снежинками с четырьмя лучами. По сравнению с другими символами вышивки, они очень мелкие и их много, как «частых звёзд» на небе. В одной русской народной песне есть слова о том, что молодая девица вышивала рушник венчальный, на котором было «…красно солнце, ясен месяц, часты звёзды». Вышивка «частых звёзд» на рушнике, как иллюстрация к этому фольклорному тексту.

Пятый ряд вышивки рушника занимают три огромные фигуры богини на фоне «частых звёзд», она приближена к небу. Многие учёные-этнографы называют подобные, часто встречающиеся, изображения «змееногой богиней» или «роженицей». Тройственность изображения богинь отражено в русском фольклоре в представлении о трёх матерях. Подобные композиции часто встречаются и на других вышивках обрядовых славянских рушников.

Например, в величании «Масленницы» упоминается загадочная фраза о том, что она «трёх матерей дочка». Объяснение этому даёт «Голубиная книга» , в которой отразились распространённые в народе представления: «Первая мать — Пресвятая Богородица, Вторая мать — сыра Земля, Третья мать — кая скорбь приняла (то есть мать каждого человека и её небесная покровительница — Лада)». (Гол. Кн.220).


В древнерусском языке супругу называют ЛадойЛад — бог любви, весны и веселья. 

На ведическом санскрите: ЛАД, лада, ладо — Lad, lāda, lādo — любимый, дорогой, ладный. (Родственные слова в др.рус. яз.:— Лад — бог семейного счастья, ЛАДА–любимая, ЛАДО — любимый). Ахлада — Ahlada – услада, радость.

Лад, ладити, ладати, Ладьяти — lad, lādity, laḍati, lāḍayati – ладить, жить мирно, в согласии. (Родственные слова в др.рус. яз.: Ладиться — мириться, вести переговоры)

Небесная богиня Лада была покровительницей всех жён, рождающих детей. Именно, матушка Лада, а не просто земная женщина-мать, изображена рядом с центральной фигурой — Матерью — Землёй.
В древнерусском языческом пантеоне богов, установленном князем Владимиром, мы находим имя богини Макошь — мать плодородия, урожая, счастливой судьбы.

С распространением христианства на Руси образ Роженицы или Макоши, держащей на руках младенца Леля, обрёл черты Богородицы христианской девы Марии с младенцем Иисусом на руках.

Три Великих Матери — Макошь, Мать — сыра Земля и матушка Лада — изображены на рушнике среди «частых звёзд» в верхней части небес, которая отделяется от четырёх «низших» небес чёткой границей, в виде линии.

На четвёртом небе вышивки рушника — три крупные розетки, изображающие три Солнца.Тройственность Солнца означает утро, день и вечер, или утреннюю Зарю, Полдень и вечернюю Зарю.

На третьем небе вышивки рушника находятся четыре четырёх лепестковые розетки, как бы перечёркнутые крест на крест, знак напоминающий изображение двойной ваджры (санскр. वज्र — «удар молнии») бога Индры.

Из древне-индийского языка слово «хршу» — hṛṣu — ‘радостный, довольный’ —  «хороший» — попало в русский язык в результате прямого контакта древних славян с индо-арийскими языками, на это указывает и схожесть  сакральной и религиозной славянской лексики с древним индо-иранским языком, заимствование произошло из иранских языков посредством скифского языка.

1-союз или противостояние двух начал.В Северном Причерноморье сохранился этнос или языковой реликт прото-индо-иранского языка, восходящего ко времени Ямной культуры (3600—2300 до н. э.), до его предполагаемого разделения на индо-иранскую и иранскую ветви. Отталкиваясь от кардинального значение корня ведического санскрита — hṛṣ  — в древне-индийском означает ‘ощетинивание, эрекция’, восходит к праиндоевропейскому этимону *ghers(*g‘hers-) —  ‘ощетиниваться’теоним ‘Хорс’ интерпретируется как божество плодородиясочетающее функции солнечного героя и ‘хтонического бога’, сравнимого по функции с греческим Дионисом и его аналогами в других европейских и восточных  культах.свасти-Засеянное поле-символ Земли= Тело, Душа, Дух, Совесть

Благодаря новой интерпретации образ восточно-славянского бога Хорса — это божества плодородия, несущее в себе черты древнего ‘дионисийского комплекса’.

В традиционной древнерусской вышивке вокруг четырёх лепестковых розеток вышиты четырёхкратные точки – это знак семени и символ плодородия.

Этот древнейший знак плодородия мы находим на глиняной статуэтке «Богини-Матери» из Кукутень-трипольской культуры (около 4800 до 3000 г.г. до н.э.), найденной на территории современной Украины.

Такие статуэтки называют палеолитическими «Венерами». Образ Богини-матери является «проекцией» зрелой стадии жизни женщины, в отличие от двух других — образов юной Девы и старой богини-матери — Прародительницы.

Этот культ богини-матери — Прародительницы существовал в виде собирательного образа Великой Матери в древних культурах Ближнего Востока и античного греко-римского мира.

союз двух начал -мужского и женского в центре древнеславянской вышивки

Этот древний символ плодородия был позже разделён на две свастики, указывающие движение в противоположных направлениях, как представление вечного круговорота жизни и смерти, и животворящего единства мужского и женского элемента.

На втором небе вышивки рушника изображён хоровод, который водят ДЕРЕВО ЖИЗНИ 2женские фигуры, похожие на цветы или даже «деревья жизни». Их много и «древо жизни» — роженицы процветают на земле, в женственном и мажорном настрое, возможно, это берегини.

Берегиня — славянское божество, считается матерью очага и защитница дома, хранительницей семьи, кормилицей. Слово Берегиня имеет родственные слова в русском языке: «брег, берег реки, беречь, оберегать, оберег». Берегиня в славянской мифологии общее название для всех доброжелательных женских духов воды. В Авестийском языке: бережа — bereja — благословение. Самофракийскую богиню Деметру иногда называют Рея (лат. Rheia, Rheiе, Rheе) или Кибела (Цибела, Сибела, Сибирия, Сивилла). В греческой мифологии то время, когда царила богиня Рея, на Земле был «золотой век» человечества — Рай или Ирий

Другие имена Реи  — Бримо (лат. Brimo), Берецинтия (лат. Berecyntia; рус. Берегиня), Кибела.  Фригийцы называли  «великую мать богов» Кибелу — «матерь Берецинтия» — «mater Berecyntia» — «Мать Берегиня» (Verg. A. 6, 785). Во Фригии и сегодня есть гopa Берецинтия (Berecyntia), где, по легенде, родилась Кибела, и где был построен храм Кибелы-Берегини. 

У древних фракийцев богиня Рея — «великая мать богов» была известна под именем Бендис (Bendis) или Котис (Cotys – «роженица», или богиня Геката), и идентифицировалась с греческой Деметрой. (Strab. x. p. 470).

Первое небо на вышивке рушника — две параллельные черты, между которыми изображены зигзагообразные линии – «твердь небесная» с запасами небесной влаги. К незыблемому Небу полоской воздушного кружева подвешена Земля, в пышном её цветении повторяется знак плодородия и цветения.
Среди земного цветения и плодородия мы видим две мужские фигуры, в окружении цветочных розеток — гвоздики или васильки.

Центр цветочных розеток, несомненно, означает вспаханное и засеянное поле – символ плодородия. Мужские фигуры с четырёх сторон окружены символами «засеянного поля» и плодородия. Над головами мужчин и под их ногами подобие знака ваджры – символа мужской силы. Между цветами вышиты непомерно пышные колосья ржи, которая возделывалась славянскими племенами.

Вся композиция в целом представляет собой стройную систему мироздания, языческую Вселенную, в которой семь Небес, разделённых на верхние и нижние небеса.

На верхних, звёздных небесах Вселенной, вышитой на рушнике, находится Небесный Рай и три Матери богини.

На нижних небеса, отделённых от земли «твердью небесной» с запасами небесной оплодотворяющей влаги, три солнца.

На цветущей оплодотворенной земле человек занимается исконно славянским земледелием, хлебопашеством.

Древние традиции гостеприимства
Исследования генетиков и лингвистов по истории славян и балтов

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*